РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2014
рабочая программа на тему

Михайлова Ольга Петровна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-rus-yaz-rab-prog-retsen-tovar-1_kur.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Безенчукский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

1 курс

по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический  профиль (базовый уровень

Безенчук 2014 г.

Одобрена цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №1 от 09.09.2014 г цикловой  комиссии

Председатель: О.П.Михайлова____________

        Утверждаю:

 Зам. директора по учебной работе

С.А.Антонова__________

             

                «___»______________2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе примерной программы, утвержденной  Министерством образования и науки РФ Федеральным институтом развития  образования   от 10 апреля 2008 года с учетом профиля специальностей,  содержание  которой согласовано с требованиями Федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Организация-разработчик: государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Безенчукский  аграрный техникум»

Разработчик:

Михайлова Ольга Петровна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Безенчукский аграрный техникум», высшей категории.

Рецензенты:

Култынова Оксана Анатольевна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Безенчукский аграрный техникум», высшей категории.

Уютова Наталья Ивановна, учитель ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, высшей категории.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

РЕЦЕНЗИИ

23

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины  Русский язык  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический  профиль (базовый уровень

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении профессий СПО технического, социально-экономического и естественнонаучного профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Подготовка  к освоению общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

не предусмотрено

     практические занятия

не предусмотрено

     контрольные работы

не предусмотрено

     курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

    индивидуальные задания

    внеаудиторная самостоятельная работа

19

20

Промежуточный контроль в форме

экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

2

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

10

Тема 1.1.

Язык и речь.

Содержание учебного материала

2

     

1

      Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 1.2.

Функциональные стили речи и их особенности

Содержание учебного материала

2

2

1

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и т.д.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 1.3.

Текст как произведение речи.

1

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 1.4.

Функционально-смысловые типы речи

1

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. 

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 1.5.

Лингвостилистический анализ текста.

Содержание учебного материала

2

2

1

Лингвостилистический анализ текста.

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Основные выразительные средства синтаксиса. Использование сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложений в разных типах речи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Трудные случаи пунктуации.

6

Раздел 2.

Лексика и фразеология

8

Тема 2.1.

Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

4

2

1

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 2.2.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Содержание учебного материала

2

2

1

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 2.3.

Фразеологизмы. Лексические нормы

Содержание учебного материала

2

2

1

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной индивидуальной работы:

 Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

6

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

Тема 3.1.

Фонетические единицы.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 3.2.

Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 3.3.

Орфография.

Содержание учебного материала

4

2

1

    Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2

    Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Особенности речевого этикета. Звукопись как изобразительное средство. Благозвучие речи. Ассонанс, аллитерация.

4

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография

6

Тема 4.1.

Морфемика.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 4.2.

Словообразование.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 4.3.

Орфография.

Содержание учебного материала

2

2

1

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Тематика внеаудиторной индивидуальной работы:

Понятие об этимологии. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

4

Раздел 5.

Морфология и орфография

14

Тема 5.1.

Грамматические признаки слова. Понятие о частях речи.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 5.2.

Самостоятельные части речи.

Содержание учебного материала

12

2

1

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

3

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

4

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

5

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

 Употребление форм глагола в речи.

6

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.

7

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Основные выразительные средства морфологии. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия причасти и деепричастий. Синонимия местоименных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм, причастий и деепричастий в художественном тексте. Синонимия наречий при характеристике признака действия.

6

Раздел 6.

Служебные части речи.

8

Тема 6.1.

Предлог

Содержание учебного материала

2

2

1

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 6.2.

Союз.

Содержание учебного материала

2

2

1

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 6.3.

Частица.

Содержание учебного материала

2

2

1

    Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 6.4.

Междометие.

Содержание учебного материала

2

2

1

   Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 6.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Частицы как средство выразительности речи.

4

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

22

Тема 7.1.

Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 7.2.

Словосочетание.

Содержание учебного материала

2

2

2

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 7.3.

Простое предложение

Содержание учебного материала

4

2

1

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).  Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

2

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 7.4.

Осложненное простое предложение.

Содержание учебного материала

8

2

1

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

3

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

4

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

Тема 7.5.

Сложное предложение.

Содержание учебного материала

6

2

1

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

 

3

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Лабораторные работы 

не предусмотрено

Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 7.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.  Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.  Синонимия обособленных и необособленных определений. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Трудные случаи пунктуации.

9

Всего:

117


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;

- лингвистические словари.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.

Дополнительные источники:

Антонова Е.С. Тайны текста. М.: Венрбум - М, 2001 – 176 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Вербум - М, 2006 – 192 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М.: Вербум – М, 2004 – 192 с.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002 – 48 с.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М.: Дрофа, 2000 – 365 с.

Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Дрофа, 2004 – 422 с.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.Просвещение, 2005 – 367 с.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.Академия, 2006. – 368 с.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.Просвещение, 2007 - 288 с.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М.: Дрофа, 2006. – 72 с.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2002. – 75 с.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М.Русский язык, 2001. – 1229 с.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М. :НОРМА - ИНФРА М, 2000. – 560 с.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, 2001. – 315 с.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.: Академия, 2003 – 35 с.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Педагогика, 2004. – 512 с.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М.: Экзамен, - 477 с.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: Русское слово, 2005. – 208 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Оникс,2004.-375 с.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 115 с.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.Грамотей, 2002 – 368 с.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.: Академия, 2005. – 278 с.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru

Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль

Оценка результатов тестирования .

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Оценка результатов  домашней работы, оценка ситуационной задачи.

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

Оценка результатов письменных работ, домашних заданий .

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

Оценка результатов домашних заданий, творческих работ.

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

Оценка результатов домашней работы, индивидуальной самостоятельной работы.

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

Оценка домашней работы, оценка защиты рефератов.

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и социально-деловой речи

Оценка домашних заданий, творческих работ, исследования .

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

Оценка результатов контрольной работы.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Оценка результатов контрольной работы, домашней работы.

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов

опрос

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

отчеты по самостоятельной работе

защита рефератов

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

домашняя работа

составление схем

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

домашние задания,

творческие работы,

контрольная работа

решение тестовых заданий

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения

творческие работы

контрольное тестирование

 

РЕЦЕНЗИЯ

              На рабочую программу учебной дисциплины Русский язык для профессии

СПО ФГОС по  специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический  профиль (базовый уровень).

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык  разработана на основе примерной программы, предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

             Структура, содержание и оформление рабочей программы по дисциплине Русский язык соответствует требованиям и рекомендациям Государственного стандарта общего полного среднего образования и Положению о разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям ГБПОУ БАТ от 2012 г.

Рабочая программа имеет: титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы, в котором указаны область применения программы, цели и задачи дисциплины (требования к результатам освоения), рекомендуемое количество часов на освоение программы, объем учебной дисциплины и виды учебной работы, далее приведен тематический план и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы дисциплины, а также формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

В процессе теоретического и практического обучения студенты изучают связь языка и истории, культуры русского и других народов; усваивают смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Знакомятся с основными единицами и уровнями языка, их признаками и взаимосвязью; усваивают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

В содержании учебной дисциплины перечислены дидактические единицы, подлежащие изучению, указаны виды и тематика самостоятельной работы студентов.

Данная рабочая программа может быть рекомендована для использования в работе преподавателями русского языка системы СПО.

Рецензент: _____________  Уютова Наталья Ивановна, учитель  государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 п.г.т. Безенчук.

РЕЦЕНЗИЯ

              На рабочую программу учебной дисциплины Русский язык для профессии СПО по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический  профиль (базовый уровень).

 Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ Федеральным институтом развития образования от 10.04. 2008 г. Структура, содержание и оформление рабочей программы по дисциплине Русский язык соответствует требованиям и рекомендациям Государственного стандарта общего полного среднего образования и Положению о разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям ГБПОУ БАТ от 2012 г.

Содержание рабочей программы включает:

- паспорт программы, в котором указываются цели и задачи учебной дисциплины и ее место в структуре основной образовательной профессиональной программы, а также требования к усвоению учебного материала;

- структуру и содержание учебной дисциплины в общем объеме 117 часов, в том числе тематический план, где раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, показано распределение учебных часов;

- условия реализации программы, включающие требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению;

- контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников начального профессионального образования по русскому языку.

Богатый учебный материал дает широкий простор для творчества и  помогает преподавателю реализовать современные подходы к обучению русскому языку.

Рабочая программа направлена также на речевое развитие учащихся,  на развитие основных видов речевой деятельности, способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь  и формирование умения правильно, точно,  логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

Рекомендации: отслеживание достижений обучающихся с использованием таких форм контроля, как взаимоконтроль, самоконтроль, рефлексию.

Программа может быть использована для преподавания учебной дисциплины

 Русский язык в учреждениях СПО по специальности : : 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров сельскохозяйственной продукции социально-экономический  профиль (базовый уровень)

 

Рецензент: преподаватель русского языка

и литературы высшей квалификационной категории

                                                     ГБПОУ БАТ   ______________  /О.А.Култынова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...