Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей
учебно-методический материал на тему
Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.
-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.
-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.
- сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).
- о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya_po_osnovam_sotsiologii_i_politologii.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
КРАСНОЯРСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии» для всех специальностей
Подготовил:
Преподаватель А. А. Тонких
Красноярск 2015 г.
Методические указания для студентов заочного отделения по изучению, подготовке к экзаменам и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы социологии и политологии" для всех специальностей.
Содержание
Пояснительная записка. 3
Содержание дисциплины. 4
Рекомендации для самостоятельной работы 14
Перечень вопросов для подготовки к зачету и экзаменам 15
Литература. 17
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина "Основы социологии и политологии" относится к общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин, устанавливающей базовые знания по дисциплине.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
-о социологическом подходе в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности.
-о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества.
-о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития.
- сущности власти, субъектах политики, политических отношениях , процессах ( в России и мире в целом).
- о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.
Данная программа состоит из одиннадцати основных разделов. Содержание основных разделов программы:
Раздел 1 Введение. Социология как наука.
Раздел 2 Личность.
Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения
Раздел 4 Социализация . Социальный контроль.
Раздел 5 Культура и язык.
Раздел 6 Социальные группы.
Раздел 7 Социальная стратификация Социальная мобильность
Раздел 8 Общество и мировая система.
Раздел9 Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли.
Раздел 10 Политическая система общества.
Раздел 11 Мировая политика и международные отношения.
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1
Введение
Социология как наука.
Тема 1.1 Что изучает социология
Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции. Место и роль социологии в системе гуманитарных и социально-экономических знаний.
Студент должен:
знать предмет социологии, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными науками (философией, историей, психологией).
иметь представление о роли и месте социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности.
Тема 1.2 Краткая история развития социологии
Историческая хронология развития социологии: Древность, Средневековье, Новое время, современность. Древность и Средневековье -донаучный этап в развитии социологии с доминированием философии. Представления Платона и Аристотеля об обществе и государстве. Характерные черты и основные направления социально-философской мысли Средневековья. Взгляды Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, власти, права .Основные этапы развития социальной философии Нового времени. Взгляды Н. Макиавелли на законы развития государства и методы правления. Теория гражданского общества Т. Гоббса. Современный этап: основные представления классической социологии Х1 Х - начала ХХ вв. Роль О. Конта в развитии социологии, краткая характеристика его учения. Вклад Э. Дюргейма в развитии социологии. Теория социального конфликта, смена общественных формаций и классов К. Маркса. Развитие социологии в России в дореволюционный и послереволюционный периоды.
Студент должен:
знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;
иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса;
уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе.
Тема 1.3 Методы социологического исследования
От теории к инструменту. Зависимость, тенденция и закономерность. Цель и задача социологического исследования. Методы социологического исследования. Значение социологии и ее роль в современных условиях.
Студент должен:
знать: основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность); о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);
уметь привести примеры, подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии.
Практическая работа - 4 часа Методы исследования в социологии
Раздел 2 Личность
Тема 2.1 Личность и факторы ее формирования.
Личность как биологический и социальный индивид Личность в структуре общества. Формирование личности. Психологический подход к структуре личности. Подсознание, сознание, сверхсознание. Проблема бессознательного. Цензура и воля. З.Фрейд и П. Сорокин. Самооценка и формирование "Я -концепций". Проблема самоуважение личности.
Студент должен:
знать отличие понятий «человек», «личность», «индивид». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности.
иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);
уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.
Раздел 3 Социальное взаимодействие и социальные отношения
Тема 3.1 Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие как динамическая характеристика. Понятие социального статуса, его содержание, права и обязанности. Классификация статусов. Различие между социальным и личностным статусом. Приписываемый и достигаемый статусы.. Прирожденный статус. Смешанный статус. Основные и не основные статусы. Статусные группы. Несовпадение статусов. Иерархия статусов. Статусный набор.
Тема 3.2 Социальные отношения
Параметры социальных отношений. Социальные нормы и социальные
роли. Роль как модель поведения. Ролевой набор. Социальная установка.
Идентификация с ролью и статусом. Межстатусная дистанция. Типология
социального взаимодействия: экономическая, политическая,
профессиональная и.т.д . Первичная и вторичные сферы социальных отношений. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
Студент должен:
знать сущность понятий «социальное», «социальное действие», «взаимодействие»; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М. Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).
иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях , формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);
уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.
Раздел 4 Социализация. Социальный контроль
Тема 4.1 Социализация
Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Процесс социализации: этапы и стадии. Социальная изоляция и феральные люди. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и формирование личности. Возникновение "социального Я" . Теория "зеркального Я" Ч. Кули.
Студент должен:
знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;
иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;
уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.
Тема 4.2 Социальный контроль
Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных поощрений и санкций: формальные и неформальные санкции. Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.
Студент должен:
знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые;
иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;
уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.
Раздел 5 Культура и язык.
Многообразие определения культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Культура, ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры.
Тема 5.1 Язык. Культурно-речевая среда
Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Понятие о культурно-речевом статусе. Культурно-речевая среда. Иерархия форм языка: литературный и разговорный, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные "языки" и корпоративные жаргоны. Студент должен:
знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;
иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций ; специфике молодежной культуры;
уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных «языков», молодежного сленга).
Раздел 6 Социальные группы
Тема 6. 1 Значение социальных групп для жизнедеятельности общества
Принадлежность к группе: большие и малые группы, номинальные и реальные группы, социальные организации.
Понятие и виды социальных общностей: кровнородственные ( род, племя, клан, семья.), этнокультурные (народность, народ, нация), территориально-поселенческие (деревенская община, городская общность), социально-классовые и профессиональные, политико-идеологические, государственные.
Определение малой группы, ее свойства , состав, численность, структура, принадлежность. Формы и структура малой группы: диады и триады. Представление о групповой динамике. Взаимодействие малых групп.
Тема 6.2 Социологическое изучение публики
Феномен толпы, Основные типы толпы: случайная, конвенциальная, экспрессивная, агрессивная. Формы массового поведения и коллективные действия. Формы организованного протеста. Типология социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные. Студент должен:
знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни. Многообразие общностей и групп. Критерии зрелости социальной группы. Лидерство в группах;
иметь представление о формах массового поведения и коллективных действиях, социальных последствиях этих действий;
уметь проанализировать внутреннюю структуру (композицию) своей учебной группы, определить социальные факторы, способствующие проявлению лидерства.
Раздел 7 Социальная стратификация. Социальная мобильность Тема 7.1 Социальная стратификация
Понятие социальной стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж. Методы исследования престижа и понятие шкалы профессионального престижа. Принадлежность к страте и понятие о социальной страте. Исторические типы стратификации. История возникновения классов
Классы и сословия в дореволюционной России. Классовая система США. Стратификация в СССР и современной России.
Тема 7.2 Социальная мобильность
Понятие о социальной мобильности. Классификация типов мобильности. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Объем и дистанция мобильности. Демографические факторы мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Феномен групповой замкнутости. Виды и факторы миграции. Текучесть кадров.
Студент должен:
знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;
иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;
уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.
Раздел 8 Общество и мировая система
Тема 8.1 Общество и мировая система
Понятие об обществе как социальном институте. Функционирование социальных институтов. Типология и функции институтов. Гражданское общество. Признаки общества и государства. Мировая система и цивилизация. Социальный прогресс и развитие общества. Типология и эволюция обществ. Теория модернизации.
Студент должен:
знать отличие понятий «страна», «государство», «общество», основные признаки общества, основные тенденции развития и конкретно-исторические типы, отличительные особенности доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ;
иметь представление о прогрессе и регрессе как направлении развития общества, проблемах развития современного российского общества, условиях саморазрушения общества, аномии;
иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;
уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений, анализировать характерные черты и особенности различных типов обществ.
Раздел 9 Введение в предмет политологии. Методы изучения. История политической мысли
Тема 9.1 Введение в предмет политологии. Методы изучения
Политика как социальное явление. Её роль в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки и политики. Методы изучения политической жизни общества. Политология в системе с другими науками об обществе. Её функции.
Тема 9.2 История политической мысли
Политические идеи в истории человеческой цивилизации. Элементы политологии в учениях Платона "Государство" и Аристотеля "Политика.". Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени. Политическая мысль ХХ века. Политическая мысль России.
Раздел 10 Политическая система общества Тема 10.1 Понятие политической системы
Содержание и структура политической системы. Разновидности политических систем. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия. Монархия и республика. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Политические партии, однопартийные и многопартийные политические системы.
Студент должен:
знать структуру партийного аппарата и политической программы, функции и признаки политических партий, классификацию политических партий (по способу организации, по отношению к власти, по типу членства, по отношению к обществу, по типу политической программы);
иметь представление об истории формирования партии как представительной структуре, выражающей определенные групповые интересы;
уметь анализировать структуру политических программ различных партий Российского государства и современной общественно-политической ситуации стране.
Тема 10.2 Политическая власть
Источники власти и особенности ее легитимности (узаконения и оправдания). Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Разделение власти и ее основные формы.
Студент должен:
знать принцип организации власти, главные формы правления, основные разновидности республики, основные функции парламента, систему методов осуществления государственной власти и степень реализации демократических прав и свобод личности; источник принимаемых в обществе законов;
иметь представление о понятие «импичмент»; об «извращённых» формах правления (тирания, олигархия, охлократия), о исторических примерах различных устройств государства, об истории становления представительного законодательного органа власти (парламента)
уметь правильно классифицировать формы правления, анализировать внутреннюю структуру правления современной России.
Тема 10.3 Государство и общество
Природа и сущность государства. Признаки государства. Функции и формы государства. Типы государства. Правовое государство и гражданское общество.
Студент должен:
знать сущность понятий: «государство», «суверенность», «гражданское общество», «гражданин», «гражданство», «избирательное право», «демократия», «тоталитаризм»; особенности современной системы государств;
иметь представление о причинах возникновения государства, о правозащитных движениях: в Древнем Риме, в Англии и США, в Европе и
СССР;
уметь различать понятия «страна», «государство», «общество», самостоятельно анализировать различные территориальные организации государств (унитарное государство, федерация, конфедерация).
Раздел 11 Мировая политика и международные отношения
Тема. 11.1 Мировая политика и международные отношения
Природа международной политики. Глобальная взаимосвязь государств и народов в современную эпоху. Проблемы мира и войны в мировой политике. Типология международных отношений. Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений. Студент должен:
знать суть цивилизационного и глобалистического подходов, основные типы мировых экономических систем, новейшие тенденции перестройки международного пространства; основные понятия «международные отношения», «международная политика», «международное право»,
«дипломатия», «суверенитет, «внешняя политика», «консулы», «атташе»;
иметь представление о различных классификациях геополитического и геоэкономического пространств;
об основных приоритетах международной политики начиная с древнего мира вплоть до исхода XX столетия;
уметь привести примеры цивилизационного развития стран первого, второго, третьего и четвёртого миров и особенности их международной политики.
Рекомендации для самостоятельной работы.
Дисциплина «Основы социологии и политологии» входит в состав цикла гуманитарных и социально - экономических дисциплин.
Основные цели изучения данного курса состоят в приобретении студентами знаний о современном обществе, ведущих тенденциях и культурных особенностях его развития, политических и общественных процессах, овладении методами социологического и политического анализа. Самостоятельную работу следует начинать с ознакомления с программой курса и рекомендуемой литературы. Завершая работу над каждой темой, в целях систематизации знаний, необходимо составить опорные конспекты, которые помогут Вам подготовиться к экзамену.
Для получения дополнительной информации и углубления знаний по дисциплине необходимо использовать не только рекомендуемую литературу, но и публикации в журналах «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», «Социологические исследования», «Политические исследования».
Основные требования к написанию контрольной работы:
- Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объемом 20 страниц. Текстовой материал выполняют в печатном или в разборчивом рукописном виде.
- Оформление титульного листа смотрите в Приложении.
- На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней - перечень использованных источников литературы, последняя страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя при
проверке работы.
- В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все использованные в ходе выполнения задания источники.
- Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменационной ceccии.
Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
1.1. Социология как наука. Объект и предмет изучения социологии.
1.2. Функции социологии.
1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы.
1.4. Теоретические подходы в социологии.
1.5. Социологические исследования как инструмент познания социальной ре-
альности.
1.6. Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями различ-
ных уровней.
1.7. Социальный прогресс. Уровни социального прогресса, его исторические
особенности.
1.8. Структура социологии.
Тема II. История становления и развития социологии
II.1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.
II.2. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х в.
II.3. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта.
II.4. Социология М. Вебера и «Веберовский ренессанс» в развитии современной
социологии.
II.5. Социологическая теория Э. Дюркгейма.
II.6. Основные направления и этапы развития социологии в России.
II.7. Социологическая мысль в России как интегральная часть европейской
культуры.
II.8. Социологическая теория К. Маркса.
II.9. Современные социологические теории и концепции.
II.10. Социологические теории П. Сорокина.
II.11. Развитие отраслевой социологии в ХХ в.
II.12. Современное развитие социологии в России.
Тема III. Общество как социокультурная система
III.1. Понятие «общество» и его основные компоненты.
Ш.2. Социальная система и социальная культура.
Ш.3. Общество как социетальная система.
Ш.4. Понятие социального статуса и социальной роли личности.
Ш.5. Формы культурной регуляции: обычаи, традиции, ритуалы, обряды.
Ш.6. Мода в современном обществе. Проблема восстановления традиции и обы-
чаев в русской культуре. Традиции села.
Тема 1У. Социальные общности
1 У.1. Социально-территориальная общность.
1 У.2. Понятие урбанизации. Проблемы адаптации в городской среде.
1 У.3. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека.
1 У.4. Понятие социальной группы. Взаимодействие как основа ее формирования.
1 У.5. Социально-этническая общность.
1У.6. Этническая стратификация.
Тема У. Социология культуры
У.1. Понятие социологии культуры, ее структура и содержание.
У.2. Компоненты культуры.
У.3. Специфика социологического подхода к изучению и регуляции явлений
культуры.
У.4. Этнокультура: городская и сельская, культура классов и различных социаль-
ных групп.
У.5. Роль культуры в жизнедеятельности личности. Механизмы освоения и
производства культуры личности. У.6. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социаль-
ных обязанностях: группах, коллективах, семье.
У.7. Развитие и распространение культуры, преемственность в развитии культу-
ры.
У.8. Социально-культурные традиции и особенности развития российского
Общества.
У.9. Кризис культуры в российском обществе и пути его преодоления.
Тема У1. Социология личности
У1.1. Особенности социологического изучения личности.
У 1.2. Диалектика биологического и социального в человеке.
У1.3. Понятие социализации личности.
У 1.4. Социализация в течении жизненного цикла.
У1.5. Сущность, структура и типология личности.
У 1.6. Демократизация свободы личности.
У 1.7. Девиантное (отклоняющееся) поведение личности.
У 1.8. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях.
У 1.9. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в
современных условиях.
У 1.10. Формирование личности в семье.
У1.11. Механизмы регуляции поведения и социализации личности.
Тема УП. Социальная структура общества и социальная стратификация
УП.1. Социальная структура общества и ее основные элементы.
УП.2. Понятие «страта». Источники и факторы социальной стратификации.
УП.3. Социальная стратификация и дифференциация.
УП.4. Социальная мобильность.
УП.5. Стратификационные модели социального неравенства. УП.6. Классификация социальных групп.
УП.7. Демографические факторы мобильности в современной российской деревне.
УП.8. Дифференциация общества и распределительные отношения.
Тема УШ. Социальные институты и социальные организации
УШ.1. Понятие «социальный институт». Процесс институционализации и
развитие институтов
УШ.2. Особенности и функции социальных институтов.
УШ.3. Семья как важнейший социальный институт.
УIII.4. Интегративная функция систем образования.
УШ.5. Социальные функции религии.
УШ.6. Основные черты социальной организации.
УШ.7. Понятие «управление» в социологии организаций.
УШ.8. Государство как наиболее крупная социальная организация общества.
УШ.9. Наука как социальный институт и тенденции развития науки.
Тема 1Х. Социология семьи
1 Х.1. Понятие брака и семьи в социологии.
1Х.2. Анализ общественных функций семьи и ее особенности как
социального института и психологической группы на современном этапе социального развития общества.
1Х.3. Изучение исторических типов и форм брачно-семейных отношений.
1 Х.4. Семья и семейные отношения в современном российском обществе.
1 Х.5. Раскрытие диалектики общего, особенного и индивидуального в семье
на каждом этапе ее развития.
Тема Х. Социология образования
Х.1. Понятие социологии образования. Характеристика составных частей
социологии образования.
Х.2. Социальные функции образования.
Х.3. Система образования и ее функции.
Х.4. Эволюция социального института образования.
Х.5. Образование в современной России.
Х.6. Методы изучения групповых отношений в учебных заведениях. Х.7. Функционалистский подход к образованию. Х.8.Конфликтология об образовании. Х.9. Реформы системы образования в России.
Тема Х1. Социальные движения. Социальные конфликты и их разрешение
Х1.1. Сущность социального действия, его особенности, элементы, ситуации. Х1.2. Понятие социального движения. Типология. Стадии развития. Х1.3. Понятие социального конфликта. Этапы развития. Классификация
конфликтов.
Х1.4. Конфликт и компромисс в проблеме о собственности на землю.
Х1.5. Социальные проблемы.
Х1.6. Конфликты в современном российском обществе.
Тема ХП. Социальные изменения и социальное развитие
ХП.1. Понятия «социальные изменения» и «прогресс». ХП.2. Факторы социальных изменений.
ХП.3. Социальные общности как источник самодвижения общества,
социальных изменений.
ХП.4. Социальные изменения в России.
ХП.5. Социальные изменения и социальная стабильность.
ХП.6. Мировая система и процессы глобализации.
ХП.7. Социологическая теория модернизации.
ХП.8. Тенденции современного мирового развития.
Тема ХШ. Методология и методы социологического исследования
ХШ.1. Виды и сущность социологического исследования. ХШ.2. Программа социологического исследования. ХШ.3. Методология и методы социологического исследования. ХШ.4. Прогнозирование в социологии.
ХШ.5. Опросы общественного мнения и социальный прогноз.
Таблица для определения номеров вариантов контрольных заданий
Номер варианта контрольного задания (контрольной работы) выбирается из
таблицы, исходя их двух последних цифр номера зачетной книжки студента-
заочника. Эти номера заданий состоят из двух цифр, разделенных точкой.
Индивид. шифр | Номер | Индивид. шифр | Номер |
студента - 2 | Контрольного | Студента - 2 | Контрольного |
Последние цифры | Задания | Последние цифры | Задания |
Зачетной книжки | Зачетной книжки | ||
...01 | 1.1 | ...33 | 1 У.6 |
...02 | 1.2 | .34 | 1 У.7 |
...03 | 1.3 | .35 | У.1 |
...04 | 1.4 | .36 | У.2 |
...05 | 1.5 | .37 | У.3 |
.06 | 1.6 | .38 | У.4 |
.07 | 1.7 | .39 | У.5 |
.08 | 1.8 | .40 | У.6 |
.09 | П.1 | .41 | У.7 |
...10 | П.2 | .42 | У.8 |
...11 | П.3 | .43 | У.9 |
...12 | П.4 | .44 | У1.1 |
...13 | П.5 | .45 | У1.2 |
...14 | П.6 | .46 | У1.3 |
...15 | П.7 | .47 | У1.4 |
...16 | П.8 | .48 | У1.5 |
...17 | П.9 | ...49 | У1.6 |
...18 | П.10 | ...50 | У1.7 |
...19 | П.11 | .51 | У1.8 |
.20 | П.12 | .52 | У1.9 |
.21 | Ш.1 | .53 | У1.10 |
.22 | Ш.2 | .54 | У1.11 |
.23 | Ш.3 | .55 | УП.1 |
.24 | Ш.4 | .56 | УП.2 |
.25 | Ш.5 | .57 | УП.3 |
.26 | Ш.6 | .58 | УП.4 |
.27 | Ш.7 | .59 | УП.5 |
.28 | 1 У.1 | .60 | УП.6 |
.29 | 1 У.2 | .61 | УП.7 |
.30 | 1 У.3 | .62 | УП.8 |
.31 | 1 У.4 | .63 | УШ.1 |
.32 | 1 У.5 | .64 | УШ.2 |
..65 | УШ.3 | ...83 | Х.3 |
.66 | УШ.4 | .84 | Х.4 |
.67 | УШ.5 | .85 | Х.5 |
.68 | УШ.6 | .86 | Х.5 |
.69 | УШ.7 | .87 | Х.6 |
.70 | УШ.8 | .88 | Х.7 |
.71 | УШ.9 | .89 | Х.8 |
.72 | 1 Х.1 | .90 | Х.9 |
.73 | 1 Х.2 | .91 | Х1.1 |
...74 | 1Х.3 | ...92 | Х1.2 |
...75 | 1Х.4 | ...93 | Х1.3 |
.76 | 1 Х.5 | .94 | Х1.4 |
.77 | 1 Х.6 | .95 | Х1.5 |
.78 | 1 Х.7 | .96 | ХП.1 |
.79 | 1 Х.8 | .97 | ХП.2 |
.80 | 1 Х.9 | .98 | ХП.3 |
.81 | Х.1 | .99 | ХШ.1 |
.82 | Х.2 | .100 | ХШ.2 |
Пояснение: каждая тема из разделов учебной программы курса в данном
списке обозначается римскими цифрами. Эти темы разбиты на ряд пунктов, обозначаемых арабскими цифрами. Первая римская цифра номера отсылает к определенному разделу программы (или учебной теме) курса социологии; вторая
арабская цифра указывает порядковый номер одного из пунктов внутри этой учебной темы (раздела программы).
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзаменам по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Раздел I. Основы социологии.
- Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее функции.
- Краткая история развития социологии. Древность, Средневековье и Новое время, современность.
3.Развитие социологии в России.
4. Предмет, принципы и методы социологического исследования.
5.Человек как биологический и социальный индивид. Роль природного и
общественного факторов в формировании личности.
- Проблема самооценки личности. Самоуважение.
- Социальное взаимодействие. Понятие социального статуса. Классификация статусов.
8.Социальные отношения. Социальные нормы и социальные роли. Роль как модель поведения.
9.Формы социального взаимодействия; кооперация, конкуренция, конфликт.
- Социализация как усвоение культурных норм и социальных ролей.
- Первичная и вторичная социализация, агенты и институты социализации.
- Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения
людей. Нормы и санкции социального контроля.
- Общественное мнение как форма социального контроля. Девиантное и деликвентное поведение.
- Многообразие определение культуры. Черты культуры. Элементы культуры. Обычаи, нравы, законы.
- Формы разновидности культуры - народная, массовая, элитарная. Специфика молодежной культуры.
- Язык как предпосылка развития культуры.
- Социальные группы. Классификация социальных групп - большие и малые, номинальные и реальные.
18.Понятие и виды социальных общностей. Род, племя, клан, семья. раса, нация, народность.
19.Социальная стратификация. Понятие о страте. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж.
- Классы и сословия. История возникновения классов.
- Роль и значение среднего класса в современном обществе.
22.Социальная мобильность. Классификация типов мобильности.
23.Демографические факторы мобильности. Каналы вертикальной мобильности (армия, церковь, школа, собственность, семья)
24.Виды и факторы миграции. Текучесть кадров. Процессы, протекающие в современной России.
25.Понятие об обществе как социальном институте. Развитие социальных институтов и их основные функции.
26.Социальный прогресс и регресс. Революционный и эволюционный путь развития общества. Типология обществ по Д. Беллу и К. Марксу.
Раздел II. Основы политологии.
27.Предмет политологии. Методы изучения политической жизни. Ее функции. 28.История политической мысли. Древность, средневековье, новое время. Современность XX века.
29.Политическая власть. Источники власти и особенности ее легитимности. 30. Исторические типы и формы власти. Понятие суверенитета. Принцип разделения власти.
31.Природа и сущность государства. Форма и функции государства.
- Правовое государство и гражданское общество.
- Современные избирательные системы.
- Природа политической партии и ее функции. Партийные системы.
- Политическая культура, понятие и структура. Роль и функции политического сознания.
36.Природа политической идеологии. Мировая идеология; либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.
- Природа международной политики. Типология международных отношений.
- Особенности современного этапа международных отношений. Россия в системе современных международных отношений.
Литература
Основная литература
- Гидденс Э. Социология.- М.: Эдоториал УРСС, 1999.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. - М.: Инфа-М.,,
2000.
- Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академия, 2002.
- Кравченко А.И. Социология и политология. - М.: Академия, 2000.
- Кравченко А.И. Социология: задачник. - М.: Академия, 1997.
- Левада Ю.Я. Лекции по социологии. - М.: 1994.
- Осипов Г.В. Социология. - М.: Феникс, 2003.
- Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
- Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юристъ, 1997.
- Эфендиев А.Г. Основы социологии. - М.: общество «Знание», 1993.
Дополнительная литература
- Гаджиев К.С. Введение в политологию. М., 1993.
- Громыко А.Л. Политические режимы. М.,1994.
- Зборовский.Г.А., Орлов Г.П. Социология. Учебник для студентов гуманитарных вузов.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000.
- Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. - М., 1998.
- Мухаев Р.Т. Политология, М.,1997.
- Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. - М., 1997.
- Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995.
10.
11. Социология: Практикум .Сост. и отв. редакторы А.В. Миронов, Р.И.
Руденко. - М., 1993.
- Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М., 1998.Власть: Основы отношения к властям, обществу и государству. -М.,1998.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.,2000.
14. Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. -
Хабаровск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Основы социологии и политологии" для специальности 09.02.01 Компьютерный системы и комплексы
Самостоятельные работы...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Основы социологии и политологии" для специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов. Самолетостроение
Самостоятельные работы...
Методические указания для студентов заочного отделения по выполнению контрольной работы по ПМ 03 "Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами"
Методическое задание по выполнению контрольной работы с примерами определения налоговой базы и расчетом сумм налогов для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалте...
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Программирование 1 С» для студентов заочного отделения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Программирование 1 С»для студентов заочного отделения специальности 09.02.03 «Программирование в комп...
МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) Программа и методические указания для студентов заочного отделения специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Междисциплинарный курс МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) входит в состав профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам т...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Настоящие методические указания и варианты домашних контрольных работ составлены в соответствии с действующей учебной программой, предусматривающей самостоятельное изу...