Классный час "Умеем ли мы общаться"
классный час на тему
Материал содержит разработку классного часа по теме "Общение". Ученикм предлагается проанализировать собственные навыки общения и провести активный тренинг по их развитию. В файле содержится необходимый раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Общение в моей жизни"
Приветствие - разминка "Я рад общаться с тобой».
Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.
2.Работа по теме занятия.
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка.
Вопросы для обсуждения:
· Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?
· Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?
· «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?
· Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?
· Были ли эти слова справедливы?
· Как вы на них реагировали?
Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. (слайд 2)
Упражнение « Расшифруй слово».
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О – объединение, открытость;
Б – близость, безопасность;
Щ – щедрость;
Е - единомыслие;
Н - необходимость;
И - искренность, истина…
Е - единение.
По окончанию работы дети обсуждают результаты и объясняют свой выбор.
Информационный блок.
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.
Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умён, НО И ДАЛЬНОВИДЕН. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.
Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записать ответы)
Как вы считаете, можно из этих качеств выделить главное? Я хочу остановиться на некоторых. Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь.
Рождение эгоиста.
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
- Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он - орёл, а все вокруг – маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.
Эгоизм ( от лат. эго – я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов интересам других людей; пренебрежение к интересам общества. Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе.
Аристотель
Эгоизм начинается с того, что человек сосредоточивает все свои помыслы вокруг себя, все его духовные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. Желания других людей для него не существуют, он глух к их нуждам и потребностям. Вам бы хотелось общаться с таким человеком? Почему, по мнению автора, эгоиста ожидает крах, падение в жизни?
Послушайте ещё один рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь
Пахарь и крот.
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает:
- Я пашу не только для себя, но и людям.
Удивился Крот:
- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья? Что такое альтруизм?
Альтруизм (от лат. – один из двух, равный, такой же) – система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других собственным интересам.
Альтруизм есть порыв к самопожертвованию, добровольное принесение себя в жертву другим.
Н.Фёдоров
Обратимся к качествам личности, которые, по-вашему мнению, способствуют развитию цивилизованных отношений между людьми. Каким одним словом можно было бы их объединить? Вспомните – «вы же – кроты, мы – люди». Есть такое красивое и очень важное слово – человечность. Предлагаю вам самостоятельно дома протестировать себя, насколько у вас развито это нравственное качество, и сделать соответствующие выводы (тест). (слайд 4)
Нравственное качество
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
Степень сформированности
Человечность
1. Благодарность
2. Великодушие
3. Вежливость
4. Доброжелательность
5. Доброта
6. Сострадание
7. Милосердие
8. Любовь к людям
9. Забота о ближних
10. Послушание
11. Щедрость
12. Умение прощать
13. Внимание
14. Терпимость
Оценивание идёт следующим образом:
В – высокая степень выраженности;
С – средняя степень выраженности;
Н – низкая степень выраженности;
- - отсутствие данного признака.
В мире всё взаимосвязано, вспомните народную мудрость о том, что ни одна травинка не ломается просто так; о том, что ломать – не строить. А ещё библейскую заповедь – «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Как часто мы забываем об этом, и нами же сотворённое возвращается к нам бумерангом. (сценка «Бумеранг»)
Сценка «Бумеранг»
Гражданин Н. пришёл за покупкой в магазин.
- Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее…
- Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду. – «любезно» отвечает продавщица.
Далее сценка разыгрывается по следующей схеме.
Озлобленный на весь свет Н. ушёл из магазина и устроил скандал в троллейбусе гражданке У., которая нечаянно задела его сумкой с картошкой. Та, вернувшись домой вечером, заявила мужу, что не будет больше «ишачить», и впредь картошку пусть покупает сам. В результате семейного конфликта муж гражданки У. долго не мог заснуть и наутро встал с головной болью. На работе У. «смешал с грязью» подчинённого И., допустившего незначительную ошибку. Расстроенный И. после работы «залил» свою беду бутылкой спиртного и устроил дома дебош, обвиняя жену в том, что она его не уважает. Женой, как вы догадались, была та самая невежливая продавщица. Круг замкнулся.
(Анализ ситуации)
Проанализируйте своё общение с людьми. Я предлагаю вам запомнить правила общения.
n 1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)
n 2. Не снимайте с себя ответственности!
n 3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
n 4. Будьте искренни!
n 5. Будьте мужественны!
n 6. Будьте справедливы!
n 7. Считайтесь с чужим мнением!
n 8. Не бойтесь говорить правду!
n 9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
n 10. Будьте естественны в общении!
n 11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
n 12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
3. Рефлексия
Поделитесь впечатлениями о занятии:
· Что понравилось?
· Что бы вы хотели изменить?
Давайте оценим наше занятие: на счёт «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.
Стихотворение (слайд 6)
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р.Киплинг
Гражданин Н. | Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее… |
Гражданин Н. | Ты ослепла? Куда свою грязную сумку о меня вытираешь? |
Продавщица | Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду. – «любезно» отвечает продавщица |
Гражданка У. | Сам будешь ходить в магазин. И готовить будешь сам! Надоело мне тебя кормить-поить. И ни капли благодарности! |
Муж гражданки У. | Да ты за кого меня держишь? У тебя баланс рассчитан неправильно! Да я тебя уволю! Ты совсем ничтожество! |
Муж продавщицы | Ты меня ни в грош не ставишь! Не уважаешь! А я деньги в семью зарабатываю! Да ты! Да я… Ик! |
Не оправдывайте себя! |
Не снимайте с себя ответственности! |
Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов |
Будьте искренни! |
Будьте мужественны! |
Будьте справедливы! |
Считайтесь с чужим мнением! |
Не бойтесь говорить правду! |
Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают! |
Будьте естественны в общении! |
Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес! |
Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало! |
Не слушайте собеседника! |
Не отвечайте на вопросы! |
Отворачивайтесь во время разговора |
Обманывайте в мелочах! |
Ссорьтесь по пустякам! |
Кричите на собеседника! |
При необходимости бейте собеседника! |
Будьте наглым! |
Оскорбляйте и обзывайте собеседника! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Данная разработка представляет собой методический материал для изучения курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: Общие и профессиональные компетенции - залог успешного конкурентоспособного выпускника.
разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов начального профессионального образования....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...
Классный час - Крым и Россия - общая судьба.
Тема классного часа: «Крым и Россия –общая судьба»Цель: приобщить учащихся к истории воссоединения России и Крыма, углубить и расширить знания учащихся по истории России, формир...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА На тему: «У НАС БОЛЬШЕ ОБЩЕГО, ЧЕМ РАЗЛИЧИЙ»
Формирование гражданской идентичности обучающихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разноо...