Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
статья на тему

Попова Райхан Тафиковна

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию

«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».

Дисциплина: «Обществознание».

Вид занятия: урок.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закрепле­нию нового материала и способов действий (знаний, умений).

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие являет­ся 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право»

 

Структура и методический инструментарий урока

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.

Задачи:

—  Обучающие:

·     сформировать знания об основных правах и обязанностях граж­дан;

·     сформировать умения классифицировать конституционные пра­ва и обязанности граждан;

·     сформировать умения систематизировать и анализировать учеб­ный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лекси­ку;

·     сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.

—  Воспитательные:

·     воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;

·     воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;

·     воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;

воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.

—  Развивающие:

·   развитие у обучающихся навыков работы с законами, норматив­ными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятель­ность, гибкость мышления, умение обобщать и анализиро­вать;

·   развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков

·   развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;

·   формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.

 

Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетра­диционной формы урока — дидактической игры.

Методы и приемы:

·     методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

·     методы наглядной передачи информации и зрительного восприя­тия информации (прием: показ компьютерной презентации);

·     методы получения информации с помощью практической дея­тельности студентов (самостоятельная, групповая, исследова­тельская работа);

·     методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.

Принципы:

·     научности обучения;

·     наглядности;

·     развивающего обучения ;

·     развития личности: коллективизма, сознательности и активно­сти.

 

Формы организации работы на уроке:

·     индивидуальная;

·     групповая.

 

Междисциплинарные связи:

·     обеспечивающие: «История, логика, философия, право»

·     обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).

 

Обеспечение занятия:

1. Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские при­надлежности, ватман.

2. Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Консти­туция РФ, оценочные листы.

Ход занятия

Этапы занятия

Методические приемы и мето­ды обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организаци­онный.

Задача: обеспе­чить нормальную внешнюю обста­новку для работы на занятии и психологически подготовить сту­дентов к обуче­нию и предстоя­щему занятию

Техническая

пятиминутка

Техническая пятиминутка:

приветствие;

определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку.

Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студен­тов группы

Приветствуют преподавателя; проверяют обеспе­чение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим

2. Подготов­ка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мо­тивация учебной деятельности.

Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения

Метод словес­ной передачи информации и слухового восприятия ин­формации.

Метод нагляд­ности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации

Предлагает студентам обсудить выска­зывание Далай-Ламы XIV, касающее­ся прав человека (приложение 1).

Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока;

мотивирует к деятельности — сообщает план урока

1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов.

2. Конституционные принципы правового статуса личности.

3. Знакомство с классификацией прав человека.

4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека.

5. Самостоятельная работа.

6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Слушают преподава­теля;

обсуждают высказы­вание.

Осмысливают и запи­сывают тему урока в рабочей тетради.

Формулируют вместе с преподавателем цель занятия.

Воспринимают ин-

формацию на слух

3. Усвоение новых знаний.

Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности;

дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса

Лекция-диалог.

Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала.

метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий

Излагает теоретический материал с использованием презентации;

В ходе лекции задает вопросы студентам:

1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина?

2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?

Комментирует представленную информацию

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Важную информацию

конспектируют (при-

ложение 2)

4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала.

Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4);

объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно;

комментирует выполняемую работу;

в ходе обсуждения определяется направление каждой команды

Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость.

Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его.

Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды.

Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки

5. Закрепление знаний.

Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

Групповая деятельность.

Метод учебного исследования

Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда;

дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные);

устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут;

устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени;

наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы;

комментирует ответы

Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ.

Представляют свои ответы; дополняют друг друга.

Слушают преподавателя.

Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу.

Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя.

Делают вывод на основе представленного материала

6. Подведение итогов урока

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций.

Групповая деятельность

Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2).

Подводит студентов к выводу из выше изложенного

Слушают преподавателя.

Осмысливают и анализируют замечания преподавателя.

Оценивают вместе с преподавателем свою работу

7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность;

подвести итоги занятия

 

Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам);

помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;

отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия;

выставляет и объявляет оценки;

сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия

 

Задает вопросы:

что на уроке было новым?

что было главным?

что было интересным?

что вызвало затруднения?

Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_svoboda_cheloveka_i_grazhdanina.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»

                                      по дисциплине “Обществознание”

Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.»

Разработала: Р.Т. Попова,

преподаватель общественных наук, юрист, филолог, педагог-психолог, «Заслуженный учитель РФ».

        

ст. Брюховецкая, 2012 г.

 

        

Рассмотрено цикловой комиссией

___ОГСЭД и РЯЗ__________

Председатель Ц.К. Л.В. Чернякова

«__» ________ 2012г. _______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию

«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».

Дисциплина: «Обществознание».

Вид занятия: урок.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов действий (знаний, умений).

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Место урока в системе знаний по дисциплине: занятие является 105 в перспективно-тематическом плане и 11 по теме «Право»

Структура и методический инструментарий урока

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при изучении основ правового положения граждан.

Задачи:

        Обучающие:

  • сформировать знания об основных правах и обязанностях граждан;
  • сформировать умения классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
  • сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал по теме «Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина»; сформировать умения использовать профессиональную лексику;
  • сформировать навыки работы с законодательными актами; сформировать умения доказательно излагать мысли.

        Воспитательные:

  • воспитание нравственных и деловых качеств специалиста; формирование правовой культуры;
  • воспитание уважения к закону, к правовым и социальным нормам;
  • воспитание чувства патриотизма; воспитание ответственности;

воспитание чувства ответственности за свою работу и работу членов команды.

        Развивающие:

  • развитие у обучающихся навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
  • развитие навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие коммуникативных навыков
  • развитие речи, логического мышления, профессионального интереса;
  • формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.

Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока — дидактической игры.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);
  • методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
  • методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
  • методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос); рефлексивный метод.

Принципы:

  • научности обучения;
  • наглядности;
  • развивающего обучения ;
  • развития личности: коллективизма, сознательности и активности.

Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Междисциплинарные связи:

  • обеспечивающие: «История, логика, философия, право»
  • обеспечиваемые: «Обществознание» (тема 9.6. «Права и обязанности человека и гражданина»).

Обеспечение занятия:

  1. Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.
  2. Дидактическое: раздаточный материал для студентов, Конституция РФ, оценочные листы.

Ход занятия

Этапы занятия

Методические приемы и методы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организационный.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

Техническая

пятиминутка

Техническая пятиминутка:

приветствие;

определение отсутствующих, определение готовности студентов к уроку.

Ознакомление студентов с порядком оценки работы на уроке; представление жюри из числа студентов группы

Приветствуют преподавателя; проверяют обеспечение раздаточным материалом. Обучающиеся заранее поделены на группы, название которых еще придется выяснить им самим

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала. Мотивация учебной деятельности.

Задача: организовать и направить деятельность студентов, подготовить их к усвоению нового материала, научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные пути ее постижения

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации. Иллюстрация слайдов презентации

Предлагает студентам обсудить высказывание Далай-Ламы XIV, касающееся прав человека (приложение 1).

Сообщает тему занятия; предлагает студентам сформулировать цель урока;

мотивирует к деятельности — сообщает план урока

1. Конституционно-правовой статус человека, гражданина. Виды статусов.

2. Конституционные принципы правового статуса личности.

3. Знакомство с классификацией прав человека.

4. Обсуждение: пословиц и поговорок, связанных с правами человека.

5. Самостоятельная работа.

6. Работа в группах. Обсуждение практических ситуаций, связанных с правами человека.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Слушают преподавателя;

обсуждают высказывание.

Осмысливают и записывают тему урока в рабочей тетради.

Формулируют вместе с преподавателем цель занятия.

Воспринимают ин-

формацию на слух

3. Усвоение новых знаний.

Задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности;

дать студентам конкретные представления по теме изучаемого вопроса

Лекция-диалог.

Метод постановки проблемных вопросов входе изложения материала.

метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий

Излагает теоретический материал с использованием презентации;

В ходе лекции задает вопросы студентам:

1. Каким нормативным актом регулируются основные права человека и гражданина?

2. Как взаимосвязаны между собой виды прав человека?

Комментирует представленную информацию

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Важную информацию

конспектируют (при-

ложение 2)

4. Первичная проверка понимания студентами изученного материала.

Задача: добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Каждому студенту выдает карточку с пословицей или поговоркой (приложение 4);

объясняет, что у каждой команды свой вид прав человека (личные, политические, социально-экономические и культурные) и необходимо по пословице или поговорке определить какой именно;

комментирует выполняемую работу;

в ходе обсуждения определяется направление каждой команды

Определяют, к какому виду прав человека относится народная мудрость.

Высказывают внутри команды собственное мнение о конкретной поговорке, обосновывают его.

Соглашаются или спорят с мнением других студентов команды.

Представители каждой команды сообщают всей группе результаты работы и мнение команды о том, к какому виду прав относятся поговорки

5. Закрепление знаний.

Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в аналогичных ситуациях

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

Групповая деятельность.

Метод учебного исследования

Предлагает студентам каждой команды найти в Конституции РФ закрепление тех прав и свобод, которые представляет данная команда;

дает задание изобразить на ватмане свой вид прав (личные, политические, социально-экономические, культурные);

устанавливает регламент выполнения задания — 5 минут;

устанавливает критерии оценки задания и регламент ответа группы по времени;

наблюдает за ходом выполнения задания, за работой всей группы;

комментирует ответы

Слушают преподавателя; работают с Конституцией РФ.

Представляют свои ответы; дополняют друг друга.

Слушают преподавателя.

Выполняют задание: каждая команда выступает с ответом и презентацией изображения; комментируют выполненную работу.

Обсуждают ситуацию, отвечают на вопросы преподавателя.

Делают вывод на основе представленного материала

6. Подведение итогов урока

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации с размещением ситуаций.

Групповая деятельность

Предлагает студентам каждой команды обсудить практическую ситуацию, связанную с правами человека, задает вопросы по приведенной ситуации (приложение 2).

Подводит студентов к выводу из выше изложенного

Слушают преподавателя.

Осмысливают и анализируют замечания преподавателя.

Оценивают вместе с преподавателем свою работу

7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить студентам домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность;

подвести итоги занятия

Дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов (по оценочным листам);

помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;

отмечает подготовленность студентов к занятию определяет степень достижения целей занятия;

выставляет и объявляет оценки;

сообщает о домашнем задании, комментирует его выполнение

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия

Задает вопросы:

что на уроке было новым?

что было главным?

что было интересным?

что вызвало затруднения?

Слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них


Приложение 1

Высказывание Далай-Ламы XIV (духовного лидера тибетского народа):

«Когда дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым, или черным, или желтым, — все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Приложение 2

Ситуация 1: Студентка, в очередной раз не выполнившая домашнее задание, была задержана преподавателем и заперта в аудитории с требованием выполнить работу.

Вопросы к ситуации:

  1. Каковы права участников этой ситуации?
  2. Каковы обязанности?
  1. Найдите в Конституции РФ описание соответствующих прав и обязанностей.
  2. Нарушаются ли права или обязанности участников данной ситуации?

Приложение 3

Опорный конспект

по дисциплине «Обществознание»

Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина»

Цели урока:

  • расширить знания об основах правового положения граждан;
  • сформировать представление о конституционном статусе человека и гражданина.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой________________

Конституционно-правовой статус человека и гражданина - это_____________

____________________________________________________________________

Виды статусов:

1.        Общий правовой статус (конституционный) это _____________________

  1. Специальный правовой статус — это        _______________________________
  2. Индивидуальный статус – это ______________________________________

Заполнить пробелы.

Конституционные принципы правового статуса личности:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заполнить пробелы.

Личные права включают в себя        ______________________________________

Политические права включают в себя        ________________________________

Социально-экономические права включают в себя _______________________

____________________________________________________________________

Культурные права включают в себя ____________________________________

Приложение 4

Группа 1

Карточка 1. «Цензура — младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция».

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется».

Карточка 3. «Лучше виновного простить, чем невиновного наказать».

Карточка 4. «Глас народа — глас Божий». Карточка 5. * Право есть, да закона нет».

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает».

Группа 2

Карточка 1. «Кто не работает — тот не ест».

Карточка 2. «Чье поле, того и воля».

Карточка 3. «Работящий голодным не останется».

Карточка 4. «Надежда выздороветь — половина выздоровления».

Карточка 5. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет».

Карточка 6. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется».

Группа 3

Карточка 1. «Не мудрено голову срубить — мудрено приставить».

Карточка 2. «Честь лучше богатства».

Карточка 3. «Мой дом — моя крепость».

 Карточка 4. «Живи и жить давай другим».

Карточка 5. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил».

Карточка 6. «Только свободный гражданин имеет Отечество».

Группа 4

Карточка 1. «Умел дитя родить — умей и научить».

Карточка 2. «Наука — родник учения, знания - светильник жизни».

Карточка 3. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Карточка 4. «Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок».

Карточка 5. «Жизнь коротка, искусство вечно».

Карточка 6. «Чтобы ехать на коне - нужна уздечка, чтобы постичь науку — нужно терпение».

Литература

  1. Беспалый И. Т., Полянский В. В. Государственное право Российской Федерации: Учеб. пособие. // Федеральное агентство по образованию. - 3-е изд., перераб. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2008.
  2. Соколов И. А. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2010.
  3. Мухачев И. В. Конституционное право России: Учебник: В 2 т. / Под. ред. проф.М. В. Мухачева. - Ставрополь: Сервис-школа, 2007. - Т. 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой статус человека и гражданина

Представлены  развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .Рабо...

Внеклассное мероприятие по теме: «Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по  теме: "Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ "Конституция РФ и нормативные акты о правах человека созданы для обеспе...

Методическая разработка по МДК 03.01 "Осуществление защиты прав и свобод граждан" с применением интерактивных технологий по методу "6 мыслительных шляп Де Боно" (презентация)

Современные требования к реализации ФГОС СПО третьего поколения трубуют от педагога применения инновационных образовательных технологий. Методическая разработка выполнена в форме презентации и посвяще...

"Судебные и несудебные способы защиты прав и свобод граждан". Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Обществознание».

Данный урок относится к разделу: «Право». Содержание урока направлено на освоение обучающимися знаний о внутригосударственных способах и средствах защиты конституционных прав и свобод граждан, овладен...

Классный час - "Права человека и гражданина"

Права человека и гражданинаЦели:углубить знания студентов о правах и свободах человека и гражданинаподробно рассмотрев 2 главу Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», содей...

Правовой статус человека и гражданина

Презентация содержит материал лекции Правового статуса человека и гражданина...

Проблемы реализации прав человека и гражданина в современном обществе

В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека и гражданина. Отмечены основные пути усовершенствования юридических гарантий прав и свобод человека....