поурочные планы по истории 8 класс
план-конспект урока на тему
поурочные планы по истории России для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внешняя политика Александра 2 | 70.5 КБ |
Отмена крепостного права | 62 КБ |
Революционное народничество | 59 КБ |
Накануне отмены крепостного права | 80.5 КБ |
Либеральные реформы 1860-1870 годов | 1.32 МБ |
Внутренняя политика Александра 3 | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 3. Россия во второй половине 19 в.
Урок 55
Цели:
- познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре П;
- выяснить причины и ход военных действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре П:
- Развивать навыки работы с картами.
Оборудование: карты «Казахстан и Средняя Азия в XIX веке», «Территория Российской империи в конце XIX - начале XX вв.»; контурная карта «Внешняя политика России во второй половине XIX в.» (для этого можно использовать любую карту Российской империи во второй половине XIX в.)
Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территорий.
Предварительная подготовка: Сообщение учащегося «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков»; знакомство учащихся с материалами о продаже Аляски (см. Дополнительные материалы II) для дискуссии на уроке.
Ход урока:
1. Оргмомент.
П. Опрос домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Вспомните, кто такие народники, каковы были их цели?
- Кто стоял у истоков народнической идеологии? (Основы народнической идеологии были заложены А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским в 1850-1860-е гг.)
- Назовите три направления в народничестве и их идеологов. Что было общим для всех трех направлений?
- Что такое «хождение в народ»?
- Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?
- Расскажите о второй землевольческой организации, о ее расколе и охоте на царя.
Ш. Изучение нового материала:
План:
- Российская внешняя политика после Крымской войны.
- Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.
- Триумф российской дипломатии.
- «Союз трех императоров».
- Завоевание Средней Азии.
- Политика России на Дальнем Востоке.
- Продажа Аляски.
1.
- Что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами.)
- Подумайте, какова была основная задача Внешней политики России после Крымской войны? (Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке?}
Запись на доске и в тетради:
Внешняя политика Александра II:
- Ближневосточное направление;
- Европейское направление;
- Среднеазиатское направление;
- Дальневосточное направление.
Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.
2.
Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.
- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе? (Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.)
Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в ее намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.
3.
Триумф российской дипломатии
Запись на доске и в тетради:
Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря.
Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову.
Сообщение учащегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков»
Горчаков Александр Михайлович (1797-1883) - государственный деятель, дипломат. Получил образование в Царскосельском лицее, был товарищем А. С. Пушкина. В юности, по характеристике Пушкина, Горчаков был «питомец муз, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель». Обладал также значительным литературным дарованием, умением составлять красноречивые и действенные дипломатические документы.
Ко времени вступления в должность министра иностранных дел в 1856 году Горчаков прошел большую школу в посольствах Великобритании, Австрии, Пруссии, Италии и был известен в дипломатических кругах Европы как широкообразованный, умный и тонкий политик. Он был знаком с Бисмарком, Меттернихом, Гладстоном, которые не сомневались в его блестящих дарованиях. В ходе Крымской войны в 1854 г., когда стали очевидны враждебные действия Австрии в отношении России, А. М. Горчаков личным распоряжением Николая I был назначен посланником в Вену. Его деятельность в Вене, самостоятельность его суждений в немалой степени определили дальнейшую карьеру дипломата.
С окончанием Крымской войны и отставкой К. В. Нессельроде Александр II предложил А. М. Горчакову занять пост министра иностранных дел. Новый глава ведомства уже в первые месяцы руководства МИДом разработал собственную программу внешней политики государства, одобренную императором. Она была изложена в двух циркулярах Горчакова, направленных в посольства Европы и Турции. В них заявлялось о свободе действий России по защите национальных интересов государства, о преимущественном внимании к вопросам внутреннего развития страны, которым подчинялась внешняя политика, о стремлении к миру и согласию с другими странами. Большая сдержанность, осторожность и такт - этими положениями руководствовалось правительство при выработке конкретных решений в международных вопросах.
Дипломатические способности Горчакова особенно ярко проявились в борьбе за отмену невыгодных для России условий Парижского мира 1856 года, пересмотренные лондонскими конвенциями 1871 года.
4. «Союз трех императоров»
В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России с Германией. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны.
В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».
5. Завоевание Средней Азии
а). Дается краткая этногеографическая, социально-экономическая и политическая характеристика региона. Напоминается, что Ср.Азия была одним из древнейших очагов цивилизации, районом развитого орошаемого земледелия, старинных городов и оживленных торговых путей. К Х1Х в., однако, народы Средней Азии и Казахстана очень отставали в своем историческом развитии от передовых стран, в т.ч. и России. Их экономика, культура, уклад жизни сохраняли с/в характер. У кочевых племен сильны были патриархально-родовые отношения. Эксплуататорская верхушка широко использовала труд рабов.
На землях, занятых кочевьями казахов, существовало 3 территориально-племенных союза: Младший жуз, Средний и Старший жуз. Еще в 30-е гг. ХУШ в. Мл. жуз и несколько ханов Ср. жуза приняли российское подданство. С каждым последующим десятилетием м/у русскими и казахскими землями крепли и усиливались экономические связи. Продавая скот, продукты животноводства, меха, казахи приобретали у русских торговцев промышленные товары и хлеб. В 1-й чет. Х1Х в. ханская власть сначала в Ср., а затем и в Мл. Жузах была ликвидирована, и на этих казахских землях вводилась новая система управления. Несмотря на то, что новая система управления носила колониальный характер, она оказала плодотворное влияние на развитие казахского общества, поскольку ограничивала произвол феодальной верхушки и вела к отмиранию патриархального рабства.
К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация. Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан.
В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за господство в Средней Азии и на Среднем Востоке.
С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.
На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.
Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.
В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.
В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата, часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.
___________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.
В начале 70-80-х гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.
Одним из результатов завоевания Средней Азии стала
- ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.
Работа с учебником
с. 174 (3-4 абзац);
Зыр., с. 174, 2-4 абзац;
- Назовите другие результаты завоевания Средней Азии.
- Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края -
торговля,
- использование природных богатств (хлопководство, шелководство).
- Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.)
6. Политика России на Дальнем Востоке
- Вспомните, с каким государством граничила Россия на дальнем Востоке и в Сибири? (Китай.)
Дальнейшее освоение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем. Часть территории - Приамурье, уссурийский край - находилась в совместном пользовании России и Китая и не была разграничена.
- Открытия русского путешественника Невельского Г. М. доказали, что река Амур
судоходна и тем самым способствовали освоению края.
В результате переговоров с Китаем граница между двумя государствами устанавливалась по реке Амур (Айгунский договор 1858 г.), а Уссурийский край был объявлен владением России (Пекинский договор 1860 г.)
Города, которые появились в связи с включением в состав России Приамурья и Приморья. (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск.)
В результате долгих переговоров с Японией были установлены дипломатические отношения, а в 1875 г. подписан Петербургский договор, по которому за Россией был закреплен о. Сахалин, однако пришлось согласиться на передачу стране восходящего солнца Курильских островов.
7. Продажа Аляски.
К сер 19 в. на Аляску стали проникать американские купцы и предприниматели. защитить Аляску становилось все сложнее. Поэтому, стремясь укрепить отношения с США Александр II продал Аляску в 1867 г. за 7,2 млн. долларов.
Причиной этого было стремление России сократить государственные расходы и получить надежного союзника в условиях европейской изоляции.
1У. Закрепление материала:
1. Германия | А). соперничество этой страны с Россией за сферы влияния в Средней Азии. |
2. Китай | Б). Эта страна поддерживала Россию на Лондонской конференции. |
3. Австро-Венгрия | В). В результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о.Сахалин. |
4. Англия | Г). Эти государства стали вассальными владениями России. |
5. Бухара | Д). Договоры с этой страной позволили России продолжить освоение Дальнего Востока. |
6. Коканд | Е). Эта страна стала одной из союзниц по «союзу трех императоров». |
7. Хива | Ж). В результате торговой сделки с этой страной Россия получила 7,2 млн. долларов. |
8. Япония | З). В результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря. |
9. Америка | И). Эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решилась выступить. |
10. Турция | К). Эти страны наряду с Россией входили в состав «Союза трех императоров». |
(Ответы: А-4; Б-1; В-8; Г-5, 7, 8; Д-2; Е-3; Ж-9; 3-1, 3, 4, 10; И-10; К-1,3.).
У. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: § 27, записи в тетрадях.
подготовить сообщение о Михаиле Дмитриевиче Скобелеве (герой русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.).
Предварительный просмотр:
Тема 3. Россия во второй половине 19 в.
Урок 49
Цели:
- познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
- провести исторический анализ литературных произведений;
- развивать навыки работы с документами, статистическими данными,
обобщать материал, выделять главное.
Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года - «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Оборудование: карта «Отмена крепостного права в Росси в 1861 г», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева.
Ход урока:
1. Оргмомент
П. Опрос домашнего задания:
- Что такое крепостное право?
- Каковы были причины отмены крепостного права в России?
Выполни тест:
1. Годы правления Александра П:
а). 1825 – 1855 гг. в). 1855 – 1881 гг.
б). 1855 – 1861 гг. г). 1856 – 1861 гг.
2. Законы, указы 19 в., подтачивающие устои крепостного права в России:
а). о вольных хлебопашцах в). об обязанных крестьянах
б). о трехдневной барщине г). о прикрепленных к фабрикам крестьянах
3. меры, предпринятые Александром П для смягчения политического режима в стране:
а). ослабление цензуры
б). ликвидация военных поселений
в). амнистия декабристам
г). списание недоимок
д). издание колокола
4. Кому принадлежат слова?
«Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам… смойте с России позорное пятно крепостного состояния…».
Ш. Изучение нового материала:
Крестьянская реформа
а). Разрешение земельного вопроса
Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к
19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.
Запись на доске и в тетради:
__________________________________________________________________________
19 февраля 1861 г. -
1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».
2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.
- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее.)
Крестьяне получили гражданские права.
- Подумайте, какие права появились у крестьян?
Запись на доске и в тетради.
Гражданские права:
1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д.);
2) открывать торговые и промышленные предприятия;
3) выступать от своего имени в суде;
4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
5) переходить в другие сословия.
Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.
- Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет.)
До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.
Запись на доске и в тетради:
Временнообязанный крестьянин - лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.
Начинать же процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготовки окончательного введения в действие «Положений».
Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.
- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами)
- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собственность.)
Реформой устанавливались высший (7 дес.) и низший (3 дес.) пределы землепользованияы.
- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки».
(Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы)
Работа со статистическими данными
Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела.
- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно были крайне малы.) Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа.
С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно. Согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.
____________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
«Дарственный надел» - 1/4 часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.
Запись на доске и в тетради:
Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.
За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.
Запись на доске и в тетради:
Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.
Т.о. по «Положению» от 19 февраля у крестьян оказывалось земли меньше, чем было до реформы.
б). Организация выкупных платежей.
Полученную землю крестьяне должны были выкупать.
Сумма выкупа определялась путем так называемой капитализации оброка. За основу брали оброк положенный в банк под 6% годовых. Выходила серьезная сумма. Поэтому
Запись в тетрадях:
Выкупная операция:
20% выплачивается крестьянами;
80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет.
Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (одной или нескольким частям селения). Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Таким образом, отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, то свой надел должен был оставить
III. Отношение крестьян к реформе. Крестьянские бунты
работа с документом.
«Письма из провинции, перлюстрированные на петербургском почтамте, об объявлении манифеста 19 февраля 1861 г. (март-апрель 1861 г.)»
<...> По сборе народа зажигались [в церкви] <...> свечи, священники облачались в праздничные ризы, выходили с Манифестом в руках <...> выход священника встречен был народом с усердною мольбою иконам, <...> затем следовала мертвая тишина и начиналось чтение манифеста.
<...> Чтение манифеста <...> на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне, как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ <...> начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть. <.. >
<...> В Орле по прочтении манифеста < ...> народ разошелся с убеждением, что это не та, а на днях пришлют другую, настоящую вольную. <.. .>
<...> равнодушие народа <...> весьма понятно <...> он еще не знает, как он устроится, станет ли ему легче в том положении, которое ему предоставляется <...> Теперь, кажется, начинает проникать в сознание крестьян убеждение, что повинности не отменены. Они говорят: «Помещики упросили царя еще на два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать, два года потерпим».
Задание: Прочитать документ и ответить на следующий вопрос.
- Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Чем объясняется их реакция? (Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую» волю. С верой в доброго и справедливого царя-батюшку, а также в то, что земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает, они ожидали появление «настоящей» воли)
___________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
За 1861 г. - 1859 крестьянских волнений.
Волнения в селе Бездна и Кандеевка.
В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
Значение и итоги крестьянской реформы
Беседа с учащимися
- В чем историческое значение реформы 1861 г.? Правомерно ли называть эту реформу Великой?
Крестьянская реформа 1861 г. - важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;
б) способствовала росту темпов экономического развития;
в) способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев - пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.
Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны - реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.
1У. Закрепление материала:
- Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права. (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, Манифест, мировой посредник, гражданские права, личная свобода, «высшая» и «низшая» нормы, перевод выкуп, капитализация оброка.)
(Один ученик называет, другой дает определение.)
Работа в тетради
«Исторический диктант»
О чем или о ком идет речь?
1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости,
но не переведенный на выкуп.
2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.
3) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной
операции
4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли
5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.
6) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.
7) Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
8) Преобразование в какой-либо сфере государства.
(Ответы: временнообязанные; народные посредники; уставная грамота; «отрезки»; государственная ссуда; временнообязанные; «прирезки»; реформа.)
Домашнее задание: § 20, термины, вопросы.
Предварительный просмотр:
Тема 3: Россия во второй половине Х1Х в.
Урок 54:
Цели:
• познакомить учащихся с идеями и их развитием радиального общественного движения 60-70 гг., выяснить причины широкого развития радикального революционного движения;
• развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.
Задание на урок: Чем отличались друг от друга различные течения в революционном движении?
Новые термины и даты: революционер, «хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля».
Оборудование: портреты Н. Г. Чернышевского, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев; презентация урока.
Ход урока:
1. Оргмомент
П. Опрос домашнего задания:
- Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре П? (Катков.)
- Какие задачи ставило перед собой это направление? (Доказательство губительности либеральных и радикальных идей.)
- Какие требования выдвигались представителями либерального движения? (Принятие конституции, введение народного представительства, демократических свобод, расширение прав земств.)
- Где представители либерального направления общественной мысли пытались реализовать свои идеи? (Либералы участвовали в подготовке крестьянской реформы, принимали активное участие в работе земств.)
- Какие вопросы вызвали раскол в либеральном движении? Какие события способствовали этому расколу? (Степень поддержки правительства в проводимом им курсе, сроки введения конституции и народного представительства, вопрос продолжения реформ. Меры правительства против студенческих беспорядков, подавление польского восстания 1863—1864гг. способствовали расколу либеральных сил.)
Ш. Изучение нового материала:
План:
1. Причины революционного движения.
2. Идеология народничества.
3. Три течения в народничестве
4. Ведущие организации народников.
5. Борьба революционных народников с царским самодержавием.
В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений.
- Вспомните, кто такой революционер? (Революционер — сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.)
- Как вы думаете, с чем был связан рост революционных настроений? (Недовольство результатами крестьянской реформы. Медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь. Непоследовательность в политике самого Александра П. В целом надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.)
запись в тетрадях:
Народничество - политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.
Причины революционного движения: (слайд № 4)
- сохранение помещичьего землевладения, временно-обязанное состояние крестьян,
- медлительность властей в проведении реформ,
- активизация радикально настроенной интеллигенции, считавшей что народ встретил реформу враждебно.
Социальный состав:
Среди участников революционного движения преобладали представители следующих профессиональных групп: учащиеся и слушатели высших учебных заведений - 37,5%; рабочие - 14%; учащиеся школ - 11,3%; служащие - 8,3%; учителя - 7,6%.
Большинство участников революционного движения принадлежало к такой межсословной группе, как разночинцы. Это были «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды.
В своем развитии радикальное движение прошло несколько этапов и в каждом этом этапе существовали подэтапы или периоды:
революционно-демократический социал-демократический
(разночинский)
1895 – 1917 гг.
60 – ки | 70-ки | 80-е – н. 90 –х гг. |
«Земля и воля» революционное либеральное
народничество народничество
3. Три течения в революционном народничестве (слайд 7)
название | Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое |
Идеологи | М.А.Бакунин | П.Л.Лавров | П.И.Ткачев |
Цели: | Работа «Государство и анархия». Отрицание государства (анархия); К социализму можно прийти минуя капитализм. «Идти в народ и поднимать его на бунт» | Справедливое социалистическое общество | Установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными. |
Методы: | Разбудить народ , призвать его к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат». | Народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации. | Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу. |
Революционное народничество имеет ряд этапов:
Кружковой | Хождение в народ | Организационный |
к. 60-х н. 70-х с. 70-х н. 80-х
1 кружок - Натансон, Перовская, Кравчинский и др. (в 1869 г. создан, в 1874 г. разгромлен).
2 кружок – 1872 г. Долгушин;
К сер. 70-х гг. (1874 г.) революц. деятельность народников активизировалась, т.к. был подхвачен призыв Бакунина «Идти в народ и поднимать его на бунт».
В 1873 – 1874 гг. решили прервать занятия с рабочими и идти в народ.
Весной 1874 г. большая группа народников (студенты, уч-ся средних учебных заведений) пошли в народ. Учились крестьянскому говору, переодевались в крестьянские платья, приходили в деревню, чтобы поднять крестьян на революцию.
1 хождение в народ носило стихийный характер. Эта группа была разгромлена полицией. «Процесс 193» - процесс над народниками.
Практические выводы заставили народников создать организацию:
«Земля и воля» - 1876 г. (2-я)
М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов
Цели: 1) Переход всей земли в руки трудового крестьянства;
2) Организация жизни общества на принципах общинного самоуправления;
3) Введение демократических свобод;
4) Отказ от захвата политической власти и политической борьбы.
Методы: 1) Пропаганда среди крестьян и рабочих;
2) Зарождение тактики индивидуального террора.
Землевольцами были предприняты попытки поселиться в народе и вести пропаганду к революции. (В Воронеже, Саратове, Майкопе, Екатеринодаре, Армавире, ст.Лабинской).
Деятельность Земли и воли имела большое значение.
Некоторые народовольцы, разуверившись в мирных средствах борьбы, переходят к террору.
Террористам удалось провести ряд громких терактов.
- В январе 1878 г. В. Засулич стреляла в шефа жандармов В.Трепова, в знак протеста против издевательства над политзаключенным.
- В августе С.Кравчинский убил генерал-губернатора Харькова.
- 2.4.1879 г. А.Соловьев совершил покушение на Александра II, но про-махнулся.
Власти ответили репрессиями - за 2 года были казнены 22 террориста, но в это же время от их рук пали 27 человек.
В августе 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Черный передел» во главе с Г.Плехановым и «Народную волю» во главе с А.Михайловым, А.Желябовым, С.Перовской, В.Фигнер и Н.Морозовым.
Народовольцы вынесли смертный приговор Александру II и начали охоту на царя, считая, что его убийство станет сигналом к революции. 11 покушений.
В 1879 г. народовольцы хотели взорвать императорский поезд, но впереди пошел свитский поезд и царь не пострадал.
5.2.1880 г. С.Халтурин взорвал обеденный зал Зимнего дворца, но Александра в нем не оказалось.
1.3.1881г. император отправился на развод войск в Михайловский замок и изменил традиционный маршрут, но террористы предусмотрели такую возможность и в результате взрыва бомбы Александр был смертельно ранен. Убийца - И.Гриневицкий также погиб. Лидеры народовольцев были арестованы и казнены, а народничество зашло в тупик.
1У. Закрепление материала:
- Что такое народничество?
- В чем причины революционного движения?
- Какие этапы в своем развитии прошло радикальное движение?
- Какие течения в революционном народничестве вам известны?
- Какие периоды в своем развитии прошло революционное народничество?
- Чем характеризуется каждый из этих этапов?
У. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: § 25, 26. Подготовить сообщение о министре иностранных дел Александре Михайловиче Горчакове.
Предварительный просмотр:
Тема 3. Россия во второй половине 19 в.
Урок 49.
Цели:
• выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы;
• развивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия.
Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу.
Оборудование: карта «Отмена крепостного права в Росси в 1861 г.», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева; презентация урока.
Ход урока:
1. Оргмомент
П. Опрос домашнего задания
Устный фронтальный опрос:
- Какие направления общественно-политической мысли в Росси данного периода вам известны?
- Что такое «Теория официальной народности», кто ее автор, с какой целью она была создана?
- Когда в России оформились течения западников и славянофилов? Кто были их идеологи и представители? В чем сущность разногласий между западниками и славянофилами?
- Когда в России начинают распространяться социалистические теории? Что такое социализм? (40-50-егг., социализм - учение, цель и идеал которого установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация и социальное угнетение, утверждаются социальное
равенство и справедливость.)
- Кто являлся основателем «русского социализма»? Назовите основные идеи его учения. (А. И. Герцен. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Нужно не допустить развитие капитализма и появление пролетариата, распространить
крестьянское самоуправление на города и государство в целом.)
письменное задание выборочно:
а) российский либерализм 30-40-х гг. был представлен:
1) консервативным течением
2) западничеством
3) социалистическими учениями
4) «русским» социализмом
б) оформление идеологии русского революционного движения связано с деятельностью:
1) А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского
2) Н. Г. Устрялова, М. П. Погодина, Ф. В. Булгарина
3) Н. П. Сунгурова, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского
4) М. В. Петрашевского, Н. П. Огарева, С. С. Уварова
б) сторонники социалистических учений выступали за:
1) коренные изменения общественного уклада постепенным реформированием
2) осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
3) сохранение традиций
4) общественную собственность на средства производства
5) уничтожение эксплуатации человека человеком
в) Укажите принцип образования рядов:
православие, самодержавие, народность
г) Установите соответствие:
а) западники б) славянофилы | 1) отрицательное отношение к крепостничеству 2) поддержка развития страны по западноевропейскому пути 3) вера в исключительность исторического пути России 4) история России — часть общемирового процесса |
Ш. Изучение нового материала:
План урока:
I. Император Александр П.
П. Либерализация режима при Александре II.
III. Крестьянский вопрос.
IV. Проекты крестьянской реформы.
1.
Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в. В дальнейшем этой темы так или иначе касались все крупнейшие русские писатели, публицисты. По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны.
Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных и государственных проблем и принимать такие законы, которые подтачивали устои крепостного права.
Павел I указ 1797 г. о трехдневной барщине.
1803 г., Александра I указ о «вольных хлебопашцах»,
1842 г.— закон Николая I об «обязанных» крестьянах. Россия имела опыт отмены крепостного права в трех прибалтийских губерниях. Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество, утверждая в нем мысль, «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». При Александре I и Николае I работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.
19 февраля 1855 г. на престол вступил новый император – Александр П. (сообщение учащегося, см. приложение № 1).
2. Либеральный режим при Александре П.
Первые годы правления Александра II стали годами либерализации общества. В своей речи на коронации в августе 1856 г.:
- царь объявил амнистию полит заключенным, в т.ч. декабристам,
- приостановил на 3 года рекрутские наборы,
- ликвидировал в 1857 г. военные поселения,
- была ослаблена цензура.
Особой популярностью пользовались журналы «Полярная звезда» и «Колокол» издаваемые Герценом. В самой стране появились издания специально посвященные сельской теме - «Русский вестник», «Сельское благоустройство» и др. На их страницах звучали призывы к царю освободить крестьян и дать им землю.
Александр внимательно следил за этими публикациями, делая соответствующие выводы.
3. Крестьянский вопрос.
Беседа с учащимися:
- Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности барщину, оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.)
- Как относился к крепостному праву император Николай I? (Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.)
- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? (В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.)
- Назовите причины отмены крепостного права.
Учитель дополняет ответы учащихся.
Причины отмены крепостного права:
1) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».
- Объясните такое отношение крестьян к барщине. (Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)
2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
3) Крепостное право - угроза общественного спокойствия. (Первая четверть XIX в. - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. – 1089 крестьянских волнений; с 1851 по 1860 - 1910 гг.)
Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».
- Как вы понимаете слова отчета III отделения? (Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховной власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору.)
4) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства (см.
Приложение 2).
5) Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)
Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.
Работа с документом:
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»? (По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции.)
4. Проекты крестьянской реформы.
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал
Запись на доске и в тетради:
Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
Рескрипт - письмо монарха к подданному.
В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.
Составление таблицы-схемы
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы | Обязанности |
Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу | обсуждения проекта закона |
2 Редакционные комиссии (председатель - Я. И. Ростовцев) | Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона Внесение поправок и изменений в проект |
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян | Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии |
- Как вы думаете, обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)
Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.
- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных - оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)
- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы свободные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)
- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян?)
___________________________________________________________________________
Запись на доске и в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);
б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).
10 октября 1860 г. редакционные комиссии завершили свою работу и проект передали в Главную комиссию. Там он подвергся изменению, т.е. понижение норм наделов в некоторых губерниях.
28 января 1861 г. проект передали в Государственный совет, где его дополнили и одобрили.
16 февраля 1861 г. проект передали Александру П и им он был подписан через 3 дня, т.е.
19 февраля 1861 г. (годовщина его восшествия на престол) – проект получил силу закона.
1). Манифест об освобождении крестьян
2). Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Обнародование было назначено на 5-6 марта.
1У. Закрепление.
У. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
§ 19, § 20, до с.126, термины, вопросы.
Александр П (1855 – 1881 гг.)
Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.
В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану К. К. Мердеру Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознательным умом и твердой волей Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью.
По воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного».
В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее.
Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца.
Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь.
Попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер.
Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России.
Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей.
Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.
Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями. Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема 3. Россия во второй половине Х1Х в.
Урок 57
Цели:
• выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования;
• развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Личность Александра III.
III. Контрреформы или ограничение реформ?
IV. Закрепление материала.
Новые термины и даты: Александр III - годы правления 1881-1894; контрреформы, циркуляр о «кухаркиных детях»; земский начальник, «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».
Оборудование: портрет Александра III, Д. А. Толстого, К. П. Победоносцева.
Предварительная подготовка: сообщение учащегося «Александр III - воспитание и характер».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
П. Личность Александра III
Сообщение учащегося: «Александр III - воспитание и характер»
Биография наследника престола Александра Александровича
Великий князь Александр Александрович, не будучи старшим сыном царя, не являлся наследником престола изначально - его объявили таковым в 1865 г., после смерти старшего брата Николая Александровича. Лишь с этого времени Александр Александрович, которому уже минуло 20 лет, стал получать соответствующе его новой исторической роли образование. Учителей подбирал руководивший образованием наследника граф С. Г. Строганов, человек весьма консервативных взглядов. Среди них - профессора Московского и Петербургского университетов К. П. Победоносцев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, военное дело преподавал наследнику М. И. Драгомилов.
Отношения цесаревича с профессурой были <...> особого рода. Он мог по своей воле перенести или вовсе отменить лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог - с той же ссылкой, а то и без объяснений - не выполнить задание. «Я прошу Вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню», - сообщал он К.П.Победоносцеву... С К.П.Победоносцевым, преподававшим гражданское право, у наследника установились отношения близкие и доверительные. <...> Умный, тактичный профессор <...> умел «разговорить» ученика, ненавязчиво, незаметно многое ему подсказать, посоветовать. Он в значительной мере руководил выбором его чтения, приобщая Александра к русской истории и литературе. <...> Основой их сближения явились консервативные симпатии обоих, растущая неприязнь к преобразованиям, проводимым Александром И.
Александр Александрович по-своему привязался к наставнику, уважал и ценил его, не подозревая, сколь невысоко ставил его способности и усердие профессор-правовед. <...> «Сегодня, - записал Победоносцев в дневнике в декабре 1865 г. после первых занятий с цесаревичем Александром, - я пробовал спрашивать вел. кн. о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего - и бедность сведений, или, лучше сказать, бедность идей, удивительная».
Эта оценка со временем мало изменилась у Победоносцева и, по-видимому, была довольно объективной, поскольку он был достаточно расположен к своему ученику.
В январе 1869 г. Александр Александрович записывает о своем присутствии («вместе с папа») на докладе военного министра, которому он горячо доказывал, что ему - цесаревичу - «мешают, вместо того чтобы помогать». «Я решился идти теперь напролом и не останавливаться ни перед кем», - заключает наследник <.. .>
Несколько ранее произошло событие, подтверждающее способность Александра Александровича «идти напролом». П. А. Кропоткин рассказывает в своих воспоминаниях о столкновении наследника с офицером, командированным Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. <...> Их выбор наследнику пришелся не по вкусу, он раскритиковал привезенные ружья. «Во время аудиенции, -рассказывает Кропоткин, - цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами». Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавлял, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, - свидетельствует Кропоткин, - у моего близкого друга в тот день, когда он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день его не было в живых».
Александр II, рассердившийся на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но «даже этот страшный урок», по словам Кропоткина, «не излечил молодого человека от романовской надменности и запальчивости».
Александр III интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собираем коллекции предметов старины и реставрацией исторических памятников.
III. Контрреформы или ограничение реформ?
Основная цель данного урока - выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.
Запись на доске и в тетради:
В литературе внутренняя политика Александра III получила название «контрреформ», т. е. отказ от реформ и преобразований предыдущего царствования.
- Как вы думаете, что стало главной задачей царствования Александра III? (Главной задачей стало подавление революционного и любого оппозиционного движения.)
Запись в тетрадях:
1. 14 августа 1881 г. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно этому документу любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду и сослан без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение действовало до 1917г.
2. Устанавливался строгий надзор за газетами и журналами, по требованию Министерства внутренних дел редакторы обязаны были сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами, многие издания, такие как «Отечественные записки», «Дело», «Голос», «Московский телеграф» были закрыты.
3. Циркуляр, получивший в обществе название «Циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
4. Была повышена плата за обучение в Университете с 10 до 50 рублей в год, уволены многие известные профессора, закрыто большинство высших технических курсов - учебных заведений, в которых женщины могли получать высшее образование. Таким образом женщины лишились возможности получать высшее образование.
5. 1889 г. - введение должности земских начальников, назначаемых Министерством внутренних дел. Их функции - надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, а также за всем податным населением своего участка. Земские начальники могли подвергать телесному наказанию, аресту до трех дней, штрафу до шести рублей. Они также могли отменять любое постановление Волостного суда, а судей отстранять от
должности и оштрафовать.
- Вспомните, чем занимался волостной суд? (Рассматривал мелкие крестьянские правонарушения.)
6. 1890 г. - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
- Вспомните, что такое земства, и каковы были принципы их формирования и функции? (Выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах. Выборы в них осуществлялись по трем куриям - земледельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ, причем для первых двух курий выборы были прямые, а для третьей - многоступенчатыми.)
В соответствии с документом крестьяне фактически лишались выборного представительства. Список кандидатов в гласные от крестьян утверждался съездом земских начальников. Был повышен имущественный ценз от городской курии.
- К чему это привело? (Повышение имущественного ценза сократило и без того небольшое количество имеющих право голоса при выборах в городскую думу.)
7. По указу 1887 г. Министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение любого дела в суде.
- Какой принцип судебной системы нарушен этим законом? (Принцип гласности?)
8. В 1881 г. - указы о понижении выкупных платежей на 16% и обязательном переводе оставшихся временнообязанных крестьян на выкуп.
9. Учреждение крестьянского поземельного банка, выдававшего ссуды крестьянам на покупку земли.
- Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования? (Говорить об отказе от Великих реформ для царствования Александра III не правильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70-х годов, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие свободы и права, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16%, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю.)
Работа с учебником
- Используя учебник, назовите политических деятелей царствования Александра I, которые проводили контрреформы вместе с императором и сферу их деятельности. (К. П. Победоносцев - обер-прокурор Синода; Д. А. Толстой - министр внутренних дел.)
Чтение дополнительного материала (см. Дополнительные материалы, II) - «К. П. Победоносцев» и «М. Н. Катков».
Закрепление материала
Беседа с учащимися
- Перечислите реформы Александра II, которые в царствование Александра III были затронуты контрреформами. {Земская реформа, городская реформа, школьная реформа, университетский устав 1863 г., судебная реформа, крестьянское самоуправление.)
Домашнее задание: § 29-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные планы по физической культуре 5-11 классы
Поурочные планы по физической культуре 5-11 классы...
Поурочный план по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Поурочный план разработан для обучающихся-осужденных ФКП образовательных учреждений ФСИН РФ...
поурочный план
краткосрочный план по самопознанию...
Перспективно поурочный план
Перспективно поурочный план. Тема: Жакет....
Поурочные планы занятий, технологические карты
Поурочные планы занятий, технологические карты...
Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы – поурочные планы на 1-ое полугодие.
Предлагаемая работа- распределённый по урокам материал на 1-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделен...
Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы - поурочные планы на 2-ое полугодие.
Предлагаемая работа - распределённый по урокам материал на 2-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделе...