Учреждения дополнительного образования, как институт социального развития личности
статья по теме

Федорова Наталья Александровна

В статье раскрываются идеи развития личности, социализации личности через работу учреждений дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova_natalya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Наталья

Учреждения дополнительного образования, как институт социального развития личности

Идеи внешкольного образования детей в России появлялись еще в XIX веке, но как система, дополнительное образование стало развиваться с XX века. Среди первых учреждений можно выделить такие, как «Дневной клуб для приходящих детей», общество «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В целом, их деятельность была направлена на воспитание детей и подростков через общество[1, с.30].

В советский период дополнительное образование детей приобретает социалистический характер, формируются и развиваются новые формы и виды досуговой деятельности детей. Пионерские и комсомольские организации становятся одними из основных институтов воспитания личности.

В 20-30-е годы XX века внешкольная работа развивалась по трем направлениям:

- учебно-кружковая;

- массовая работа;

- методическая работа по вопросам детских организаций [4, с.45].

По мнению О.Е. Лебедева, советский период развития дополнительного образования детей можно охарактеризовать, как время социально-педагогического потенциала, выражающегося в открытии различных внешкольных образовательных учреждений: домов и дворцов творчества, центров детского творчества, спортивных школ, пионерских лагерей и т.д. Разрешение задач духовного, интеллектуального, физического развития личности являлось основополагающим в системе внешкольного образования, также их деятельность носила, безусловно, воспитательно-трудовой характер.

Личность ребенка развивалась в духе коллективизма, социальный мир был наполнен множеством учреждений, где дети могли чувствовать себя нужными обществу, они осознавали свою значимость, значимость своей деятельности. Риск социальной деградации как детей, так и общества в целом был сведен к минимуму, благодаря идеям коллективности всего Советского Союза.

В настоящее время учреждения дополнительного образования придерживаются индивидуально-личностного подхода в воспитании и развитии ребенка.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени, также обеспечивает адаптацию детей к жизни в социуме, их профессиональную ориентацию.

На сегодняшний день, существует множество центров дополнительного образования, которые работают по следующим направлениям:

  • научно-техническое,
  • спортивно-техническое,
  • физкультурно-спортивное,
  • художественное (по видам искусств),
  • историко-культурное,
  • туристско-краеведческое,
  • эколого-биологическое,
  • военно-патриотическое,
  • социально-педагогическое,
  • социально-экономическое,
  • естественнонаучное [9, с.102].

Данные направления охватывают все стороны развития личности, в том числе, и социальную. Социальное развитие личности актуально для современного общества, так как стремительно меняются правила и нормы поведения, ценности, ориентиры, стандарты и формы взаимодействия человека с кем-либо, с чем-либо.  

Современная система внешкольного образования детей является неким социальным институтом, направленным на организацию благоприятной окружающей среды ребенка, в которой личность формируется, растет, развивается, приобретая и сохраняя определенный социальный опыт взаимодействия. Другими словами, дополнительное образование является одной из важных ступеней социализации ребенка.

Учреждения дополнительного образования работают по принципу социального воспитания личности, так как ребенок в школе не может изучить весь спектр социального мира в силу ограниченности общего обязательного образования. Социальное воспитание - это педагогически ориентированная и целесообразная система поддержки подрастающего поколения, способствующая формированию гармоничной, всесторонне развивающийся личности, которая будет не только соответствовать современным запросам общества, но и стремится к наполненному культурой образу жизни.

Работа учреждений направлена на развитие творческого и социального потенциала, на формирование познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса ребенка в коллективе сверстников, формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора ребенка и многое другое, что происходит с воспитанником в системе дополнительного образования прямо или косвенно способствует его дальнейшей социализации и решению его определенных социально-педагогических проблем.

Социальное развитие личности – это определенный способ построения и развития взаимодействия человека с окружающим миром и людьми, с учетом его индивидуальных особенностей. Процесс социализации у каждого свой, человек в праве сам выбирать способы и формы коммуникации с обществом. Но то, какой будет коммуникация позитивной или негативной зависит от того, что изначально было заложено в человеке, какие качества личности развивались посредством обучения. И, дополнительное образование, в этом смысле, выступает в роли среды, воспитывающей именно социально-ориентированную личность, которая сможет правильно организовать свою жизнедеятельность: уметь налаживать контакты, быть профессионалом какого-либо дела, постоянно развивать свои способности, преобразовывая их в определенные компетенции, быть добродетельным и активным, жить не только во благо себе, но и во благо других.

В завершении, можно сказать, что учреждения дополнительного образования детей играют важную роль в становлении личности, создавая условия для успешной социализации, интеграции ребенка в общество, воспитывая в нем социально-значимые качества, создавая определенную почву для гармоничного всестороннего развития личности.

 

Список литературы:

  1. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб.пособие / под ред. С. В. Сальцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 135 с.
  2. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 352 с.
  3. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1994. 62 с.
  4. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с.
  5. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. – М: «Академия», 2004. – 240 с.
  6. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  7. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников.  – 1999. – № 6.
  8. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с
  9. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  10. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб.пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 404 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области{C}{C}{C}...

Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания

В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности  метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  допол...

Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...

РАЗВИТИЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЮСШ)

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене.В...