конспект урока по литературному чтениюпо теме: Л.Н.Толстой «Акула» (3 класс ОС «Школа России»)
план-конспект урока

Ведерникова Елена Вячеславовна

Конспект  урока по литературному чтению

 по теме: Л.Н.Толстой  «Акула» (3 класс  ОС  «Школа России»)

 

Цели: познакомиться с произведением Льва Николаевича Толстого «Акула»; с помощью приёма антиципации развивать коммуникативные компетенции обучающихся, учиться находить главную мысль текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению

 по теме: Л.Н.Толстой  «Акула» (3 класс  ОС  «Школа России»)

Цели: познакомиться с произведением Льва Николаевича Толстого «Акула»; с помощью приёма антиципации развивать коммуникативные компетенции обучающихся, учиться находить главную мысль текста.

Задачи:

    Образовательные:  формирование навыков сознательного беглого чтения, определение лексических значений слов, исходя из контекста.

Развивающие: развивать логическое мышление,  умение    сравнивать, предвосхищать события, давать небольшие характеристики героям.  

    Воспитательные: воспитание общечеловеческих ценностей  (любви, сострадания, героизма, доброты), внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей.  

 

   Оборудование:     выставка книг Л.Н.Толстого, портрет Л.Н.Толстого ,

компьютер, экран, проектор, учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс  1  часть» (стр.152-155), правила написания синквейна, географическая карта, картинки для словарной работы  (якорь, парусный корабль, пушка с названием её частей),  подключение к интернету, напечатанные слова для характеристики главного героя.

    Используемые технологии: технология продуктивного чтения, информационно-коммуникативные технологии, технология педагогики сотрудничества.

Прогнозируемые результаты.

 Личностные:

-   ценностное отношение к семье;

-   осознание значимости учащимися своих поступков;  

-   ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-  осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

-  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;  

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание библиографических данных изучаемого писателя, текста изучаемого произведения;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД: 

- умение ставить цель урока; 

- умение выделять учебные задачи.

Коммуникативные УУД:

 -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей;

- умение работать в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Добрый день! А, чтобы он, действительно, был добрым, давайте просто улыбнёмся друг другу и подарим своим одноклассникам улыбку. (Дети улыбаются). Садимся.

2.      Проверка домашнего задания.

- С каким писателем мы знакомились  на прошлом уроке? ( Л.Н.Толстой)

- Что интересного о его жизни вы запомнили?

 - В какой семье рос Л.Н. Толстой? (Без мамы, 5 детей: 4 брата: Николай,    Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).

- Как появились “Муравейные братья?” (Из-за тайны).

- Прочитайте, в чем состояла тайна?

- Как это характеризует братьев? (Чуткие, добрые, отзывчивые).

- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (Теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

3.  Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого с использованием системы обратной связи (Заранее подготовленные ученики, используя платформу «Учи.ру»  литературный кружок знакомят класс с биографией писателя.)

 Лев Николаевич был четвёртым ребёнком в дружной семье Толстых, которая состояла в родстве с половиной дворян Москвы и Петербурга. К сожалению, детство будущего писателя было омрачено потерями близких людей. Рано ушли из жизни родители, затем — бабушка и тётка, опекавшая младших Толстых. Пятерых детей взяла на воспитание сестра отца, жившая в Казани. Льву Николаевичу очень запомнился переезд на лошадях из родного поместья Ясная Поляна к тётке. Ехали долго, так как везли с собой впечатляющее число работников и огромный багаж, останавливались на отдых то в поле, то в лесу, то у реки, варили на кострах еду, купались, гуляли.

Мальчик рос среди многочисленной прислуги и французских гувернёров в роскошной обстановке большого дома. Тётушка баловала племянников, сквозь пальцы смотря на шалости детей. А у Лёвушки чуть не каждый день новая забава: то придумывал кланяться задом наперёд, то из одеяла соорудил халат и ходил в нём с утра до вечера, то решил прыгнуть из окна второго этажа.

Особенным авторитетом для мальчика был старший брат Николай, который предложил младшим создать муравьиное братство и жить дружно, не лениться, как делают эти маленькие трудолюбивые насекомые. Особенно Лёвушке нравилось, когда они строили в детской муравейник из стульев и платков.

Николай также рассказал братьям, что вырезал на зелёной палочке секрет, который поможет сделать всех людей счастливыми, избавит от нужды и болезней, и закопал её в Ясной Поляне в тайном месте. Он обещал показать, где она хранится, тому, кто, во-первых, простоит час в углу и не будет думать о белом медведе, во-вторых, ровно пройдёт по щели между половицами, в-третьих, целый год не увидит зайца. Это были практически невыполнимые для детей задания, но старший брат вдохновил младших быть лучше, добрее. Лев Николаевич всю жизнь стремился жить по правилам муравьиного братства, а похоронить себя завещал под дубом в Ясной Поляне, где, как он считал, закопана та самая зелёная палочка.

Толстой долго шёл к своему призванию — писать. Он - то хотел посвятить себя изучению восточных языков, то учился на юриста, то занимался фермерством, то открывал бесплатные школы для крестьянских детей и преподавал, то служил в действующей армии на Кавказе и в Крыму. Он много читал и постоянно работал над собой. Но всегда Лев Николаевич вёл дневники, где анализировал свои поступки, записывал мысли и чувства. Именно эти заметки легли в основу первых произведений писателя — повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».

Лев Николаевич Толстой — выдающийся русский писатель, сочинения которого известны во всём мире.

Вопросы об авторе

Постарайся ответить без подсказок. Так ты лучше запомнишь и поймешь материал.

1

Как называется поместье, где жил и похоронен Л. Н. Толстой?

2

Кто придумал муравьиное братство?

3

Что могла сделать зелёная палочка, спрятанная Николаем в Ясной Поляне?

4

Что легло в основу первых произведений писателя — повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»?

4.  Актуализация знаний. Тема урока.  

Учитель подходит к выставке книг Л.Н.Толстого, берёт его книгу и сообщает:

- Ребята, вы уже, наверное, догадались, что сегодня …..  (Даётся детям возможность высказаться: чем мы будем заниматься на уроке.)

- Какую цель на урок мы можем поставить? (Познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого, выделить в нём главную мысль.)

- Вы совершенно правы, сегодня мы знакомимся с  произведением Л.Н.Толстого «Акула». Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово? (Большое хищное животное, живущее в море)

- Значит, действия рассказа будут происходить где? (У моря, на море)

5. Первичное знакомство с текстом в сочетании со словарной работой.

- Давайте проверим свои предположения. (Учитель или хорошо подготовленный ученик читает первый абзац произведения)

-     В первом же предложении рассказа появляется выражение «стоял на якоре». Это  как? (с помощью специального приспособления не двигался с места).

- Кто из вас сможет показать на географической карте то место, где, по-вашему, могли происходить события?  (Африка, пустыня Сахара)

- Конечно, у нас с вами не бывает, так жарко, как в пустыне Сахара, но всё же, когда нам летом жарко, то мы о чём просим своих родителей? (Пойти купаться)

- Давайте и это предположение проверим. (Чтение 2-ого абзаца)

- Где же купались члены экипажа? (В парусе корабля.)

- Что такое парус? (Ткань,  которая крепится на парусном корабле для его движения по ветру)  

- Главными героями многих произведений Л.Н.Толстого являются …. (Дети)

- Значит,  они могут появиться в тексте? (Да)

- Проверяем. (Чтение 3, 4 и 5 абзацы)

- Где стали плавать мальчики?  Почему? (В море, им тесно стало плавать в парусе)

- Как плавали мальчики между собой? (Наперегонки)

- Кто стоял на палубе корабля и даже подбадривал мальчиков? (Отец одного из мальчиков)

- В тексте написано, что он был артиллеристом. Кто объяснит лексическое значение этого слова? (Если дети не могут дать объяснение значения слова, то нужно выяснить: где можно узнать его. Как правило, дети предлагают посмотреть в толковый словарь С.Ожегова, обратиться к голосовому поисковику в интернете. «Артиллерист» – военнослужащий артиллерии. К артиллерии относятся пушки, гаубицы и другие орудия из которых производятся выстрелы.)

- Что может произойти дальше? (Может появиться акула.) Если она появится, то, что будут делать люди на палубе? (Будут стараться – предупредить мальчиков, помочь им.)

- Проверим предположение. (Чтение 6-10 абзацы)

- Как вы думаете, чем закончится произведение? (Выслушиваются варианты концовки. Если мальчики останутся живы, то  кто сможет им помочь?)

(Чтение рассказа до конца 11-16 абзацы)

5. Беседа с учащимися по первичному восприятию текста.

- Понравилось ли вам произведение?

- Чем оно  понравилось?

- Определите жанр произведения. Докажите свою точку зрения. (Рассказ)

- В какой момент вы особенно переживали за мальчиков? Почему?

6. Повторное чтение с предварительным заданием. Деление текста на части с предварительным устным проговариванием.

- Возьмём в руки карандаши и поработаем с текстом, разделим его на смысловые части.

- О чём пойдёт речь в перовой части? (Корабль, Африка, купание.)

- О чём пойдёт речь во второй  части?  (Наперегонки.)

- О чём пойдёт речь в третьей части?  (Акула)

- О чём пойдёт речь в четвёртой  части?   (Помощь матросов)

- О чём пойдёт речь в пятой  части?   (О выстреле)

- О чём пойдёт речь в шестой части?   (Снова на корабле)

- Какие незнакомые слова вам ещё встретились в рассказе? («Хобот пушки» - задняя устойчивая часть пушки. «Фитиль» - горючий шнур для воспламенения зарядов.)

7. Коллективная работа на общеобразовательной платформе «Учи.ру»  в рубрике: литературный кружок. Прохождение теста по изучаемому произведению.

 

8.       Характеристика главного героя.

- Ребята, кто главный герой этого рассказа? (Старый артиллерист)

- Что можно сказать об этом человеке, какой он?

(В помощь детям можно предложить следующие слова – описания характера: дети выбирают нужное слово и подтверждают отрывками из рассказа или сопровождают устными своими пояснениями)

•        сильный духом

•        трусливый

•        мужественный

•        опытный

•        любопытный

•        решительный

•        смелый

•        бывалый

•        жадный

•        мудрый

•        радостный

•        находчивый

9.      Вывод:

- Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести?  (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя вести себя так беззаботно и безрассудно.  Необходимо задумываться о последствиях своих поступков.)

-  Ради чего написан рассказ?

(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа)

-  В чем же  заключается основная мысль рассказа? (В том, что такие черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

-  Какую хорошо известную пословицу можно соотнести с этим рассказом?

( Семь раз  отмерь, один отрежь.)

 10.   Итог урока:
-  Что нового узнали вы на уроке?

-  Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом только сделайте.

- О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)  

       Рефлексия: составление письменного синквейна в малых группах по изучаемому произведению. Все работы вывешиваются на доску. Первые работы зачитываются.

11.   Домашнее  задание.

По выбору обучающихся: 1. Пересказать рассказ по составленному плану на уроке;  2. Подробный пересказ одной из частей рассказа; 3. Составить картинный план пересказа; 4. К изучаемому рассказу написать стихотворные строки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"

Конспект  "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...

конспект урока по литературному чтению (кумыкский) на тему: "Неугасаемые звёзды"

Ачыкъ дарсны темасы:                         Анвар Гьажиев «Сёнмейген юлду...

конспект урока по литературному чтению: Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цель: создание условий для формирования осознанного выразительного, правильного чтения....