Статья
статья по теме
Предварительный просмотр:
Адаптация первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования как условие социальной безопасности личности.
Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов первых курсов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Отмечено, что адаптация является условием формирования социальной безопасности личности. Раскрываются особенности игровых технологий, обеспечивающих развитие адаптации и социальной безопасности студентов.
Ключевые слова: адаптация, социальная безопасность, игровые технологии, среднее профессиональное образование, личность, деловые игры, организационно – творческие дела.
Основной тенденцией развития современного среднего профессионального образования является гуманизация. Это обеспечивает не только расширение навыков социального взаимодействия студентов на первых этапах профессиональной социализации, но и является условием психологической устойчивости и социальной безопасности в новой среде образовательного учреждения.
Сравнительно – сопоставительный анализ литературных источников позволяет установить, что проблема адаптации достаточно давно исследуется в педагогической науке. Она пришла в педагогику из дисциплин естественнонаучного цикла. Еще в ХVIII столетии исследованиями физиолога Г.Селье были изучены приспособительные функции организма. Впоследствии, благодаря исследованиям И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна и др., адаптация стала рассматриваться диалектично. Во – первых, как перестройка физиологических и биохимических процессов индивида. Во – вторых, как приспособление человека к социальной среде общественной реальности.
Одним из первых отечественных физиологов, обратившим внимание на педагогический контекст адаптации, был В.М. Бехтерев. Он достаточно широко рассматривал данную проблему и подчеркивал наличие биологических механизмов адаптации. Вместе с тем В.М. Бехтерев выявил психологические компоненты адаптации, основанные на эмоциональных и поведенческих проявлениях. При этом он подчеркивал «прогрессивное» значение адаптации для успешной жизнедеятельности человека в обществе. Сегодня педагогическими проблемами адаптации занимаются И.К. Кряжева, О.И. Зотова, Л.В. Лидак, А.О. Прохорова, А.А. Реан, М.С. Ясницкий и др. Не останавливаясь подробно на теоретических аспектах исследования адаптации, отметим, что в качестве рабочего определения для данного исследования подходит толкование, представленное в монографии Л.А. Антиповой «Педагогические условия адаптации студентов на начальных этапах обучения в высших учебных заведениях».
Автор справедливо отмечает, что адаптация студентов первых курсов – это сложный и противоречивый процесс активного приспособления бывших абитуриентов к новому образу жизни, к особенностям дидактического процесса, к новому кругу общения в условиях профессиональной подготовки. Вместе с тем адаптация – это творческая самореализация студента в учебной, научной, общественной, спортивной, досуговой, бытовой и других сферах. Адаптация позволяет студенту быстро приспособиться к новой среде, почувствовать значимость своего нового статуса, определить круг общения, почувствовать себя в безопасности.
Важным рабочим феноменом, определяющим сущность данного исследования, является феномен безопасности личности. Проблема безопасности в образовательной среде достаточно новая для современной педагогической науки и практики. Об этом явлении достаточно открыто заговорили лишь в середине 90-х годов ХХ века, после выхода известного фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова.
В научный оборот это понятие вошло несколько позже, благодаря исследованиям Санкт – Петербургских ученых Л.А. Регуш и И.А. Баевой. Понятие безопасности в психолого – педагогической теории и практике возникло благодаря Закону РФ «О безопасности». Авторы справедливо полагают, что безопасность – это состояние защищенности человека в среде, а также способность личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Безопасность образовательной среды – это существенная часть национальной безопасности. В исследовании И.А. Баевой и Л.А. Гаязовой «Психолого – педагогические проблемы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды» отмечены четыре категории рисков. К их числу относятся:
- проявление агрессии целой группы или одного человека по отношению к другой группе или другому человеку;
- ксенофобия и экстремизм;
- саморазрушающее поведение, способствующее нанесению ущерба собственной жизни и здоровью;
- техногенные и природные риски.
Одной из важнейших мер профилактики рисков и обеспечения безопасности в образовательной среде техникумов, училищ и колледжей является создание эффективных условий для успешной адаптации первокурсников к пространству нового взаимодействия. Таким образом, теоретические выводы являются основанием для дальнейшего эмпирического исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....