Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.
материал по теме

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у обучающихся и до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества. Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Авторы статьи делятся опытом патриотического  воспитания обучающихся в ГБОУ НПО ПТЭЛ №148.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Федоровна Лукашенко,

директор ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Людмила Леонидовна Горская,

 преподаватель истории ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества. Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований.

Поэтому развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами. И в этом отношении нам, петербуржцам, повезло необычайно, потому что именно наш город служит средоточием социально-культурных учреждений, комплексов, памятников архитектуры, которые, несмотря на свой возраст, продолжают сохранять и демонстрировать социальные, политические, исторические и другие ценности нашей национальной культуры. Наш город имеет мощный культурно-воспитательный потенциал, среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальнейший по масштабу памятник, сохранившийся грандиозный музей под открытым небом, исторический центр в ожерелье пригородных ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны, Ропши, Царского Села, Гатчины и Павловска, обладает огромным бесценным кладом, который называется культурное наследие. Именно оно питает современную науку, образование, культуру. А главными наследниками и будущими носителями культурного наследия является молодежь, т.е. наши воспитанники.

Учитывая все вышеизложенное, нам, преподавателям лицея, стало понятно, что осмысление и освоение великого пространства под названием Санкт-Петербург необходимо проводить систематически. Поэтому была разработана и опробирована интегрированная учебно-экскурсионная программа под названием «Блистательный Санкт-Петербург», которая дала нашим педагогам возможность решать следующие учебно-воспитательные задачи:

  1.  Повышение у учащихся интереса к богатому историческому наследию Санкт-Петербурга и воспитание гордости и достоинства за то, что они – петербуржцы;
  2. Воспитание уважения и бережного отношения к историческому наследию СПб и желание сохранить его для будущих поколений;
  3. Расширение кругозора и эмоционально-чувственной сферы у учащихся и побуждения стремления к самостоятельному изучению культурного наследия нашего великого города;
  4. Активизация и развития знаний, полученных на уроках истории, литературы, географии.

Интегрированная программа представляет собой перечень тематических экскурсий по основным памятным местам и музеям нашего города и района. Тематика была подобрана в соответствии с учебными программами по истории, литературе, обществознанию, географии, ОБЖ в разделе «Военная история». Для каждой экскурсии указывается дата проведения, продолжительность по времени и форма проведения: пешеходная или автобусная экскурсии. Кстати, после приобретения лицеем собственного автобуса в 2011 году по программе Комитета по образованию «Автобус» эта часть программы стала для ребят еще доступнее, так как появилась возможность бесплатно съездить на выставку или в музей.

По данной программе наш лицей работает с 2003 года, и за это время целесообразная интеграция возможностей программы создала благоприятные условия нашему лицею для выхода на качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса.

Сотни ребят, обучавшихся в лицее за это время, имели возможность увидеть и «почувствовать кожей», что наш город – один из прекраснейших в мире, великолепный синтез различных архитектурных стилей и направлений; в его судьбе сыграли огромную роль многие выдающиеся личности, деятели культуры и искусства. Своими впечатлениями от увиденного учащиеся с удовольствием делились с помощью групповых или индивидуальных отчетов в различных формах: рисунках, фотокомпозициях, эссе-впечатлениях, фотогазетах, слайд-шоу и презентациях. Лучшие из работ представлялись на выставках, ежегодно устраиваемых в лицее к памятным датам нашего города.

Вместе с ребятами мы организовываем и проводим викторины по теме «Наш любимый город», к которым учащиеся самостоятельно готовят интересные вопросы и задания.

Особенное место в нашей работе уделено военной теме, и это неслучайно: город-герой, город-труженик выстоял и победил блокаду, о чем свидетельствуют многочисленные городские и областные памятники победы. И лицей не остается в стороне, поддерживая многолетнее сотрудничество со стрельнинским филиалом организации «Дети блокады», активное участвует и поддерживает все мероприятия гражданско-патриотической направленности, которые проходят в районе и городе. Так, мы проводим уроки мужества, где выступают дети блокады и ветераны ВОВ, проводим совместные митинги и траурно-торжественные мероприятия к памятным датам в истории города и России у военных памятников и на мемориальных захоронениях нашего героического поселка. В своих выступлениях учащиеся произносят слова благодарности, уважения и гордости, читают военные стихи и исполняют песни военных лет. И каждый раз блокадники с удовлетворением и надеждой видят горящие глаза ребят, их проникновенные лица и правильный эмоциональный настрой, сопереживание всему происходящему. Лицеисты постоянно готовят для ветеранов поздравления и памятные подарки, праздничные концерты и сладкие угощения, приготовленные собственными руками, стараются окружить теплом и заботой всех жителей блокадного города и ветеранов войны, живущих на территории нашего МО; поздравительные плакаты в исполнении ребят украшают все социально значимые объекты в Стрельне, проводятся адресные поздравления инвалидам и участникам ВОВ.

Любовь к Родине проявляется в поступках и деятельности каждого человека. Ветераны доказали свою любовь в суровые годы войны, и искренне верят, что сегодняшнее поколение сможет проявить себя в стремлении служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Об этом же пишут ребята в своих отзывах и репортажах после проведенных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" "Сердце России - Тульская земля"

Социальный проект "Серце России - Тульская земля" реализован в етской общественной организации города Новомосковска и представлен в финале Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Тема проекта "Внутр...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Экскурсия по историческим местам города Лебедянь.

Сегодня экскурсию по памятным местам города Лебедянь для вас проведут студенты  24 группы. Экскурсия продлиться 1.5 часа...

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЧАС «ИРКУТСК-ГОРОД МОЕГО СЕРДЦА» ДИКОВА ВЕРА ГАВРИЛОВНА

iexcl;Цели и задачи:¡Знакомство студентов с историей родного города в лицах.¡Развитие познавательных, коммуникативных компетенций.¡Воспитание патриотизма, любви к своему родному кра...

Инновационное внеурочное мероприятие «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт».

В статье рассматривается  инновационное  внеурочное мероприятие - викторина.  Это внеурочное мероприятие является подготовкой  к ряду уроков по  профессиональному модулю...

«Прогулка по историческому центру города Иркутска. Экскурсионный пешеходный маршрут по городу Иркутску «Зеленая линия».

На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. И город Иркутск не стал исключением. По меркам Сибири, город ста...