РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2014
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-rus-yaz-rab-prog-retsen-tovar-1_kur.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Безенчукский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
1 курс
по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический профиль (базовый уровень
Безенчук 2014 г.
Одобрена цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №1 от 09.09.2014 г цикловой комиссии Председатель: О.П.Михайлова____________ | Утверждаю: Зам. директора по учебной работе С.А.Антонова__________
«___»______________2014 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ Федеральным институтом развития образования от 10 апреля 2008 года с учетом профиля специальностей, содержание которой согласовано с требованиями Федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Безенчукский аграрный техникум»
Разработчик:
Михайлова Ольга Петровна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Безенчукский аграрный техникум», высшей категории.
Рецензенты:
Култынова Оксана Анатольевна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Безенчукский аграрный техникум», высшей категории.
Уютова Наталья Ивановна, учитель ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 22 |
РЕЦЕНЗИИ | 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический профиль (базовый уровень
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении профессий СПО технического, социально-экономического и естественнонаучного профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические занятия | не предусмотрено |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
индивидуальные задания внеаудиторная самостоятельная работа | 19 20 |
Промежуточный контроль в форме | экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | ||||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 10 | ||||
Тема 1.1. Язык и речь. | Содержание учебного материала | 2 |
| ||
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и т.д. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. | 1 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 1.4. Функционально-смысловые типы речи | 1 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 1.5. Лингвостилистический анализ текста. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Лингвостилистический анализ текста. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Основные выразительные средства синтаксиса. Использование сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложений в разных типах речи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Трудные случаи пунктуации. | 6 | ||||
Раздел 2. Лексика и фразеология | 8 | ||||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 2.3. Фразеологизмы. Лексические нормы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной индивидуальной работы: Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 6 | ||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 8 | ||||
Тема 3.1. Фонетические единицы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 3.2. Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 3.3. Орфография. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | ||||
2 | Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Особенности речевого этикета. Звукопись как изобразительное средство. Благозвучие речи. Ассонанс, аллитерация. | 4 | ||||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 6 | ||||
Тема 4.1. Морфемика. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 4.2. Словообразование. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 4.3. Орфография. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной индивидуальной работы: Понятие об этимологии. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. | 4 | ||||
Раздел 5. Морфология и орфография | 14 | ||||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Понятие о частях речи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 5.2. Самостоятельные части речи. | Содержание учебного материала | 12 | 2 | ||
1 | Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | ||||
2 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | ||||
3 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | ||||
4 | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | ||||
5 | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | ||||
6 | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. | ||||
7 | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Основные выразительные средства морфологии. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия причасти и деепричастий. Синонимия местоименных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм, причастий и деепричастий в художественном тексте. Синонимия наречий при характеристике признака действия. | 6 | ||||
Раздел 6. Служебные части речи. | 8 | ||||
Тема 6.1. Предлог | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 6.2. Союз. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 6.3. Частица. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 6.4. Междометие. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Частицы как средство выразительности речи. | 4 | ||||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | 22 | ||||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 7.2. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
2 | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 7.3. Простое предложение | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | ||||
2 | Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 7.4. Осложненное простое предложение. | Содержание учебного материала | 8 | 2 | ||
1 | Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. | ||||
2 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. | ||||
3 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | ||||
4 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | ||||
Тема 7.5. Сложное предложение. | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||
1 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | ||||
2 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
| ||||
3 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | ||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Синонимия обособленных и необособленных определений. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Трудные случаи пунктуации. | 9 | ||||
Всего: | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
- лингвистические словари.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.
Дополнительные источники:
Антонова Е.С. Тайны текста. М.: Венрбум - М, 2001 – 176 с.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Вербум - М, 2006 – 192 с.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.: Вербум – М, 2004 – 192 с.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002 – 48 с.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000 – 365 с.
Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Дрофа, 2004 – 422 с.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.Просвещение, 2005 – 367 с.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.Академия, 2006. – 368 с.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.Просвещение, 2007 - 288 с.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М.: Дрофа, 2006. – 72 с.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2002. – 75 с.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М.Русский язык, 2001. – 1229 с.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М. :НОРМА - ИНФРА М, 2000. – 560 с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, 2001. – 315 с.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.: Академия, 2003 – 35 с.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Педагогика, 2004. – 512 с.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М.: Экзамен, - 477 с.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: Русское слово, 2005. – 208 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс,2004.-375 с.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 115 с.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.Грамотей, 2002 – 368 с.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.: Академия, 2005. – 278 с.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
осуществлять речевой самоконтроль | Оценка результатов тестирования . |
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Оценка результатов домашней работы, оценка ситуационной задачи. |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | Оценка результатов письменных работ, домашних заданий . |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей | Оценка результатов домашних заданий, творческих работ. |
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи | Оценка результатов домашней работы, индивидуальной самостоятельной работы. |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | Оценка домашней работы, оценка защиты рефератов. |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и социально-деловой речи | Оценка домашних заданий, творческих работ, исследования . |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Оценка результатов контрольной работы. |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Оценка результатов контрольной работы, домашней работы. |
Знания: | |
связь языка и истории, культуры русского и других народов | опрос |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | отчеты по самостоятельной работе защита рефератов |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | домашняя работа составление схем |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | домашние задания, творческие работы, контрольная работа решение тестовых заданий |
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения | творческие работы контрольное тестирование |
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины Русский язык для профессии
СПО ФГОС по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический профиль (базовый уровень).
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык разработана на основе примерной программы, предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Структура, содержание и оформление рабочей программы по дисциплине Русский язык соответствует требованиям и рекомендациям Государственного стандарта общего полного среднего образования и Положению о разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям ГБПОУ БАТ от 2012 г.
Рабочая программа имеет: титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы, в котором указаны область применения программы, цели и задачи дисциплины (требования к результатам освоения), рекомендуемое количество часов на освоение программы, объем учебной дисциплины и виды учебной работы, далее приведен тематический план и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы дисциплины, а также формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
В процессе теоретического и практического обучения студенты изучают связь языка и истории, культуры русского и других народов; усваивают смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Знакомятся с основными единицами и уровнями языка, их признаками и взаимосвязью; усваивают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В содержании учебной дисциплины перечислены дидактические единицы, подлежащие изучению, указаны виды и тематика самостоятельной работы студентов.
Данная рабочая программа может быть рекомендована для использования в работе преподавателями русского языка системы СПО.
Рецензент: _____________ Уютова Наталья Ивановна, учитель государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 п.г.т. Безенчук.
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу учебной дисциплины Русский язык для профессии СПО по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический профиль (базовый уровень).
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ Федеральным институтом развития образования от 10.04. 2008 г. Структура, содержание и оформление рабочей программы по дисциплине Русский язык соответствует требованиям и рекомендациям Государственного стандарта общего полного среднего образования и Положению о разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям ГБПОУ БАТ от 2012 г.
Содержание рабочей программы включает:
- паспорт программы, в котором указываются цели и задачи учебной дисциплины и ее место в структуре основной образовательной профессиональной программы, а также требования к усвоению учебного материала;
- структуру и содержание учебной дисциплины в общем объеме 117 часов, в том числе тематический план, где раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, показано распределение учебных часов;
- условия реализации программы, включающие требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению;
- контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников начального профессионального образования по русскому языку.
Богатый учебный материал дает широкий простор для творчества и помогает преподавателю реализовать современные подходы к обучению русскому языку.
Рабочая программа направлена также на речевое развитие учащихся, на развитие основных видов речевой деятельности, способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь и формирование умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.
Рекомендации: отслеживание достижений обучающихся с использованием таких форм контроля, как взаимоконтроль, самоконтроль, рефлексию.
Программа может быть использована для преподавания учебной дисциплины
Русский язык в учреждениях СПО по специальности : : 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический профиль (базовый уровень)
Рецензент: преподаватель русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
ГБПОУ БАТ ______________ /О.А.Култынова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по основным темам программы по дисциплине «Русский язык»: «Язык и речь», «Морфологические нормы», «Синтаксис», «Орфография», «Стили речи".
Тесты по основным темам программы...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...
Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов
Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...