конспект урока по литературному чтениюпо теме: Л.Н.Толстой «Акула» (3 класс ОС «Школа России»)
план-конспект урока
Конспект урока по литературному чтению
по теме: Л.Н.Толстой «Акула» (3 класс ОС «Школа России»)
Цели: познакомиться с произведением Льва Николаевича Толстого «Акула»; с помощью приёма антиципации развивать коммуникативные компетенции обучающихся, учиться находить главную мысль текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
по теме: Л.Н.Толстой «Акула» (3 класс ОС «Школа России»)
Цели: познакомиться с произведением Льва Николаевича Толстого «Акула»; с помощью приёма антиципации развивать коммуникативные компетенции обучающихся, учиться находить главную мысль текста.
Задачи:
Образовательные: формирование навыков сознательного беглого чтения, определение лексических значений слов, исходя из контекста.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, предвосхищать события, давать небольшие характеристики героям.
Воспитательные: воспитание общечеловеческих ценностей (любви, сострадания, героизма, доброты), внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей.
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого, портрет Л.Н.Толстого ,
компьютер, экран, проектор, учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс 1 часть» (стр.152-155), правила написания синквейна, географическая карта, картинки для словарной работы (якорь, парусный корабль, пушка с названием её частей), подключение к интернету, напечатанные слова для характеристики главного героя.
Используемые технологии: технология продуктивного чтения, информационно-коммуникативные технологии, технология педагогики сотрудничества.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- ценностное отношение к семье;
- осознание значимости учащимися своих поступков;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание библиографических данных изучаемого писателя, текста изучаемого произведения;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
Регулятивные УУД:
- умение ставить цель урока;
- умение выделять учебные задачи.
Коммуникативные УУД:
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей;
- умение работать в группах.
Ход урока
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Добрый день! А, чтобы он, действительно, был добрым, давайте просто улыбнёмся друг другу и подарим своим одноклассникам улыбку. (Дети улыбаются). Садимся.
2. Проверка домашнего задания.
- С каким писателем мы знакомились на прошлом уроке? ( Л.Н.Толстой)
- Что интересного о его жизни вы запомнили?
- В какой семье рос Л.Н. Толстой? (Без мамы, 5 детей: 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).
- Как появились “Муравейные братья?” (Из-за тайны).
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (Чуткие, добрые, отзывчивые).
- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.
- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (Теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).
3. Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого с использованием системы обратной связи (Заранее подготовленные ученики, используя платформу «Учи.ру» литературный кружок знакомят класс с биографией писателя.)
Лев Николаевич был четвёртым ребёнком в дружной семье Толстых, которая состояла в родстве с половиной дворян Москвы и Петербурга. К сожалению, детство будущего писателя было омрачено потерями близких людей. Рано ушли из жизни родители, затем — бабушка и тётка, опекавшая младших Толстых. Пятерых детей взяла на воспитание сестра отца, жившая в Казани. Льву Николаевичу очень запомнился переезд на лошадях из родного поместья Ясная Поляна к тётке. Ехали долго, так как везли с собой впечатляющее число работников и огромный багаж, останавливались на отдых то в поле, то в лесу, то у реки, варили на кострах еду, купались, гуляли.
Мальчик рос среди многочисленной прислуги и французских гувернёров в роскошной обстановке большого дома. Тётушка баловала племянников, сквозь пальцы смотря на шалости детей. А у Лёвушки чуть не каждый день новая забава: то придумывал кланяться задом наперёд, то из одеяла соорудил халат и ходил в нём с утра до вечера, то решил прыгнуть из окна второго этажа.
Особенным авторитетом для мальчика был старший брат Николай, который предложил младшим создать муравьиное братство и жить дружно, не лениться, как делают эти маленькие трудолюбивые насекомые. Особенно Лёвушке нравилось, когда они строили в детской муравейник из стульев и платков.
Николай также рассказал братьям, что вырезал на зелёной палочке секрет, который поможет сделать всех людей счастливыми, избавит от нужды и болезней, и закопал её в Ясной Поляне в тайном месте. Он обещал показать, где она хранится, тому, кто, во-первых, простоит час в углу и не будет думать о белом медведе, во-вторых, ровно пройдёт по щели между половицами, в-третьих, целый год не увидит зайца. Это были практически невыполнимые для детей задания, но старший брат вдохновил младших быть лучше, добрее. Лев Николаевич всю жизнь стремился жить по правилам муравьиного братства, а похоронить себя завещал под дубом в Ясной Поляне, где, как он считал, закопана та самая зелёная палочка.
Толстой долго шёл к своему призванию — писать. Он - то хотел посвятить себя изучению восточных языков, то учился на юриста, то занимался фермерством, то открывал бесплатные школы для крестьянских детей и преподавал, то служил в действующей армии на Кавказе и в Крыму. Он много читал и постоянно работал над собой. Но всегда Лев Николаевич вёл дневники, где анализировал свои поступки, записывал мысли и чувства. Именно эти заметки легли в основу первых произведений писателя — повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».
Лев Николаевич Толстой — выдающийся русский писатель, сочинения которого известны во всём мире.
Вопросы об авторе
Постарайся ответить без подсказок. Так ты лучше запомнишь и поймешь материал.
1
Как называется поместье, где жил и похоронен Л. Н. Толстой?
2
Кто придумал муравьиное братство?
3
Что могла сделать зелёная палочка, спрятанная Николаем в Ясной Поляне?
4
Что легло в основу первых произведений писателя — повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»?
4. Актуализация знаний. Тема урока.
Учитель подходит к выставке книг Л.Н.Толстого, берёт его книгу и сообщает:
- Ребята, вы уже, наверное, догадались, что сегодня ….. (Даётся детям возможность высказаться: чем мы будем заниматься на уроке.)
- Какую цель на урок мы можем поставить? (Познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого, выделить в нём главную мысль.)
- Вы совершенно правы, сегодня мы знакомимся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово? (Большое хищное животное, живущее в море)
- Значит, действия рассказа будут происходить где? (У моря, на море)
5. Первичное знакомство с текстом в сочетании со словарной работой.
- Давайте проверим свои предположения. (Учитель или хорошо подготовленный ученик читает первый абзац произведения)
- В первом же предложении рассказа появляется выражение «стоял на якоре». Это как? (с помощью специального приспособления не двигался с места).
- Кто из вас сможет показать на географической карте то место, где, по-вашему, могли происходить события? (Африка, пустыня Сахара)
- Конечно, у нас с вами не бывает, так жарко, как в пустыне Сахара, но всё же, когда нам летом жарко, то мы о чём просим своих родителей? (Пойти купаться)
- Давайте и это предположение проверим. (Чтение 2-ого абзаца)
- Где же купались члены экипажа? (В парусе корабля.)
- Что такое парус? (Ткань, которая крепится на парусном корабле для его движения по ветру)
- Главными героями многих произведений Л.Н.Толстого являются …. (Дети)
- Значит, они могут появиться в тексте? (Да)
- Проверяем. (Чтение 3, 4 и 5 абзацы)
- Где стали плавать мальчики? Почему? (В море, им тесно стало плавать в парусе)
- Как плавали мальчики между собой? (Наперегонки)
- Кто стоял на палубе корабля и даже подбадривал мальчиков? (Отец одного из мальчиков)
- В тексте написано, что он был артиллеристом. Кто объяснит лексическое значение этого слова? (Если дети не могут дать объяснение значения слова, то нужно выяснить: где можно узнать его. Как правило, дети предлагают посмотреть в толковый словарь С.Ожегова, обратиться к голосовому поисковику в интернете. «Артиллерист» – военнослужащий артиллерии. К артиллерии относятся пушки, гаубицы и другие орудия из которых производятся выстрелы.)
- Что может произойти дальше? (Может появиться акула.) Если она появится, то, что будут делать люди на палубе? (Будут стараться – предупредить мальчиков, помочь им.)
- Проверим предположение. (Чтение 6-10 абзацы)
- Как вы думаете, чем закончится произведение? (Выслушиваются варианты концовки. Если мальчики останутся живы, то кто сможет им помочь?)
(Чтение рассказа до конца 11-16 абзацы)
5. Беседа с учащимися по первичному восприятию текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Чем оно понравилось?
- Определите жанр произведения. Докажите свою точку зрения. (Рассказ)
- В какой момент вы особенно переживали за мальчиков? Почему?
6. Повторное чтение с предварительным заданием. Деление текста на части с предварительным устным проговариванием.
- Возьмём в руки карандаши и поработаем с текстом, разделим его на смысловые части.
- О чём пойдёт речь в перовой части? (Корабль, Африка, купание.)
- О чём пойдёт речь во второй части? (Наперегонки.)
- О чём пойдёт речь в третьей части? (Акула)
- О чём пойдёт речь в четвёртой части? (Помощь матросов)
- О чём пойдёт речь в пятой части? (О выстреле)
- О чём пойдёт речь в шестой части? (Снова на корабле)
- Какие незнакомые слова вам ещё встретились в рассказе? («Хобот пушки» - задняя устойчивая часть пушки. «Фитиль» - горючий шнур для воспламенения зарядов.)
7. Коллективная работа на общеобразовательной платформе «Учи.ру» в рубрике: литературный кружок. Прохождение теста по изучаемому произведению.
8. Характеристика главного героя.
- Ребята, кто главный герой этого рассказа? (Старый артиллерист)
- Что можно сказать об этом человеке, какой он?
(В помощь детям можно предложить следующие слова – описания характера: дети выбирают нужное слово и подтверждают отрывками из рассказа или сопровождают устными своими пояснениями)
• сильный духом
• трусливый
• мужественный
• опытный
• любопытный
• решительный
• смелый
• бывалый
• жадный
• мудрый
• радостный
• находчивый
9. Вывод:
- Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя вести себя так беззаботно и безрассудно. Необходимо задумываться о последствиях своих поступков.)
- Ради чего написан рассказ?
(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа)
- В чем же заключается основная мысль рассказа? (В том, что такие черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
- Какую хорошо известную пословицу можно соотнести с этим рассказом?
( Семь раз отмерь, один отрежь.)
10. Итог урока:
- Что нового узнали вы на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.
И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом только сделайте.
- О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Рефлексия: составление письменного синквейна в малых группах по изучаемому произведению. Все работы вывешиваются на доску. Первые работы зачитываются.
11. Домашнее задание.
По выбору обучающихся: 1. Пересказать рассказ по составленному плану на уроке; 2. Подробный пересказ одной из частей рассказа; 3. Составить картинный план пересказа; 4. К изучаемому рассказу написать стихотворные строки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"
Конспект "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс...
конспект урока по литературному чтению (кумыкский) на тему: "Неугасаемые звёзды"
Ачыкъ дарсны темасы: Анвар Гьажиев «Сёнмейген юлду...
конспект урока по литературному чтению: Л.Н. Толстой «Филиппок»
Цель: создание условий для формирования осознанного выразительного, правильного чтения....