Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается ежегодно в славянских странах 24мая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_24_maya_slav.pism_.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»
Утверждаю:
Заместитель директора по УР
_________/Попова Ю.А./
«____»_________2015г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры
Разработал(а): Демина Л.В. – преподаватель русского языка и литературы
Одобрено ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол №____от «____»__________2015г.
Председатель ПЦК_________/Куликова Т.Ю./
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол №_____от «____»______2015г.
Методист__________/Демина Л.В./
Аннотация.
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия в ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» и посвящена Дню славянской письменности и культуры, который отмечается ежегодно в славянских странах 24мая.
Данное внеклассное мероприятие прививает обучающимся любовь к родному языку, повышает их языковую культуру, расширяет кругозор студентов.
Методическая разработка подготовлена с использованием ИКТ.
2
Цель: формирование у студентов знаний о возникновении славянской письменности; развитие интереса к прошлому славян, приобщение к национальной культуре; воспитание любви и бережного отношения к русскому слову и русской речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рисунки обучающихся «Славянские буквы»
Ход внеклассного мероприятия.
(Слайд 1.)
1 ведущий.
Ежегодно,24 мая, в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о его возникновении. А ведь появлению письма мы обязаны святым апостолам Кириллу и Мефодию. (Слайд 2. Кирилл и Мефодий)
2 ведущий.
История поставила их имена в ряд с величайшими сынами человечества, ведь именно они принесли на землю славян свет письменности и знаний. Эти святые издавна считались на Руси покровителями «книжных людей» и учащихся.
1 ведущий.
И в XIX, и в начале XXвека в нашей стране отмечался этот праздник, им заканчивался учебный год. А потом на многие десятилетия о нем забыли. И лишь с 1987г. в нашей стране вновь стал отмечаться праздник День славянской письменности и культуры, а с 1991 он получил государственный статус.
2 ведущий.
Итак, давным-давно, более тысячи лет назад, братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Сегодня мы расскажем вам, как это было.
(Выходят девушка и парень в национальных костюмах, звучит музыка – русские гусли)
1чтец.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых лет.
Вспоминай их добрым словом!
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
3
2 чтец.
(Слайд 3. Монах в келье)
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах…
(Выходит монах со свечой в руках, садится за стол, берет перо)
Монах-летописец:
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Исполнен труд, завещанный
От Бога мне, грешному.
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству научил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду,
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Еще одно, последнее сказанье…
1 чтец. (Слайд 4-6. Славяне)
Гой вы славные наши жители.! Расскажу вам не сказку, а быль о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.
Жили-были тогда добры молодцы, красны девицы-раскрасавицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить. дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать и письма писать.
2 чтец.
Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными в то время, когда другие народы уже читали и писали книги. Они тоже писали, только по-своему. Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на деревянных «памятных» дощечках или, как говорили, «на носу». «Зарубить себе на носу» означало запомнить. Также у славян было принято «узелковое». Узелки завязывались по-особому, чтобы вспомнить о чем-то. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Правда, «веревочные» книжки
4
оказались недолговечными – клубки могли разматываться, веревки рваться, а
слова -узелки легко забывались.
1 чтец.
(Слайды 7-11. Славянские божества)
До X века у славян не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название языческой. Древние наши предки называли своими богами воду, землю, солнце, ветер. Хорс – бог солнца, Сварог – бог огня, Даждьбог – бог дождя , Макошь – богиня земли и жизни, Перун – сначала покровитель грома и молнии, покровитель воинов, а затем и главный бог. Каменных и деревянных истуканов, которых сами же сотворили, они пытались задобрить – приносили им жертвы.
Монах-летописец. (Слайд 12. Князь Владимир)
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса , Даждьбога и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. (Слайд 13. Идолы)
2 чтец.
Кроме названных богов, на Руси почитали и многих других. Практически каждое племя поклонялось своим богам или возвышало одних над другими, и такое разноверие продолжалось вплоть до вступления во власть князя Владимира. В 980г. он возвысил над другими языческими богами Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокошь, Хорса.
1 чтец.
Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проводили пышные праздники в честь этих богов. Люди продолжали молиться разным.
Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии. (Слайд 14. Крещение Руси)
Итак, в 988г. Владимир крестил Русь византийским крестом.
Монах-летописец.
…Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего- Перуна- бросить в воду. А народу велел креститься. И обратился к городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». И все люди шли креститься и говорили
5
друг другу: «Пойдем креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы ее!» Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех.
2 чтец.
После святого крещения были разрушены идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена, а чуть позже возникла и письменность на Руси, пришедшая сюда из Византии и Болгарии. Так как же овладевали грамотой славяне?
Монах-летописец
(Слайд 15. Кирилл и Мефодий)
Если спросите у славян-грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевел, - все знают и ответят – святой Кирилл-философ и Мефодий, брат его…»
«Если спросить, когда это было, знают и это скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и моравского князя Ростицы, и блатенского князя Коцела, в 863г. по Рождеству Христову».
1 чтец.
В 822 – 907г. на Среднем Дунае существовало славянское государство Моравия, включавшее в себя территорию современной Словакии, Венгрии, Чехии, часть Польши и Украины.
И вот, однажды, славянский князь Ростислав из Моравии отправил к византийскому царю Михаилу посла со словами: «Земля наша крещена, но нет учителя, который бы наставил и поучил нас, и разъяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского, одни учат нас так, другие по-другому, от того не знаем мы ни букв, ни начертаний. Пошлите нам учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о их смысле. Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде».
2 чтец.
В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) на берегу Эгейского моря жили два брата Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий. Были они люди мудрые и хорошо знали славянский язык. Вообще, Кирилл знал геометрию, астрономию, грамматику и 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей
6
Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.
1 чтец.
И вот братья приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, а помимо этого в их миссию входила и проповедь Христианства, хотя Константин считал, что без письменности христианское просвещение невозможно. 24 мая 863г. в городе Плиске (в те времена столица Болгарии) Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
2 чтец.
(Слайд 16. Глаголица.)
Кирилл, на основе греческого письма, создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку. Ряд ученых предполагает, что Кирилл создал две азбуки: глаголицу и кириллицу. Глаголица содержала в себе 40 букв и использовалась для записи церковных текстов на старославянском языке.
1 чтец.
Форма букв глаголицы была чрезвычайно сложной и замысловатой, со множеством петель и завитков. Скоро она вышла из употребления, но, наряду с греческим алфавитом стала основой для составления впоследствии кириллицы, которую после смерти Кирилла доработали его ученики и сподвижники, назвав ее в честь своего учителя. (Слайд 17. Кириллица)
2 чтец.
Славянская азбука-кириллица содержит 43 буквы. Обратите внимание, что каждая из них была особенной – имела свое имя: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь и т.д. Название букв должно было напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой». Само название «азбука» образовано от двух первых букв – «аз» и «буки», а «алфавит» – от греческих «альфа»+ «вита»=алфавит
1 чтец.
Буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «буки» - 2, «веди» - 3 и т.д. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А первой книгой, переведенной братьями на славянский язык, стало «Евангелие»: «Вначале было слово, и слово было
7
Бог…» (Слайд 18. «Евангелие»)
2 чтец.
Старославянский язык, на который были переведены богослужебные книги, очень понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие Александра Невского”
1 чтец: Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь. (Чтение отрывка по ролям)
Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.
Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?
Внук: добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите…
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и
за это я тебе дам пятак…
2 чтец.
Кирилл и Мефодий воспитали немало учеников, которые внесли большой
8
вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь братья посвятили учению, служению славянам, не придавая значения почестям и славе.
1 чтец.
К сожалению, Константину не суждено было вернуться на родину. Когда он вместе с Мефодием приехал в Рим, то тяжело заболел там, принял монашеский постриг, здесь-то как раз он и получил имя Кирилл, и через несколько часов скончался, не дожив до 42 лет. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. А похоронен он в Риме.
2 чтец.
Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер в 885г., был похоронен в Моравии.
1 чтец.
В старину книги писались от руки и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывая каждую буковку.
2 чтец.
Гусиное перо обмакивали в баночку с чернилами, которые тщательно подбирались; писали даже растворенным золотом или серебром. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами. (Слайд 19. Буквицы.)
1 чтец.
(Слайд 20. Петр Первый)
Славянский алфавит просуществовал на Руси более семи столетий. Лишь в царствование Петра Первого были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омега».
2 чтец.
Во второй половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми
буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «И краткое» и «Е»
В 1918г. была проведена еще одна реформа, в результате которой убрали
9
буквы: «ять», «фита», «ижица» и «ер» на конце слова. Современный вариант азбуки содержит оптимальное количество букв – 33, которые легко произносятся и пишутся. (Слайд 21. Современный алфавит)
1 чтец.
Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
2 чтец.
И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. (Слайд 22 Кирилл и Мефодий. Музыка)
1 чтец.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2 чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
(Чтецы уходят, выходят ведущие)
1 ведущий.
Многие столетия наши предки читали книги и творили молитвы на церковно-славянском языке.
2 ведущий.
Когда слышишь этот древний язык, кажется, присоединяешься к тем, кого уже давно нет, вспоминаешь о славных русичах, которые, как сказано в
10
«Повести о разорении Рязани Батыем»
Монах-летописец.
(Слайд 23. Славяне)
«…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церкви прилежны, на пирования скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали…»
(Монах уходит)
1 ведущий.
Старославянизмы в современном русском языке относятся к пассивному словарю, но интересен тот факт, что некоторые из старославянских слов возрождаются и становятся весьма актуальными в наше непростое время. Это такие слова, как: великодушие, благополучие, благословение, милосердие. Эти слова должны занимать почетное место в нашем языке.
2 ведущий.
Не перечислить всех богатств славянской речи. Речи, без которой не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и других великих классиков.
1 ведущий.
Давайте же бережно относиться к нашему языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавалось великое русское слово. И нам его хранить и обогащать. Стихотворение Ивана Бунина «Слово». (Слайд 24. Бунин. Музыка)
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
11
2 ведущий.
В заключение нашего мероприятия хотелось бы еще раз отметить, что 24 мая во всех странах, где живут славяне празднуют День славянской
письменности и культуры. Благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем самый
красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей.
1 ведущий. (Слайд25 . Памятник Кириллу и Мефодию)
Неугасимая лампада в Москве на площади горит,
Там памятник стоит двум братьям, навек закованным в гранит.
От них язык свой знаем мы с древнейших дней, от «аз» до «буки»,
От них мы грамотой сильны, другие познаем науки
(На сцену выходят все участники)
2 ведущий.
Будем же чтить славных предков наших и помнить их великие дела на благо Отечества!
1 чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? (Слайд 26. Славяне)
Все: Мы – славяне!
2 чтец.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле кто вы? (Слайд 27. Славяне)
12
Все: Мы – славяне!
(Слайд 28. Спасибо за внимание)
13
Используемые источники
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе» №3 2007г.
- http://infourok.ru
- http://wikipedia.org
- http://yandex.ru
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.
По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...
Урок День славянской письменности и культуры
Урок к Дню славянской письменности и культуры разработан с использованием материалов Интернета и методических пособий. Буду рада, если кому-то этот материал поможет провести урок....
Участие сводного хора МВМУ в концерте, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, 24 мая 2014 года
24 мая 2014 года на Красной площади столицы состоялся большой праздничный концерт, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Сводный хор Московского военно-музыкального училища ...
2-е место во Всероссийском конкурсе. Методическая разработка. Открытый урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.
Цели урока:Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;Развиват...
КВН на тему «День славянской письменности и культуры».
КВН был подготовлен в рамках работы ШМО русского языка и литературы ко Дню славянской письменности и культуры. Проводился среди учащихся 5-9 классов....
Внеклассное мероприятие. История возникновения славянской письменности.
Данное мероприятие разработано к 1150- летию возникновения славянской письменности....