Рабочая программа по ОБЖ. 1 курс техникума.
рабочая программа на тему

Рабочая программа по ОБЖ. 1 курс техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obzh-114.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 09 ОБЖ

Специальность:

Сварочное производство.

Отрадный, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 ОБЖ

1.1. Область применения  рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины «ОБЖ» предназначена для изучения ОБЖ в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

       

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 час;

самостоятельной работы обучающегося  39 часов.

Лабораторно-практические занятия     32часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

   в том числе:

 лабораторно -практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЖ».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

1

1

Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

 Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Практические занятия:

составить конспект о факторах, способствующих укреплению здоровья и вредных привычках влияющих на здоровье человека. 

Тестирование по теме

Самостоятельная работа обучающихся                                                      

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специ      альной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

  • Подготовка доклада на темы: Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Рекомендации по безопасному поведению учащихся.Факторы, способствующие укреплению здоровья.Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.Вредные привычки и их профилактика.Компьютерные игры и их влияние на организм человека.Стресс и его влияние на организм человека.Девиантное поведение:сущность,виды и механизм возникновения.Пути повышения умственной и физической работоспособности.

30

2

9

10

2

2

2

1

2

2

2

1

1

Тема 2.Государственная система обеспечения безопасности населения

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.  

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

Практические занятия:

выявление роли и места ГБОУ СПО ОГТ в системе РСЧС ,решение задач по ФЗ№68 от21.12.1998г.Работа с источником:ФЗ№28 от 12.02.1998г.

Самостоятельная работа обучающихся

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных, составленным преподавателем).

  • Подготовить  доклады на темы: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Классификация ЧС. Характеристика ЧС техногенного характера. Характеристика ЧС природного характера. ЧС социального характера».

24

      9

10

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тема 3.Основы обороны государства и воинская обязанность.

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части –  символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена –  почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

                       Практические занятия

1. Определение правовой основы военной службы

2. Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации

3. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

Самостоятельная работа

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных, составленным преподавателем).

Подготовить доклады на темы:основ

39

7

10

2

2

2

Тема 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Социальная роль женщины в современном обществе.

 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

 Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

 Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами.

 Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья.

Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».  Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

Практические занятия

1. Оказание реанимационной помощи

2. Оказание первой помощи пострадавшим

Тестирование по теме.

Самостоятельная работа обучающихся-

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

  • Подготовка докладов на темы:
  • Подготовка докладов на темы: Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет.Первая медицинская помощь при травмах.ПМП при ОСН.

  • Основные инфекционные болезни,их профилактика.

23

5

     

      9

1

1

1

1

2

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

Самостоятельных работ

 Лабораторно-практических занятий-32                                                      

Аудиторных занятий-78

39

ИТОГО:

117ч

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «ОБЖ».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся:

1. ОБЖ: 10  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов,

     Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева.

      – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382,  [2] с. (основной учебник)

2. ОБЖ: 11  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов,

    Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева.

    – М.: ООО«Изд. Астрель»: 2002 - 366,  [2] с. (основной учебник)

3.  Военно – патриотическое воспитание в школе. –изд. 2 – е, испр./

     авт. – сост. М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006.

4.  Вооружённые силы Российской Федерации –

     защитники нашего   Отечества. – Учебное пособие.-

     Москва:   Армпресс,2001.

5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:

    Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 – 11 кл.:

Для  преподавателей:

1. «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват.

    учреждений/  А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. 

    А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2002.

2. Основы безопасности жизнедеятельности.- Учебно –

    справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и

    ПРО  1995.

3. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/

    Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис – пресс,2006.

4. ОБЖ:тесты: 9 класс/С.С. Соловьёв – М.: Издательство «Экзамен»,2006.

5. Система по профилактике наркомании/ авт.

    Сост.О.В. Галичкина.  Волгоград: Учитель, 2006 .

6. Журналы ОБЖ.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

     Знания:

Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Умения:

• Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Внеаудиторные самостоятельные работы, беседа.

Тестирование, практическая работа.

Устный опрос, внеаудиторные самостоятельные работы.

Практическая работа, беседа, самостоятельная работа.

Практическая работа, работа по карточкам, диалог.

Устный опрос, самостоятельная работа.

Практическая работа.

Беседа.

Устный опрос, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для первого курса

Рабочая программа по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...

Рабочая программа для первого курса

Рабочая программа по специальности "Информационные системы"...

рабочая программа для 1 курса по истриии

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04.«История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 38.02.01 Экономика и бух...

Рабочая программа по элективному курсу

Данный курс предназначен, в основном, для знакомства студентов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «Человек - природа»...

рабочая программа нпо 1 курс

рабочая программа нпо 1 курс...

рабочая программа 1-3 курс нпо

рабочая программа 1-3 курс нпо...