Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
статья на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию
«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Дисциплина: «Обществознание».
Вид занятия: урок.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право»
Структура и методический инструментарий урока
Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.
Задачи:
— Обучающие:
· сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;
· сформировать умения классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
· сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лексику;
· сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.
— Воспитательные:
· воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;
· воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;
· воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;
воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.
— Развивающие:
· развитие у обучающихся навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
· развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков
· развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;
· формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.
Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока — дидактической игры.
Методы и приемы:
· методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);
· методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
· методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
· методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.
Принципы:
· научности обучения;
· наглядности;
· развивающего обучения ;
· развития личности: коллективизма, сознательности и активности.
Формы организации работы на уроке:
· индивидуальная;
· групповая.
Междисциплинарные связи:
· обеспечивающие: «История, логика, философия, право»
· обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).
Обеспечение занятия:
1. Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.
2. Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.
Ход занятия
Этапы занятия | Методические приемы и методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный. Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию | Техническая пятиминутка | Техническая пятиминутка: приветствие; определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку. Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студентов группы | Приветствуют преподавателя; проверяют обеспечение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим |
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности. Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации | Предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (приложение 1). Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока; мотивирует к деятельности — сообщает план урока 1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов. 2. Конституционные принципы правового статуса личности. 3. Знакомство с классификацией прав человека. 4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека. 5. Самостоятельная работа. 6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание. | Слушают преподавателя; обсуждают высказывание. Осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради. Формулируют вместе с преподавателем цель занятия. Воспринимают ин- формацию на слух |
3. Усвоение новых знаний. Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности; дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса | Лекция-диалог. Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала. метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий | Излагает теоретический материал с использованием презентации; В ходе лекции задает вопросы студентам: 1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина? 2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека? Комментирует представленную информацию | Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. Важную информацию конспектируют (при- ложение 2) |
4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала. Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. | Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4); объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно; комментирует выполняемую работу; в ходе обсуждения определяется направление каждой команды | Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость. Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его. Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды. Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки |
5. Закрепление знаний. Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях | Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации. Групповая деятельность. Метод учебного исследования | Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда; дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные); устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут; устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени; наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы; комментирует ответы | Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ. Представляют свои ответы; дополняют друг друга. Слушают преподавателя. Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу. Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя. Делают вывод на основе представленного материала |
6. Подведение итогов урока | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций. Групповая деятельность | Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2). Подводит студентов к выводу из выше изложенного | Слушают преподавателя. Осмысливают и анализируют замечания преподавателя. Оценивают вместе с преподавателем свою работу |
7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги занятия |
| Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам); помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов; отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия; выставляет и объявляет оценки; сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение | Слушают преподавателя. Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия |
| Задает вопросы: что на уроке было новым? что было главным? что было интересным? что вызвало затруднения? | Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_svoboda_cheloveka_i_grazhdanina.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»
по дисциплине “Обществознание”
Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.»
Разработала: Р.Т. Попова,
преподаватель общественных наук, юрист, филолог, педагог-психолог, «Заслуженный учитель РФ».
ст. Брюховецкая, 2012 г.
Рассмотрено цикловой комиссией
___ОГСЭД и РЯЗ__________
Председатель Ц.К. Л.В. Чернякова
«__» ________ 2012г. _______
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию
«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Дисциплина: «Обществознание».
Вид занятия: урок.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право»
Структура и методический инструментарий урока
Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.
Задачи:
— Обучающие:
- сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;
- сформировать умения классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
- сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лексику;
- сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.
— Воспитательные:
- воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;
- воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;
- воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;
воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.
— Развивающие:
- развитие у обучающихся навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
- развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков
- развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;
- формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.
Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока — дидактической игры.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.
Принципы:
- научности обучения;
- наглядности;
- развивающего обучения ;
- развития личности: коллективизма, сознательности и активности.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- групповая.
Междисциплинарные связи:
- обеспечивающие: «История, логика, философия, право»
- обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).
Обеспечение занятия:
- Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.
- Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.
Ход занятия
Этапы занятия | Методические приемы и методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный. Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию | Техническая пятиминутка | Техническая пятиминутка: приветствие; определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку. Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студентов группы | Приветствуют преподавателя; проверяют обеспечение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим |
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности. Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации | Предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (приложение 1). Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока; мотивирует к деятельности — сообщает план урока 1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов. 2. Конституционные принципы правового статуса личности. 3. Знакомство с классификацией прав человека. 4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека. 5. Самостоятельная работа. 6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание. | Слушают преподавателя; обсуждают высказывание. Осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради. Формулируют вместе с преподавателем цель занятия. Воспринимают ин- формацию на слух |
3. Усвоение новых знаний. Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности; дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса | Лекция-диалог. Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала. метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий | Излагает теоретический материал с использованием презентации; В ходе лекции задает вопросы студентам: 1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина? 2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека? Комментирует представленную информацию | Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы. Важную информацию конспектируют (при- ложение 2) |
4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала. Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. | Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4); объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно; комментирует выполняемую работу; в ходе обсуждения определяется направление каждой команды | Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость. Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его. Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды. Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки |
5. Закрепление знаний. Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях | Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации. Групповая деятельность. Метод учебного исследования | Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда; дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные); устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут; устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени; наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы; комментирует ответы | Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ. Представляют свои ответы; дополняют друг друга. Слушают преподавателя. Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу. Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя. Делают вывод на основе представленного материала |
6. Подведение итогов урока | Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций. Групповая деятельность | Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2). Подводит студентов к выводу из выше изложенного | Слушают преподавателя. Осмысливают и анализируют замечания преподавателя. Оценивают вместе с преподавателем свою работу |
7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги занятия | Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам); помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов; отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия; выставляет и объявляет оценки; сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение | Слушают преподавателя. Записывают домашнее задание | |
8. Рефлексия | Задает вопросы: что на уроке было новым? что было главным? что было интересным? что вызвало затруднения? | Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них |
Приложение 1
Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):
«Когда дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым, или черным, или желтым, — все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».
Приложение 2
Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу.
Вопросы к ситуации:
- Каковы права участников этой ситуации?
- Каковы обязанности?
- Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.
- Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?
Приложение 3
Опорный конспект
по дисциплине «Обществознание»
Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина»
Цели урока:
- расширить знания об основах правового положения граждан;
- сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой________________
Конституционно-правовой статус человека и гражданина - это_____________
____________________________________________________________________
Виды статусов:
1. Общий правовой статус (конституционный) это _____________________
- Специальный правовой статус — это _______________________________
- Индивидуальный статус – это ______________________________________
Заполнить пробелы.
Конституционные принципы правового статуса личности:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заполнить пробелы.
Личные права включают в себя ______________________________________
Политические права включают в себя ________________________________
Социально-экономические права включают в себя _______________________
____________________________________________________________________
Культурные права включают в себя ____________________________________
Приложение 4
Группа 1
Карточка 1. «Цензура — младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция».
Карточка 2. «Без суда никто да не накажется».
Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать».
Карточка 4. «Глас народа — глас Божий». Карточка 5. * Право есть, да закона нет».
Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает».
Группа 2
Карточка 1. «Кто не работает — тот не ест».
Карточка 2. «Чье поле, того и воля».
Карточка 3. «Работящий голодным не останется».
Карточка 4. «Надежда выздороветь — половина выздоровления».
Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет».
Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется».
Группа 3
Карточка 1. «Не мудрено голову срубить — мудрено приставить».
Карточка 2. «Честь лучше богатства».
Карточка 3. «Мой дом — моя крепость».
Карточка 4. «Живи и жить давай другим».
Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил».
Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отечество».
Группа 4
Карточка 1. «Умел дитя родить — умей и научить».
Карточка 2. «Наука — родник учения, знания - светильник жизни».
Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
Карточка 4. «Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок».
Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно».
Карточка 6. «Чтобы ехать на коне - нужна уздечка, чтобы постичь науку — нужно терпение».
Литература
- Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: Учеб. пособие. // Федеральное агентство по образованию. - 3-е изд., перераб. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2008.
- Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2010.
- Мухачев И. В. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. / Под. ред. проф.М. В. Мухачева. - Ставрополь: Сервис-школа, 2007. - Т. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой статус человека и гражданина
Представлены развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .Рабо...
Внеклассное мероприятие по теме: «Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ»
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по теме: "Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ "Конституция РФ и нормативные акты о правах человека созданы для обеспе...
Методическая разработка по МДК 03.01 "Осуществление защиты прав и свобод граждан" с применением интерактивных технологий по методу "6 мыслительных шляп Де Боно" (презентация)
Современные требования к реализации ФГОС СПО третьего поколения трубуют от педагога применения инновационных образовательных технологий. Методическая разработка выполнена в форме презентации и посвяще...
"Судебные и несудебные способы защиты прав и свобод граждан". Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Обществознание».
Данный урок относится к разделу: «Право». Содержание урока направлено на освоение обучающимися знаний о внутригосударственных способах и средствах защиты конституционных прав и свобод граждан, овладен...
Классный час - "Права человека и гражданина"
Права человека и гражданинаЦели:углубить знания студентов о правах и свободах человека и гражданинаподробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содей...
Правовой статус человека и гражданина
Презентация содержит материал лекции Правового статуса человека и гражданина...
Проблемы реализации прав человека и гражданина в современном обществе
В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека и гражданина. Отмечены основные пути усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека....