Контрольно-измерительные материалы.(учебник- обществознание, 10кл)
учебно-методический материал на тему

Семкина Нина Ивановна

Тема. Социальные отношнния.(учебник 10 кл. под ред. Боголюбова ЛН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsial.otn_.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы.(учебник- обществознание, 10кл)

Тема. Социальные отношнния.(учебник 10 кл. под ред. Боголюбова ЛН)

  1. Социальная структура общества, социальная группа, люмпены, маргиналы.
  2. Социальная дифференциация и ее виды.
  3. Какой признак, согласно марксистскому учению, является основным критерием для выделения общественных классов?
  4. Социальная стратификация, какие критерии лежат в основе социальной стратификации?
  5.  Раскройте понятие «социальная мобильность»,приведите примеры..
  6. Социальные лифты. Какие социальные институты, по мнению П.А. Сорокина, могут служить социальными «лифтами»?
  7. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденция развития семьи.
  8. Молодежь как социальная группа.
  9. Этнические общности, национальное самосознание.
  10. Межнациональные отношения, главные причины межнациональных конфликтов? Каковы основные пути их преодоления? Национальная политика РФ.
  11.  Социальный статус, виды социального статуса.
  12. Социальная роль, как связаны социальный статус и социальная роль?                        13.     Социальные нормы, виды социальных норм, их цель.

14.Отклоняющееся (девиантное )поведение, причины отклоняющегося поведения. Всегда ли отклоняющееся поведение отрицательное?

15.Социальный контроль, санкции, виды санкций, их цель.

16.Социальный конфликт и пути его разрешения.

Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная структура, социальный институт, семья как малая социальная группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, нация, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм,  толерантность, социализация, социальные нормы,  девиантное  поведение, социальный контроль.

Задания на применение знаний

Раздел. Социальная сфера

1. Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек об изменении их социального положения на протяжении жизни. Выясните, с какими обстоятельствами (смена жительства, получение образования, переход на другую работу, крупные изменения в обществе) были связаны эти изменения.

2. Укажите лишнее понятие и объясните свой выбор:

а)        класс, сословие, социальная общность, государство;

б)        элита общества, политическая партия, средний класс, люмпенство;

в)        народность, каста, этнос, нация.

Анализ текстов.

Анализ текста включает:

- прием информации — восприятие печатного текста, его распознание на уровне смысловых единиц, установление смысловой и логической связи между ними;

- осмысление прочитанного, которое тесно связано с усвоенной базовой учебной информацией. На осмысление безусловное влияние оказывают уровень специальных заданий, общей культуры, речевого развития;

- свертывание текста— такое преобразование текста, при котором он замещается более кратким по объему изложением. В свернутом тексте не допускается смыслового искажения, утраты значимых положений. Объект не описывается, а лишь указывается;

- переформулирование (трансформация) — обработка информации с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подроностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов. Новая информация (определения, правила, формулировки закономерностей и т. п.), как правило, нуждается в дословном или почти дословном воспроизведении. Другие типы новой информации переформулируются с сохранением смысла исходного текста.

Вопросы и задания к текстам для анализа, предлагают проверку умений:

— распознавать   в   тексте   термины   и   понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;

— объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;

— описывать с опорой на используемый текст изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или собственных аргументов, конкретных примеров;

  •  характеризовать  изучаемый  объект,   выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  •  выделять в тексте содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  •  выделять главную мысль текста;
  •  самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  •  сравнивать   несколько   социальных   объектов, предъявленных в анализируемом объекте или на основе нескольких источников;
  •  делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  •  составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснять термины, указывать на связь между основными понятиями и т. п.);
  •  преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).  

Реферат

Реферирование - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В тоже время эти идеи, преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата.

Как вид речевой деятельности реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает:

- этап ориентации (осмысление объекта реферирования, осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели реферирования, соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта);

- этап планирования (составление программы высказывания);

- этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста, реферата, его функционального назначения);

- этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. refere - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

- собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Наличие именно этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

- справочный аппарат.

Различают несколько видов рефератов:

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию источников, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного реферата - заменить собой первоисточник, индикативного - помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация?

Рефератом также называют доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие в себя критический обзор литературы и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идет речь об итоговом представлении результатов обучения по курсу.

В устном представлении реферата предполагается - обоснование актуальности избранной темы;

- анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;

- цель работы;

- определение гипотезы;                                                 - исследовательские задачи.

Темы рефератов

Раздел. Социальная сфера.

1. Социальная дифференциация на различных этапах развития общества (период по выбору школьника).

2. Герои пьесы М. Горького «Ha дне» - люмпены или маргиналы?

3. Социологи о социальной структуре современного российского общества.

4. Моя родословная: социальная биография моей семьи.

5. Этническое многообразие в современном мире.

6. Социальные «лифты» в современном обществе.

Эссе.

Требования к эссе.

Эссе (от франц. essai) - жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе по обществознанию - выявить умение  обучающихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме).

Обучающийся должен показать:

- адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);

- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;

- понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);

- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);

- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Объем эссе, как правило, не превышает 3-5 страниц. Время выполнения работы ограничивается 90 минутами.

Темы эссе.

Раздел. Социальная сфера.

1. «Каждому - одно и то же». Можно ли этот тезис считать формулой социального равенства?

2. «Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности» (Н. Бердяев).

3. «Нация - это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр).

4. «Интеллигенция - это не класс, не сословие и не культурный слой; это состояние души» (Н. Векшин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответить на вопросы. Учебник Обществознание.10кл.Человек.

(под ред. Боголюбова Л.Н.)                                           ...

контрольно-измерительные задания по обществознанию

Тест по обществознанию тема "Общество и человек"....

контрольно-измерительные задания по обществознанию

Основные сферы общественной жизни....

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание специальность 34.02.01 Сестринское дело

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе рабочей п...

Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания для дифференцированного зачёта) по дисциплине «Обществознание»

Данный комплект материалов разработан с целью оценки уровня освоения и качества подготовки обучающихся по учебной дисциплине Обществознание для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт...