Разработка классного часа День молодого избирателя
классный час по теме
Данная разработка поможет учителям использовать материал на внеурочных мероприятиях. Например поводить выборы призидента класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка классного часа День молодого избирателя | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 8 (п. Двубратский)
Учитель: истории и обществознания: Кузнецова Виктория Валерьевна
Тема: «День Молодого избирателя»
Цели:
1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.
2. Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.
3. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
4. Воспитание активной гражданской позиции.
5. Пропаганда избирательного права.
Понятийный аппарат: право, гражданин, избиратель, права избирателя.
Тип: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация урока.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний классный час посвящён избирательному законодательству граждан и тема его звучит так «День молодого избирателя».
Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с кем сидеть за одной партой? Кого выбрать? За что выбрать? То есть человеку сопутствуют постоянные выборы. А, что мы называем выборами? Что такое избирательное право? Каковы принципы избирательного права? Всё это должны знать будущие избиратели, т.е. вы. Именно эти вопросы мы затронем на нашем классном часе сегодня. Кроме этого мы совершим небольшой экскурс в историю выборов.
2. Работа по теме.
2.1. Работа с эпиграфом
Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он? В течение классного часа каждый из Вас найдет ответы на эти вопросы.
2.2. Немного истории
Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и простому народу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
г) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
2.3. Работа с терминами
Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?
У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?
- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией.
- Какие права человека Вы знаете? (Учащиеся отвечают)
- Правильно. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.
- Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!
- Сейчас несколько раз прозвучало слово «выборы». А что оно значит? (выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах ).
- Как называется тот, кто участвует в выборах или имеет на это право? (избиратель).
- В чём заключается право избирателя? (свободное волеизъявление граждан на выборах).
Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конституции республик в составе Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
- Постановления Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
- Все вы так или иначе, но сталкивались с процедурой выборов. В процессе выборов обязательно должны соблюдаться принципы избирательного права. Чтобы получше разобраться в этих принципах, давайте посмотрим несколько эпизодов о выборах, которые нам покажут наши ребята.
Сценка 1
На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:
- Девочка, ты зачем сюда пришла?
- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!
- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?
- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.
- Сколько тебе лет?
- 14.
- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?
- Нет.
- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?
- Поняла… вздыхает девочка и уходит.
- Какие группы населения лишены активного избирательного права?
Сценка 2
На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:
- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.
Председатель (с опаской):
- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!
- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.
Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.
К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:
- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!
Председатель:
- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.
- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!
- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.
- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.
- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Сценка 3
На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:
- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!
Председатель:
- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.
- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.
- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.
- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.
- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Сценка 4
Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:
- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?
- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.
- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.
- Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?
Сценка 5
Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Товарищ председатель избирательной комиссии! Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Воронеж на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?
Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?
- Да, да, конечно с собой.
Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:
- Вот Вам открепительное удостоверение. В Воронеже в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.
- Спасибо, всё поняла.
- Что нужно делать, если вы не можете проголосовать по месту жительства в день выборов?
Сценка 6
Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:
- Товарищ. Можно Вас?
Мужчина удивлённо:
- Меня?
- Да, да, Вас! Вы на выборы?
- Да.
- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?
- Да я сам толком не знаю.
Водитель, кладя руку на плечо пассажира:
- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!
Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:
- Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую.
- Посмотрим. Смотри не обмани!
- Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?
- Подведём итог: каковы же принципы избирательного права?
- всеобщее, равное прямое избирательное право
- гласность, открытость
- добровольность реализации избирательного права на основе личного и тайного голосовании
- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.
- А теперь подведём итоги тестирования «День молодого изберателя» (тестирование проводится накануне).
2.4. Вывод
- Итак. Мы подошли к ВЫВОДУ:
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
- Обратите еще раз внимание на эпиграф классного часа. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
Высказывания школьников.
- А завершить наш классный час хотелось бы исполнением нашими девочками частушек о выборах.
3. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилось, а что не понравилось?
Я хочу пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знаниями, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны.
ТЕСТ «День молодого избирателя»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,
то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,
то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,
то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Задумайтесь над результатами.
- Через 2-3 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов. ПОМНИТЕ:
- Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!
Частушки о выборах «День молодого избирателя»
- В день выборов с утра
дорога всем известная –
идем голосовать семьёй
за жизнь интересную.
- За достойных кандидатов
Голоса отдать мы рады!
Эй, не спи, народ, Вставай!
Жизни путь свой выбирай!
- Всей семьей мы ночь не спали:
Кандидатов изучали,
Кто же лучшим может стать?
Мне, тебе, нам всем решать!
- Право голоса дано
Каждому из нас – одно.
Если дружно все пойдем –
Достойных САМИ изберем!
- Хватит только рассуждать
О житье хорошем,
Кандидата поддержать
И в восемнадцать можно!
- Все на выборы пойдем,
Врач, учитель, агроном!
И студент, давай скорее
Президента изберем!
- Все семьей уже решили,
Что пойдем на выборы.
Ведь достойным депутатам
Мы всегда помочь должны.
- Правом волеизъявленья
Я конечно дорожу.
И на выборы всегда я
С удовольствием хожу.
- Нечего небесной манны
В будничных заботах ждать.
Надо выборов дождаться
И идти - голосовать.
- Приходи голосовать,
Если восемнадцать,
Ну, а если не придешь
Всю страну ты подведешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"
"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...
Методическая разработка классного часа "День Матери"
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее вос...
Методическая разработка классного часа «День воинской славы»
27 января в нашей стране объявлено Днем воинской славы. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда. Проходят десятилетия, стираются из памяти события и даты, имена и лица...
Методическая разработка классного часа - День трезвости
Классный час «11 сентября – День трезвости» предназначен для использования студентам первого курса экономического отделения техникума.Использование, активных форм работы на классном ...
Методическая разработка классного часа - День Героев Отечества
Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор, ознакомить с различными областями науки, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Классный час &la...
Методическая разработка классного часа - День памяти воинов-интернационалистов
Цель проведения классного часа – формирование нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.Классный час «...
Методическая разработка по проведению открытого классного часа «День молодого избирателя»
Методическая разработка по проведению открытогоклассного часа«День молодого избирателя»...