Конспект урока "В чём истинная красота человека"
план-конспект занятия на тему
На уроке используется творческая активность студентов, привлекаются различные виды деятельности, имеется возможность использовать обширный материал, провести параллели с современностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выбран из системы уроков по изучению романа Л.Н.Толстого "Война и мир" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В чем истинная красота человека (по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»).
Цели урока: 1. Провести синтез и углубление знаний в образе главной
героини романа.
2. Определить позицию Л.Н. Толстого на роль женщины в
обществе, выражение писателем веры в человека, в
возможность утверждения подлинно человеческих отношений
на земле.
3. Обобщить в образе Наташи Ростовой типичные черты
женщин в русской литературе XIX века.
4. Создать атмосферу доверительности, лирического настроя.
Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации Л. Пастернака,
Шмаринова, соната Бетховена «Лунная соната», дневниковые
записи,
Сущность ее жизни – любовь.
Л.Н. Толстой.
В образе Наташи Ростовой воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.
(На экране демонстрируются тема урока, эпиграфы и два портрета: слева- Л.Н. Толстого, справа- Наташи Ростовой).
Ход урока.
^ I. Вступительное слово учителя.
Перевернута последняя страница романа «Война и мир», но мы вновь и вновь перечитываем сцены, которые навсегда остаются в нашей памяти. Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.
(На экране – два высказывания: «Женщины тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».
Л.Н. Толстой.
«Наташа Ростова равнодушна к проблемам женского освобождения, эмансипации».
^ Статья «Наши бабушки» Цебрякова.
- Кто прав: автор романа или критик? Почему?
II. Беседа.
- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века? (Татьяна Ларина А.С. Пушкин «Евгений Онегин», тургеневские девушки, Ольга Ильинская «Обломов» И.А. Гончаров).
- ^ Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как эти писатели представляли ее роль в обществе?
(Идеалом писателей и поэтов XIX века была свободная женщина, способная любить и быть любимой, которая была союзницей своего мужа. Она сама могла найти свое место в жизни и определить свою судьбу, готова пойти на самопожертвование).
Мы знаем, что Толстой больше всех других героинь любил Наташу. «Люди как реки»,- замечал автор.
- Как вы это понимаете?
^ III. Знакомство с новой темой.
Образ Наташи Ростовой, главной героини романа, охватывает все этапы ее духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи – это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке то душевное богатство, ту подлинную человечность, ту истинную красоту, тот дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе. В чем же сила ее характера, сущность ее жизни?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».
^ 1. Первая встреча с Наташей.
(На экране – иллюстрация Шмаринова «Дети Ростовых).
- Зачитывается описание портрета Наташи.
- Красива ли она?
(Нет, Толстой это несколько раз подчеркивает).
- В чем, по-вашему, ее обаяние?
(В простоте, естественности. Она в движении, живая, непосредственная, радостная, смеющаяся, покоряющая смелостью, эмоциональностью).
^ 2. Ночь в Отрадном.
Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Балконского.
Индивидуальное задание. Ученик рассказывает этот эпизод и на фоне музыки «Лунная соната» Бетховена зачитывает отрывок, в котором описывается восхищение Наташи летней ночью.
- Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?
(Для них характерна близость к природе, к народу. Никого: ни Элен, ни Жюли мы не видим на фоне природы).
- В каком еще эпизоде мы видим близость Наташи к народу, природе?
^ 3. «У дядюшки».Пляска Наташи..
(Просмотр фрагмента).
4. В просмотренном эпизоде мы увидели, как Толстой раскрывает одну из главнейших идей: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым: «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
Одна из самых ярких сцен романа – первый бал Наташи.
(Демонстрация эпизода видеофильма «Первый бал Наташи Ростовой»).
Волнение, тревога, первый выход в свет и первая любовь.
5. Нравственный идеал Толстого раскрылся в романе «Война и мир» глубоко и разносторонне. Автор сталкивает с высшим светом, где царит бездушие, моральная деградация, отчужденность, свою любимую героиню. Один раз это столкновение приносит ей радость, счастье – любовь Андрея Болконского, другой раз оно подвергло ее в муки, унижение, страдания – увлечение Анатолием Курагиным.
- Какое первое испытание? Как переживала отъезд Андрея?
- Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?
- Как вы расцениваете поступок Наташи?
- В праве мы судить ее?
^ 6. Свидание Наташи с раненым князем Андреем.
(иллюстрация Л.Пастернака).
Индивидуальное задание. Описание сцены «Наташа у постели умирающего Андрея Болконского».
В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине, чистоте чувств той, что произошла в полутемной тихой избе у постели умирающего Андрея. И после этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским, с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение одним своим присутствием. Во всем этом в полной мере раскрылось духовное богатство героини, ее дар любви к людям.
^ 7. Возрождение Наташи к жизни.
- Что возрождает Наташу к жизни?
(Побеждает любовь к жизни, к людям, желание быть вместе с ними).
8. Как Толстой доказывает, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа?
(Близость к народу, патриотизм, любовь к природе, к людям, родине, доброта, простота, нравственность).
9. Чего же добилась в жизни Наташа?
^ IV. На иллюстрации– «Наташа Ростова».
«Я не жил прежде. Теперь только я живу».
(Андрей).
«У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое…».
(Берг).
«Эта девушка такое сокровище… Это родная девушка…»
(Пьер).
V. Итог. Говоря о том, что сущность жизни Наташи – это любовь, мы отметим, что любовь, не требующая неустанного проявления, удовлетворения, пробуждающая все лучшее в душах других людей. Нас покоряет ее внутренняя красота, душевная щедрость, доброта, чутье к чужой боли, вера в жизнь. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Что же делает красивыми любимых героев Толстого?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс
Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....
конспект урока на тему: «Человек и общество»
конспект урока на тему: «Человек и общество»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закр...
статья "МУЗЫКА КАК САМЫЙ ЧИСТЫЙ И ВОЗВЫШЕННЫЙ СИМВОЛ СТРЕМЛЕНИЯ ТОЛСТОГО И ЕГО ГЕРОЕВ К ИСТИНЕ, КРАСОТЕ И СОВЕРШЕНСТВУ"
Данная статья предназначена для студентов и преподавателей. В ней рассказывается о роли музыки в жизни Л.Н.Толстого, героев романа-эпопеи "Война и мир", романа "Анна Каренина"...
Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»
Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...