Мы будующее избиратели
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов «Мы будущие избиратели»
Цель – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.
Задачи:
Образовательные: знать: сущность избирательного права, принципы проведения выборов в РФ, избирательная система, значение и разновидности выборов в России, основные стадии избирательного процесса, права и обязанности избирателя. понимать: различие между активным и пассивным избирательным правом, роль электората в выборах. объяснять: понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
распространение знаний в области избирательных прав граждан.
Воспитательные: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
формировать у учащихся активной жизненной позиции.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.
Ход мероприятия
Слайд 1.
1. Вступительное слово учителя.
Я приветствую всех собравшихся. Сегодня у нас с вами необычная встреча и посвящена она Вам, будущим избирателям. Но прежде чем начать нашу беседу на эту тему, давайте обратимся к миниатюре.
2. «Обратимся к истории» – миниатюра (дети)
На стуле сидит Лёша, чистит туфли, мимо идёт с газетой его сестра Лера.
Лера: Лёш, а Лёш, сколько тебе лет?
Лёша: А ты как будто не знаешь.
Лера: Знаю, знаю. Завтра будет 18… теперь ты совсем взрослый.
Лёша: Даже не верится!
Лера: А сможешь работать как взрослые?
Лёша: Смогу.
Лера: И в армию можешь идти?
Лёша: Могу.
Лера: И жениться?
Лёша: Что? (поднимается) я тебе сейчас… пристала (Ставит туфель).
Лера: Да это я к тому, тебе и на выборы идти.
Лёша: Какие выборы? Ну-ка катись… Давай, давай. Вот пристала (уходят).
Учитель: Ребята, а на какие выборы предлагала Лера идти своему брату? Какие выборы бывают? А что вы о них знаете? (ответы учащихся).
Об этом мы с вами и поговорим.
- Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.
Слайд 2. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
- Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти, все зависит от народа и его отношения к своей судьбе.
- Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Слайд 3. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Слайд 4. Виды выборов.
Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки:
- очередные выборы;
- внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ.
- Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (не состоявшиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы.
- полными (выборы всех депутатов представительного органа) и частичными (ротационные, т. е. разновременное избрание частей депутатского корпуса).
Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки.
Слайд 5. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.
Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.
Слайд 6. Роль выборов в жизни гражданина, общества, государства:
Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям высказать поддержку или разочарование существующим правительствам.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Таким образом, голос гражданина важен при определении власти в государстве.
Слайд 7. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти, т.е. легитимность власти - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Слайд 8. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах:
- широком (объективном) совокупность правовых норм, регулирующих отношения по выборам в органы власти и органы местного самоуправления.
- узком (субъективном) право граждан избирать и быть избранным в органы власти и органы местного самоуправления.
Избирательное право может быть:
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах.
Пассивное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Слайд 9. Основные принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
- Всеобщее это как?
- Равное это как?
- Прямое это как?
- Тайное это как?
- Что значит – участие в выборах свободное и добровольное?
Слайд 10. Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Избираются:
- президент РФ, Депутаты
- законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
- Депутаты Государственной Думы.
- Представительные органы местного самоуправления.
Слайд 11. Виды избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства.
Пропорциональная система - мандаты распределяются между списками кандидатов от партий в зависимости от количества голосов избирателей, полученного каждым списком в рамках единого избирательного округа
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем.
- Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? (с избирательной компании)
Слайд 12. Бывают избирательные округа и избирательные участки.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов.
Избирательный округ – определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или выборное лицо
Избирательный участок – это место, где проводится голосование, и подсчитываются голоса избирателей.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…
Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.
Слайд 13. Избиратель – это лицо, обладающее активным избирательным правом:
– наличие российского гражданства;
– возраст не менее 18 лет;
– дееспособность;
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.
Слайды 14 – 18. Права и обязанности избирателя.
- Избиратель имеет право знать, за кого голосует.
- Сохранять в тайне свой выбор, кто бы им не интересовался.
- Избиратель не имеет права проводить агитацию в день голосования
- Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования
- Заполняя бюллетень, пользоваться карандашом
Слайд 19. Значение выборов.
К власти должны прийти достойные, ответственные, честные люди, тогда мы сможем быть спокойными за наши интересы.
Закрепление. Игра
- Давайте теперь поиграем делимся на 3 команды. Придумывают название команд.
Ведущий: I тур: «Зачем нужны выборы»
Команды составляют схему на ватмане (5 - 6 минут)+ (2 - 3 минуты) на ответ (конкурс оценивается в 3 балла).
Ведущий: II тур: Ответь правильно на вопрос.
(Каждой группе будет задано по 4 вопроса, за каждый правильный ответ 1 балл. Команды противников в случае не ответа команды на заданный вопрос могут ответить. Для ответа на вопрос 1 минута.)
Вопросы.
- С какого возраста граждане РФ могут участвовать в выборах? (с 18 лет)
- С каким документом на участок должен в день выборов придти избиратель? (с паспортом или военным билетом (военные) )
- С какого возраста можно балатироваться на пост президента? (с 35 лет)
- На какой срок избираются депутаты Государственной Думы? (на 5 лет)
- Какие граждане Конституцией РФ лишены избирательных прав? (признанные недееспособными судом)
- Назовите основные принципы демократических выборов? (всеобщее избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование, свобода выдвижения кандидатов, прямое избирательное право)
- Назовите основные требования к кандидату на пост президента? (возраст не менее 35 лет, постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет)
- В. Жириновский является лидером партии …? (ЛДПР)
- В. Путин является членом партии …? («Единая Россия»)
- Какие политические партии участвовали в региональных выборах РХ 2013 года (КПРФ, Единая Россия, Справедливая Россия, ЛДПР)?
- Идя на выборы в качестве избирателя, вы реализуете активное или пассивное избирательное право?
- Что такое Федеральное собрание и из сколько палат оно состоит? (высший законодательный орган власти, состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума)
- Может ли учащейся 11 класса стать депутатом муниципальных органов законодательной власти? (Может, если ему исполнилось 18 лет)
III тур. Команды получают задания с ситуациями, где нарушены права избирателей. Команды должны дать ответ какие права избирателя нарушены. (правильный ответ оценивается в 2 балла)
Карточка 1.
Накануне выборов в дверь пенсионерки Ивановой позвонили. Открыв дверь, она увидела 2-х молодых людей, которые представились представителями депутата «Н». Они передали пенсионерке пакет с продуктами, где были крупы, растительное масло, сгущенное молоко, Анна Степановна обрадовалась подарку. Взяла пакет, молодые люди попросили ее расписаться в документе с указанием паспортных данных, согласно этому пенсионерка на выборах должна была проголосовать за кандидата «Н». Молодые люди пригрозили, что этот документ с подписью пенсионерки имеет юридическую силу. За нарушение договора с кандидатом в депутаты «Н» ей предстоит заплатить крупный штраф. Пенсионерка в растерянности, она обращается к вам, как специалистам в области избирательного права, как ей поступить?
Карточка 2.
Гражданин Семенов пришёл в день выборов на свой участок проголосовать, но забыл взять очки и чтобы проголосовать, он попросил помочь ему одного из наблюдателей депутата «П», который к тому же являлся его соседом, тот с удовольствием согласился ему помочь и прошёл с ним в кабинку для голосования. Какие нарушения связанные с процедурой голосования были допущены?
Карточка 3.
Кандидат в депутаты «С» в день выборов не далеко от участка, на котором он балатировался в депутаты Верховного Совета организовал концерт, в котором звучали призывы голосовать за кандидата в депутаты «С», проходящим мимо избирателям раздавали календари с изображением кандидата. В результате чего центральная избирательная комиссия обратилась в суд с просьбой привлечь к судебной ответственности кандидата в депутаты «С». Имел ли право так поступать в день выборов кандидат «С»?
IV-тур называется «Займем позицию»
Каждая группа получает одно утверждение, в ходе обсуждения которого необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции. Кто более уверенно докажет позицию получает 5 баллов.
1 группа – работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному.
2 группа – выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями.
3 группа – участие в выборах должно быть обязательно под угрозой штрафа.
Подводятся итоги.
- Пока судьи считают баллы, мы прослушаем песню, и я раздам вам памятки как правильно себя вести на избирательном участке.
Итог. И в заключение знайте и помните, что
Молодые избиратели определяют будущее страны «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего».
Современная молодежь – это инициативность, активность и креативность. Будь собой, активно участвуй в выборах, сам определяй свое будущее, не позволяй другим делать выбор за тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451511-1401084734.jpg)
Методическая разработка заседания круглого стола «Сложна ли роль избирателя?»
Цель: формирование собственной гражданской позиции, приобретение опыта ведения политической дискуссии, повышение уровня политической культуры.Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу, вопросы викт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-109347-1413229266.jpg)
Интеллектуальная игра "Маршрут молодого избирателя"
Интеллектуальная игра "Маршрут молодого избирателя" посвящена Дню избирателя в целях повысить уровень правовой культуры ребят первого курса. Каждая команда с командиром проходят свой маршрут. Задания ...
Разработка классного часа День молодого избирателя
Данная разработка поможет учителям использовать материал на внеурочных мероприятиях. Например поводить выборы призидента класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-838296-1478880072.jpg)
Программа клуба "Молодой избиратель"
Данная программа включает в себя положение о деятельности клуба, план работы клуба, состав членов клуба, указаны представители общественности, посещающие занятия клуба....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-577198-1422641268.jpg)
Дня юного избирателя
Давным – давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они им...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856954-1480106209.jpg)
Учащаяся молодёжь и возможности колледжа в организации работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Молодёжь и выборы....
Викторина "Я-молодой избиратель"
Материал методической разработки предлагается к использованию на внеклассных мероприятиях....