Технологическая карта
учебно-методический материал на тему
Предмет – Психология.
Курс - 2
Тема - «Понятие о внимании. Виды внимания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока усвоения новых знаний.
Предмет – Психология.
Курс - 2
Тема - «Понятие о внимании. Виды внимания».
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока обучающиеся смогут
- дать определение понятия «внимание»;
- перечислить различные виды внимания;
- определять условия возникновения различных видов внимания.
2. Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации;
коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
3. Личностные: в результате урока обучающиеся смогут
- сформулировать собственное мнение о значении внимания в жизни, учебной деятельности;
- использовать различные приемы привлечения внимания.
Словарь урока:
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Непроизвольное внимание – это вид внимания, возникающий без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
Произвольное внимание – это вид внимания, возникающий вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенный волевых усилий.
Послепроизвольное внимание – это вид внимания, возникающий после того, как было вызвано произвольное внимание, но снижается волевое напряжение.
Ресурсы урока:
- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару в зависимости от содержания урока);
- листы самооценки (на каждого ученика) или взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);
- учебники психологии. И.В.Дубровина Психология.; В.А. Крутецкий Психология; Психологический словарь.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | время |
1 этап Орг. момент | - приветствует обучающихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем месте. | - проверяют наличие учебных материалов на рабочем месте. | не более 1 мин. |
2 этап. Мотивация | - Организует работу с видеофрагментом. Задает вопросы группе: 1. Сколько людей находится в комнате? 2. Что помогло вам справиться с заданием? Формулирование темы урока: как вы думаете, какому психическому явлению будет посвящен наш урок? | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока | не более 3-5 мин. |
3 этап. Актуализация знаний. |
| - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) | не более 3-5 мин. |
4 этап. Целепола- гание и планирова-ние | Цели урока: после урока вы сможете - дать определение понятию «внимание»; - различать виды внимания; - определять условия возникновения внимания; - продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос. | - отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы «Понятие о внимании. Виды внимания» | не более 1 мин. |
План. 1.Общая характеристика внимания. 2.Значение внимания. 3.Виды внимания. | - задают уточняющие вопросы; - узнают последовательность учебных действий | не более 1 мин. | |
6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1 вопрос. Общая характеристика внимания. | 1. Делает сообщение о физиологических основах внимания. 2. Организует работу с определением «внимание». - запись в тетради (с доски или из презентации) 3. Предлагает выделить существенные признаки понятия «внимание». | - сравнивают варианты определений из разных источников, делают выводы; - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. | не более 4-5 мин. не более 2-3 мин. 1-2 мин. |
2 вопрос Значение внимания. | Задает вопросы: - Какое значение имеет внимание в жизни человека? - Как вы понимаете слова К.Д.Ушинского «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»? - На каких уроках вы более внимательны? - Какие уроки вам кажутся длиннее, и вы ждете звонка? -Подумайте, от кого это зависит: от вас или от преподавателя? | - Рассуждают. Регулируют собственное речевое поведение. | 3-4 мин. |
3 вопрос Виды внимания. |
- Как вы думаете, каким должен быть объект, чтобы вызвать непроизвольное внимание? - Непроизвольность внимания определяет только особенности предмета (явления, действия)? - При каких условиях человек сосредотачивает свое произвольное внимание? - При каком условии произвольное внимание перерастает в послепроизвольное.
| - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; Работают с учебником. Регулируют собственное речевое поведение. | 3-4 минуты |
4. Использова-ние здоровьесбе-регающих технологий на уроке. Оздорови-тельный момент. | Предлагает упражнение на внимание («Руки-ноги»). | Выполняют упражнения. | 1 мин |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний | Предлагает выполнить тест. (приложение 2) Предлагает дать психологическое объяснение фактам (приложение 3). | Выполняют тест. Рассуждают. Регулируют собственное речевое поведение. | 1-2 мин. 4- 6 мин. |
8 этап. Рефлексия и оценивание. | - организация самооценивания или взаимооценивания (приложение 4) | -заполняют оценочные таблицы | 2-3 мин. |
9 этап. | Домашнее задание. | 1-2 мин. |
Приложение.
Приложение 1.
Задание: заполните таблицу
Вид внимания. | Цель | Волевое усилие |
| ||
| ||
|
Приложение 2.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания | Укажите, какие условия нужны для возникновения непроизвольного внимания. |
A. Отчетливое понимание целей и задач деятельности. Б. Создание благоприятных условий для деятельности. B. Устойчивость интересов. Г. Осознание долга и обязанностей выполненной деятельности. Д. Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность предмета. Е. Новизна, сила, контраст раздражителя. Ж. Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя. 3. Необычность раздражителя. И. Наличие косвенных интересов. К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета. Л. Привычные условия работы. | A. Отчетливое понимание целей и задач деятельности. Б. Создание благоприятных условий для деятельности. B. Устойчивость интересов. Г. Осознание долга и обязанностей выполненной деятельности. Д. Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность предмета. Е. Новизна, сила, контраст раздражителя. Ж. Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила раздражителя. 3. Необычность раздражителя. И. Наличие косвенных интересов. К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета. Л. Привычные условия работы. |
Приложение 3.
Задание: дайте психологическое объяснение фактам.
- Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?
- Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?
Приложение 4. Рефлексия и оценивание.
Комментарий. Формат оценивания зависит от того, какие из результатов урока учитель планирует контролировать.
1 вариант. Если учитель планирует проверку предметных результатов.
Тестовые задания.
Тестовые задания по теме составляются учителем.
2. вариант. Лист самооценки.
№ | критерии оценки | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | |
2 | оформлял записи в рабочей тетради | |
3 | работал с таблицой | |
4 | справился с тестом | |
5 | формулировал аргументы | |
6 | выступал публично | |
7 | участвовал в обсуждении |
Шкала оценки:
от 0 - 3 баллов – «3»;
от 4 до 6 баллов – «4»
от 7 и более баллов – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект
Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...
Технологическая карта по теме "Призма в задачах технологического профиля"
Технологическая карта урока с профессиональной направленностью по теме: "Призма в задачах технологического профиля"...
Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"
Практические (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...