Словообразовательные морфемы русского языка.
методическая разработка по теме
Словообразовательные морфемы русского языка - суфикссы, приставки, а также корни и основы. Самый простой и лгкий способ образования новеых слов - присоединения приставок. Приставки присоединяются к готовому слову, при этом всегда получается слово той же части речи: ходить - приходить, глупо - преглупо.
При этом способе словобразования значения слово обычно не меняется коренным образом, а к нему лишь добавляется некоторый оттенок. Так, глаголы убежать, прибежать, подбежать обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставочный способ словообразования действует преимущественно в кругу глаголов, прилагательных и наречий. Эти части речи обозначают действие ( глаголы) и признаки ( прилагательные и наречия), для них особенно важно определить направление действия, время его протекания и меру или степень признака.
Для имен существительных приставочный способ словообразования не характерен. Среди существительных, конечно, тоже встречаются слова, образованные присоединением приставки: вкус-привкус, дед - прадед, история - предыстория. Однако число таких слов по сравнению с общей массой существительных, образованных другими способами, незначительно.
Второй способ образования новых слов в русском языке ( самый употребительный) - присоединение суффиксов: стол- стол-ик, студент - студент-ка , черный - черн-еньк-ий, луна - лун-ник. Производное слово в одних случаях отличается от слово исходного только оттенком значения ( столик, черненький), в других случаях производное слово называет нечто совсем иное, чем исходное слово (луна - лунник).
Суффикс прибавляется не к готовому слову, как приставка, а к корню или основе слова: вод-а - вод-ян-ой, писа-ть - писа-тель.
Существенные различия имеются не только между приставочным и суффиксальным способами производства, но и между суффиксами и приставками, как строительными материалами слов.
Положение суффикса после корня приводит к тому, что он является показателем части речи и других грамматических особенностей слова. С этим свойством суффиксов, связано и то, что в русском языке нет общих для разных частей речи суффиксов: -ну- - суффикс только глагольный ( крик- ну-ть ), -оват- суффикс только прилагательных ( бел-оват-ый) , - ота- - суффикс только существительных ( глух-ота)
Иное дело приставки они могут присоединятся к словам различных частей речи.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-204637-1361894017.jpg)
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-371872-1387708399.jpg)
викторина по русскому языку "Его Величество русский язык"
Практические задания для проведения викторины по русскому языку для первокурсников профессионального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-97556-1419157192.jpg)
Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"
В презентации раскрываются понятия "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...
В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...
В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...