Статья
статья по теме

Отрывок опубликованной статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

       Адаптация  первокурсников  в учреждениях  среднего  профессионального  образования  как  условие  социальной  безопасности  личности.

        Аннотация:  Статья  посвящена проблеме  адаптации  студентов  первых  курсов,  обучающихся  в  средних профессиональных учебных  заведениях.  Отмечено,  что  адаптация  является  условием  формирования  социальной  безопасности личности.  Раскрываются  особенности игровых технологий,  обеспечивающих  развитие  адаптации  и  социальной  безопасности  студентов.

        Ключевые  слова:  адаптация,  социальная  безопасность,  игровые  технологии,  среднее профессиональное  образование, личность, деловые игры,  организационно – творческие дела.

       

      Основной  тенденцией развития современного  среднего  профессионального  образования  является  гуманизация. Это  обеспечивает не  только  расширение навыков  социального  взаимодействия  студентов  на  первых  этапах  профессиональной  социализации,  но  и  является условием  психологической  устойчивости  и  социальной  безопасности  в  новой  среде  образовательного  учреждения.

     Сравнительно – сопоставительный  анализ  литературных  источников  позволяет  установить,  что  проблема  адаптации  достаточно   давно  исследуется  в  педагогической  науке.  Она  пришла  в  педагогику  из  дисциплин  естественнонаучного  цикла.  Еще  в  ХVIII столетии  исследованиями   физиолога  Г.Селье  были  изучены  приспособительные  функции  организма.  Впоследствии,  благодаря исследованиям  И.М. Сеченова,  И.П. Павлова,  П.К. Анохина,  Н.А. Бернштейна и др.,  адаптация  стала рассматриваться  диалектично.    Во – первых,  как перестройка  физиологических  и биохимических  процессов  индивида.  Во – вторых,  как  приспособление  человека  к  социальной  среде  общественной реальности.

     Одним  из  первых  отечественных  физиологов,  обратившим  внимание на   педагогический  контекст  адаптации,  был  В.М. Бехтерев.  Он  достаточно  широко  рассматривал  данную  проблему  и  подчеркивал  наличие  биологических  механизмов  адаптации.  Вместе  с  тем  В.М. Бехтерев выявил  психологические компоненты адаптации, основанные на эмоциональных  и  поведенческих проявлениях.  При этом  он подчеркивал  «прогрессивное»  значение  адаптации  для  успешной  жизнедеятельности  человека  в  обществе.  Сегодня  педагогическими  проблемами  адаптации  занимаются  И.К. Кряжева,  О.И. Зотова, Л.В. Лидак, А.О. Прохорова, А.А. Реан, М.С. Ясницкий и  др.  Не  останавливаясь подробно  на  теоретических  аспектах исследования адаптации,  отметим,  что   в качестве  рабочего  определения  для данного исследования  подходит  толкование,  представленное  в  монографии  Л.А. Антиповой «Педагогические условия  адаптации  студентов  на  начальных этапах  обучения  в  высших  учебных  заведениях».

    Автор справедливо отмечает, что адаптация  студентов первых  курсов – это  сложный  и  противоречивый  процесс  активного  приспособления бывших  абитуриентов  к  новому  образу  жизни,  к  особенностям  дидактического  процесса, к новому кругу  общения  в условиях  профессиональной подготовки.  Вместе  с тем  адаптация – это  творческая  самореализация  студента  в  учебной,  научной,  общественной,  спортивной,  досуговой,  бытовой  и  других  сферах.  Адаптация  позволяет студенту  быстро  приспособиться  к новой  среде,  почувствовать  значимость  своего  нового  статуса,  определить  круг  общения,  почувствовать себя  в  безопасности.

      Важным рабочим  феноменом,  определяющим  сущность  данного  исследования,  является  феномен  безопасности личности.  Проблема  безопасности  в  образовательной  среде  достаточно новая  для  современной  педагогической  науки  и практики.  Об  этом  явлении  достаточно  открыто  заговорили  лишь в  середине  90-х  годов  ХХ  века,  после  выхода  известного  фильма   «Чучело»  режиссера  Ролана  Быкова.

    В  научный  оборот  это  понятие  вошло  несколько  позже,  благодаря  исследованиям  Санкт – Петербургских  ученых  Л.А. Регуш  и  И.А. Баевой.   Понятие  безопасности  в  психолого – педагогической  теории  и  практике  возникло  благодаря  Закону РФ  «О безопасности».  Авторы  справедливо  полагают,  что  безопасность – это  состояние  защищенности  человека  в  среде,  а  также  способность  личности отражать  неблагоприятные  внешние  и  внутренние  воздействия.  Безопасность  образовательной  среды – это  существенная  часть  национальной  безопасности.  В  исследовании  И.А. Баевой  и Л.А. Гаязовой  «Психолого – педагогические  проблемы мониторинга  рисков и угроз  безопасности  образовательной  среды»  отмечены  четыре  категории  рисков.  К  их числу  относятся:

-  проявление  агрессии целой группы  или  одного  человека  по  отношению  к  другой группе  или  другому  человеку;

-  ксенофобия  и  экстремизм;

-  саморазрушающее  поведение,  способствующее  нанесению  ущерба  собственной  жизни  и  здоровью;

-  техногенные  и  природные  риски.

    Одной  из  важнейших  мер  профилактики рисков  и  обеспечения  безопасности  в  образовательной  среде  техникумов,  училищ  и  колледжей  является  создание эффективных  условий  для  успешной  адаптации  первокурсников  к  пространству  нового  взаимодействия. Таким образом, теоретические выводы являются основанием для дальнейшего эмпирического исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....