РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
статья на тему

Козаева Раиса Санджиевна

 

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята  Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

  Среди задач, которые ставятся перед новым учебно-методическим комплексом, - создание условий для получения выпускниками "прочных знаний по истории России", формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и раскрытие "сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян". Учебник также должен "показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса". При этом авторы подчеркивают, что исходят из того, что "российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи".

В Стандарте предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры "как к непрерывному процессу национальной идентичности". Также обращается внимание на необходимость "исключить возможность внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России". Требованием к учебникам, указывают авторы концепции, должны быть "доступность изложения, образность языка". [2].

«Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.» [3].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozaeva_r.s._regionalnaya_istoriya_kak_sostavnaya_chast.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

(ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ)

 

Козаева Р.С.

БПОУ «Торгово-технологический колледж», г. Элиста

Разработка новой концепции исторического образования в конце XX в. в Российской Федерации строилась с учетом достижений современной науки на основе исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологического подходов. При конструировании исторического образования был обеспечен баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминировании общенациональных (государственных) ценностей.

Одной из актуальных задач в образовательной политике государства является гармоничное сочетание федерального и национально-регионального компонента: преподавание истории народов, развитие самобытных культур, языков. Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями.

Знакомство с концепциями национально-регионального компонента исторического образования, разработанными учеными и педагогами в республиках, краях и областях Российской Федерации, свидетельствует о том, что в этом направлении идет активный и в ряде случаев плодотворный поиск. Этот вопрос рассматривается в работах педагогов - практиков: Вяземского ЕЕ., Стреловой О.Ю. (г. Хабаровск), Гайфуллина ВТ. (Республика Татарстан), Лянцевича В.М. (Республика Коми), Шарапова Я.Ш. (г. Йошкар-Ола), Цыренова М.Г., Номогоева В.В.(Республика Бурятия), Курнешова Л.Е. (г. Воронеж), Кузнецова Ф.С., Зверева В.А (г. Новосибирск), Богоявленского Б., Будаева М.М. (г. Москва) и т.д.

Для нас одной из дисциплин национально-регионального компонента является история Калмыкии, которая рассматривается нами как часть и компонент мировых, общероссийских процессов, и в то же время выявляется ее своеобразие.  

Волна интереса к родной истории, поднявшаяся в середине 80-х годов XX века в различных регионах страны, продолжает держаться на весьма высоком уровне

В концепциях, разработанных в республиках РФ до 90-х г.г. XX в. ,  единообразно использовался термин «национально-региональный компонент» и, как правило, провозглашался его приоритет над федеральным компонентом государственного

образовательного стандарта. Региональное пространство, в целом, совпадало с границами национальных субъектов федерации, но в документах акцент делался на национальной (этнической) составляющей содержания гуманитарного образования. Декларировались идеи обучения и воспитания учащихся в поликультурной и многонациональной среде на основе взаимного уважения, межнационального мира и согласия, приобщения к истокам национальной культуры, формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма, сохранения и обогащения социокультурных ценностей и традиций своей республики, своего народа. Однако для многих концепций национальных школ был характерен моноэтнический, монокультурный подход, проявляющийся во внимании к этнопсихологическим особенностям познавательных процессов детей только титульной нации, в консервации этнических норм традиционного общества в преимущественной разработке курсов по истории и культуре доминирующего этноса и т.п. Особенно это проявилось в начале 90-х гг., в период так называемого «периода парада суверенитетов». [1]

Только в конце 1990-х гг. в национальных регионах начинают разрабатываться вопросы «диалога культур» в содержании школьного образования, сопряженности этнической истории и культуры с историей и культурой всей России.

Государственная Дума РФ IV созыва по инициативе Министерства образование и науки РФ на своем заседании в ноябре 2007 года приняла Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», основной сутью которого является отмена существовавшей до этого трехкомпонентной модели организации содержания образования в общеобразовательных школах и усиление роли федерального компонента. И если раньше национальный компонент наряду с федеральным носил обязательный характер, то после принятия указанного закона обязательным компонентом остается только федеральный.

30 октября 2013 г. на заседании Президиума Российского исторического общества принята  Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

  Среди задач, которые ставятся перед новым учебно-методическим комплексом, - создание условий для получения выпускниками "прочных знаний по истории России", формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и раскрытие "сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян". Учебник также должен "показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса". При этом авторы подчеркивают, что исходят из того, что "российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи".

В Стандарте предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры "как к непрерывному процессу национальной идентичности". Также обращается внимание на необходимость "исключить возможность внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России". Требованием к учебникам, указывают авторы концепции, должны быть "доступность изложения, образность языка". [2].

«Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.» [3].

Таким образом, курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Значительную перспективу для проектирования содержания курса отечественной истории предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»). Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. [4]

 Так, в действующих ФГОС  третьего поколения  названы следующие задачи изучения истории:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.[5]

В Торгово-технологическом колледже изучение  истории Калмыкии достигается  с помощью синхронизации с курсом истории России, начиная с конца XVI века, т.е. с момента вступления калмыков  в состав России, до наших дней. Мы считаем, что идея интеграции региона в общенациональную (общероссийскую) и мировую историю должна доминировать над стремлением выделить, возвысить историческое прошлое отдельного народа или региона, противопоставить его общему пути развития страны. Таким образом, история Калмыкии изучается как часть общероссийской истории.

400 лет назад Россия приняла в подданство наших предков, осознавая, что ойраты с их природными качествами воинов - это значительная военная сила, которая могла бы охранять рубежи России. Царская администрация знала о хорошем экономическом состоянии калмыков (неисчислимые стада всех видов домашнего скота, особенно лошадей). Раздвигая свои границы, Россия проявляла гибкую мирную дипломатию, предлагая взаимовыгодные условия, свое покровительство. Профессор Пальмов писал: «калмыки не были побеждены силой русского оружия, но добровольно признали государственную власть страны, где они поселились» [6].

Но это не единственное мнение прихода калмыков на берега Волги в XVII в.

На уроках  по теме «Развитие политического строя и управления в XVII в.» рассматриваются причины прихода калмыков в Россию, причины, определившие движение калмыков к Волге. Обучающиеся должны изучить две существующие концепции:

  1. Авторы Бичурин Н.Я., Броневский В., Позднеев А. объясняют этот приход осуществлением «обдуманных планов хитрых замыслов», с целью «восстановления империи Чингис-хана».
  2. Бакунин В., Рычков П., Нефедьев Н. придерживаются концепции движения калмыков на Запад, к Волге «печальной для них необходимостью». [7]

Обучающиеся, анализируя исторические источники, документы, в ходе дискуссий убеждаются в том, что главными причинами прихода на Волгу были земельная теснота, потребность в пастбищных угодьях. Кроме того, ими двигало стремление получить выход на рынок, потому что кочевой народ, занимавшийся скотоводством и охотой, постоянно нуждался в обмене своих товаров на предметы промышленного и земледельческого производства.

Изучая темы развития экономики, обучающиеся должны уяснить не только основные черты хозяйственного развития калмыков, но и их хозяйственные и торговые отношения с живущими рядом русскими крестьянами, рыбаками, жителями городов. Обучающиеся знакомятся с особенностями хозяйственного развития калмыков: не развивалось земледелие, отсутствовала промышленность. Основным занятием было скотоводство. В XVIII веке структура хозяйства калмыков изменяется.  Например, обучающиеся, анализируя исторические источники, получают возможность составить таблицу. [8]

Таблица

Новые занятия

Причины

Земледелие

(бахчевые культуры, просо,

табак, рожь)

Соседство и контакты с оседлым населением, желание знати не зависеть от русского рынка, бедняки - поддержать свое скудное существование.

Сенокошение

Калмыки, перешедшие на оседлый образ жизни, а также для подкормки скота в особо снежные зимы.

Рыболовство

Сокращение пастбищных территорий, падеж скота: эпизоотии, бескормица, погодные условия. Источник существования.

Отходничество (нанимались к рыбопромышленникам, в бурлаки, грузчики, на рубку мяса и т.д.).

А) поиск заработка - источник существования;

Б) уход от эксплуатации нойонов и зайсангов.

Но только после Октябрьской революции калмыки переходят полностью к оседлости, развивается земледелие, промышленность.

В темах, посвященных развитию культуры народов России, особое внимание уделяется развитию калмыцкой культуры. В XVII в. была создана национальная письменность великим просветителем и ученым Зая - Пандитой, после чего появились в печатном варианте сургалы, сборники сказок, пословицы. Развитие буддизма в Калмыкии рассматривается во взаимосвязи с духовной культурой народа.

Темы, связанные с защитой Отечества от иноземных захватчиков, охватывают период с момента вступления калмыков в состав Российского государства.

Например,  Петр  I использовал калмыков для охраны южных рубежей во время Северной войны, использовалась калмыцкая конница и в борьбе с Османской империей за выход к Черному морю. При изучении темы «Полтавская битва» приводится много документальных материалов об участии калмыков в битве у деревни Лесной Петр I писа приближенным: «… оного неприятеля сломив, побили наголову, так что трупом с 8000 на месте осталось (кроме того что по лесам от ран померло и калмыки побили); обоз весь с 2000 телег, 16 пушек, 42 знамя и поле осталось нам…. Достальные шведы побежали вниз по реке Соже и в шести милях вплавь реку переплыли, за которыми сзади калмыки гнали и зело много побили».[9]

 Первая мировая война, Великая Отечественная война показывают обучающимся множество примеров патриотизма, любви к Родине наших земляков.

Отдельные уроки посвящены трагическим страницам в истории калмыцкого народа:

На уроке по теме «Россия во второй половине XVII в.» рассматривается вопрос ухода части калмыков во главе с Убуши-ханом в Джунгарию в 1771 году. Причины этого исхода, связанны с политикой правительства Екатерины II, которая ограничила власть хана коллегиальным органом Зарго, введя в действие в 1762 г. «Положение о Зарго». « Согласно этому документу, Зарго был реорганизован и фактически стал государственным учреждением в Калмыцком ханстве, входящим в систему государственных органов России. Царская администрация рассматривала Зарго как «общенародное калмыцкое правительство» с определенным штатом чиновников, получавших государственное жалование».[10]

При изучении темы «XX съезд КПСС» затрагивается тема депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943 - 1957 гг.

Обучающиеся имеют возможность сделать вывод, что причины этих трагических событий различны, а вот последствия практически одинаковы для калмыцкого народа: лишение своей государственности, резкое сокращение численности калмыцкого населения, снижение экономического потенциала, моральные и культурные потери (литературные источники, религиозные ценности).

Обучающиеся используют в учебном процессе различные типы исторических источников, материалы периодической печати, монографическую литературу, которые позволяют реализовывать возможности региональной истории для выработки у учащихся личностного отношения к изучаемым событиям. Особенно ценны материалы, изложенные в работах Бакунина В.М., Бичурина И.Я., Беликова ., Златкина И.Я.,  калмыцких ученых-историков. [11]

Передача опыта регионализации исторического образования субъектами РФ оказывается полезной и эффективной в тех случаях, когда масштабные проекты не строятся на исключительности своего региона, не ставят целью просто дополнить содержание федерального компонента или поднять качество образования в отдельном регионе на уровень мировых стандартов.

Изучение истории Калмыкии способствует освоению исторических традиций калмыцкого народа, народов проживающих на территории республики,  интегрированию в государственную целостность, идентификации себя как гражданина России, создает условия для осознания исторического единства народов Калмыкии, для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления прошлого своего региона, способствует становлению личностной позиции гражданина РФ. Поэтому в своей работе мы обращаем внимание на полинациональный, поликультурный состав населения, добровольный характер вхождения калмыков в состав России, их интеграцию в общенациональную и мировую культуру, на демографические и социальные проблемы современного общества. Только в этом случае изучение региональной истории будет иметь воспитательное значение.

Библиографический список

  1. Стрелова  О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: каким он видится на местах? [текст] - Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 5.
  2.  Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной  истории , пункт Многоуровневое представление истории. (30 октября 2013) http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf 
  3. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной  истории, пункт Историко-культурологический подход: пространство диалога. (30 октября 2013) http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf
  4. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной  истории, пункт Многоаспектный (многофакторный) характер истории. (30 октября 2013) http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf
  5.   Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
  6. Пальмов  Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. XVII- XVIII века, [текст]- Астрахань, 1926 -1932.- Ч. III. -С. 1-5.
  7. Златкин  И.Я. История Джунгарского ханства (1635 - 1758). [текст] - М.. 1964.
  8. Максимов К.Н. Основные этапы в процессе добровольного принятия калмыками Российского подданства, [текст]- Теегин герл. 2008. № 6. С. 58.
  9.  Соловьев С.М. Сочинения.-Кн.VIII: История России с древнейших времен. Т. 15-16.-С.199.
  10.  Эрдниев У.Э., Максимов К.Н. Калмыки: историко-этнографические очерки. – Элиста, 2007. – С.146.
  11.  Бичурин  Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени, [текст] -Элиста., 1991.

Страхов Н.И. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов и судопроизводства…. – СПб., 1810.

Бентаковский И.В. Жилища и пища калмыков Большедербетовского улуса// Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868.

Бакунин В.М.Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского, и поступков их ханов и владельцев; Сочинение 1761 гю – Элиста, 1995.

Позднеев А., Астраханские калмыки и их отношения к России до начала нынешнего столетия// Журнал Министерства народного просвещения.-1866. Ч.СС XІV.

Златкин И.Я.История Джунгарского ханства (1635-1758). – М., 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в усовиях преподавания естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационн...

Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека

Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....

Национально-региональный компонент на уроках истории в СПО

Национально-региональный компонент на уроках истории в СПО...