Методическая разработка внеклассного мероприятия "Холокост - клей для обоев"
методическая разработка на тему

Супрун Анна Алексеевна

методическую разработку можно использовать на занятиях по истории, внеклассных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_holokost.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Холокост – клей для обоев?»

Автор: Супрун Анна Алексеевна,

преподаватель истории, обществознания и права

в ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства»

г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация:

Данная разработка предназначена для преподавателей истории,  преподающих в образовательных учреждениях для детей подросткового возраста дисциплину История тему Холокоста в рамках периода Второй мировой войны. Кроме этого данную разработку  можно применять в частичном виде при изучении конкретных тем, отраженных в данной разработке, использовать на внеклассных мероприятиях, проводя параллель между современным восприятием проблемы толерантного отношения между представителями разных конфессий, национальных принадлежностей, возможностью повторения геноцида, и фашистской политикой нацистской Германией в отношении евреев.

Цели:

Образовательные: раскрыть сущность нацистской идеологии и политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «национализм»,«Холокост»,«геноцид».
Воспитательные: способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности и сострадания к жертвам нацизма. 
Развивающие: активизировать и актуализировать знания, умение сравнивать, делать выводы, вести дискуссию. 

Оформление:

  • карта: «Вторая мировая война», «Места Холокоста на мировом пространстве»;
  • фильмы «Холокост – клей для обоев» М. Шакирова, «Дети из бездны» П. Чухрая;
  • презентация с документами фашисткой политики в отношении евреев, воспоминания участников, фотографии с мест зверств, таблица, в которой отражены места проведения фашистской национальной политики, количество погибших.

Оборудование: мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы.

Литература:

1.        Альтман М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. - М. Фонд "Холокост"; Журналист, изд-во "ЖАТ - ВМ", 2001.-88 с.

2.        Беркнер С. С. Жизнь и борьба Белостокского гетто (Записки участника Сопротивления)-М.: Фонд "Холокост", 2001.- 184с.: ил.

3.        Визенталь С. Подсолнух. - М.: Фонд "Холокост", "Текст", 2001. -260с.

4.        Гефтер М.Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. - М.: НПЦ "Холокост",1995. -294 с.

5.        Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии / Сост. Ф.Д. Свердлов - М. НПЦ "Холокост", 1996. -130 с.

6.        Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в Победу: Каталог документ, выставки. -М.: НПЦ "Холокост",1995. -20 с.

7.        Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945): Пособие для учителя. - М.: НПЦ "Холокост", 1995. - 161 с. Левин Р. А. Мальчик из гетто / Ред. И. А. Альтман. - М.: "Холокост", 1996.-96 с.

8.        Освенцим - трагедия XX века: Каталог документ, выставки. -М.: НПЦ"Холокост",1995.-20с.

9.        Петренко В. Я. До и после Освенцима / Ред. - сост. Илья Альтман. - М: Фонд "Холокост", 2000. -160 с.: 20 ил.

10.        Плоткин А.С. Подвигов не совершал: (Записки партизана) / Ред. И.А. Альтман, Е.С. Розенблат.- М.: Фонд "Холокост", 2000. -100с.

11.        Полторак Д.И. История Холокоста.1933-1945 гг.: Пакет-комплект документ, материалов. -М.: НПЦ "Холокост", 1995. -34 с. Преподавание темы Холокоста в XXI веке / Ред. - сост. Илья Альтман. - М.: Фонд "Холокост", 2000. - 224 с. Русская литература о Холокосте: Хрестоматия для учащихся / Сост. М.М. Альтман.-М.: Фонд "Холокост", 1997. - 110с.

12.        Розенблат Г. Евреи в партизанском соединении С. А. Ковпака. -М.: Фонд "Холокост", 1998.

13.        Свердлов Ф.Д., Вайнер А.Я. Воины - евреи на фронтах Великой Отечественной. - М.: Фонд "Холокост", 1999. - 304 с.

14.        Свердлов Ф.Д. Подвиги солдат-евреев в боях. 4.2. Год 1942. -М.: Фонд"Холокост",1999.-301 с.

15.        Тамаркин В. Л. Это было не во сне: Воспоминания. - 2-е изд. -М.: Фонд "Холокост"; Журналист, изд-во "ЖАГ- ВМ", 2002. -368с.

16.        Тень Холокоста: Материалы II Междунар. симпозиума "Уроки Холокоста и соврем. Россия" / Ред. - сост. Илья Альтман. - М.: Фонд "Холокост", 1998. - 304 с.

17.        Уроки Холокоста и современная Россия: Материалы "круглого стола" междунар. симпозиума. Москва, 6-8 апреля 1994г. / Под ред. М. Я. Гефтера и С. С. Неретиной. - М.: НПЦ "Холокост", 1995.-136 с.

18.        Холокост - Сопротивление - Возрождение. Еврейский народ в годы Второй мировой войны и послевоенный период 1939 -1948: Учеб. пособие - М.: Фонд "Холокост", 2000.- 344 с. Йонес Э. Евреи Львова в годы Второй мировой войны и катастрофы европейского еврейства. 1934-1941. - М.; Иерусалим: Фонд "Холо-кост",1999.-488с.

Основные понятия, изучаемые на уроке: 

Холокост, национализм, геноцид, Нюрнбергские законы, Хрустальная ночь, айнзацгруппы, Ванзейская конференция, гетто, лагеря смерти.

Ход урока:

Внеклассное мероприятие необходимо проводить в 4 этапа на занятии в 1 час 20 минут (при необходимости можно адаптировать на урок 40 минут).

I этап.

Обучающимся предлагается к просмотру фильм «Холокост – клей для обоев». Обрезки фильма в 35 минут, как и дополнительного информирования аудитории о тематике Холокоста не требуется (исключением служит вариант занятия в 40 минут, для этого необходимо обрезать часть фильма в которой идет рассказ о жизни девочек, оставив основные характеристики ситуации и ее участников).

II этап.

Обсуждение фильма «Холокост – клей для обоев».

На данном этапе вначале идет опрос аудитории (можно провести в форме письменного анкетирования, но при этом нельзя завязать дискуссии – соответственно нужно адаптировать под аудиторию):

(примерные вопросы)

  • Слышали ли/знаете ли Вы о Холокосте?
  • Что и от кого Вы знаете о Холокосте?
  • Что нового Вы узнали из фильма?
  • Что для Вас Холокост?
  • С чем у Вас ассоциируется Холокост?
  • Возможен ли Холокост в настоящее время?
  • Какую цель преследовал режиссер фильма?
  • Что дают документальные съемки из жизни сестер и из посещения концлагеря?
  • Какая была реакция сестер, которые узнали, что это не «клей»? Почему реакция была так сильно эмоционально-окрашена?
  • Как отреагировали Вы, когда узнали о Холокосте?

Дискуссия обязательно должна быть подконтрольна преподавателем, при этом допускается изменение позиции участников, но это должно быть аргументировано фактами.

После этого преподаватель дает теоретический экскурс в историю Холокоста по структуре:

  1. Обучающиеся получают 2 карточки: на первой хронология Холокоста, на второй основные термины (Приложение 1, Приложение 2).
  2. Законодательное оформление Холокоста.
  3. Изучение карты Европы и СССР в период Второй мировой войны с указанием на оккупированных территориях концлагеря и гетто.
  4. Статистика: концлагеря, гетто, жертвы и пострадавшие (в соотношении, выделяя специфику, если есть, каждого) (Приложение 3).
  5. Раздать карточки с воспоминаниями узников, стихами и организовать их обсуждение (Приложение 4).

III этап.

После дискуссии и экскурса в историю в зависимости от целевой аудитории приступить к просмотру фильма «Дети из бездны». Данный фильм необходимо показывать отрывками, без видимой жестокости, влияющей на психику подростковой аудитории (из фильма на 54 минуты, останется приблизительно в 30 минут).

На уроке, рассчитанном на 40 минут, то есть целевая аудитория из школьников до 9 класса, допускается проведение только I и II этапа в связи со сложной психологической нагрузкой фильма Чухрая (должно быть адаптировано преподавателем в зависимости от продолжительности занятия, а также возрастной категории аудитории и ее психоэмоционального состояния).

IV этап.

После просмотра фильма также допускается 2 варианта:

  1. Написание эссе-рассуждение на тему «Холокост: помнить или забыть, знать или молчать?».
  2. Без аудиторных обсуждений на данном мероприятии, дать домашнее задание эссе на тему «Соседи. Их роль в решении судеб евреев».

В каждом из вариантов необходимо повторное мероприятие для расширения теоретических знаний истории Холокоста, а также уже осмысленного обучающимися вопроса геноцида народа, чтобы показать, что не бывает геноцида против одних, он «всегда против всех», против самого человеческого начала.


Приложение 1.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

1920 - создание Национал-социалистической рабочей партии Германии.

1925 -1926 - публикация книги А.Гитлера "Майн кампф".

        1933 г.

30 января - Гитлер становится канцлером Германии.

1 апреля - бойкот еврейских магазинов.

Апрель - евреям запрещено работать на государственной службе.

10 мая - публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против нацизма.

Сентябрь - евреям запрещено участвовать в культурной жизни.

        1934 г.

3 июля - принятие Закона о запрете браков арийцев с представителями "иной расы",- принятие Закона о государственной службе, включающее понятие "неарийца".

        1935 г.

15 сентября - принятие Нюрнбергских законов.

15 ноября - публикация поправок к "Закону о гражданстве рейха" и "Закону о защите немецкой чести и немецкой крови".

1938 г.

6 -15 июля - конференция в Эвиане о еврейских беженцах.

5 октября - в паспортах евреев ставится знак "J' - от Jude (еврей).

9 -10 ноября - "Хрустальная ночь": разрушение синагог и погромы в рейхе.

        1939 г.

21 сентября - инструкция о заключении евреев Польши в гетто.

23 ноября - приказ о ношении евреями в Польше "Звезды Давида".

        1941 г.

22 июня - Нападение Германии на СССР. Начало массового уничтожения советских евреев.

31 июля - Геринг поручает подготовить "окончательное решение еврейского вопроса".

Июль - август- создание первых гетто на территории СССР.

Август - создание подпольной группы Минского гетто.

29 - 30 сентября - уничтожение десятков тысяч евреев Киева в Бабьем Яре.

ноябрь - первые транспорты с евреями рейха прибывают в Минск.

8 декабря - начало работы лагеря смерти в Хелмно.

        1942 г.

1 января - воззвание подпольной группы Вильнюсского гетто с призывом к сопротивлению.

20 января - совещание в Ванзее, обсудившее план "окончательного решения".

20 марта - в Освенциме начинают работать газовые камеры.

Февраль - создание Еврейского Антифашистского комитета в СССР

15 -16 июля - ликвидация крупнейшего в России гетто в Смоленске.

11 августа - расстрел 18.000 евреев Ростова в Змиевской балке

19 декабря - публикация советского Заявления об уничтожении евреев СССР.

        1943 г.

19 апреля - начало восстания в Варшавском гетто.

Август - восстание в гетто Белостока.

Октябрь - восстание в лагере смерти Собибор.

        1944 г.

февраль - март - освобождение гетто Транснистрии.

июль - освобождение лагеря смерти Майданек.

        1945 г.

27 января - освобождение лагеря смерти Освенцим.

8 мая - капитуляция Германии.

Октябрь - начало Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками.

Приложение 2.

Нацизм – идеология и практика германского фашизма, в основе которой лежит теория о расовом превосходстве арийской расы над всеми другими народами.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) – главное звено в системе фашистской диктатуры. Существовала с 1919 по 1945 гг., возглавляемая с 1921 года А. Гитлером. Члены партии называли себя нацистами.

Национализм – политика и идеология в области отношений между нациями, связанная с пропагандой исключительных прав так называемого коренного населения данного государства или местности в ущерб интересам и правам других национальностей, проживающих на той же территории, либо пропаганда национальной исключительности отдельной национальности и создание для нее льгот и преимуществ в расширении гражданских и политических прав. Крайнее проявление национализма – нацизм.

Расизм -  совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Тоталитаризм - одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии).

Вождизм - политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии). В Германии вождизм (Führerprinzip) был одним из постулатов нацистской идеологии. Уже в 1921 году А. Гитлер провозгласил «фюрерство» законом нацистской партии. Абсолютная ответственность вождя и его помощников заменит «безответственность парламентаризма» говорил Гитлер. На «принципе фюрерства» основывалась повседневная деятельность многих национал-социалистических организаций. Гитлера называли «Великим вождём империи».

Фюрер (нем. Führer) — слово, означающее «вождь», «лидер». Как правило, используется в качестве обозначения Адольфа Гитлера, официально носившего этот титул. В Третьем Рейхе слово «фюрер» являлось составной частью названий различных званий и должностей (например, штурмбаннфюрер, группенфюрер и т. д.).

Арийская (нордическая) раса - арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино. С точки зрения расовых идеологов XIX—XX веков, в частности германских, наиболее чистыми представителями ариев являются люди нордического расового типа, имеющие светлую пигментацию кожи, волос и радужной оболочки, определённую форму черепа, определённую форму носа — прямой или с горбинкой в верхней части; а также другие телесные признаки, в частности — высокий или средний рост.

Антисемитизм - форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин «антисемитизм» появился в 1870-80-х гг.). В ходе истории антисемитизм принимал различные формы — от заведомо ложных обвинений и всякого рода дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского фашизма.

Холокост  (Holokaustosis-греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.

Концентрационные лагеря - лагеря для содержания военнопленных (как советских, так граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. При этом использовался опыт работы внутренних концентрационных лагерей, созданных в Германии после прихода фашистов к власти. Лагеря для военнопленных делились на 5 категорий: сборные пункты (лагеря);пересыльные лагеря («Дулаг», нем. Dulag);постоянные лагеря («Шталаг», нем. Stalag);основные рабочие лагеря; малые рабочие лагеря.

«Новый порядок» - порядок, заведенный немецко-фашистскими оккупантами на захваченных территориях.

«Хрустальная ночь» - так был назван погром, прокатившийся по Германии и Австрии в ночь с 9-го на 10-е ноября 1938 года. Этот погром был представлен как реакция на убийство третьего секретаря посольства Германии в Париже Эрнеста фон Ратта. В него стрелял Гершель Гриншпан, еврей, чьи родители были принудительно выселены в Збоншин. В ходе погрома были сожжены дотла или полностью разгромлены около тысячи синагог, подожжены и разграблены свыше восьмисот еврейских магазинов. Осколки оконных стекол, устилавшие землю после погрома, дали ему название «Хрустальной ночи». В результате погрома 91-го еврея убили и около 30 тысяч заключили в концлагерь. После погрома на еврейское население был наложен штраф в размере миллиарда марок, и им вменялось собственными силами устранить все разрушения, причиненные погромом.

Приложение 3.

Статистика жертв.

Не признавая специальной политики истребления евреев нацистами, отрицатели, естественно, отвергают и принятое большинством ученых количество жертв Холокоста.

Занижая цифры до нескольких сотен тысяч, "ревизионисты" ничем не аргументируют свои нападки на официальную статистику. Намеренно передергивая факты, отрицатели предъявляют встречный иск "сионистам" и "союзникам" в массовом уничтожении немцев при бомбежке Дрездена. Столь разные, в принципе несопоставимые факты, сознательно ставятся на одну ступень, чтобы ввести в заблуждение людей, не знающих исторические подробности.

Цифра еврейских жертв нацизма - около 6.000.000 - впервые официально прозвучала на Нюрнбергском процессе.

26 ноября 1945 года на одном из заседаний доктор Вильгельм Хеттель, свидетельствовал, что в различных концлагерях было убито примерно 4.000.000 евреев, а около 2.000.000 было убито другими способами. Эта информация была получена им от Эйхмана.

Материалы Нюрнбергского международного трибунала дали первые и предварительные результаты для историков, юристов, социологов. Представленные судом свидетельства явились отправной точкой для последующих уточнений, дополнений, а по каким - то позициям и изменений оценок конкретных фактов и обстоятельств в истории Холокоста. Точно установить количество евреев и не евреев убитых нацистами невозможно. Статистические данные, которыми оперируют специалисты (историки, демографы, социологи и др.) варьируются. Но это не означает, что установленные цифры ничем не обоснованы, как пытаются представить отрицатели

Существуют разные методики обработки и анализа демографических данных, и сответственно различные подходы к статистике жертв Холокоста. Некоторые ученые указывают цифру

от 4.000.000 до 5.000.000,

другие от 5.000.000 до 6.000.000

третьи между 6.000.000 и 7.000.000 погибших.

И тем не менее большинство исследователей считает, что количество жертв колеблется от 5,100.000 до 6,300.000 евреев ( при этом используются цифры из разных источников ).

К примеру в таблице, составленной современным немецким исследователем профессором Вольфгангом Бенцем, показаны потери евреев (по странам Европы). В процессе исследования Бенц использовал как свои изыскания, так и количественные данные, взятые из работ других исследователей (в т.ч. "Окончательное решение" Джералда Райтлингера, "Уничтожение евреев Европы" Рауля Хилберга и статью Исраэля Гутмана и Роберта Розетта из "Энциклопедии Холокоста" ).

Оценка историками потерь среди евреев (по странам).

Страна                Райтлингер                Хильберг        Гутман и Розетт        Бенц

Польша                2 350 000 - 2600000        3 000 000        2 900 000 - 3000000        2 700 000

Советский Союз        700 000 - 750 000        900 000        1 211 000 - 1 316 500        2 100 000

Венгрия                180 000 - 200 000        ~ 180 000        550 000 - 569 000        550 000

Румыния                200 000 - 220 000        270 000        271 000 - 287 000        211 214

Немецкий Рейх        160 000 - 180 000        ~ 120 000        134 500 - 141 000        160 000

Чехословакия        233 000 - 243 000        260 000        146 150 - 149 150        143 000

Нидерланды                104 000                ~ 100 000        100 000                102 000

Франция                60 000 - 65 000        75 000                77 320                        76 134

Австрия                60 000                        ~ 50 000        50 000                        65 459

Югославия                58 000                        60 000                56 200 - 63 300        60 000 - 65 000

Греция                57 200                        60 000                60 000 - 67 000        59 185

Бельгия                25 000 - 28 000        24 000                28 900                        28 518

Италия                8 500 - 9 500                10 000                7 680                        6 513

Люксембург                3 000                        ~ 1 000        1 950                        1 200

Норвегия                ~ 1 000                762                762                        758

Дания                        ~ 100                        60                60                        116

Всего:                        4 578 800                5 109 822        5 859 622                6 269 097

Там, где цифры через черточку, при подведении итога взята большая цифра. Большинство западных историков считают, что более поздние цифры (Гутмана, Розетта и Бенца ) наиболее точны.

Отметим, что западные историки учитывают потери по странам в их границах на 1 сентября 1939г.(до начала Второй мировой войны). Вот почему число потерь евреев СССР занижено, ибо почти миллион этих жертв указаны в данной таблице как граждане Польши и Румынии. Так, один из ведущих современных израильский исследователей темы д-р И. Арад считает, что приблизительно 2 600 000 - 2 700 000 советских евреев стали жертвами Холокоста.

Так или иначе, но большинство исследователей на основе комплексного анализа различных источников и оценок еврейского населения в разных странах до и после войны берут за основу цифру 6 000 000. Безусловно, что она является условной, приблизительной, как и многие другие количественные данные в истории II - ой Мировой войны. Тем не менее, эта статистика свидетельствует, что 2/3 евреев и треть всего еврейского населения мира была уничтожена в результате целенаправленной политики нацистов.

В результате открытия неизвестных ранее документов в российских архивах появилась возможность дальнейшего анализа и уточнения масштабов трагедии.

В частности, в исследованиях последних лет цифра евреев уничтоженных на оккупированной территории бывшего Советского Союза увеличена с 800.000 до 3.000.000 человек . Отрицатели, однако, абсолютно игнорируют этот факт, когда задают один самых своих "козырных" вопросов: куда же делись миллионы еврейских жертв, если называвшаяся ранее цифра 4.000.000 людей, уничтоженных в Освенциме, ныне изменена на 1.100.000 - 1.500.000.

Именно эти уточнения современных исследователей о количестве погибших в лагере смерти Освенцим (Аушвиц-Бжезинка) они активно используют как доказательство "фальсификации" Холокоста.

Очевидно, что в условиях отсутствия или неполноты источников, всегда будет оставаться элемент условности тех или иных цифр.

В расчетах разных исследователей и с учетом использования разных методик, цифры в одном случае могут быть занижены, в другом - завышены. Но неизменной остается главная тенденция отрицателей: они игнорируют работы профессиональных исследователей в области еврейской демографии и статистики жертв Холокоста. И, соответственно, эксплуатируют любое уменьшение количества убитых и преднамеренно замалчивают любое "невыгодное" им уточнение.

Судя же по результатам последних специальных исследований в том числе, в Украине - 1.400.000, Беларуси - 800.000 погибших евреев, пересмотр цифр, основанный на более точной информации, скорее увеличил, нежели уменьшил количество жертв Холокоста.

Приложение 4.

Сэм Ицкович, 1925, Макув, Польша
Описывает газовые камеры в Освенциме.

  1. Сначала они запускали туда всех женщин, а потом уже мужчин. Иногда оставалось 20 или 30 человек лишних, которые туда не помещались, так что детей они всегда оставляли на потом. И когда бункер уже заполнялся настолько, что больше людей уже не помешалось, не помещалось… они пускали детей ползти прямо по головам, просто заталкивали их внутрь, чтобы уместить всех. И тогда за ними захлопывалась дверь, толстая дверь, толщиной около шести дюймов… И потом изнутри слышался только громкий стон: “Шма…” (начало иудейского символа веры) и больше ничего. И это занимало от пяти до десяти минут.

Абрахам Бомба, 1913, Германия
Рассказывает, как стриг волосы женщинам, которых затем отправляли в газовые камеры Треблинки.

  1. «У нас были ножницы. Мы срезали у них пряди волос. Стригли их. Бросали их на пол, в сторону, и все это должно было занимать не больше двух минут. Даже меньше двух минут, по… потому что сзади была толпа женщин, ожидавших своей очереди. Вот как мы работали. Это было очень тяжело. Тяжело особенно потому, что кое-кто из парикмахеров, они узнавали в этой очереди своих близких, своих жен, матерей, даже бабушек. Только представьте себе: нам приходилось стричь им волосы, но нельзя было даже словом перемолвиться с ними, потому что разговаривать было запрещено. Стоило нам сказать им, что их ждет… ох… что через пять или семь минут их загонят в газовые камеры, как тут же началась бы паника, и всех их все равно убили бы».

Абрахам Левент, 1924, Варшава, Польша
Рассказывает об условиях жизни в Варшавском гетто.

  1. Голод в гетто был такой, что люди просто падали на улицах и умирали, маленькие дети попрошайничали и каждое утро, выходя из дома, ты видел покойников, накрытых газетами или какими-нибудь тряпками, которые прохожим удавалось найти, или тебе удавалось найти… люди увозили трупы на тележках, относили их на кладбище и хоронили в общих могилах. Каждый день тысячи и тысячи людей погибали от недоедания, потому что немцы просто не снабжали обитателей гетто продовольствием. Продуктов не было. Ты не мог пойти и купить что-нибудь поесть или получить паек. Ты был обречен. Если у тебя не было еды, тебя ждала голодная смерть, вот и все.

Шарлин Шифф, 1929, Горохов, Польша
Рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Гороховского гетто.

  1. Я не знаю, но это поразительно, каким изобретательным ты становишься, когда ты голоден и окончательно доведен до отчаяния. Я никогда бы… даже когда я сама произношу это, я не могу поверить. Я ела червяков. Я ела жуков. Ела все, что только можно было положить в рот. И я не знаю, иногда я чувствовала себя ужасно. Там росли какие-то лесные грибы. Я уверена, что среди них были несъедобные, не знаю, ядовитые. Меня тошнило. С желудком творилось что-то кошмарное, но я все равно их ела, потому что мне необходимо было хоть что-нибудь жевать. Я пила воду из луж. Ела снег. Все, до чего только могла дотянуться. … И… ох… мне случалось есть дохлых крыс, да, я их ела.

Доротка (Дора) Гольдштейн Рот, 1932, Варшава, Польша
Рассказывает, как женщин наказывали за побег заключенных из Штуттхофа.

  1. И нас наказали, заставили простоять двенадцать часов голыми на холоде, а кроме того, они выбрали четверых или пятерых, я точно не помню, скольких женщин, и на глазах у остальных — нас всех выстроили в ряд, понимаете — они изнасиловали их, да так, что я никогда не читала о таком и не видела, ни в кино, ни по телевизору, хотя, казалось бы, у нас каких только ужасов не показывают по телевизору, все, что только угодно. И вот, смотреть, как немцы насилуют этих молодых женщин, и резиновыми дубинками, и… и моя мама, которая стояла рядом со мной, она взяла и закрыла мне глаза своей ладонью, чтобы я не видела, не увидела там половой акт в первый раз. Раньше я никогда в жизни не видела, как это происходит.

Фрици Вайс Фрицхаль, 1929, Ключарки, Чехословакия
Рассказывает о том, как проходила процедура “селекции” в Освенцим.

  1. Мы должны были показать, что у нас еще остались силы — чтобы работать или чтобы прожить еще один день. Я помню, как некоторые женщины, когда у них начинали снова отрастать волосы и в этих волосах была видна седина, и вот они шли и брали маленький кусочек угля из тех пузатых печей, которые были в бараках. И вот они брали этот уголь и подкрашивали им волосы, чтобы… чтобы выглядеть чуть-чуть помоложе. Я хочу сказать, что там, в тех условиях, седина у человека появлялась уже в восемнадцать или, может быть, девятнадцать лет. И вот мы бегали, бегали перед тем, кто должен был проводить эту “селекцию”, чтобы показать ему, что мы в состоянии прожить еще один день. Если у тебя была ссадина или прыщ, если ты бежал недостаточно быстро, если тому конкретному немцу, который проводил “селекцию”, почему-то не нравилось, как ты выглядишь, — они стояли там и показывали дубинкой направо или налево, когда мы пробегали перед ними. И ты никогда не знал, в какой шеренге оказался — хорошей или плохой. Одна из них отправлялась в газовые камеры, а другая возвращалась в лагерь, в бараки, чтобы прожить еще один день.

Лили Аппельбаум Малник, 1928, Антверпен, Бельгия
Рассказывает о приеме новоприбывших в Освенцим.

  1. И они сказали: “С этой минуты вы не должны отзываться на свое имя. Отныне вашим именем будет ваш номер”. И я была совершенно сбита этим с толку, подавлена, упала духом; я почувствовала себя так, словно я больше не человек. Потом они обрили нам головы, и это было так стыдно. И еще когда они приказали нам раздеться и помыться, это было… они обращались с нами так, будто мы были животными. Эти мужчины ходили вокруг, смеялись и глазели на нас… только представьте себе молодую девушку в таком возрасте, которая еще никогда не раздевалась на глазах у кого-то, на глазах у мужчины, и которая должна была стоять там совсем голой… мне хотелось провалиться сквозь землю.

Мартин Шпетт, 1928, Тарнов, Польша.
Описывает расправу над евреями в Тарнове.

  1. Я… весь день я подглядывал через щели между досками дранки. Отец говорил мне, чтобы я не смотрел, но как бы там ни было, я был ребенком, и любопытство было сильнее. И… ох, с крыши открывался вид на кладбище, и фургоны с телами… с мертвыми телами приезжали туда. И группы… они приводили туда группы евреев, которые должны были рыть котлованы, и тела сваливали туда, а потом тех, кто рыл котлован, их тоже расстреливали, и следующие, кого приводили на их место, сталкивали их трупы в этот котлован и сверху… сверху их заливали известкой, а следующая группа засыпала этот котлован и копала новый. Они приводили туда… они приводили туда беременных женщин и даже не тратили на них пули. Их закалывали штыками. Крики матерей, у которых они… у которых они вырывали из рук детей. И крики этих детей я слышу до сих пор.

Мисо (Михаэль) Вогель, 1923, Яцовце, Чехословакия.
Рассказывает о крематориях в Биркенау.

  1. Но сам лагерь — это действительно была настоящая фабрика смерти. В Биркенау было четыре крематория, две газовые камеры, два… два крематория по одну сторону железной дороги, две газовые камеры и два крематория по другую сторону. И рельсы подходили прямо туда, к крематориям. И весь лагерь видел. Вы видели пламя — не только дым — вы видели языки пламени, которые вырывались из труб. Ну конечно, когда они сжигали “мусульман” — так называли тех, от кого остались одни скелеты, — тогда шел только дым. Но когда горели люди, в которых еще оставалось немного жира, то из труб вырывалось пламя.

Пэт Линч, США. Медсестра.
Рассказывает о том, в каком состоянии были оставшиеся в живых заключенные во время освобождения лагеря.

  1. Они были крайне истощены. Я не могла поднять ни одного из них. Я пыталась, но если бы мне удалось приподнять их, у них могла порваться кожа. Так что передвигать их нужно было очень, очень осторожно. Их кожа была ужасно тонкой. И вот я звала… ох, нужно было как минимум три человека, чтобы один… один держал голову, другой ноги, и мы очень осторожно поднимали их и выносили за ворота и дальше, подальше от этого места. … И мы не могли делать им уколы [подкожные инъекции] потому что не было места, куда ввести иглу. У них совсем не было кожи… не было мышц, только кожа и кости. Им просто некуда было сделать укол.

Ирена Хизме, 1937, Теплице-Шанов, Чехословакия.
Описание медицинских экспериментов в Освенциме.

  1. Еще я вспоминаю, как однажды в кабинете врача у меня брали кровь, и это было очень больно, так как они брали кровь с левой стороны моей шеи. Это так странно вспоминать сейчас. Они также брали у меня кровь из пальца, но это было не так больно. Еще я вспоминаю, что мне приходилось долго сидеть в ожидании измерения, взвешивания или рентгеноскопии. Еще я вспоминаю рентгеноскопию. И уколы. Я помню уколы. После этого я заболела. Поэтому меня отправили в эту больницу Я помню, что меня лихорадило, потому что я знаю, что у меня часто измеряли температуру, кто-то делал это. Я действительно возненавидела врачей Мне было страшно. Я очень боялась врачей – и до сих пор боюсь. Они были кошмарны. Я не могу идти в больницу и просто не могу позволить себе заболеть.

Рут Мейеровиц, 1929, Франкфурт, Германия.
Описывает свои воспоминания о крематориях Освенцима .

  1. Крематорий был всего в нескольких минутах ходьбы. Трубы было видно от… ох, их было видно отовсюду, где бы мы ни были, и, конечно, мы слышали запах… сперва запах газа, когда он выходил… когда его выпускали из газовых камер, а потом, потом мы слышали запах горящих тел, горящей человеческой плоти. А потом они чистили решетки печей, и мы слышали этот скрип… это тот самый звук, который раздается, когда вы достаете противень из своей духовки, только гораздо… это было гораздо громче, так что мы все время слышали его, даже из бараков. И… ох, и когда я чищу духовку у себя дома, я и по сей день всегда вспоминаю тот звук – скрип решеток крематория.

Бригитте Фридманн Альтман, 1924, Мемель, Литва.
Рассказывает об облаве на детей в Каунасском гетто в марте 1944 года.

  1. Эти грузовики не предвещали ничего хорошего, особенно для маленькой девочки. Потому что к тому времени в гетто уже почти не осталось детей. Бабушка в панике засунула малышку в кровать, которая была одна на троих, а сверху накидала все одеяла и покрывала. Ну, то есть на самом деле она пыталась сделать так, чтобы все это выглядело просто как застеленная кровать. … Немцы все втроем принялись обыскивать комнату, и почти сразу же сдернули белье с кровати и обнаружили малышку. И вытащили ее оттуда. Когда они убедились, что в комнате больше никто не прячется и искать больше нечего, они потащили ее на улицу, к своему грузовику. А бабушка… бабушка выскочила, выскочила за ними… упала, упала на… бросилась на колени, просила, умоляла, кричала и плакала, побежала за ними на мостовую, к грузовику, а там какой-то солдат ударил ее своим ружьем или дубинкой, и она упала на землю, упала посреди улицы. Грузовик дал газ, а она осталась лежать. Они забрали нашу девочку, а в грузовике были другие дети. Я видела это из окна. И после того, как я увидела это, мне хотелось закрыть глаза и больше уже не видеть ничего».

Барт Стерн, 1926, Венгрия
Рассказывает, как ему удалось уцелеть и дождаться освобождения Освенцима.

  1. А выжить мне удалось просто чудом. Там была… в передней части каждого барака была такая небольшая будка, отдельное помещение для “блокальтесте”, а “блокальтесте” — это значит начальник, старший по бараку, и вот в этих кабинах лежали хлебные ящики. Хлеб доставляли… его приносили в таком ящике, закрытом на замок, чтобы никто не мог до него добраться. У одного ящика дверца, петля была сорвана, и я спрятался в этом ящике, перевернутом вверх дном. И тут идут обыскивать, и он даже пнул мой ящик ногой, но, к счастью, тот сдвинулся. Я был таким тощим, что он сдвинулся. Я видел его… и я был уверен, что мне конец. Вот так я остался в живых. Но когда они уже ушли, когда немцы ушли, примерно через час, их след простыл, и я хотел вернуться обратно в бараки, но поляки и украинцы, которых не увели на марш смерти, они не впустили меня. И тогда я стал прятаться в груде мертвых тел, потому что в последнюю неделю крематорий уже не работал и трупы просто громоздились один на другом, все выше и выше…Так мне посчастливилось уцелеть.

Томаш (Тойви) Блатт, 1927, Избица, Польша
Рассказывает про газовые камеры.

  1. Я уверен, что, когда они попадали в газовые камеры, они не понимали этого. И когда газ только начинал идти, вероятно, они не… не сознавали, что с ними происходит. После того, как я заканчивал стричь им волосы, нам приказывали выйти, и… ох, еще по дороге обратно в мой… в лагерь, где были наши бараки, я уже слышал шум мотора, газового мотора, который работал с таким высоким… Вы понимаете, звук газового мотора, и потом крик. Они начинали… Они начинали кричать, очень громко, вот так: “Аааах…” — очень громко, даже громче, чем шумел мотор. У них там был мощный мотор. Потом, минут через 15, крик становился тише… тише и наконец умолкал.

Йозеф Майер, Лейпциг, Германия.
Рассказывает о том, как вел себя во время Нюрнбергского процесса бывший комендант Освенцима Рудольф Гёсс.

  1. Он ничего не чувствовал. Он называл это трудной обязанностью. Никакого удовольствия от этого он не получал. Удовольствия он не испытывал. Я спросил: “Разве вы не забавлялись, делая это?” Я хотел испытать его, проверить, не садист ли он. Но он не был садистом. Он был абсолютно нормален. Он выполнял свой долг. Я действительно верю, что он выполнял свой долг. Он делал это… полагая, что он выполняет свой долг. Он считал это своим долгом, и он закрывал глаза на ненормальность тех поступков, которые совершал; на ту пропасть, немыслимую пропасть, в которую должно опуститься человеческое существо, чтобы выполнять такого рода обязанности. Против которых нормальный человек, по-моему, взбунтовался бы. Скорее сам умер бы, чем совершил такое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....