Классный час к 75-летию со Дня Великой Победы "И помнит мир спасенный..."
классный час
Классный час ко Дню Великой Победы "И помнит мир спасенный". Цель классного часа - знакомство с исторически значимыми датами в истории страны. Необходимость воспитания чувтва патриотизма у молодого поколения, а также - любви к Родине и гордости за наших солдат, совершавших подвиги в ходе Великой Отечественной войны и победивших фашизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "И помнит мир спасенный" | 707.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
(Санкт-Петербургское СУВУ)
Классный час к 75-летию со Дня Великой Победы «И помнит мир спасенный…»
Цели: способствовать воспитанию патриотических чувств у обучающихся, формировать чувство гордости за свою Родину.
Задачи:
- познакомить обучающихся с исторически значимыми для страны датами и событиями;
- прививать интерес к истории;
- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом в ходе Великой Отечественной войны;
- прививать чувство уважения к старшему поколению.
Ход классного часа
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
1-ый ученик:
Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Великая Отечественная война. «Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если пред тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
2-ой ученик:
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли-
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
Звучит песня В.Лебедева- Кумача «Священная война»
1-ый ученик:
Алексей Толстой в первые месяцы войны писал: «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, мы молоды, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце.
2-ой ученик:
Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.
3-ий ученик:
Я – Брест. Я стою обожжённый.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сражённых,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружён и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа,
Я буду камнями стрелять.
Учитель:
Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили «новый порядок». Местное население использовалось на принудительных работах по расчистке и разминированию дорог, на строительстве укреплений. Каралось буквально всё: отказ от работы, передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми.
4-ый ученик:
30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей было выиграно время для организации обороны Москвы, в которой к 4 декабря 1941 года «завязла» немецкая группа армии «Центр». Враг отошёл от Москвы на 100-250 км, оставив города Калинин, Калугу, Клин, Волоколамск.
3-ий ученик:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!
За то, чтобы черёмух пеной белой
Дымя- дымилась тёплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля.
Учитель:
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
«Женя умерла 25 января, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая. В 7 часов 30 минут утра 1942 года. Умерли все. Осталась одна Таня».
Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых дети до сих пор с ужасом вспоминают блокаду. Зимой 1941-1942 года не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. блокадный паёк – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. Чувство голода не проходило никогда.
4-ый ученик:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь под вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою-
Мой город не забудет никогда…
Учитель:
Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточённые бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 1500 боевых самолётов. Почти 26 тысяч орудий. Более двух тысяч танков и штурмовых орудий. Это было началом коренного перелома и в ходе Великой Отечественной войны, и во Второй мировой войне в целом. За шесть месяцев наши войска разгромили четвёртую часть всех вооружённых сил фашистского блока, действовавших на советско-германском фронте. В результате были подорваны военная мощь и престиж Германии.
5-ый ученик:
На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживавшие оборону дома, который стал непреступной крепостью. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окружённая немецкая группировка в количестве 330 тысяч солдат и офицеров под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в плен.
6-ой ученик:
Когда я не в силах был дальше идти,-
А путь до победы был трудным и долгим,-
Россия, к твоей припадал я груди
И сил набирался у матушки-Волги.
Да, вечно течёт в ней живая вода,
Не могут прожить без неё ветераны,
И вновь сталинградцы приходят сюда,
Лечить свои раны, лечить свои раны.
Учитель:
5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород. 23 августа – Харьков. Исход войны уже не вызывал сомнения.
Звучит песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа»
Учитель:
Вы уже слышали дневник Тани Савичевой, написанный в блокадном Ленинграде. Но не легче было и в немецком плену, о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной.
«Дорогой добрый папенька! Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты. Папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери… Несколько слов о матери. Когда вернёшься, её не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот.. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли… Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, Ия рабыня немецкого барона. Работаю прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день вместе с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили, и тогда сам хозяин бил меня ногами. Я теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал… Не хочу больше мучиться у проклятых немцев. Завещаю: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина».
Доведённая до отчаяния, Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Письмо было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.
5-ый ученик:
Но самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.
Обители смерти молчат о смерти.
Только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьётся о твёрдые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живущий-
Даёт нам силу
Сломать бессилие.
6-ой ученик:
В середине 1944 года Красная Армия перенесла боевые действия за границы СССР. В январе 1945 года Красная Армия вторглась в Восточную Пруссию. В феврале 1945 года советскими войсками после ожесточённых боёв была освобождена венгерская столица Будапешт. Наши войска шли на Запад.
Но только мы идём на Запад.
Мы наступаем. Мы громим.
Мы бьём его, что день, то пуще,
Что час, то злей и веселей,
В хвосты колонн его бегущих
Врываясь вдруг бронёй своей.
Идёт, вершится суд суровый.
Священна месть и казнь права.
И дважды, трижды в день громово
Войскам салюты шлёт Москва.
7-ой ученик:
21 апреля красноармейцы ворвались на берлинские окраины, а 25 апреля взяли город в кольцо. В этот день советские войска соединились на Эльбе с войсками союзников, которые в марте- апреле ликвидировали основные силы вермахта на Западе. Утром 7 мая 1945 года уполномоченный преемника Гитлера генерал Альфред Йодль и алмирал Ганс фон Фридебург в Ставке Главнокомандующего союзными войсками генерала Дуайта Эйзенхауера подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.
Вы с нами, герои планеты,
Мы чувствуем ваше плечо
В шинельном строю, вы воспеты
С карающим, вечным мечом.
Замри, человек, в День Победы,
Очнись от житейских невзгод,
Добра в тебе явны приметы,
Ты дай им достойный исход.
И с болью, и с памятью вместе
В солдата Победы вглядись,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись.
Звучит песня «День Победы», музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова.
Учитель:
Народы СССР подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену – 27 миллионов человек.
7-ой ученик:
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны.
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны!
И прошли по Москве, точно сны,-
Были жарки они и хмельны.
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны-
Возвращались солдаты с войны!
Возвращался народ-исполин.
Возвращался?
Нет! Шёл он вперёд,
Шёл вперёд победитель-народ!
Он там, на Эльбе, далёко от дома,
Дошёл до края самого войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома.
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь, жмурится от света,
Ещё пропахший дымом весь, в пыли.
- Так вот она, товарищи, победа!
Так вот когда мы до неё дошли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Чтение авторского сочинения "Судьбы военные"Биография Сергя Гавриловича Волкова...
Вас помнит мир спасенный
Сценарий музыкально-литературной композиции...
Открытое мероприятие - Классный час посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне
Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Поклонимся великим тем годам….»...
Проект «И помнит мир спасенный»
9мая 2015 года страна отмечала праздник «70 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект «И помнит мир ...
И помнит мир спасенный
Методическая разработка классного часа "И помнит мир спасенный" посвящена 70-летию Великой Победы....
Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»
Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...
Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный"
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Организация патриотического воспитания будущего спец...