Технологическая карта
учебно-методический материал на тему

Торубарова Марина Алексеевна

Предмет – Психология.

Курс - 2

Тема - «Понятие о внимании.  Виды внимания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока усвоения новых знаний.

Предмет – Психология.

Курс - 2

Тема - «Понятие о внимании.  Виды внимания».

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока обучающиеся смогут

- дать определение  понятия «внимание»;

- перечислить различные виды внимания;        

- определять условия возникновения различных видов внимания.

2. Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации;

коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

3. Личностные: в результате урока обучающиеся смогут

- сформулировать собственное мнение о значении внимания в жизни, учебной деятельности;

-  использовать различные приемы привлечения внимания.

Словарь урока:

Внимание -  это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.       

Непроизвольное внимание – это вид внимания, возникающий без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Произвольное внимание – это вид внимания, возникающий вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенный волевых усилий.

Послепроизвольное внимание – это вид внимания, возникающий после того, как было вызвано произвольное внимание, но снижается волевое напряжение.

Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару в зависимости от содержания урока);

- листы самооценки (на каждого ученика) или взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);

- учебники психологии. И.В.Дубровина  Психология.; В.А. Крутецкий Психология; Психологический словарь.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует обучающихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем месте.

- проверяют наличие учебных материалов на рабочем месте.

не более

1 мин.

2 этап.

Мотивация

- Организует работу с видеофрагментом. Задает вопросы группе:

1. Сколько людей находится в комнате?

2. Что помогло вам справиться с заданием?

Формулирование темы урока: как вы думаете, какому психическому явлению будет посвящен наш урок?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

не более

3-5  мин.

3 этап.

Актуализация знаний.

  1. К какой категории психических явлений относится внимание?
  2. Что такое психическое состояние?
  3. Как вы думаете, почему внимание нельзя отнести к психическим процессам?
  4. А можно ли отнести внимание к свойствам и качествам личности?
  5. Что мы уже может сказать о внимании?

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

не более

3-5 мин.

4 этап. Целепола-

гание и планирова-ние

Цели урока: после урока вы сможете

- дать определение понятию «внимание»;

- различать виды внимания;

- определять условия возникновения внимания;

-  продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос.

- отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

«Какие вопросы касаются темы «Понятие о внимании.  Виды внимания»

не более 1 мин.

План.

1.Общая характеристика внимания.

2.Значение внимания.

3.Виды внимания. 

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

не более 1 мин.

6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 вопрос.

Общая характеристика внимания.

1. Делает сообщение о физиологических основах внимания.

2.  Организует работу с определением «внимание».

- запись в тетради (с доски или из презентации)

3. Предлагает выделить существенные признаки понятия «внимание».

- сравнивают варианты определений из разных источников, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

не более  4-5 мин.

не более 2-3  мин.

1-2 мин.

2 вопрос

Значение внимания.

Задает вопросы:

- Какое значение имеет внимание в жизни человека?

- Как вы понимаете слова К.Д.Ушинского «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»?

- На каких уроках вы более внимательны?

- Какие уроки вам кажутся длиннее, и вы ждете звонка?

-Подумайте, от кого это зависит: от вас или от преподавателя?

- Рассуждают.

Регулируют собственное речевое поведение.

3-4 мин.

3 вопрос

Виды внимания.

  1. Работа с таблицей «Виды внимания» (приложение 1)
  2. Задает вопросы:

- Как вы думаете, каким должен быть объект, чтобы вызвать непроизвольное внимание?

- Непроизвольность внимания определяет только особенности предмета (явления, действия)?

- При каких условиях человек сосредотачивает свое произвольное внимание?

- При каком условии произвольное внимание перерастает в послепроизвольное.

  1. Предлагает открыть учебник и дополнить свои ответы.

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

Работают с учебником. Регулируют собственное речевое поведение.

3-4 минуты

4.

Использова-ние здоровьесбе-регающих технологий на уроке. Оздорови-тельный момент.

Предлагает упражнение на  внимание («Руки-ноги»).

Выполняют упражнения.

1 мин

7 этап. Включение нового знания в систему знаний

Предлагает выполнить тест. (приложение 2)

Предлагает дать психологическое объяснение фактам  (приложение 3).

Выполняют тест.

Рассуждают.

Регулируют собственное речевое поведение.

1-2 мин.

4- 6 мин.

8 этап. Рефлексия и оценивание.

- организация самооценивания или взаимооценивания (приложение 4)

-заполняют оценочные таблицы

2-3 мин.

9 этап.

Домашнее задание.

1-2 мин.

Приложение.

Приложение 1.

Задание: заполните таблицу

Вид внимания.

Цель

Волевое усилие

  1. Непроизвольное внимание

  1. Произвольное внимание.

  1. Послепроизвольное внимание.

Приложение 2.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания

Укажите, какие условия нужны для возникновения непроизвольного внимания.

A.        Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

B.        Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполненной деятельности.

Д.    Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность

предмета.

Е. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Ж.   Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная

сила раздражителя.

3. Необычность раздражителя.

И. Наличие косвенных интересов.

К.       Осознание   текущих   результатов   деятельности   в   форме

внутреннего словесного отчета.

Л. Привычные условия работы.

A.        Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

B.        Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполненной деятельности.

Д.    Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность

предмета.

Е. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Ж.   Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная

сила раздражителя.

3. Необычность раздражителя.

И. Наличие косвенных интересов.

К.       Осознание   текущих   результатов   деятельности   в   форме

внутреннего словесного отчета.

Л. Привычные условия работы.

Приложение 3.

Задание: дайте психологическое объяснение фактам.

- Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?

- Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

Приложение 4.  Рефлексия и оценивание.

Комментарий. Формат оценивания зависит от того, какие из результатов урока учитель планирует контролировать.

1 вариант. Если учитель планирует проверку предметных результатов.

Тестовые задания.

Тестовые задания по теме составляются учителем.

2. вариант. Лист самооценки.

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

2

оформлял записи в рабочей тетради

3

работал с таблицой

4

справился с тестом

5

формулировал аргументы

6

выступал публично

7

участвовал в обсуждении

Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 6 баллов – «4»

от 7 и более баллов – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект

Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...

Технологическая карта по теме "Призма в задачах технологического профиля"

Технологическая карта урока с профессиональной направленностью по теме: "Призма в задачах технологического профиля"...

Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"

Практические  (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...