Вас помнит мир спасенный
классный час на тему
Сценарий музыкально-литературной композиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vas_pomnit_mir_spasennyy.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Вас помнит мир спасенный
Музыкально-литературная композиция
Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
«Иди сюда, и смерть промчится мимо».
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.
Я говорю - не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда
Пришел сюда и что случилось чудо.
Я все забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло. (Арсений Тарковский. «Суббота, 21 июня»)
Ведущий 1: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, о войнах. Наш разговор сегодня – это попытка собрать мозаику народной памяти. Памяти о самом важном, обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в годы самой кровавой, самой жестокой войны. Великой Отечественной войны. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании победы.
Голос диктора.
От Советского информбюро... (Левитан о нападении на Советский Союз 22 июня.)
Звук разрыва бомб, грохот. Звучит песня «Священная война», 1 куплет.
На экране во время песни появляются фрагменты кинохроники, она сопровождает слова ведущих.
Ведущий 2: Грозный 41. Как он изменил судьбы, закрасил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, ушедших прямо с выпускного бала в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ведущий 1: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мучения, смерть в тылу врага.
Ведущий 1: Богатый урожай должно было принести лето 41-го. А принесло – кровь, страдания, пепел. Не станут хлебом спаленные колосья. Не поднимутся из братских могил сраженные огнем пахари. Оборваны мечты и надежды. Не жаворонки – пули свищут над головами. Не грибные - свинцовые дожди поливают землю.
Ведущий 1: Эта война, самая народная и поистине самая священная изо всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Ведущий 1: Что сохранила нам память о первых днях войны? Длинные очереди у дверей военкомата. На фронт ушли свыше 34 миллионов человек.
Ведущий 1: Не вернулось с фронтов, умерли от ранений, голода, были замучены в лагерях, пропали без вести около 27 миллионов человек.
Ведущий 1: Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в сражении, число сожженных городов, разрушенных деревень…
Ведущий 1: Но они не могут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой разорвало бомбой сестру и брата
Ведущий 1: О чем думал 10-летний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок и глядя на трупы своих родных.
Ведущий 1:
Об этом могут рассказать они сами…
Те, кто видел эту войну,
Те, кто выжил в эту войну,
Те, кто еще живы,
Те, чье детство было опалено войной.
И пусть их рассказы не многословны и порой очень коротки, но для нас они бесценны.
Мы не сможем уменьшить боль и страдания тех, кто пережил войну, мы не сможем вернуть домой всех, кто ушел и не вернулся с войны. Единственное, что мы можем сделать для них – это помнить об их подвиге…
Чтец:
... Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днем,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью...
...Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей земле напоминаем. (М. Луконин. Напоминание)
Ведущий 1: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну.
Ведущий 1: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии – 13 тысяч человек, усиленной танками, самолетами, артиллерией.
Ведущий 1: 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все ее защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.
Ведущий 1: 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Ряд областей оказался в оккупации. Фашистскими войсками полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тысяч сел и деревень. Из 12 млн. жилых домов в сельской местности на оккупированной территории уничтожено 3,5 млн. домов, лишены крова около 25 млн. людей.
Ведущий 1: Из воспоминаний
Ведущий 1: Утром, 22 июня, на одной из брестских улиц лежала девочка с незаплетенными косами и ее кукла. Многие запомнили навсегда эту девочку.
Ведущий 1: …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
Ведущий 1: …Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел». А я все видел. И все помню…
Ведущий 1: …Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: «Папочка, папа!» А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…
Ведущий 1:
Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
У сына дрожали ручонки и зубки,
Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижала к груди:
«Ну не бойся, сейчас не будет на свете,
Мой маленький, нас… нет, больно не будет…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем»
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших, белее, чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул,
И гром загремел.
Пусть стонет земля,
Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза
Будет пусть горяча
Ведущий 1: В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Ведущий 1: Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:
Новицкий Александр Романович
Новицкая Александра
Новицкий Леня 15 лет
Новицкий Женя 13 лет
Новицкая Маша 11 лет
Новицкая Аня 9 лет
Новицкий Костя 5 лет
Новицкий Антон 4 года
Новицкий Миша 2 года
Ведущий 1:
Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь! (А. Вертинский).
Ведущий 1: Говоря о войне, нельзя сказать, кому было тяжелее: воинам на полях сражений, жителям оккупированных территорий, блокадному Ленинграду…
Ведущий 2: Ленинград. Как же Гитлеру хотелось захватить этот красивейший город! Он бросил на город отборные части, вооруженные лучшей военной техникой. Гитлер рассчитывал взять его с ходу.
Чтец:
Враги ломились в город наш свободный,
крошились камни городских ворот.
Но вышел на проспект
Международный вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным возгласом в груди:
- Умрем, но Красный Питер не сдадим!
Красногвардейцы, вспомнив о былом,
формировали новые отряды,
и собирал бутылки каждый дом,
и собственную строил баррикаду.
И вот за это - долгими ночами
пытал нас враг железом и огнем.
- Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -
забьешься в землю, упадешь ничком...
Дрожа, запросят плена, как пощады,
не только люди — камни Ленинграда.
Но мы стояли на высоких крышах
с закинутою к небу головой,
не покидали хрупких наших вышек,
лопату сжав немеющей рукой.
Наступит день, и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали. (О. Берггольц. Ленинградский дневник)
Ведущий 1: В сентябре 1941 года один из гитлеровских вояк записал в своем дневнике: «Мы думали маршировать по улицам Ленинграда к 1 августа. Черта с два. Русские все более удивляют нас своим упорством. Бьются до последнего патрона! Невиданное, неслыханное, дьявольское упорство. Похоронные команды делают кладбище за кладбищем для наших солдат и офицеров».
Ведущий 2: Не менее красноречива запись в дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск немецко-фашистской армии генерал-полковника Гельдера от 18 сентября 1941 года. «Кольцо вокруг Ленинграда, - писал он, - пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы... Положение здесь будет напряженным, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод!»
Ведущий 1: Голод! Вот на что надеялись немецко-фашистские захватчики...
Ведущий 2: 30 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной. Так образовалось кольцо сухопутной блокады Ленинграда. Постепенно иссякли материальные и продовольственные ресурсы города. Кончились запасы топлива, перестали работать электростанции. Прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Остановился общественный транспорт.
Чтец:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. (А. Ахматова. Мужество)
Ведущий 1: Немцы – уже рассматривали улицы Ленинграда в простейшие бинокли. И, взбешенные героизмом защитников Ленинграда, стремились разрушить город варварскими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками.
Ведущий 2: 658 550 ленинградцев погибли от артобстрелов, бомбардировок и голода.
Чтец:
Для трижды ненавистного врага,
С какой бы он сюда ни рвался силой,
С времен Петра вот эти берега
Холодной раскрываются могилой.
Пусть время мчится и гудит в ушах,
И крошится кремневая порода.
По-прежнему тяжел упругий шаг
Воинственного русского народа!
Сквозь смерть и голод, через дым и гром,
Сквозь розовое медленное пламя,
Над проклятым поверженным врагом
Мы пронесли солдатской славы знамя.
России сын, столицы первый брат,
Перетерпевший все земные муки,
По-прежнему сегодня Ленинград
Свободные протягивает руки. (М. Дудин. «Для трижды ненавистного врага...»)
Ведущий 2: Героизм ленинградцев во время блокады проявился и в том, что люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности с готовностью, всегда добровольно, лишь бы позволили силы, шли на самые трудные работы. Молча, на разговоры не было сил, люди рыли траншеи, очищали город от снега, убирали трупы, молча стояли в очередях, молча ждали возможности опустить ведро в прорубь. Молча и решительно, молча и вдохновенно. Жители Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было естественно, как дышать, так же естественно, но не всегда выполнимо, как есть. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила».
Ведущий 2: Из воспоминаний
Ведущий 1: Кончились у нас дрова. Я ходила по дворам, потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала. Там было страшно, так как в этих домах были крысы. Такие огромные, как кошки. И они так жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – носила я веревку с собой, тащишь по снегу. И сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить, и бабушка говорила: «Давай, Танечка, съедим этот кусочек хлеба, чтобы фрицам не досталось. А то, если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем». И мы ели этот кусочек и радовались, что он не достался фашистам.
Ведущий 1: А я ходила за водой и на улице видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе замерзала. Образовалась ледяная горка, люди пытались по ней подняться, но у многих не было сил. Их обдавало ледяной водой и они вмерзали в эту горку, не успев наполнить чайники. Это была страшная горка из ледяных мертвых тел.
Ведущий 2: Из блокадного дневника восьмиклассницы Лены Мухиной:
Ведущий 1: «4 октября 1941 года.
Как давно я не писала. Но сегодня прорвалось. О Господи Боже мой, что с нами делают, с нами, ленинградцами, и со мной с том числе.
Я работаю в госпитале при Институте охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин. У нас, санитарок, суточное дежурство: с 9-ти утра до 9-ти утра следующего дня работаю, а потом сутки отдыхаю до 9-ти утра следующего дня. Итак, я должна спать через ночь. Это очень тяжело, но еще терпимо. <…> Зато я в дни дежурств бываю сыта и получаю карточку первой категории с 400 гр. хлеба в день.
Ведущий 2: 29 января 1942 года.
Мы два дня: 27 и 28 сидели без хлеба. Почти ни в одной булочной не было хлеба. Говорят, этот перебой в хлебе произошел по причине той, что вследствие сильного мороза на хлебозаводе лопнули трубы.
Так или иначе, мы сидели 2 дня без хлеба и без обеда, питаясь только одним супом из школы и студнем. Мама так ослабла, что еле ходит. Но, о счастье, вчера я получила вместо хлеба пшеничную хорошую муку, 975 гр., и мама совсем ожила.<…> В доме 17 пошла вода. Сегодня стояла там в очереди и достала воду. А то последнее время стояли такие морозы. Воду брали из проруби с Фонтанки.
Не знаю, проживем ли мы. Мою маму совсем подкосили эти два ужасных дня. Она очень ослабла, [но] крепка духом. Она хочет жить, и она будет жить.
Ведущий 1: 8 февраля 1942 года
Вчера утром умерла мама. Я осталась одна».
Лене Мухиной повезло – в июне 1942 года она была эвакуирована из Ленинграда, что и спасло ей жизнь.
Ведущий 1: Из записок врача Миловой: «...Дверь в квартиру была открыта... и я без стука вошла в нее. Глазам моим представилась жуткая картина. Полутемная комната. На стенах изморозь. На полу замерзшие лужи. Hа стульях труп мальчика 14 лет, в детской колясочке – второй труп крошечного ребенка. На кровати мертвая хозяйка комнаты...»
Ведущий 2: Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду, так же как Л.Т.Шепелева, профессор, доктор исторических наук: «Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 гг. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства...»
Чтец:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения.
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Ведущий 1: Единственным «окном», соединившим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало.
Ладожский лед ленинградцы прозвали «дорогой жизни».
Ведущий 2:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги, - писала в «Ленинградской поэме» Ольга Берггольц.
Ведущий 1: По «дороге жизни» с 22 января по 15 апреля 1942 года было доставлено в Ленинград 361 109 тонн различных грузов, в основном продовольствие и фураж, а из Ленинграда были эвакуированы 554 186 человек – стариков, женщин, детей.
Ведущий 2: «...Во время осады и голода Ленинград жил напряженно-духовной жизнью... В осажденном Ленинграде удивительно много читали. Читали классиков, читали поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях. Охапками брали книги у умирающих библиотекарш и в бесчисленных промерзлых квартирах, лежа, при свете коптилок читали. И очень много писали стихов» (из воспоминаний Н. Чуковского).
Ведущий 2: В осажденном городе говорили пушки, но музы не молчали. 9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Тихо звучит аудиозапись Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий 1: Симфония звучала не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию», - писал Дмитрий Шостакович.
Ведущий 2: А вот высказывание одного очевидца, который присутствовал на концерте в декабре 1941г.: «Музыка стала жизнью, стала огромным объединяющим всё человечество порывом, голосом скорби всего человечества, стала величественным и реальным оплакиванием трагически погибших миллионов жизней…
И люди, защищавшие город, люди, жившие стиснув зубы и сжав руки, люди с напряженными глазами, люди, у которых, казалось, иссякла слеза, сидели в зале филармонии и многие из них плакали…
Велика сила искусства, объединяющего миллионы и в радости и в скорби».
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили. (Анна Ахматова «Музыка»)
Ведущий 1: 900 дней и ночей прожил Ленинград в блокаде. За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе прозвучало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.
Ведущий 2: Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточенные бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолетов, почти 26 тысяч орудий, более двух тысяч танков и штурмовых орудий.
Ведущий 1: На всю страну прославились бойцы Красной Армии под командованием сержанта Павлова.
Ведущий 2: Они два месяца удерживавшие оборону дома, который стал непреступной крепостью.
Ведущий 1: Здесь же свой подвиг совершил уроженец Днепропетровска Михаил Паникаха. Он пытался бросить бутылку с зажигательной смесью в фашистский танк, пуля из пулемета попала в бутылку, смесь загорелась и вылилась на него. Весь объятый пламенем, он выскочил из окопа и бросился под танк, который мгновенно заполыхал и был уничтожен.
Чтец:
Сюда, где между двух берез
дот в землю врос,
Где трав зеленая волна,
да тишина,
Да амбразуры глаз пустой —
приди, постой...
Замри на миг — и мертвый
дот вдруг оживет.
И раскаленный пулемет,
дрожа, начнет
Лесок простреливать, а там
лежишь ты сам...
Вот целится в тебя сейчас
граненый глаз,
И снег вокруг изрыт свинцом,
в крови лицо,
Но ты ползешь. Еще бросок...
Еще рывок!
И вот он враг! Но нет гранат.
А под огнем друзья лежат...
Решай, солдат!
...Ты здесь и часу не стоял,
а старше стал.
И понял ты, о чем шумят,
о чем твердят
С продутой ветром высоты
берез листы
И травы шепотом у ног:
«А ты бы смог?»
«А ты бы смог, как он, в снегу,
лицом к врагу
Ползти?.. И броситься вперед,
на пулемет?
Чтоб дот, ослепнув, сразу смолк?
А ты бы смог?» (С. Викулова)
Ведущий 2: Особенно тяжелые бои шли в районе тракторного завода им.Дзержинского и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом квадратном метре насчитывалось от 400 до 1200 осколков.
Ведущий 1: 12 июля 1943 года началось мощное наступление советских войск в районе Курского выступа. В ходе Курской битвы инициатива в войне окончательно перешла к Красной Армии.
Ведущий 2: В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских войск, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.
Ведущий 1: Многие из солдат: те, кто отдал свои жизни за правое дело, и те, кто выжил – и остались неизвестными героями. Они были такими же мужественными и отважными, как те, которых помнит Россия до сих пор.
Ведущий 2: 23 февраля 1943 года гвардии рядовой Александр Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.
Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии рядовому товарищу Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Девятнадцатилетний Владимир Ермак повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота. Он удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Ведущий 1: Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Их имена будут вечно служить примером преданности Родине.
3,5 миллиона юношей и девушек за годы войны были награждены орденами и медалями, 7 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза!
Ведущий 2: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.
Ведущий 1: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал ее пулемет.
Ведущий 2: Наводчик орудия Андрей Корзун во время ожесточенного боя своим телом погасил пламя, предотвратив взрыв ящиков с боеприпасами. Он удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Ведущий 1: Голиков Леня – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.
Ведущий 2: Котик Валя – юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, погиб в бою.
Ведущий 1: Казей Марат – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Песня
Ведущий 2: А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Ведущий 1: К сожалению, их тысячи… К сожалению, потому что им пришлось пройти через боль и ужас войны. К радости, они остались люди и очень добрыми людьми
Ведущий 2: Из воспоминаний…
Ведущий 1: Моего дедушку застрелили у печки. А бабушку - у порога. Я увидел, как били маму прикладом по голове, и волосы у нее были красные, а не черные. И потом всю жизнь я видел этот сон, в котором снова и снова убивали моих родных. Было ли у меня детство? Не знаю..
Ведущий 2: Я видел, как отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына, сына уведите, чтобы не видел»…
Ведущий 1: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется и пойдет домой»,- умоляла маленькая девочка солдата.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей... (Муса Джалиль «Варварство»)
Ведущий 2: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, и их усыновляли чужие люди. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.
Чтец:
Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола,
Сначала думали – уснула,
а оказалось – умерла...
Никто не оборонил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Уроки – после похорон… (Ю. Воронов. В школе)
Ведущий 1: Дети, подростки… Им пришлось пережить многое. Но они не сдавались, как бы ни было сложно и трудно. Они не только героически сражались, наравне с взрослыми, но еще и трудились.
Ведущий 2: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей.
Ведущий 1: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.
Ведущий 2: Из воспоминаний токаря завода «Красный пролетарий» Ячменевой-Шиловой Т. П.
Ведущий 1: «Пришла я на завод в июне 1942 г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет... В бригаде нас было девять человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания... Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая... Теперь понимаешь, что это был великий подвиг молодого поколения».
Чтец:
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был
человек маленький.
У него была служба
маленькая
И маленький очень
портфель.
Получал он зарплату
маленькую.
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему
в окошко
Небольшая,
казалось, война...
Автомат ему выдали маленький,
Сапоги ему выдали маленькие,
Каску выдали маленькую
И маленькую -
по размерам - шинель...
...А когда он упал -
некрасиво, неправильно -
В атакующем крике
вывернув рот,
То на всей земле
не хватило мрамора,
Чтобы вырубить парня
В полный рост! (Р. Рождественский)
Ведущий 1: В марте 1944 года советские войска вышли на государственную границу, у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях.
Ведущий 2: Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, военнопленными, проводили медицинские эксперименты над людьми, морили голодом, жгли в печах крематориев концентрационных лагерей.
Ведущий 1: Майданек, концентрационный лагерь на территории Польши, близ Люблина. Режим лагеря оправдывал его название – лагерь смерти. Заключенные влачили голодное существование.
Ведущий 2: Один раз в день кофе из брюквы, два раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Заключенные ели падаль, кошек, собак. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода.
Ведущий 1: Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль трупов только польских детей. Они были совсем голые. В лесу их сложили в штабеля и сожгли. Чтобы заглушить крики жертв, задыхавшихся в газовых камерах, расстреливаемых и истязаемых, гитлеровцы на территории лагеря поставили мощные динамики, из которых с грохотом рвалась траурная музыка.
Ведущий 2: Штутгоф – концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела. За время существования лагеря в него было заключено 120 тысяч, из них умерщвлено 65 тыс. человек
Ведущий 1: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат жене, и она также стреляла, иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух 2-х и 4-х летних детей и давал очередь по ним. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Папа, еще».
Ведущий 2: Известны такие случаи, когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по «движущейся мишени».
Ведущий 1: Вот что говорили сами дети, спасены советскими солдатами. Самий Мудианов, из города Род (Италия): «...нас, детей по 15-20 человек, заставляли работать – на лямках возить груженные разными грузами повозки, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали мы с 4 часов утра до вечера.
Ведущий 2: Из воспоминаний рабочей из города Таллинна. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом...»
Чтец:
Обители смерти молчат о смерти.
Только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьется о твердые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живущий –
Дает нам силу
Сломить бессилие.
Ведущий 1: Но она все-таки пришла, долгожданная победа!
Ведущий 2: Победа досталась нам дорогой ценой. Безмерно тяжелы эти жертвы и утраты. Не было у нас ни одной семьи, которой не коснулась бы беда и которая не потеряла бы родного человека.
Ведущий 1: Убитых, умерших от ран, погибших в плену – 27 миллионов человек. Из мужчин 1923 года рождения те, которым в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 процента.
Ведущий 2: Мы никогда не сможем почувствовать все ужасы тех военных лет. Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный запах кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти - не символический, а реальный. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.
Ведущий 1: 27 миллионов жизней унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.
Ведущий 2: Но мы должны о них помнить.
Ведущий 1: И мы помним о них.
Ведущий 2: Почтим их память минутой молчания.
Минута молчания
Ведущий 1: А завершить наше мероприятие мы решили стихами Юлии Друниной, поэтессы не понаслышке знавшей что-то такое война…
Школьным вечером, хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
О, как мы были счастливы, когда,
Себе обманом приписав года,
На фронт шагали в ротах маршевых!
А много ли осталось нас живых?...
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Нет, это не заслуга, а удача –
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне…
Литература
ШОРОХОВА З. Вас помнит мир спасенный! // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 6. – С.54 – 53
Акиньшина И. Бессмертный подвиг защитников Отечества // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 64 – 66
Худякова Н. 900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА //Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 10. – С. 30 – 33
Боброва Л. А пули еще прилетают оттуда... // Классный руководитель – 2005. – № 6. – С. 71 – 73
ЗОЗУЛЯ Л. «Ах, война, что же сделала, подлая…» //Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 4. – С. 33 – 35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спасение на водных объектах
В настоящее время большой проблемой является гибель людей на водных объектах, как для всей России, так и для большинства регионов. По данным статистики в России на водоемах ежегодно погибает от 10 до ...
Проект «И помнит мир спасенный»
9мая 2015 года страна отмечала праздник «70 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект «И помнит мир ...
И помнит мир спасенный
Методическая разработка классного часа "И помнит мир спасенный" посвящена 70-летию Великой Победы....
Аварийная разведка и спасение пожарных
Материалы для отработки навыков работы "аварийного" звена газодымозащитной службы при поиске и спасении пожарных попавших в сложную ситуацию при работе в непригодной для дыхания среде....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»
Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности...
Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный"
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Организация патриотического воспитания будущего спец...
Классный час к 75-летию со Дня Великой Победы "И помнит мир спасенный..."
Классный час ко Дню Великой Победы "И помнит мир спасенный". Цель классного часа - знакомство с исторически значимыми датами в истории страны. Необходимость воспитания чувтва патриотиз...