КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание специальность 34.02.01 Сестринское дело
тест по теме

Ефошкина Татьяна Николаевна

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе рабочей программы учебной дисциплины   ОУД.12 «Обществознание» (включая экономику и право) по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 6»  

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по общеобразовательной учебной дисциплине

ОУД.10    Обществознание

форма проведения: дифференцированный зачет

специальность 34.02.01 Сестринское дело 

 

Москва, 2017 г.

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе рабочей программы учебной дисциплины   ОУД.10 «Обществознание» (включая экономику и право)

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

  ОДОБРЕНЫ

Предметной (цикловой) комиссией

ОГСЭ ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Протокол № _____

от  «____»   _______________ 2018 г.

Председатель П(Ц)К

__________     /  Максименко Е.Ю.

РАССМОТРЕНЫ

 На заседании методического совета

Протокол № ___

от «_____» ____________  2018 г.

УТВЕРЖДЕНЫ

Заместитель директора  по учебной работе

    _______________      

«____» _______________ 2018 г.

Составитель:   

Ефошкина Т.Н. – преподаватель общественных дисциплин первой                      квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»                

Рецензенты:

                      Воронич И.М. – преподаватель высшей квалификационной категории

                      ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

          Воронова Е.В. -  преподаватель высшей квалификационной категории

          ГБПОУ ДЗМ «МК №2»

 

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТА КИМ

1. РЕЦЕНЗИЯ

2. СПЕЦИФИКАЦИЯ

3. ПАСПОРТ КИМ

4. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕСТЫ 2 ВАРИАНТА)

5. КЛЮЧИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ (ЭТАЛОНЫ)

6. ЛИСТЫ ДЛЯ ОТВЕТОВ

7. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета

ОУД.10 «Обществознание» (включая экономику и право) для студентов

 1 курса

 по специальности 34.02.01 Сестринское дело

1.  Назначение контрольно-измерительных материалов:

Дифференцированный зачет представляет собой форму объективной оценки качества подготовки студентов, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов) и проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый уровень.

Итоговый контроль учебных достижений, обучающихся 1 курса по учебной дисциплине ОУД.10 «Обществознание» (включая экономику и право) проводится в рамках промежуточной аттестации во втором семестре обучения, согласно учебному плану ОО.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. и 31.12.2015 г.

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ.

В основе содержания КИМ – деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Содержание КИМ отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания и их роли в общеобразовательной подготовке обучающихся, осваивающих ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.

Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др.

Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

 К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести: – включение в КИМ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.); – равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России.

 К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести: – использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет студентам более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности; –  соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

4. Структура и содержание контрольно- измерительных материалов.

Контрольно- измерительные материалы представлены 2-мя равнозначными вариантами.

 Каждый вариант состоит из двух частей и включает в себя 49 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 45 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц; – задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом, связанное с анализом какой-либо проблемы, ситуации. Эти задания имеют повышенный уровень сложности, так как их выполнение предполагает конкретное знание фактов и событий, умение их анализировать и правильно формулировать.

Описание заданий, время и условия их выполнения представлены в Паспорте КИМ.

 Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 66

Тип заданий

Часть 1

45

54

82

С кратким ответом

Часть 2

4

12

18

С развёрнутым ответом

Итого

49

66

100

 Распределение заданий работы по содержанию, видам умений и способам познавательной деятельности

Задания 1–36 – понятийные задания базового уровня, нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.  

 Задания 37–44 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 1-12); экономика (задания 13-15, 17,18,36), социальные отношения (задания 19-23,37,39,40,42,45); политика (задания 16,24-29,41,43); право (задания 30-35,38,44).

Задание 45 проверяет умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.  

Задания части 2 (46-49) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Таблица 2.

Содержательные разделы

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Человек и общество

12

12

Экономика

6  + 4

6

4 (вариант 2)

Социальные отношения

10 + 4

10

4 (вариант 1)

Политика

9

9

Право

8

8

ВСЕГО

45 +  4

45

4

Таблица 3

Основные умения и способ действий

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

20

20

-

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

6

6

1

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

1

1

-

объяснять внутренние и внешние связи (причинноследственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

8

7

-

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2

1

1

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию

6

5

1

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

6

5

1

Итого

49

45

4

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Задания 1-36 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полный правильный ответ на задания 37 – 45 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует, – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 (46, 47, 48, 49) оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, – 2 баллами; если допущено две ошибки, – 1 баллом; если допущено три и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.  

 Максимальный балл за всю работу –  66.  

Оценивание проводится путем сравнения с эталоном.

Оценивание работы в целом проводится путем суммирования баллов, полученных за выполнение отдельных заданий и перевода в оценку по специальной шкале. Критерии оценивания представлены в Паспорте КИМ.

6. Продолжительность выполнения работы.

Примерное время выполнения работы составляет:

- на выполнение заданий части 1 – 45 мин

- на выполнение заданий части 2 – 40 мин

- проверка правильности выполнения заданий, сдача работы – 5 минут

 На выполнение работы по истории отводится 90 минут  

7. Условия выполнения работы.

Ответы на задания работы записываются в ЛИСТ ОТВЕТА дифференцированного зачета. В инструкции к каждому тестовому заданию описываются правила выполнения задания.

8. Дополнительные материалы и оборудование.

  Дополнительные материалы и оборудование не используются.  

 

ПАСПОРТ

Контрольно-измерительных материалов для дифференцированного зачета по ОУД.10 «Обществознание»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

ОУД.10 «Обществознание»

Вид контроля: итоговый контроль по учебной дисциплине

 Таблица 3. Распределение заданий

Типы заданий

Число заданий

Число заданий

Мак-

сим.балл

Абс.

%

Часть 1

Часть 2

1

Тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа

36

73

36

36

2

Тестовые задания закрытого типа с выбором нескольких вариантов ответа

5

10

5

10

3

Тестовые задания на установление правильной последовательности

1

2

1

2

4

Тестовые задания на установление соответствия

2

4

2

4

5

Тестовые задания открытого типа с кратким ответом

1

2

1

2

6

Комплексное практико-ориентированное тестовое задание

4

9

-

4

12

ИТОГО

49

100

45

4

 66

Количество вариантов                   - 2

Ограничение по времени              – 85 минут

Возврат к предыдущему                -  разрешен

Последовательность заданий         – по порядку

Оценка (критерии):

1 балл – тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа;

 2 балла за каждый правильный ответ в тестовых заданиях закрытого типа с выбором нескольких вариантов ответа;

2 балла – тестовые задания открытого типа с кратким ответом;

 2 балла за каждый правильный ответ в тестовых заданиях на установление соответствия;

2 балла за каждый правильный ответ в тестовых заданиях на установление правильной последовательности;

3 балла за каждый правильный ответ в тестовых заданиях комплексного практико-ориентированного тестового задания

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 66

Критерии оценивания теста дифференцированного зачета

КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ОЦЕНКА

Абсолютное количество баллов

Количество баллов в процентном отношении

 0 – 32

Менее 50 %

«2» (неудовлетворительно)

33 - 52

51 – 70

«3» (удовлетворительно)

53 - 60

71 - 90

«4» (хорошо)

61-66

91-100

«5» (отлично)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

Учебная дисциплина ОУД.10 «Обществознание»

специальность 34.02.01 Сестринское дело

Количество правильных ответов

в % отношении / абсолютное количество баллов

Критерии оценки

91-100 % (44 – 66)    правильных ответов      «5» (отлично)

71 - 90 % (39 – 43)    правильных ответов      «4» (хорошо)

51 – 70 % (38 – 33)    правильных ответов       «3» (удовлетворительно)

Менее 50 % (0 – 32)  правильных ответов   «2» (неудовлетворительно)

Тест для дифференцированного зачета по ОУД.10 Обществознание

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Внимательно прочитайте задание.    Возможен только один ответ в заданиях 1 – 35.  Ответом к заданиям 36–45 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).   

1. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие подсистем и элементов

2) отмирание отдельных социальных институтов

3) обособление от природы при сохранении связей с ней

4) отсутствие взаимодействия между сферами

2. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к психическим качествам человека?

1) ценностные установки и жизненные принципы

2) свойства памяти, волевые качества

3) генотипические признаки, цвет волос и глаз

4) социальный опыт, практические навыки

3. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты

2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды

3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска

4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного Комбината

4. Римский философ Цицерон говорил:

«Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если все-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».

О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?

1) социальных                             3) естественных

2) духовных                                4) эстетических

5.  Гуманизация современного образования предусматривает

1) расширение количества естественнонаучных дисциплин

2) расширение спектра курсов по выбору и построение  индивидуальной образовательной траектории ученика

3) широкое внедрение компьютерных технологий в обучение

4) унификация национальной системы образования с мировыми тенденциями в развитии образования

6.  Относительная истина, в отличие от абсолютной

1) является продуктом познавательной деятельности человека

2) включает в себя только эмпирически проверенные данные

3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью

4) представляет собой неполное достоверное знание

7.  Правительство проводит реформу вооруженных сил, многие подразделения ВС переводятся на контрактную основу, сокращается срок службы военнослужащих по призыву. Данная деятельность является

1) ценностно-ориентировочной

2) материально-производственной

3) социально-преобразовательной

4) прогностической

8. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества?

1) Предприниматель действует инициативно и самодеятельно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности.

2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку.

3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок.

4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

9. О какой тенденции в развитии современного образования свидетельствует повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе?

1.) гуманизации

2.) интернационализации

3.) демократизации

4) гуманитаризации

 10.  Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность человека в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.

Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о формах культуры?

А. Продукты элитарной культуры не смешиваются с остальными формами культуры, никоим образом не могут сочетаться с произведениями массовой культуры.

Б. Многие продукты и произведения массовой культуры в современном мире потребляются посредством доступа в Интернет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Интеллектуальные способности человека имеют биологически обусловленные

задатки.

1) верно только А             3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения не верны

13. Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует экономику как науку?

1) открытие новой сети магазинов, торгующих электроникой

2) начало освоения нового месторождения энергоресурсов

3) прогнозирование перспектив развития мировой экономики

4) создание международного таможенного союза

14. Государство при участии профсоюзов и предпринимательских кругов согласовало новую форму коллективного договора, размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Какую функцию государства в экономике можно проиллюстрировать данным примером?

1) борьба с монополистическими объединениями

2) выстраивание системы социального партнерства

3) производство и обеспечение общественных благ

4) защита отечественного производителя от иностранной конкуренции

15. Признаком рыночной экономики, отличающей ее от других экономических систем, является

1) стремление повысить эффективность использования ресурсов

2) соблюдение трудового законодательства

3) ориентирование производителя на потребительский спрос

4) директивно устанавливаемые цены на основные продукты

16.   В культурный компонент политической системы входят

1)политические партии и движения

2)отношения гражданских институтов и государственных органов

3)общественные организации и группы давления (лобби)

4)способы политического участия граждан

17. Владелец обыкновенной акции компании «Альфа и Омега» получает по ней

ежегодный доход в форме

1) процента                      3) дивиденда

2) депозита                     4) преференции

18. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как

1) земля                     3) труд

2) капитал                 4) предпринимательство

19. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

20. Социальная группа, отличающаяся кровнородственными и брачными отношениями, общностью быта – это

1) класс              3) община

2) семья              4) этнос

21. Степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов называется

1)престижем                   3)статусом

2)авторитетом                 4)имиджем

22. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?

1) Молодой чиновник быстро поднялся от специалиста отдела министерства до начальника управления.

2) Сотрудник банка, операционист–кассир был переведен в новое отделение банка.

3) Владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.

4) Воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому.

23. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья, как правило, осуществляет совместное домашнее хозяйство, быт, распределяя домашний труд между своими членами.

Б. Большинство современных семей относится к патриархальному типу, в которых четко разделены функции мужчины и женщины, старших и младших членов.

1) верно только А                  3) верны оба суждения

2) верно только Б                  4) оба суждения неверны

24. Государство, в отличие от иных институтов политической системы, характеризует признак

1) отображение политической воли и интересов группы людей

2) формирование политических программ

3) выдвижение лидеров, подготовка кадрового резерва

4) выражение властной воли в нормативно-правовых актах

25. Правом роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ, согласно Конституции РФ, обладает

1)Генеральный прокурор РФ

2)Совет Федерации

3)Конституционный суд РФ

4)Президент РФ

26. Демократический политический режим, утвердившийся в большинстве стран современного мира, отличается

1) введением государственной цензуры в средствах массовой информации

2) установлением жесткого контроля со стороны спецслужб за информацией, размещаемой в социальных сетях

3) гарантированной свободой деятельности журналистов, беспрепятственным проведением журналистских расследований злоупотреблений чиновников

4) наличием единой национальной идеологии, всевластием одной крупнейшей партии

27. Из партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ должен быть исключён:

1)гражданин А., находящийся под следствием

2)двадцатиоднолетний лидер студенческого движения гражданин Б.

3)гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью

4)гражданин Г., имеющий двойное российско-немецкое гражданство

 28. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Пропорциональная избирательная система предполагает проведение второго тура голосования для определения победителя.

Б. Мажоритарная избирательная система предполагает установление законом избирательного порога, который необходимо преодолеть партиям для прохождения в парламент.

1) верно только А                       3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. В политической системе не менее чем институты, значима политическая коммуникация, обеспечивающая взаимосвязи и отношения между составляющими систему подсистемами и элементами.

Б. Институциональная подсистема политической системы включает в себя нормы и ценности, посредством которых общество регулирует возникающие конфликты.

1) верно только А                               3) верны оба суждения

2) верно только Б                                4) оба суждения неверны

30. В каком нормативном документе закрепляется название российского государства – Российская Федерация (Россия)?

1) Конституции РФ

2) Декларации прав и свобод граждан

3) Указе Президента РФ

4) Конституционном законе РФ

31. В российском уголовном законодательстве вина может выражаться в форме

1) необходимой обороны

2) крайней необходимости

3) неосторожности

4) презумпции невиновности

32. Административным проступком является

1) опоздание работника без уважительной причины на работу

2) проведение забастовки складскими рабочими

3) поломка болельщиками скамейки в городском парке

4) ограбление машины инкассаторов

33. После ряда исков от клиентов, туристическая фирма объявила о своем банкротстве. В каком суде будет рассматриваться дело о банкротстве этой фирмы?

1) конституционном

2) мировом

3) арбитражном

4) кассационном

34.  16-ти летний гражданин П. обратился в суд с иском об эмансипации (признании его полностью дееспособным). Что может послужить основанием для подачи иска?

1) деятельность в соответствии с трудовым договором

2)совместное проживание с родителями

3)окончание полной средней школы

4)получение в наследство квартиры

35. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны встать на учёт в органах внутренних дел по месту регистрации.

Б. Налогоплательщики имеют право получать бесплатную информацию о действующих налогах и налоговых льготах.

ОТВЕТ: 1) верно только А;    2) верно только Б;   3)верны оба суждения;  4) оба суждения неверны

36. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «косвенные налоги».

  Экспортная пошлина, таможенный сбор, акцизный сбор, налог на фонд заработной платы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда. 

37. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

А) Медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому.

1) восходящая

2) нисходящая

3) горизонтальная

Б) Офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции.

В) Учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу.

Г) Директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка.

Д) Преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента.

 

38. Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) лишение специального права

1) дисциплинарная

2) гражданско-правовая

3) административная

Б) компенсация морального вреда

В) выговор

Г) увольнение

Д) штраф

Е) взыскание неустойки

39. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в индустриальном обществе.

1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями.

2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах.

3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллигенцию.

4) Большинство трудящихся было занято на крупных промышленных предприятиях, фабриках и заводах.

5) В социальной структуре общества ведущее место заняли «белые воротнички» и работники сферы услуг

40. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)составление семейного бюджета

2) обработка огорода на дачном участке

3)организация семейного отдыха

4)содействие членам семьи в продвижении по службе

5)распределение домашнего труда

6)первичный социальный контроль

41. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие деятельность политических партий в демократическом государстве.

1) Фракция оппозиционной партии в парламенте страны представила свои предложения по формированию бюджета.

2) Политсовет единственной в стране партии утвердил кандидатуры глав регионов.

3) После проведения общенационального партийного съезда, во всех первичных ячейках партии на предприятиях и в организациях прошло обсуждение его решений.

4) Партия провела предвыборный съезд, согласовав лозунги и программные требования в ходе предвыборной кампании.

5) Активисты партии согласовали с местными властями процедуру проведения митинга в защиту прав и свобод граждан.

42. Выберите   в списке черты, характеризующие положение молодежи в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отличается резкостью и радикализмом в суждениях

2) прежде всего хочет сохранить достигнутое, не допустить потерь

3) стремится к перемене статуса, освоению социальных ролей

4) уважает обычаи и традиции старшего поколения

5) ориентирована на стабильность, сохранение обретенного статуса

6) отличается намерением изменить, переустроить мир к лучшему

43. Укажите в приведенном перечне характеристики политических партий, приведенные по одному логическому основанию:

1) кадровая

2) вождистская

3) либеральная

4) транснациональная

5) социалистическая

 6) консервативная  

44. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Для стабильности общества, представляется необходимым, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм.

 (Б) Как показывает практика, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию.

 (В) Совершив тот или иной противоправный поступок, человек ссылается на то, что не знал о нарушении.

(Г) Очевидно, общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

45. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Современное общество отличается высоким уровнем__________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка - в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию. Важнейшую роль в достижении ____________(Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять_________ (В), стать незаменимым для коллег. В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по_________ (Г) В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______(Д). А вот «______(Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов

1)стратификация

2)образование

3)черта бедности

4)социальная мобильность

5)учреждение

6)социальный статус

7)престижная должность

8)уровень доходов

9)средний класс

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 46 – 49. 

Задания 41, 42, 43,44   оцениваются 3 баллами за каждый правильный ответ; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущено две ошибки – 1 баллом, если допущено 3 и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

46. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

47. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

48. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

49. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение

Тест для дифференцированного зачета по ОУД.04 История

 Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Внимательно прочитайте задание.    Возможен только один ответ в заданиях 1 – 35.  Ответом к заданиям 36–45 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).   

1. Общий признак, объединяющий природу и общество, –

1) являются сложными системами, развивающимися по своим законам

2) выступают в качестве внешней, естественной среды обитания людей

3) формируют и создают универсальные формы культуры

4) развиваются стихийно, без вмешательства субъективного фактора

 2. В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «группа людей, объединенных общими интересами и увлечениями»?

1) Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.

2) Общество любителей военной истории провело представление - реконструкцию сражения викингов с древними славянами

3) Современное российское общество отличается значительным разрывом в качестве и уровне жизни между богатыми и бедными.

4) Средневековое общество отличалось консерватизмом и сильным влиянием церкви и религии

 3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой

1) люди приобретают знания о мире и о себе

2) получаются практически полезные результаты

3) реализуются духовные и материальные потребности личности

4) средства должны соответствовать целям

 4. Какой признак отличает искусство как феномен культуры?

1) стремление к объективности и обоснованности выводов

2) признание идеи сотворенности мира сверхестественными силами

3) отображение объективного мира посредством художественных образов

4) достоверное прогнозирование социальных процессов

 5. Термины «прекрасное», «безобразное», «красота» используются для характеристики познания

1) эстетического          2) обыденного

3) научного                 4) мифологического

6.  М. занимается исследованием в области древних архаических религий. Недавно он совершил поездку по регионам Южной Сибири, где распространен шаманизм, побывав на местах шаманских камланий. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как

1) литература                 2) образование

3) наука                         4) искусство

 7. Ученые-орнитологи проводят исследование изменения миграций птиц в связи с изменением климата. Кто (что) выступает в качестве объекта данной деятельности?

1) ученые, осуществляющие окольцовывание птиц

2) наблюдения, проводимые эксперименты

3) финансовые средства, выделенные на проведение научных исследований

4) перелетные птицы, отправляющиеся в сезонные миграции

 8. Семиклассник все свое свободное время проводит за компьютерными играми,

общаясь с другими игроками в сети Интернет. К какому направлению культуры приобщился семиклассник?

1) экранной                  2) народной        3) традиционной         4) элитарной

9.Укажите среди приведённого пример, характеризующий интерактивную (деятельностную) функцию общения.

1) Преподаватель изложил ученикам точку зрения официальной исторической науки на проблему происхождения славян.

2) Общаясь, мы принимаем точку зрения другого человека, стараемся её понять, одновременно понимая нашего собеседника.

3) Ученики осуществили по заданию учителя совместный проект, опросив жителей микрорайона об интересующих их проблемах.

4) Зарегистрировавшись в социальной сети в Интернете, студентка нашла новых друзей по интересам.

 10.  Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс – сложное и противоречивое явление, его результаты неоднозначны.

Б. Интегрирующим критерием общественного прогресса выступает упрочение и развитие нравственных основ общества.

 ОТВЕТ: 1) верно только А                                2) верно только Б

                3) верны оба суждения                         4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о социальной функции религии?

А. Религия включает в себя комплекс социальных норм, призванных регулировать поведение верующих, регламентировать их жизнедеятельность.

Б. Каждая из религий формулирует определенный моральный кодекс, призывая людей к ненасилию, мирному разрешению конфликтов.

ОТВЕТ: 1) верно только А                             2) верно только Б

               3) верны оба суждения                      4) оба суждения неверны

 12. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование входит в число базовых ценностей общества, обеспечивая обществу подготовку новых поколений к жизни, творчеству, созиданию.

Б. Образование в равной мере транслирует национальные духовные традиции и обеспечивает развитие диалога культур в современном мире.

ОТВЕТ: 1) верно только А                           2) верно только Б

              3) верны оба суждения                   4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о современной науке?

Наука в современном обществе

А. достигла высокого уровня развития в таких областях, как кибернетика, ядерная физика, генная инженерия.

Б. сделала открытия, которые представляют собой угрозу человеческой жизни, гуманистическим идеалам и ценностям, здоровью людей.

 ОТВЕТ: 1) верно только А                         2) верно только Б

3) верны оба суждения                  4) оба суждения не верны

14. В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно - административный) характер?

1) Молодые работники имеют льготные условия труда на предприятиях

2) Цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами.

3) Государство осуществляет денежную эмиссию и контроль за денежной массой.

4) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.

15. Проявлением экономической свободы производителя в рыночной экономике является

1) соблюдение трудового и налогового законодательства

2) обязательное внедрение новейших технологий производства

3) самостоятельное решение об объемах производимых товаров

4) участие в системе социального партнерства с профсоюзами

16. Государство утвердило новые, более высокие тарифы на ввоз в страну подержанных иностранных автомобилей. Какую функцию государства в экономике можно проиллюстрировать данным примером?

1) борьба с монополистическими объединениями

2) выстраивание системы социального партнерства

3) производство и обеспечение общественных благ

4) защита отечественного производителя от иностранной конкуренции

 17. Количество товара, которое производитель готов вынести на рынок в определенный момент времени по определенной цене - это

1) дивиденд                                    2) предложение

3) спрос                                          4) потребность

18. Гражданин вложил часть своих денежных сбережений в акции Сбербанка России. Что будет получать гражданин в виде дохода?

1) ренту                  2) процент                   3) вексель                     4) дивиденд                                        

19. Гражданин К. основал компанию по развитию Интернет-сервисов, набрал персонал программистов, формирует клиентскую базу. Какой фактор производства иллюстрирует данный пример?

1) технологию                                   2) капитал

3) предпринимательство                   4) информацию

20. Примерами социальной стратификации, характерной для традиционного общества, могу служить

1) страты и слои                                               2) общественные классы

3) интеллектуальные и бизнес элиты                  4) касты и сословия

21. Молодая девушка, выпускница школы, одержала победу в национальном конкурсе красоты и получила приглашение на работу в престижном иностранном модельном агентстве. Данный пример иллюстрирует такое социальное явление как

1) мобильность            2) адаптацию           3) стратификацию         4) делинквентность                            

 22. Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется

1) престижем               2) авторитетом                   3) статусом                  4) имиджем

23.  В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?

1) При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2)На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента) .

3)В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4)Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

24. В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как этикет?

1) Находясь за рулем, нельзя принимать алкоголь и наркотические препараты

2) Несовершеннолетние граждане не могут покупать алкогольную продукцию в торговых точках.

3) Молодые люди заступились за подростка, на которого в парке напали хулиганы.

4) Мужчина, припарковав автомобиль, вышел из машины, и, открыв дверцу, помог выйти женщине.

 25. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы включают в себя как представления людей о должном, справедливом, позитивном, так и признанные государством ценности.

Б. Все без исключения социальные нормы обеспечиваются принудительной силой государства.

 ОТВЕТ:    1) верно только А                 3) верны оба суждения

                   2) верно только Б                 4) оба суждения не верны

 26. Назначение даты выборов Президента РФ входит в компетенцию

1) Конституционного суда

2) Государственной думы

3) Совета Федерации

4) Правительства

 27. В коммуникативный компонент политической системы входят

1) политические партии и движения

2) отношения гражданских институтов и государственных органов

3) политические идеи и доктрины

4) способы политического участия граждан

 28. Демократический политический режим, утвердившийся в большинстве стран современного мира, отличается

1) традиционной монархической властью, передающейся по наследству

2) активным включением гражданского общества в процесс принятия политических решений

3) запретом деятельности оппозиционных партий, критикующих деятельность властей

4) наличием единой национальной идеологии

 29. Признаком суверенитета государства является

1) доминирование на международной арене

2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

3) независимость государственной власти от других властей

4) право на отчуждение земель соседей

 30. Какие из приведённых терминов характеризуют форму государственного правления?

1) демократия и диктатура                      3) федерация и автономия

2) монархия и республика                     4) территория и суверенитет

31. Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. В большинстве демократических государств религиозные организации относятся к политической системе общества.

Б. Политическая система определяет цели, задачи, пути развития общества.

 ОТВЕТ:  1) верно только А                     2) верно только Б

                3) верны оба суждения             4) оба суждения неверны

 32. Граждане РФ обретают правоспособность (способность обладать определенными правами и обязанностями) с

1) момента получения общегражданского паспорта

2) момента рождения

3) наступления совершеннолетия

4) начала трудовой деятельности

 33. К личным неимущественным правам, предусмотренным нормами гражданского права, относятся право на

1) творческую деятельность                           3) выбор профессии

2) честь и достоинство                                    4) владение недвижимостью

34. Какое из перечисленных ниже прав и свобод Конституция РФ признает не подлежащим ограничению?

1) свобода совести и вероисповедания

2) право частной собственности

3) право свободно выбирать род деятельности и профессию

4) право на социальное обеспечение

 35.   Какой источник права официально закрепил название нашего государства – Российская Федерация (Россия)?

1) Закон о выборах Президента РФ

2) Закон о статусе народного депутата.

3) Федеративный договор

4) Конституция РФ

36. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный институт».

             Мораль, право, государство, семья, экономика, фирма, школа.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

37. Установите соответствие между социальными нормами и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) гражданин Н. был оштрафован за парковку мотоцикла в неположенном месте

     1) церемония

2) обычай

3) этикет

4) право

Б) посол вручил верительные грамоты главе государства

В) мужчина помог женщине выйти из легкового автомобиля, открыв дверцу и подав ей руку

Г) Президент на инаугурации приносит клятву, положив руку на Конституцию

Д) отмечая праздник Навруз, тюркские народы готовят национальные кушания

Е) встретив хорошего знакомого, мужчина пожал ему руку

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

38. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ

                    1) мажоритарная

2) пропорциональная

Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

 39. Установите соответствие между формами культуры и конкретными продуктами, их представляющими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРОДУКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) высокобюджетный боевик, повествующий о космических войнах, ориентирован на значительные коммерческие сборы в прокате

1) народная

2) массовая

 3) элитарная

Б) анекдоты, распространённые в молодёжной среде

В) творение художника-постмодерниста, приобретённое частной картинной галереей

Г) гуляние ряженых и колядование на Рождество

Д) популярный музыкальный спектакль (мюзикл), собравший целое созвездие звезд эстрады

Е) концерт камерной симфонической музыки

Запишите   выбранные буквы под соответствующими цифрами.

 40. Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в постиндустриальном обществе.

1) Крестьянские дети могли сделать карьеру, только уйдя в монастырь и продвинувшись по церковной иерархии или же отличиться на полях сражений.

2) Большинство трудоспособного населения занято в крупной промышленности и на транспорте.

3) К высшему классу общества можно отнести владельцев предприятий, топ–менеджмент крупнейших компаний, банкиров.

4) «Белые воротнички» и работники сферы услуг относятся к растущим категориям населения в обществе.

5) Сокращается в структуре населения численность занятых в промышленности и в сельском хозяйстве.

 41. Найдите в списке применение неформальных позитивных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выступление оперного певца завершилось продолжительными овациями.

2) Молодой музыкант получил грант на стажировку в Италии.

3) Подруга поблагодарила девушку за помощь в выборе новой куртки.

4) Офицер получил взыскание по службе.

5) Родители похвалили сына-подростка за хорошие результаты в контрольной по математике.

6) Учёному присудили премию за научные открытия.

 42. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела»

2) «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями»

3) «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых»

4) «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки»

5) «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки»

6) «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

 43. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Думается, уклонение многих граждан от участия в голосовании представляет серьезную угрозу для демократии.

(Б) Демократия предполагает обязательное влияние народа на власть, на принятие политических решений.

(В) Если люди не ходят на выборы, тем самым, они, порой сами не осознавая этого, самоустраняются от политики.

 (Г) Усомнимся в том, что развитие демократических ценностей возможно при высоком уровне аполитичности в обществе.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

 Запишите к каждой цифре соответствующую букву.

44. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой затрат фирмы.

1) бухгалтерские;  2) внешние;  3) переменные;  4) постоянные;  5) технические;

6) социальные;  7) внутренние.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

45. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Среди __________(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы — основные и текущие. К основным законам относятся __________(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного __________(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. __________(Г) принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в __________(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают __________(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее, вместе с изменениями в жизни людей.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) кодексы                                          5) конституции                      9) гражданство

2) правоспособность                         6) общие принципы

3) нормативные акты                        7) государство

4) правопонимание                            8) текущие законы

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 46 – 49. 

Задания 46, 47, 48, 49   оцениваются 3 баллами за каждый правильный ответ; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущено две ошибки – 1 баллом, если допущено 3 и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

46. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

47. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

48. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

   

49. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

 

Тест для дифференцированного зачета по ОУД.10 Обществознание

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Эталон ответов

Вариант 1

                Часть 1

Внимательно прочитайте задание.    Возможен только один ответ в заданиях 1 – 36.  Ответом к заданиям 37–45 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).   

№ задания

ОТВЕТ

Критерии оценки в баллах

№ задания

ОТВЕТ

Критерии оценки в баллах

1

2 

1

19

3

1

2

2

1

20

2

1

3

1

1

21

2

1

4

3

1

22

1

1

5

2

1

23

1

1

6

4

1

24

4

1

7

3

1

25

4

1

8

3

1

26

3

1

9

4

1

27

4

1

10

1

1

28

4

1

11

2

1

29

1

1

12

2

1

30

1

1

13

3

1

31

3

1

14

2

1

32

3

1

15

3

1

33

3

1

16

4

1

34

1

1

17

3

1

35

2

1

18

1

1

36

налог на фонд заработной платы

1

ВПИШИТЕ   ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

39

1,3,4

2

40

1,2,5

2

41

1,4,5

2

42

1,3,6

2

43

3,5,6

2

ВПИШИТЕ БУКВЫ ИЛИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

37

1 -  Б, Д                    2   -  Г                            3  -  А, В

2

38

1 -  В, Г                    2  - Б,Е                           3  -  А, Д          

2

44

1 -  В Б                     2  -  А, Г

2

45

А - 4,     Б - 6,     В - 7,  Г - 8,   Д -  3,    Е -  9

2

ВСЕГО

 54

Часть 2

 Задания 46 – 49 считаются выполненными, если названы связующее звено или связь,

 2 условия или 1 механизм, 3-2 функции или 2 – 1 примера, положения текста и 1 – 2 аргумента.    

Задания 46, 47, 48, 49 оцениваются 3 баллами за каждый правильный ответ (ВСЕГО – 12 БАЛЛОВ); если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущено две ошибки – 1 баллом, если допущено 3 и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов

46. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Ответ:

- Ожидания людей;

- занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом)

47. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Ответ:

  1- ожидания формально выражены;

 -  они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается.

48. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Ответ:

три функции одежды как социального символа:

- обеспечение комфорта;

-  соблюдение приличий;

- демонстративное выражение;

2) два примера, допустим:

- переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

-  одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

 -  демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

49. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается;

(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

- человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей(принять на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т.п.);

 -  на людей высокого социального статуса возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решение и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Тест для дифференцированного зачета по ОУД.04 История

 Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

                                   Эталон ответов

Вариант 2

Раздел 1

Внимательно прочитайте задание.    Возможен только один ответ в заданиях 1 – 36.  Ответом к заданиям 31–40 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).  

№ задания

ОТВЕТ

Критерии оценки в баллах

№ задания

ОТВЕТ

Критерии оценки в баллах

1

1

1

19

3

1

2

2

1

20

4

1

3

1

1

21

1

1

4

3

1

22

1

1

5

1

1

23

4

1

6

3

1

24

4

1

7

4

1

25

1

1

8

1

1

26

3

1

9

3

1

27

2

1

10

3

1

28

2

1

11

3

1

29

3

1

15

3

1

30

2

1

13

3

1

31

2

1

14

2

1

32

2

1

15

3

1

33

2

1

16

4

1

34

1

1

17

2

1

35

4

1

18

4

1

36

фирма

1

ВПИШИТЕ БУКВЫ ИЛИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

37

 1- Б, Г;       2 -  Д;        3 -  В, Е;        4 -  А

2

38

 1-  В , Г, Е ;                  2 – А, Б, Д ;    

2

39

1 – Б, Г ;       2 – А, Д   ;              3-  В, Е;  

2

43

1 -  Б                            2 -  А, В, Г

2

45

А3;           Б5;          В7;            Г8;          Д1;      Е6

2

ВПИШИТЕ   ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

40

345

2

41

135

2

42

126

2

44

56

2

ВСЕГО

54

Часть 2

Задания 46 – 49 считаются выполненными, если названы 3-2 функции, 3-2 явления, 3-2 подтверждения и 1 – 2 аргумента и приведены примеры или пояснения.

Задания 46, 47, 48, 49 оцениваются 3 баллами за каждый правильный ответ (ВСЕГО – 12 БАЛЛОВ); если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущено две ошибки – 1 баллом, если допущено 3 и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов

46 . Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

47. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

- расширение производства общественных благ;

- создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

48. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

4) стимулирует снижение затрат производства.

49 . Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе

- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

ЛИСТ ОТВЕТА

дифференцированного зачета

специальность 34.02.01 Сестринское дело

Учебная дисциплина ОУД.10 «Обществознание»

Студент (ка) Ф.И.О. _______________Группа_______   Вариант 1

ЧАСТЬ 1

ВПИШИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

№ задания

ОТВЕТ

№ задания

ОТВЕТ

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

7

25

8

26

9

27

10

28

11

29

12

30

13

31

14

32

15

33

16

34

17

35

18

36

ВПИШИТЕ   ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

39

41

40

42

43

ВПИШИТЕ БУКВЫ ИЛИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

37

1 -              2 -               3 -

38

1 -              2-                3 –

44

1-            2 -

45

А -      Б -     В -      Г -      Д -      Е -

ЧАСТЬ 2

ВПИШИТЕ КРАТКИЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

46

47

48

49

ЛИСТ ОТВЕТА

дифференцированного зачета

специальность 34.02.01 Сестринское дело

Учебная дисциплина ОУД.10 «Обществознание»

Студент (ка) Ф.И.О. _______________Группа_______   Вариант 2

ЧАСТЬ 1

ВПИШИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

№ задания

ОТВЕТ

№ задания

ОТВЕТ

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

7

25

8

26

9

27

10

28

11

29

12

30

13

31

14

32

15

33

16

34

17

35

18

36

 ВПИШИТЕ БУКВЫ ИЛИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

          37

1 -                2 -               3 -

 38

1 -                2-                3 –

39

1-                 2 -

43

1 -                2-      

45

А -             Б -            В -         Г -          Д -        Е -

ВПИШИТЕ   ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

40

41

42

44

ЧАСТЬ 2

ВПИШИТЕ КРАТКИЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

46

47

48

49

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2014.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2014.

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 

  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
  2. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. М.,2014.
  3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
  4. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015
  5. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

 ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

            3. www.fipi.ru, ГВЭ 2017 (письменная форма), обществознание

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Человек и общество

1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

2. Общество как сложная система

2. Основы знаний о духовной культуре    человека и общества.

1. Духовная культура личности и общества

2.  Наука и образование в современном мире

3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

3. Экономика

1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

4. Социальные отношения

1. Социальная роль и стратификация

2. Социальные нормы и конфликты

 3. Важнейшие социальные общности и группы

5.  Политика

  1. Политика и власть. Государство в политической системе

  2. Участники политического процесса

6.  Право

  1. Правовое регулирование общественных отношений

  2. Основы конституционного права Российской Федерации

 3. Отрасли российского права

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для итогового контроля  по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», который проводится в рамках промежуточной аттестации ...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...