Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий".
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специалистов любого профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennaya_rp_russkiy_ts.docx | 70.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по СПО ___________ Е.А. Лаптева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Городской округ город Бор
2014
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 20.06.2014 №437, примерной программы по дисциплине, утвержденной ФИРО в 2008 г.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж».
Разработчик:
Преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории – Скользкова Ирина Владимировна.
Рекомендована предметной цикловой комиссией
преподавателей общеобразовательных дисциплин
ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж»
Протокол № ______ от «______» _________________2014 г.
Председатель ПЦК ________________ Н.П. Маслова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 Русский язык
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- связь языка и истории; культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося ___117____ часов, в том числе:
дневная форма обучения | |
обязательной аудиторной нагрузки обучающихся | 78 |
самостоятельной работы обучающихся | 39 |
- СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
Диктанты | 7 |
Изложения | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
сообщение | 2 |
доклады | 1 |
презентации | 2 |
Выполнение упражнений | 34 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | ||
Диагностическая работа | 2 | |||
Изложение | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Сообщения по теме. | 2 | |||
Тема 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова.. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект. | 3 | |||
Тема 3 ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ, ГРАФИКА | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | 2 | ||
Контрольный диктант | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме. | 4 | |||
Тема 4 МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме. | 3 | |||
Тема 5 МОРФОЛОГИЯ. | Содержание учебного материала | 15 | ||
1 | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния Служебные части речи Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. | 2 | ||
Изложение | 2 | |||
Дифференцированный зачет (Контрольный диктант) | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по темам. | 8 | |||
Тема 6 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | Содержание учебного материала | 32 | ||
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.. Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений..Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | ||
Изложения | 4 | |||
Контрольные диктанты | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по темам. | 19 | |||
Итоговая аттестация в форме экзамена | ||||
Всего | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов(30)
- рабочее место преподавателя(1)
- рабочая доска (1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература)
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран,
- интерактивная доска,
- аудиосистема,
- комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - М.: «Академия, 2011 г.
- Е.С.Антонова, Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2011.
Дополнительные источники:
- В.Ф.Греков, Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Оникс, 2008
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: «Просвещение», 2008 г.
- Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: ЛадКом, 2009
Интернет – источники:
- Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
- Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
- Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
- Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
- Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
- Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
- Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
- Интерактивные упражнения и тесты по русскому языку:
http://www.likbez.spb.ru/tests.asp?r=18
http://ruslit.ioso.ru/tests.htm
http://russian-pages.newmail.ru/traditional/slovoobrazovanie/exercises.h...
http://www.serge-flamel.narod.ru/kubyshka/Narechia/index.htm
- Подготовка к ЕГЭ, тесты прошлых лет и on-line:
http://bitnet.ru/demo-ege/
http://www.test4u.ru/tests.php
http://aeterna.ru/test.php?link=tests:12218
http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=3064
http://www.naexamen.ru/ege/
http://www.psu.ru/?m=041&a=11
http://www1.ege.edu.ru/content/view/443/112/
http://testonline.rustest.ru/
http://blog.ctege.org/?cat=12
- Пособия для подготовки к ЕГЭ, демоверсии:
http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm
- Словари, справочники, любопытные факты:
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=1106
http://slovari.donpac.ru/lang/ru/ivoc/ojsh/ojsh_skl.html
http://slov.h1.ru/
http://www.ruscorpora.ru/
http://www.intelgame.ru/doc/93.htm
http://slovesnik.1september.ru/
http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/RUSSK/index.html
http://otlithnik.ru/test/testrus_1.shtml
Русский литературный язык:
http://traktat.com/language/book/index.php
- Литературное редактирование текста(справочник):
http://www.evartist.narod.ru/text1/57.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: | |
| Написание диктантов, изложений, выполнение тестовых заданий. |
Уметь: | |
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| Написание диктантов, изложений, выполнение тестовых заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по внеаудиторному самостоятельному изучению тем дисциплины ОП. 05 Материаловедение для студентов специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по внеаудиторному самостоятельному изучению тем дисциплины ОП. 05 Материаловедение для студентов специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатн...
Программа государственной (итоговой) аттестации Специальность 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Программа государственной (итоговой) аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 240111 Производст...
Рабочая программа дисциплины "Литература" для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий".
Рабочая программа дисциплины "Литература" для специалистов любого профиля....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий," СПО, 1 курс, 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 1 курсаДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного общего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий," СПО, 2-4 курсы, 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 2-4 курсовДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного обще...
КТП по дисциплине: Английский язык для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий", СПО, 1 курс, 2015 год
Календарно-тематический план для 1 курсаУчебная дисциплина: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКСпециальность: 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий План составлен в соот...
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...