Сборник для самостоятельной работы по дисциплине "География"
учебно-методическое пособие на тему

Даренских Анна Николаевна

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_samostoyatelnoy_raboty_po_distsipline_geografiya_1.docx898.36 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

СБОРНИК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.


Сборник для самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 24 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол №   от «__»______  2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Оглавление

Введение

4

Тема. Дифференциация стран

6

Тема. Ресурсообеспеченность

8

Тема. Численность и воспроизводство население мира

10

Тема. Размещение населения

12

Тема. Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы

13

Тема. Страны Зарубежной Азии

14

Тема. Макрорайоны США

15

Тема. Страны Латинской Америки

16

Тема. Страны Африки

18

Список использованных источников

21

Контурные карты

22

Введение

Методическое пособие для самостоятельной работы на занятиях по дисциплине «География» для студентов дневного отделения технических специальностей предназначен для организации самостоятельной работы студентов во время занятия. Сборник предназначен для учебных заведений СПО.

Выполнение самостоятельных работ направленно на обобщение, систематизацию, углубление полученных теоретических знаний, умения анализировать процессы, получать географическую информацию, используя карты атласа, текст учебника, на развитие умений самостоятельно работать.

Выполнение данных самостоятельных работ способствуют развитию следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Рекомендации  по оформлению самостоятельных работ по географии.

  • Самостоятельная работа выполняется в рабочих тетрадях.
  • Тетрадь проверяется преподавателем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому студенту, с занесением оценок в журнал.
  • Здесь также оценивается качество ведения: аккуратность, выполнение диаграмм, таблиц, карт, т.д. Если требования не выполняются, то оценка снижается.
  • При оформления самостоятельной работы необходимо написать «Самостоятельная работа», указывать тему, цель, и ход работы.

При оценке результативности выполнения самостоятельной работы преподаватель использует следующие критерии:

  • умение студента применять теоретические знания при выполнении работы;
  • самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • оформление результатов работы.

Тема: Дифференциация стран мира.

Цель: Выяснить дифференциацию стран по различным категориям.

Оборудование: 1. Атлас 10 класса,

                           2. Контурная карта «Политическая карта мира».

Ход работы

  1. Теоретический материал.

           При большом числе стран возникаем необходимость в их группировке. Дифференциация предполагает выделение определенных групп стран на основе различных признаков. Наиболее распространена группировка стран по их территории и численности населения. Нередко группируют станы по географическому положению. Можно дифференцировать страны по типу экономического развития. Основным критерием в данном случае служит уровень социально-экономического развития, выраженный через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения.

          Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной страны за один год  (долларах США).

         Все страны мира по уровню социально-экономического развития принято подразделять на: развитые, развивающиеся и страны переходного развития. К числу экономически развитых стран ООН относит примерно 60 стран, они имеют высокий уровень социально-экономического развития и соответственно ВВП из расчету на душу населения. К развивающимся странам относятся около 150 стран, которые занимают более половины площади земной суши и концентрируют 3/5 мирового населения, имеют низкий уровень ВВП на душу населения.  К странам с переходной экономикой относятся постсоциалистические страны с переходной экономикой, занимают переходное положение между развитыми и развивающимися странами.

Таблица 1.                                 Типы стран мира

Тип

Группы

Страны

Развитые страны

Большая семерка

США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

Менее крупные страны Западной Европы

Дания, Швейцария, Швеция, Португалия, Испания, др.

Страны переселенческого капитализма

Австралия, ЮАР, Новая Зеландия

Развивающиеся страны

Ключевые

Индия, Бразилия, Мексика, Китай.

Достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития

Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла, др.

Новые индустриальные страны

Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия.

Нефтеэкспортирующие

Саудовская Аравия, Кувейт, катар, Ливия, Бруней и др.

Отстающие и наименее развитие страны

Бангладеш, Афганистан, Нигер, Сомали, Чад, др.

Страны с переходной экономикой

Россия, Украина, Польша, Казахстан, др.

Таблица 2.                 «Развитые и развивающиеся страны мира»

Типы стран

Состав групп

Доля в мировом населении, %

Доля в мировом ВВП, %

Развитые станы

Северная Америка, Европа, Австралия, Новая Зеландия, Япония.

23

85

Развивающиеся страны

Латинская Америка, Азия (кроме Японии), Африка, Океания (кроме Новой Зеландии)

77

15

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите семь стран мира с самой большой площадью территории.

Страна

Площадь, тыс. кв. км

Задание 2. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите десять стран с самой большой численностью населения.

Страна

Население, млн. чел

Задание 3. Используя политическую карту мира на стр. 2-3 заполните таблицу «Географическое положение стран мира», укажите по пять примеров в каждой группе.

Географическое положение стран мира

Приморские страны

Полуостровные страны

Островные страны

Страны -архипелаги

Страны лишенные выхода к морю

Задание 4. Используя данные таблицы 2  «Развитые и развивающие страны» постройте столбчатые диаграммы и сделайте вывод.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите диаграмму «Доля в мировом населении развитых и развивающихся стран»,
  2. Постройте столбик шириной 1 см, высотой 10 см.
  3. Внутри столбика отложите долю развитых стран, используя масштаб в 1 см  10%, закрасьте отрезок зеленым цветом, вторую часть столбика закрасьте желтым цветом.
  4. Под диаграммой сделайте условные обозначения, в котором укажите, что зеленым цветом показаны развитые страны, желтым – развивающиеся.
  5. Аналогичную диаграмму сделайте для мирового ВВП.
  6. Сделайте вывод о доли развитых и развивающихся стран в мировом населении и ВВП.

Задание 5. Используя данные таблицы 1 «Типы стран мира» на контурной карте покажите страны «Большой семерки», наименее развитые страны мира и страны с переходной экономикой. Каждую группу стран отметьте своим цветом, подпишите название стран.

Тема: Ресурсообеспеченность.        

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, т.е. между запасами и добычей. Ресурсообеспеченность выражается либо количеством лет, либо запасами из расчёта на душу населения:

Р=З:Н

Р=З:Д

где: 
Р - ресурсообеспеченность 
З - запасы 
Н - численность населения 
Д - добыча

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Рассчитайте ресурсообеспеченность основными видами полезных ископаемых, заполните таблицу

Ресурс

Запасы

Добыча

Количество лет

Нефть

139663 млн. т

3541 млн. т

Газ

146 трлн.куб.м

2,2 трлн. куб.м

Уголь

15 трлн. т

4,6 млр.т

Медь

340 млн.т

11,5 млн.т

Никель

140 млн. т

1,142 млн.т

Железная руда

400 млрд. т

2 млдр. т

Бокситы

23 млдр. т

113 млн. т

Задание 2. Рассчитайте лесистость регионов мира по формуле:

         Площадь лесопокрытости

Лесистость  =   ---------------------------------------    * 100%

        Общая площадь региона

Регионы

Площадь леса, млн. га

Общая площадь региона, млн. га

Лесистость, %

Весь мир

3819

13400

Африка

700

3020

Северная Америка

659

2050

Южная Америка

922

1960

Зарубежная Азия

1061

3170

Европа

381

2290

Австралия и Океания

96

890

Задание 3. На основе таблицы 1 «Структура мирового земельного фонда» постройте линейные диаграммы для каждого региона.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите диаграмму «Структура мирового земельного фонда»
  2. Постройте шесть столбиков высотой 10 см, шириной 1 см, для каждого региона, внизу под каждым столбиком подпишите название региона.
  3. Внутри столбиков отлижите доли земель, который входят в состав земельных ресурсов регионов, используя масштаб в 1 см 10 %.
  4. Сделайте условные обозначения, в которых укажите,  каким цветом обозначен каждый вид земель в структуре земельного фонда.

Таблица 1. Структура мирового земельного фонда

Регион

Доля от всех земельных ресурсов региона, %

пашня, сады

луга и пастбища

леса

земли, занятые населенными пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями

малопродуктивные и непродуктивные земли

Европа

32

19

26

5

18

Азия

21

15

21

2

41

Африка

11

23

26

1

39

Сев. Америка

12

18

33

3

34

Юж. Америка

8

19

47

1

25

Австралия и Океания

5

51

8

1

35

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Цель: научиться рассчитывать естественный прирост, определять типы воспроизводства населения и мероприятия демографической политики.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость и смертность — это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей или промилей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Формула воспроизводства:

Р-С=ЕП,

где Р — рождаемость, С — смертность, ЕП — естественный прирост.

Типы воспроизводства населения:

Первый тип - Расширенное воспроизводство населения, которому соответствует высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкой смертности. Устойчивое превышение рождаемости над смертностью, обеспечивает постоянное увеличение численности населения. Естественный прирост более 12 промилей.

Второй тип - Простое воспроизводство населения, при котором низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Стабилизация численности населения. Естественный прирост от 0 до 12 промилей.

Третий тип - Суженное воспроизводство населения, при котором отрицательный естественный прирост, за счет того что коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости. Естественный прирост менее 0. Наблюдается убыль населения.

Демографическая политика – это система мер, предпринимаемая государством для регулирования рождаемости.  

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Заполните таблицу, сделайте вывод о взаимосвязи типа воспроизводства населения и уровня экономического развития стран.

Естественный прирост населения стран мира (2010 г.)

Страны

Показатели

Рождаемость, ‰

Смертность, ‰

Естественный прирост, ‰

Тип воспроизводства

Регион

Уровень экономического развития стран (развитые, развивающиеся)

Италия

8,1

9,7

Германия

8,1

10,5

Франция

12,7

8,5

Россия

11,1

14,2

США

13,8

8,0

Канада

10,3

7,0

Нигер

51,6

13,6

Уганда

47,8

12,3

Саудовская Аравия

28,5

3,3

Афганистан

38,1

19,5

Индия

21,7

6,2

Венесуэла

20,6

5,1

Бразилия

18,4

6,2

Парагвай

28,2

4,5

Япония

7,4

9,0

Австралия

12,4

7,0

Вывод:

Задание  2. Используя лекционный  материал выясните направления и мероприятия демографической политики, проводимой в странах с суженным (простым, расширенным) типом воспроизводства. Заполните таблицу.

Показатели

Тип воспроизводства

Суженое

Простое

Расширенное

Соотношение между рождаемостью и смертностью (поставьте знак <, >, =)

Р         С

Р         С

Р         С

Уровень экономического развития стран

Направления демографической политики

(на увеличение рождаемости, на снижение рождаемости)

Мероприятия демографической политики (перечислите)

Тема: Размещение населения.

Ход работы

Задание 1. Используя данные таблицы выясните плотность населения мира и регионов.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Рассчитайте плотность населения по миру и регионам по формуле:

ПН = Численность населения /Площадь (чел. / кв. км)

  1. Заполните таблицу.
  2. Сделайте вывод, ответив на вопрос. Какой регион мира имеет наибольшую и наименьшую плотность населения?

Регион

Численность населения,

млн. чел

Площадь,

млн. кв. км

Плотность населения, 

чел. / кв. км

Мир

6464

134

Россия, СНГ

273

12,9

Зарубежная Европа

521

10

Северная Америка

331

20,5

Латинская Америка

561

19,6

Зарубежная Азия

3840

31,7

Африка

905

30,2

Австралия и Океания

33

8,9

Тема: Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы.

Цель: научиться давать экономико-географическую характеристику страны.

Оборудование: 1. «Визитная карточка стран мира»,

                          2. Атлас 10 класса.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

План экономико-географического положения страны.

  1. Тип экономического развития страны (развитая или развивающаяся страна),
  2. Размер территории,
  3. Государственное устройство,
  4. Столица;
  5. Вид географического положения (внутриконтинентальная, имеет выход к мировому океану, островное, полуостровное государство),
  6. Чем и где омывается,
  7. Местонахождение в субрегионе,
  8. С какими странами и где граничит.

  1. Самостоятельная работа.

Задание:  Используя визитную карточку стран, атлас 10 класса,  сравните ЭГП двух стран Европы по плану.

План сравнения

Швейцария

Великобритания

1.        Тип экономического развития страны

2.        Размер территории

3.        Государственное устройство

4.        Столица

5.        Вид географического положения

6.        Чем и где омывается

7.        Местонахождение в субрегионе

8.        С какими странами и где граничит

Тема: Страны Зарубежной Азии.

Цель: систематизировать знания о Зарубежной Азии.

Оборудование: 1. Атлас 10 класса,

                          2. Цветные и простой карандаши,  

                          3. Баранчиков «География».

Ход работы

Задание 1. Используя рисунок на стр. 287 учебника «География» Баранчикова, таблицу 115 на стр. 288 и карту атласа «Политическая карта мира»  выделите границы субрегионов Зарубежной Азии, подпишите название субрегионов.

Задание 2. Дайте характеристику региону Зарубежная Азия.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1 определите долю регионов мира по площади.

Формула для определения доли регионов мира по площади:

             Площадь региона

Доля региона =  ------------------------------ * 100

             Площадь мира

  1. Постройте столбчатую  диаграмму, отражающую долю регионов мира по площади, используя масштаб в 1 см 10%.
  2. Определите долю регионов мира по численности.
  3. Постройте столбчатую диаграммы, отражающие долю регионов мира по численности населения.
  4. Сделайте вывод о том, какое место занимает регион Зарубежной Азии по площади и численности населения среди других регионов мира.

Таблица 1. Площадь и численность регионов мира, 2005 г.

Регион

Площадь территории, млн. кв. км

Доля региона по площади, %

Численности населения, млн. человек

Доля региона в численности населения мира, %

Весь мир

134134

100

6447

100

Европа с Россией

22989

730

Зарубежная Азия

31760

3921

Северная Америка

19600

329

Южная Америка

20582

559

Африка

30280

905

Австралия и Океания

8923

33

Задание 3. Используя «визитную карточку» стран конкретизируйте характеристику государственного строя стран Зарубежной Азии, приведите по пять примеров относящихся к каждому типу. Работа выполняется в виде таблицы.

Таблица. Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституцион-ные

Абсолют-ные

Задание 4. Используя визитную карточку стран мира выпишите первые пять стран Зарубежной Азии по площади и численности населения.

Задание 5. Используя карту атласа природные ресурсы, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии, сделайте вывод.

Страны

Виды полезных ископаемых

Турция

Иран

Ирак

Сирия

Иордания

Саудовская Аравия

Кувейт

ОАЭ

Тема: Макрорайоны США.

Цель: научиться давать характеристику макрорайонов США.

Оборудование: 1. Баранчиков  «География»,

                 2. Атлас 10 класса,

                 3. Контурная карта США.

Ход работы

Задание 1. На контурной карте обозначьте границы США, подпишите страны граничащие с США; моря и океаны, омывающие страну.

Задание 2. С помощью учебника и карты атласа «США» нанесите границы макрорегионов, подпишите их.

Задание 3. Используя данные таблицы 1 на контурной карте покажите долю макрорайонов по численности населения и  в ВВП страны.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выберите для диаграмм масштаб в 1 см – 10%,
  2. Сначала покажите долю района по населению. Внутри района постройте столбик шириной 0,5 см, высота столбика будет зависеть от доли макрорайона в общей численности населения страны. Закрасьте столбик желтым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.
  3. Рядом постройте второй столбик, в котором покажите долю района в ВВП. Закрасьте столбик зеленым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.

Задание 4. Используя теоретический материал выясните столицы макрорайонов, укажите их на карте и подпишите.

Таблица 1. Социально-экономические характеристики макрорегионов США

Макрорегион

Доля районов, %

Терри-

тория

Населе-

ние

ВВП

Обраба-тываю-щая пром.

Добыва-ющая пром.

Сельс-

кое и лесное хоз-во и рыб-во

Северо-Восток

5

18

24

17

2

6

Средний Запад

22

22

20

32

7

40

Юг

24

37

34

26

31

23

Запад

49

23

22

25

60

31

Итого по США

100

100

100

100

100

100

Тема: Страны Латинской Америки.

Цель: научиться давать характеристику региону Латинская Америка.

Оборудование: 1. Баранчиков «География»,

                          2. Атлас 10 класса.

Ход работы

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 409 дайте определение:

Метисы –

Мулаты –

Самбо –

Задание 2. Используя данные рисунка 25 на стр. 410 заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 405-406 сделайте вывод

Расовый состав населения Латинской Америки

Расы

Страны, в которых преобладают расы

Европеоидная

Метисы

Негры и мулаты

Индейцы

Вывод: ответьте на вопрос, с чем связан пестрый расовый состав населения Латинской Америки?

Задание 3. Используя данные рисунка 26 на стр. 413 заполните таблицу

Крупнейшие городские агломерации

Название агломерации

Название страны, в которой находится агломерация

Города, входящие в агломерацию

Численность населения агломерации

1.

2.

3.

4.

Задание 4. Используя данные рис. 26 на стр. 413 и политической карты мира выпишите в тетрадь страны Латинской Америки, в которых столица не является крупнейшим по численности населения городом страны.

Задание 5. Постройте столбчатую диаграмму «Площадь стран Южной Америки», используя данные таблицы, сделайте вывод.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите общую площадь региона.
  2. Найдите долю каждой страны в общей площади региона по формуле:

              Площадь страны

Доля страны = ---------------------------------* 100

               Площадь региона

  1. Постройте столбец высотой 1 см, шириной 10 см, отложите долю каждого региона в столбце.

Страны

Площадь,

тыс. кв. км

Население,

тыс. чел

ВВП на душу населения, $

Бразилия

8 515

203 429,8

7625

Колумбия

1 139

44 725,5

6248

Аргентина

2 767

41 769,7

12377

Перу

1 285

29 248,9

4799

Венесуэла

916

27 635,7

5794

Чили

757

16 888,8

9417

Эквадор

284

15 007,3

3203

Боливия

1 099

10 118,7

2424

Парагвай

407

6 459,1

4426

Уругвай

176

3 308,5

9035

Гайана

214

744,8

3963

Суринам

163

492,0

3799

Итого

Задание 6. Используя данные таблицы выпишите первые пять стран по уровню ВВП.

Тема: Страны Африки.

Цель:  научиться давать характеристику региона.

Оборудование: 1. Баранчиков  «География»

                           2. Атлас 10 класса,

Ход работы

Задание 1. Используя «Визитную карточку стран», текст учебника на стр. 354 - 355 выясните государственный строй стран Африки, заполните таблицу (приведите примеры стран).

Таблица.                                Государственный строй стран  Африки.

Зависимые территории

Формы правления

Республики

Абсолютная монархия

Ограниченная монархия

Сделайте вывод, в котором ответьте на вопросы: Какая форма правления преобладает в регионе? Когда образовались современные государства Африки? С чем это связано?

Задание 2.  Используя карту атласа на стр. 2-3 выясните экономико-географическое положение (ЭГП) стран Африки, заполните таблицу.

Количество

%

Примеры стран

(5 примеров)

Страны, не имеющие выхода к Мировому океану

Страны, имеющие выход к Мировому океану

Всего стран

56

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя карту атласа на стр. 2- 3 выпишите количество стран Африки имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода.
  2. Определите долю стран имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода в общей численности стран региона.
  3. Сделайте вывод об ЭГП региона, используя текст учебника на стр. 355

Задание 3. Определите тип воспроизводства в регионе, заполните  таблицу.

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Тип воспроизводства

Нигер

46,12

12,73

Уганда

44,17

10,97

Малави

41,80

8,74

Бурунди

42,33

9,54

Мали

45,53

13,22

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите естественный прирост по формуле:

                        Естественный прирост = Рождаемость - Смертность

  1. Сделайте вывод о типе воспроизводства населения в регионе. Используя текст учебника на стр. 360 объясните причины высокой рождаемости в Африке и какие проблемы это приносит региону.

Задание 4. Используя карты атласа на стр. 12-13 и на стр. 2 – 3 выясните обеспеченность Африки природными ресурсами, заполните таблицу.

Природные ресурсы

Страны

Нефть, газ

Уголь

Золото

Алмазы

Урановые руды

Фосфориты

Задание 5. Используя карты атласа на стр. 18-19 и на стр. 21-22 выясните ведущую отрасль промышленности региона, заполните таблицу.

Отрасль горнодобывающей промышленности

Страны, в которых она развита

Отрасли обрабатывающей промышленности

Страны, в которых она развита

Сделайте вывод о том, какие отрасли преобладают в хозяйстве региона и с чем это связано, использую текст учебника на стр. 362.

Задание 6. Используя текст учебника на стр. 364-364 ответьте на вопросы:

  1. Какая отрасль сельского хозяйства является ведущей?
  2. Какие выделяются направления в растениеводстве?
  3. Перечислите основные культуры местного потребления, выращиваемые в Африки.
  4. Перечислите основные плантационные (экспортные) культуры и страны, производящие их.

        Список использованных источников

  1. Атлас. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Автор А.П. Кузнецов. ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2006.
  2.  География: Учеб. для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / Е. В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко и др.; под ред. Е.В. Баранчикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Карта (Географический атлас для учителей средней школы) . - 4 Апреля 2014 - Blog - Ctschool


ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Карта европы контурные - точная карта найдена, шустрое скачи…

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Учебное пособие по дисциплине иностранный язык разработано  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего професси...

Сборник методических указаний к самостоятельным работам предмета "Техническая механика", раздел "Детали машин"

В сборнике представлены методические указания к самостоятельным работам для закрепления полученных теоретических знаний. Представлены алгоритмы выполнения заданий, предложены варианты заданий по изуча...

Сборник кроссвордов для самостоятельной работы студентов

Сборник кроссвордов составлен из творческих работ студентов кружка "Информационное обеспечение профессиональной деятельности"...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В сборник помещены задания по курсу "Психология" для специальности "Преподавание в начальных классах". Тематика самостоятельных заданий охватывает почти все программные разделы курса общей психологии,...

Сборник лекций и методических указаний для выполнения самостоятельных работ_Менеджмент

Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.Программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к м...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...