Тема 3.2 Подготовительный этап научно-исследовательской работы
план-конспект урока по теме
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Тема 3.2 Подготовительный этап научно-исследовательской работы
План:
1. Планирование научно-исследовательской работы: выбор темы и обоснование её актуальности, составление плана исследования, формулировка проблемы исследования, постановка цели и задач исследования.
2. Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования. Описание методов исследования. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
4. Составление индивидуального рабочего плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО_Тема 3.2 | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы научно - исследовательской деятельности» Тема 3.2
преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна
РАЗДЕЛ 3. Организация научно-исследовательской работы
Тема 3.2 Подготовительный этап научно-исследовательской работы
План:
- Планирование научно-исследовательской работы: выбор темы и обоснование её актуальности, составление плана исследования, формулировка проблемы исследования, постановка цели и задач исследования.
- Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.
- Определение объекта и предмета исследования. Описание методов исследования. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
- Составление индивидуального рабочего плана.
Рекомендуемая литература по теме:
- Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 95 с.
- Общая схема хода научного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idschool225.narod.ru/schema.htm#0. – Загл. с экрана.
- Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб. – метод. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Академия, 2010. – 160 с.
- Прежде, чем выполнять исследовательский проект, необходимо иметь представление о том, что нужно сделать, пожалуй, это самая сложная и важная часть проекта – ведь если нет понимания того, что предстоит исследовать, то невозможно разработать инструменты исследования.
Обоснование актуальности выбранной темы[1]. Это начальный этап любого исследования. Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости, главное показать суть проблемной ситуации. Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. В начале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал. Не исключено, что в процессе работы над проектом, тема будет немного корректироваться.
Составление плана исследования[2]. План – самая короткая форма фиксации информации. Он:
- Отражает последовательность изложения мысли и обобщает её;
- Раскрывает содержание текста;
- Восстанавливает в памяти содержание источника;
- Ускоряет проработку источника информации;
- Организует самоконтроль.
Но нужно понимать, что план не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: готовить сообщения, рефераты. Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:
- Чтение текста целиком;
- Деление его на смысловые части;
- Дать заголовки отражающие содержание части;
- Воспроизведение текста по составленному плану.
Принципы составления плана и его виды представлены в Приложении 1 и Приложении 2.
Формулировка проблемы исследования[3]. Это важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Как правило, формулировка начинается с глаголов «выяснить…», «сформировать…», «выявить…», «определить…», «создать…», «построить…».
Постановка цели и конкретных задач исследования[4]. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять.
[1] Общая схема хода научного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idschool225.narod.ru/schema.htm#0. – Загл. с экрана.
[2] Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб. – метод. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Академия, 2010. – С. 83-87
[3] Общая схема хода научного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idschool225.narod.ru/schema.htm#0. – Загл. с экрана.
[4] Общая схема хода научного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idschool225.narod.ru/schema.htm#0. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 3.3 Структура научно-исследовательской работы
Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРадел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.3 Структура научно-исследовательской работыПлан:1. Структура исследовательск...
Презентация научно-исследовательской работы на тему "Об итогах переписи населения 2010 года"
Презентация научно-исследовательской работы на тему "Об итогах переписи населения за 2010 год"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по Теме:"Качество питьевой воды и эффективность методов ее очистки"
Методическая разработка предназначена для проведения исследовательской работы по дисциплине «Химия» со студентами....
Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса на тему: "Какие бывают звезды"
Эта работа помогла мне в аттестационной работе!!! Мы заняли с этой работой 2 место, это был Всероссийский конкурс....
Конкурсная работа на тему : Совершенствование системы управления собственным капиталом организации для участия в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся по программам СПО
КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Дисциплина «Методика преподавания математики» Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»
Дисциплина «Методика преподавания математики»Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»...
научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной работы студентов
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной раб...