сценарий "Память сердца"
классный час на тему

Шайдурова Лариса Александровна

Сценарий "Память сердца" посвященный 70-летию Великой Отечественной войны. Рассчитан на воспитание нравственных чувств и убеждений студентов, способствует формированию гордости за Отечественную историю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В 2015 году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но она не стала прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний.

Великая Отечественная война - это ужасные потери и радость побед!

Работа состоит из разработки и презентации. Может быть использована для мероприятий внеклассного характера, также на уроках.

Данный сценарий рассчитан на воспитание нравственных чувств и убеждений студентов, способствует формированию гордости за Отечественную историю, историю своего города, своих потомков. Позволяет воспитывать ценностное отношение к своей родине, к настоящему и прошлому, людям, живущим на этой земле. Ценить культуру, проявлять уважение к культуре, связанной с темой Великой Отечественной войны, беречь историческую память поколений, проявлять гражданскую позицию, формировать понятийный словарь: патриотизм, отечество, Родина, память, суверенитет, героизм, самопожертвование во имя других людей, формировать уважительное отношение к памятникам, могилам земляков – основные цели данной разработки.

Это живая история, которую нужно изучать и преклоняться перед подвигом советских людей. 


Сценарий торжественного мероприятия, посвящённого

70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Память сердца!»

1 слайд. Актовый зал празднично украшен: на заднике надпись «Победа – 70 лет!», шары, цветы. Видеоролик «Ветераны ВОВ»

Под мелодии песен ВОВ выходят ведущие: Щербина Игорь – гр. 2-31,  Эпова Нина – гр. 1-12

2 ведущий: Память о прошлом, — это не просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы минувшего. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему наш народ так свято чтит память о подвигах тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой битве с врагом.

2 слайд. 1 ведущий:

70 лет уже минуло с начала грозной той войны,

И светлый летний день июня стал самым горьким для страны.

Вы встали на борьбу с врагами, ни жизни не щадя, ни сил,

Мы, ветераны, рядом с вами клянемся память сохранить.

Мы соберем воспоминанья о ваших подвигах, друзья,

Мы - юные, но точно знаем: о прошлом забывать нельзя!

3 слайд. Песня «Чтобы не было больше войны» - Барановская Надя, гр. 1-12.

Ведущий 1. Мы посвящаем наш вечер тем, кто упорно сражался на фронтах, кто, недоедая, недосыпая, трудился в тылу, кто выстоял и победил, неся на руках долгожданную Победу, кто не вернулся, но завещал нам мир и чистое небо. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас потерь и радость надежд в ожидании победы.

4 слайд.

2 ВЕДУЩАЯ: В  дни войны им было семнадцать, 18, 19... Они были моложе многих из нас, присутствующих в этом зале. А сегодня, обремененные солидным возрастом,  повседневными проблемами нелегкой нашей жизни, они — именинники, сегодняшний праздник — в их честь, и все, что будет происходить на этой сцене — для них!

5 слайд. Фото ж/д – 2 фото.

1 ведущий: В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в достижение победы над врагом внесли работники железных дорог. Война показала решающее значение железнодорожного транспорта как главного связующего звена между фронтом и тылом, имевшего первостепенное значение для выполнения всех боевых операций по обеспечению снабжения войск Красной армии.

2 ведущий: И мы, студенты техникума транспорта и технологий, должны ценить и помнить, что для нас сделало поколение освободителей. Помнить, что среди них были работники железной дороги, выпускники нашего учебного заведения.

6 слайд.

1 ведущий: На Читинском паровозовагоноремонтном заводе квалифицированных рабочих, ушедших на фронт, заменили их отцы-пенсионеры, жены, дети. В 1941 году коллективу ПВРЗ было поручено организовать производство огнестрельного оружия: минометов, гранат, ранцевых огнеметов. А вскоре была поставлена другая задача - построить бронепоезд для Забайкальского фронта. В апреле 1942 года на многолюдном митинге заводчан бронепоезд "Забайкалец" был передан командованию Забайкальского фронта.

7 слайд. 3 фото.  Вадим Вершинин – чтец.
Сколько лет уж прошло с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
2. Фото. И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
3. Фото. С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.

Номер ХЭЦ

8 слайд. 1 ведущий: мы до сих пор поддерживаем связь с Сараниным Василием Диамидовичем. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в боях за освобождение Львова, Кракова, Варшавы, Будапешта. Командовал взводом танковых пулеметов, в составе которого с августа по сентябрь 1945-го воевал с Японией.С 1957 года 11 лет проработал на паровозоремонтном заводе, с 1967 по 1985-ый работал в нашем учебном заведении мастером производственного обучения. Находясь на заслуженном отдыхе, Василий Диамидович встречается со студентами, делится своими воспоминаниями.

2 ведущий: Сегодня Саранин Василий Диамидович рядом с нами.

1 ведущий: Война была трудным испытанием для нашей страны. И не было в этой войне ни одного легкого дня. И даже самый последний ее день был бесконечно опасным и безмерно трудным.

9 слайд.

2 ведущий: Сразу после войны в профессиональное училище № 1 пришел работать военруком, мастером производственного обучения Нагаев Николай Нугманович. Занимался обучением и воспитанием подростков 46 лет. В годы войны Николай Нугманович командовал пулеметным взводом, участвовал в военных действиях в Маньчжурии, Японии.

10 слайд. Здесь 3 фото. Танец «Берёзка» - ученики СОШ п. Антипиха.

Номер ХЭЦ

11 слайд. Фото Онискевича.

1 ведущий: Подростком, закончив семь классов средней школы, пришёл на Читинский паровозовагоноремонтный завод Гриша Онискевич. Работал столяром, а по вечерам учился в аэроклубе. В октябре 1941 года принял первое боевое крещение в небе под Москвой. Всего за годы войны лётчик-истребитель Григорий  Демьянович Онискевич совершил 550 боевых вылетов, сбил 24 вражеских самолёта лично и 8 в групповых боях.

12 слайд. Здесь 2 фото.

2 ведущий: Григорий  Демьянович был удостоен звания Героя Советского Союза, награждён многими орденами. Его именем названаодна из улиц Читы, присвоено имя Профессиональному училищу № 1. После войны полковник Онискевич командовал авиадивизией, а уйдя в запас, работал на промышленном предприятии, активно участвовал в общественной жизни.

13 слайд. Здесь 2 фото

1 ведущий: Ещё один из наших выпускников – это Лепский Алексей Тихонович. Алексей Тихонович - уроженец Красноярского края. С 1930 г. проживал в городе Чите. В 1938 г.  окончил школу ФЗУ № 1 ст. Чита-1, и получил специальность слесаря-автоматчика 5 разряда. С 1939 г. работал на шахте «Восточная» коногоном, забойщиком, бурильщиком. Участвовал в Сталинградской битве.

2 ведущий: Алексей Тихонович Лепский был частым гостем в родном училище, всегда его встречи с ребятами проходили весело, непринуждённо. Его рассказы  о войне, о боевых действиях перемежались шутками, солдатским юмором. Ребята ездили к нему домой в п. Наклонная, поздравляли с праздником,  помогали ему.

14 слайд. ФОТО!

1 ведущий: В паросиловом цехе завода работал до войны и был секретарём комсомольской организации Георгий Костин. Читинцы избирали его депутатом городского Совета. Воспитанник комсомола, в армии стал младшим политруком. В боях под Воронежем 10 сентября 1942 года он бесстрашно повёл бойцов в атаку на вражеские позиции. Первой связкой гранат взорвал танк, а второй — себя и окруживших его фашистов. Именем героя в Чите названа улица, берущая начало у проходной его родного завода.

15 слайд. Фото

2 ведущий: Продолжая традиции родителей, стал трудиться на железной дороге кондуктором Виктор Нечаев. Впоследствии работал он на Читинском паровозовагоноремонтном заводе токарем, заслужил репутацию умельца. Но война прервала мирный труд. Нечаев ушёл на фронт и отважно сражался. 6 сентября 1943 года рядовой отдельного сапёрного батальона В. Н. Нечаев при форсировании Днепра геройски погиб.

16 слайд. Фото.

1 ведущий: ВикторАрте́мьевичМатю́нин1911 года рождения после окончания школы работал слесарем на Читинском паровозоремонтном заводе и учился в ФЗУ № 1 ст. Чита-1. Виктор Арте́мьевич - лётчик-истребитель, командир 513-го истребительного авиаполка 52-й армии, участник войны в Испании, на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны, майор. Погиб 23 ноября 1941 года при выполнении разведзадания.

17 слайд. Здесь 4 фото.

Чтец: Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
2. Фото. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
3. Фото. Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
4. Фото. К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

18 слайд.

2 ведущий: Все те, кто остались живыми,

Пусть в эту минуту молчат…

И вспомнят пусть каждое имя

Навеки ушедших солдат!

19 слайд.

1 ведущий: Помолчим, чтобы сказать о них

Не холодным, равнодушным словом,

Чтоб они воскресли, хоть на миг

Временным звучаньем метронома!

Объявляется минута молчания.

20 слайд. Звучит метроном.

21 слайд.

1 ведущий: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив время на «довоенное» и «военное», разделив всех на «фронт» и «тыл». Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!

22 слайд. Здесь 3 фото.

2 ведущий: В первые дни войны коллектив вагонного депо станции Чита I пополнился женщинами, девушками, подростками. При керосиновых коптилках в лютые морозы они производили безотцепочный ремонт вагонов. Для изготовления запчастей стали использовать устаревшие детали, бывшую в употреблении увязочную проволоку, демидовские рельсы устаревшей марки.

2. фото. 1 Ведущий: В начале  Великой Отечественной38 домохозяек станции Хилок пришли на работу в депо. Они выходили на выгрузку вагонов, прополку посевов в подсобных хозяйствах, ремонт железнодорожных путей. Работали кочегарами. За время маршрута кочегару приходилось лопатой перебрасывать по 18-20 тонн угля.

3. фото. 2 ведущий:Более 100 женщин Карымского железнодорожного узла овладели мужскими профессиями: 40 домохозяек дистанции пути стали ремонтными рабочими, 28 - переездными сторожами. 18 девушек -  работниц депо станции Карымская - овладели смежными специальностями токаря, слесаря.

23 слайд. 3 фото. Песня «Смуглянка» Берестов Д.Д.

24 слайд. 2 фото. Чтец Георгий Джоджуа:

Ты живешь потому, что когда-то
На земле умирали солдаты,
Ты поешь, а их звонкая песня
До конца не смогла дозвенеть.
Отгремели сраженья раскаты,
Не горят фронтовые закаты.
На равнине, израненной боем
2. Фото. Шелестит колосистая медь...
Только им для бессмертия мало
Нашей скорби и нашей печали:
Умирали они молодыми,
Чтоб над полем была тишина,
Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась война.

25 с лайд.

1 Ведущий: Нелегко досталась эта Великая Победа, но наша страна выстояла в жестокой схватке с фашизмом. И хочется, низко поклонившись, сказать:

Слава тебе, победитель-солдат,

Ты прошёл через все испытания

Не ради чинов и наград,

А чтобы избавить народ от страдания!

Песня «О той весне» - дуэт Якимова Светлана, Ляхова Мария, гр.

1-12.

Номер ХЭЦ

26 слайд.

1 Ведущий: Память – это мгновения.  Те мгновения, их которых набралось почти четыре года войны. Тысяча четыреста восемнадцать суток. Они не ощущались. В каждых сутках 24 часа. Они не замечались на войне. Время измерялось не массами, минутами и секундами. Оно измерялось мгновениями, в которые вкладывалась жизнь и смерть, боль и страдания, кровь и ненависть, и ещё огромная воля к победе, всепоглощающая ненависть к фашизму, которая не позволяла умереть, когда полмига означало часто – вернуться домой.

27 слайд.

2 Ведущая: Память – это воздух России. Для многих воинов дорога домой пролегла через Берлин. В пропахших гимнастёрках цвета дозревающей ржи,  они возвращались домой победителями. Чаще всего –   поездом. В теплушках с раскрытыми настежь дверями. Днём и ночью,  и не было солдата, который проспал бы переезд границы. Россия, Россия… мощное радостное «Ура!»  заглушало стук колес – защитники приветствовали своё Отечество. Они были дома и дышали своим, таким родным воздухом.

28 слайд. ВЫСТРОИЛИСЬ НА ПЕСНЮ

1 Ведущий: 70 лет прошло с тех страшных дней! С каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. Такова жизнь. Но мы клятвенно обещаем хранить память о них, о тех годах, которые не способна человеческая память вычеркнуть из сознания.

Песня «День Победы» Берестов Д.Д. и группа 2-31.

Гелиевые шары с бумажными голубями отправить в зал.

Заключение

В нашей стране очень много праздников. Но самый трогательный, особый праздник - это праздник Победы. К этой победе наши герои шли очень долго. А началось все летом 1941 года 22 июня…

Последний звонок и выпускной бал в школах. Юные выпускники, не познав до конца радость этого бала, услышали громкий голос Левитана и всё в этой жизни изменилось, рухнули все мечты и планы на будущее. Они променяли все на военную форму, на фронт и тыл. В одночасье война отняла у них яркую, насыщенную молодость.

Всё это было 70 лет тому назад. Великая Отечественная война… В каждом сердце это словосочетание отражается глубокой раной каждого человека, который прожил, видел и даже слышал об этих муках ада. Ни один дом, ни одну семью не обошла стороной это ужасная, кровавая война. Война – это горький пот и кровь, это треугольные письма, которых ждали всем сердцем и душой, и которых так боялись получать. Потому что это могло быть последним письмом, письмом - похоронкой. 

70 лет тому назад наши деды и прадеды спасли мир от фашистов. Более 27-ти миллионов человек погибли в той страшной и безжалостной войне, но погибли они, защищая нашу Родину, поэтому память о них всегда жива, а подвиги бессмертны.

Список использованной литературы

1. Война народная: Хроника первого дня // Комсомольская правда, 22.06.1971.

2. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2011. - 382 с.

3. Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории. – Москва, 2010.

4. Кузьмина Н.В. История. Внеклассные мероприятия. – Волгоград, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" "Сердце России - Тульская земля"

Социальный проект "Серце России - Тульская земля" реализован в етской общественной организации города Новомосковска и представлен в финале Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Тема проекта "Внутр...

Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные эт...

Осколок в сердце

Осколок в сердце Цель :       Освоение детьми норм нравственности.Задачи :  - Развивать умения анализировать свои поступки.- Воспитывать в себе чувства до...

Положение о конкурсе творческих работ "Их имена мы в сердце сохраним"

Конкурс проектов, рефератов, творческих работ " Их имена мы в сердце сохраним", посвящённый участникам Великой Отечественной войны....

Акция – «От сердца к сердцу!»

Цель: знакомство учащихся НОУОР с воспитанниками школы – интерната №1. Включение учащихся в реальную совместную практическую деятельность.Задачи: ü Воспитывать дружеские взаимоотношенияü развивать нав...

Волонтёрский отряд "От сердца к сердцу"

Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам мы совершаем добрые, бескорыстные п...