Конспекты уроков
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА "ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА"
Цель:
- формирование правовой культуры учащихся.
- рассмотреть вопрос прав человека и ребенка с точки зрения общечеловеческих ценностей.
- охарактеризовать основные документы о правах человека и ребенка.
- формирование умений работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
- совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,
- развивать внимание и память, логическое мышление;
- воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,
Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление нового материала.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, целей урока
Учитель.
- Сегодня мы с вами проведем правовой урок. Этот урок посвящен Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который прошел 20 ноября 2014г.
Сообщение темы урока: Защита прав ребёнка.
Задачи урока:
- познакомиться с основным содержанием «Конвенции» как международного документа по правам ребёнка; с законами, в которых говорится о правах ребёнка РФ;
- посмотреть видео урок «Права и свободы человека»
3. Актуализация знаний учащихся
Объяснение терминов: - Что такое право? Декларация? Пакт? Конвенция? Правоспособность? Дееспособность?
4. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос:
- Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
Учитель.
В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка.
1 ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2 ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.
1 ученик: Всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.
2 ученик: Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет работает Организация Объединенных Наций – ООН.
Конвенция ООН о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, определяющим основные права детей, к которым относятся: право на жизнь, на имя, на гражданство, на заботу со стороны родителей и государства, право проживать в семье, право на образование, на защиту здоровья, на защиту от всех форм физического и психологического насилия, право свободно выражать свое мнение, право на свободу мысли и слова, на получение информации, на неприкосновенность частной жизни, жилища и др.
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами.
На территории России Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года, как наше государство следует положениям данной Конвенции. В 54-х статьях этого документа записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей.
Учитель.
Теперь учащиеся расскажут нам про уполномоченных по правам ребенка в Московской области. Что это за государственная должность? С кем сотрудничают и какие их основные задачи?
1 ученик: Дети – это одна из самых уязвимых социальных групп населения. В отличие от взрослых, они не только не могут самостоятельно защитить свои права, но зачастую и заявить об их нарушении. В нашей области вопросы благополучия и защиты прав несовершеннолетних уделяется особое внимание, что отразилось в появлении с нового 2010 года новой государственной должности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области взаимодействует с органами местного самоуправления и органами власти Московской области, действующими в сфере защиты прав детей:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления образованием;
- органы управления здравоохранением;
- органы по делам молодежи;
- территориальные органы опеки и попечительства;
- территориальные органы социальной защиты населения;
- территориальные органы занятости населения;
- подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел;
- территориальные органы службы судебных приставов;
- территориальные органы прокуратуры
Основной задачей Уполномоченного является проведение совместно с Уполномоченным по правам человека в Московской области проверки деятельности органов государственной власти Московской области, а также должностных лиц с целью соблюдения прав детей.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. И сама постановка вопроса о правах и их соблюдении в школе отражает изменения в системе образования. Основная цель такого института – всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса и их правовому просвещению, оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
Учитель.
- Теперь рассмотрим и разберем статьи из Конвенции прав ребенка. Слайд 1.
2 ученик: ЗНАКОМЬТЕСЬ НАШИ ПРАВА. Слайд 2.
Слайд 3. В сентябре 2015 года исполнится 25 лет принятия Россией Конвенции о правах ребёнка! Что такое конвенция ООН о правах ребёнка?
«Конвенция» - это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть в разных городах нашей страны, а помогают им уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, которые есть в каждой школе. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав!
Слайд 4. Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.
Слайд 5. Статья 2. Все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Слайд 6. Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Слайд 7. Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Слайд 8. Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Слайд 9. Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.
Слайд 10. Статья 7, 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства. Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Слайд 11. Статья 10,22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита и помощь в воссоединении с семьёй. Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.
Слайд 12. Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Слайд 13. Статья 13,17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию. Статья 14,15. Все дети имеют право организовывать клубы по интересам. Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь.
Слайд 14. Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребенке.
Слайд 15. Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.
1 ученик: Слайд 16. Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.
Слайд 17. Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Слайд 18. Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье.
Слайд 19. Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения.
Слайд 20. Статья 26,27 Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду, жильё и быть обеспечены всем необходимым.
Слайд 21. Статья 28,29,30. Все дети, принадлежащие к этническим или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком, а также получать образование.
Слайд 22. Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию.
Слайд 23. Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.
Слайд 24. Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.
Слайд 25. Статья 34,35,36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Слайд 26. Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.
Слайд 27. Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.
Слайд 28. Статья 39. Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.
Слайд 29. Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.
Слайд 30. Статья 41,42. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах.
Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции.
Учитель.
Теперь просмотрим видео урок «Права и свободы человека».
5. Закрепление нового материала
Викторина (Приложение 1).
Проблемный вопрос:
- Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
6. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.
Учитель.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но главное, что каждый из вас должен помнить: Конвенция определила не только ваши права, но и обязанности перед обществом.
7. Домашнее задание.
Памятка «Где можно защитить свои права». Составьте список организаций в нашем городе, где могут помочь детям в случае нарушения их прав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....