Рабочая программа "Основы социологии и политологии"
рабочая программа по теме
Программа предназаначена для обучения студентов 2 курса по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_sots._i_polit_l_-_13-_11.docx | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины: «Основы социологии и политологии»
Специальности:
24.02.01. Производство летательных аппаратов
Базовая подготовка
Москва
2016 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией общественно-правовых дисциплин Протокол № 1 от «31» августа 2016 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 24.02.01.Производство летательных аппаратов |
Председатель предметной (цикловой) комиссии социально-гуманитарных дисциплин ____________/_________/ | Заместитель директора по профессиональному образованию _____________И.В. Бойцова |
Подпись Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УИМО
_____________ М.А. Аксиньева
Подпись Ф.И.О.
Составитель: Моисеева Ирина Юрьевна, к.и.н., преподаватель ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова
Рецензент:_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
- Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 24.02.01. Производство летательных аппаратов
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии»относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
Программа направлена на формирование общих учебных компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1. Анализировать объект производства.
ПК 2. Обеспечить технологическую подготовку производства.
ПК 3. Анализировать результаты реализации технологического процесса для определения направлений его совершенствования.
ПК 4. Анализировать технологическое задание, выбирать конструктивное решение.
ПК 5. Проводить сбор, обработку и накопление технических, экономических и социологических видов информации. Выбирать наиболее конструктивные решения для реализации управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности участка.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Воспитание уважения и интереса к истории развития социологии и политологии, понимание значения знания социально политических процессов для современной жизни.
- Дальнейшее развитие и совершенствование аналитических способностей студентов в процессе освоения курса философии.
- Освоение знаний о социологии и политологии, как о науке и общественном явлении, способном влиять на окружающую действительность.
- Овладение умениями анализировать, классифицировать социально-политические факты, оценивать различные политические течения и их роль в процессе формирования личности.
- Применение научных знаний и умений в практической жизни, в общении с окружающими.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах.
- определить значение социологии и политологии как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление о политике, как важнейшем общественном явлении.
- воспитывать политическую активность и понимание важности участия индивида в общественно-политической жизни;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия социологии и политологии;
- роль социологии и политологии в жизни человека и общества;
- элементы социальной структуры общества;
- сущность политического процесса;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и повседневной жизни для:
- осознания социально-политических закономерностей в окружающей действительности;
- умения решать возникшие проблемы на основе социально-ролитических знаний;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой жизни;
- совершенствования коммуникативных способностей, способностей межличностного и межкультурного общения.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, мировоззренческая, аксиологическая и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, т.к. все виды компетенций взаимосвязаны.
Мировоззренческая компетенция - формирование мировоззренческой позиции личности и убеждений под влиянием практической жизнедеятельности людей, на основе их личного жизненного опыта. Помогает понять и правильно осмыслить окружающий мир. Эта компетенция формируется в процессе изучения всего социологии и политологии.
Коммуникативная компетенция – формирование умения общения и передачи информации на основе полученных социально-политических знаний. Эта компетенция формируется в процессе изучения всего курса социологии и политологии.
Аксиологическая компетенция (оценочная)– формирует умение на основе полученных социально-политических знаний оценивать объективную реальность и преобразовывать ее в соответствии с исторической необходимостью. Формируется в процессе изучения проблем человека и личности.
Культуроведческая компетенция – осознание социологии и политологии, как части культуры, взаимосвязи политической культуры и культуры в целом, овладение этическими нормами. Формирование культуроведческой компетенции может происходить в результате изучения тем «Культура» и «Политическая культура» , а так же в результате изучения проблем связанных с культурой.
В результате освоения дисциплины «Основы социологии и политологии» обучающиеся должны овладеть общими компетенциями по четырем блокам: самореализации, самообучения, информационному, коммуникативному.
Социология и политология, как мировоззренческие науки, обеспечивают развитие интеллектуальных, аналитических и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Особое значение придается знанию социально-политической терминологии, развитию политического мышления, навыков самоконтроля, потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам, интернет-ресурсам).
- Использование часов вариативной части ОПОП
Дисциплина состоит из часов вариативной части.
- Профильная составляющая (направленность) дисциплины «Основы социологии и политологии».
Реализуется за счет отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использование потенциала межпредметных связей.
- Количество часов на освоение учебной дисциплины «Основы социологии и политологии».
Максимальная учебная нагрузка – 48 часов, в том числе:
- Обязательная аудиторная нагрузка – 32 часов
- Самостоятельная работа – 16 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНЕИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: - подготовка докладов, сообщений, характеристик - изучение Конституции РФ | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проекта) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основы социологии | |||
Раздел 1. Система научного знания | |||
Тема 1.1. Социология как наука. Предмет социологии. Методы социологического исследования. | Содержание учебного материала | 2 | |
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений о развитии социологии с древних времен до современности. | 1 | ||
Тема 1.2. История социологии | Содержание учебного материала | 2 | |
История социологии: древность, средневековье, новое время, современность. Э. Кант – родоначальник социологии. Э. Дюргейм, Г. Спенсер, М. Вебер – вклад в развитие социологии. Марксизм. Социология в России. Современная социология | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов по истории социологической мысли | 1 | ||
Тема 1.3. Личность в системе социальных отношений. | Содержание учебного материала | 2 | |
Личность, как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Взаимоотношения личности и общества. Социальный статус личности. Виды статусов. Статусный набор. Социальные роли личности. Ролевой набор. Ролевой конфликт и его разрешение. Социализация личности. Процессы социализации, этапы и стадии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: на основе биографии проследить процесс социализации личности. | 1 | ||
Раздел 2. Социальная динамика | |||
Тема 2.1. Культура как социальное явление | Содержание учебного материала | 2 | |
Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство. Распространение культуры. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов по культуре стран мира | 1 | ||
Тема 2.2. Регуляция поведения в обществе. | Содержание учебного материала | 2 | |
Социальные отклонения. Социальные роли и поведение личности. Роль социальной среды в поведении личности. Социальный контроль: внутренний, внешний, формальный, неформальный. Социальные нормы, их виды. Социальные отклонения. Девиация и развитие общества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение норм социального контроля | 1 | ||
Тема 2.3. Социальные институты. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие социальный институт. Основные признаки социальных институтов. Политические, экономические, культурно-образовательные институты, базовые институты общества. Семья, как социальный институт. Исторические формы семьи: моногамная, полигамная. Семейные традиции, семейные роли. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: разобрать социальный институт здравоохранения. | 1 | ||
Раздел 3. Социальная структура. | |||
Тема 3.1. Социальные общности и группы, этнические общности | Содержание учебного материала | 2 | |
Социальные общности и группы. Их признаки, многообразие общностей и групп. Масса, как феномен социальных общностей и групп. Роль толпы в социальном процессе. Этнические общности. Этнические процессы. Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные. Роль лидера в группах. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект по дополнительным источникам информации | 1 | ||
Тема 3.2. Общество как социальная система. | Содержание учебного материала | 2 | |
Социальная стратификация и мобильность. Общество, его основные признаки, структура и функции. Общество, как социокультурная система. Развитие общества. Основные формы развития. Прогресс и регресс. Традиционное и современное развитие общества, их принципиальные различия. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить характеристику современного общества | 1 | ||
Раздел 4.Основы политологии | |||
Тема 4.1. Политика как социальное явление. Политика и экономика | Содержание учебного материала | 2 | |
Политика, как социальное явление. Ее роль в развитии общества. Предмет политологии, основные понятия, методы изучения политической жизни общества. История политической мысли. Элементы политологии в учениях древних греков. Политические идеи средневековья и эпохи возрождения (Н. Макиавелли), нового времени и современности. Политика, как концентрированное выражение экономики. Основные направления политики. Экономическая политика, общество, как система. Общественные групповые интересы, власть. Столкновение интересов, как основа политических конфликтов и кризисов. Социальная политика. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов по истории политической мысли | 1 | ||
Тема 4.2. Этнонациональные и конфессиональные группы в политике. Человек в политике. | Содержание учебного материала | 2 | |
Политические сферы жизни этносов, наций, национальных групп. Формирование национальной государственности. Этнополитические конфликты. Этнополитическое пространство РФ. Конфессиональные группы в политике. Человек в политике. Политические интересы и потребности личности. Политическая социализация личности. Политические интересы личности. Политическое участие, Политические права и свободы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по развитию наций и конфессий. | 1 | ||
Раздел 5. Политическая жизнь общества. | |||
Тема 5.1. Политическая жизнь и политическая система общества | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность понятия «политическая жизнь общества». Открытое и закрытое общество. Свобода политической жизни. Понятие политической системы общества, структура политической системы. Политическая власть. Понятие политической власти, источники власти, признаки и формы правления, ресурсы власти. Политический режим: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократия – форма власти. Принципы демократии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составить характеристику современного политического режима | 1 | ||
Тема 5.2. Государство и гражданское общество | Содержание учебного материала | 4 | |
Государство, как фундаментальный институт политической системы. Монархия и республика. Признаки государства, типы, формы, политические режимы. Основные черты гражданского общества, условия существования. Президент и парламент в структуре политической власти. Президентская республика, ее особенности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конституцией РФ: государственное устройство России | 2 | ||
Тема 5.3. Политические партии и системы. Политическое лидерство. | Содержание учебного материала | 2 | |
Происхождение и сущность политических партий. Партийные системы: сущность, разновидности. Политические движения, организации, группы давления. Понятие политической элиты, ее функции. Политические лидеры: типы, функции. Теория черт. Политический процесс. Участие гражданского общества в политическом процессе. Насилие в политическом процессе. Выборы и избирательные системы: мажоритраная, пропорциональная, смешанная. Системы правительства: традиционная, сословная, правовая. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов «Политические партии в России» | 1 | ||
Тема 5.4. Политическая культура и политическое сознание | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие политической культуры. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Политическая культура молодежи. Политическое сознание: обыденное и теоретическое. Политические ценности, потребности, интересы. Политические коммуникации в политической жизни. СМИ, их роль в жизни. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений о роли СМИ в политической жизни страны. | 1 | ||
Тема 5.5. Внешняя политика и международные отношения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие внешней политики, сущность, структура, функции. Понятие международных отношений, история их становления. Роль международных организаций. Международные конфликты: источники, причины, способы разрешения. Изменение облика мира на рубеже XX-XXI в. Новый внешнеполитический курс России. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составить характеристику современного уровня развития международных отношений РФ | 1 | ||
Дифференцированный зачет | |||
Всего: | 48 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Основ философии».
- Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Основы социологии и политологии» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты).
- Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор;
- мультимедийный экран и проектор.
- Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
-выписка из ФГОС СПО по специальности;
- выписка из Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план;
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся;
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план учебного занятия, технологическая карта занятия;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
- домашние задания;
- перечень сообщений;
- методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения;
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
- тесты по темам дисциплины;
- проверочные работы в формате ЕГЭ;
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
- Основы социологии и политологии.Демидов Н.М.- М.: «Академия», 2015
- Основы социологии и политологии. – Л.М. Куликов. – Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений.. – М., 2014..
- Основы политологии. Шилобод М.И. - М.: «Владс», 2014.
- Социология и политология. КравченкоА.И.- М.: «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература:
- Алексеевав Т. «Современные политические теории». - М.: «Юрист», 2000 г.
- История политических и правовых учений / Под ред. Персеянца В.С. - М.: «Юридическая литература», 1999 г.
- Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. Радугина А.А., М.: «Центр», 2001 г.
- Фролов С.С. «Основы социологии», учебное пособие, М.: «Юрист», 1997 г.
- Социология учебное пособие в схемах и таблицах, под ред. В.П. Сальникова Фонд «Университет», С.-Пб, 2001 г.
- Социологический энциклопедический словарь. / под ред. Осипова Г.В., Москва, Инфра М-норма, 1998 г.
- Политология. Краткий энциклопедический словарь / под ред. Борцова Ю.С., Москва, «Феникс», 1997 г.
Дополнительные оригинальные тексты:
- Конституция РФ, Москва, 1993 г.;
- Законы РФ (по мере выхода в свет);
Интернет-ресурсы:
1. http://www.isras.ru/-Институт социологии РАН |
2. http://lib.socio.msu.ru-Электронная библиотека социологического факультета МГУ |
3. http://socis.isras.ru/-журнал «Социологические исследлвания» |
4. http://xammep.nm.ru/doc/soc/index.html-библиотека работ по социологии |
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
Результаты обучения, освоенные умения, усвоенные знания | Освоенные ОК, ПК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Ориентироваться в наиболее общих социально-политических проблемах, познания ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ПК1 | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с оригинальными текстами; - написание и защита рефератов; - подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам; - фронтальная проверка знаний (устно); - контрольная работа; Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания; - накопительная оценка; |
Определить значение социологии и политологии, как отраслей духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков | ОК4, ОК5, ОК1, ПК3, ПК4, ПК5 | |
Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей | ОК8, ОК1, ПК5 | |
Сформировать представление о политике, как главной функции государства | ОК4, ОК5, ПК2 | |
Уметь работать с первоисточниками | ОК9, ОК 7 | |
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать: | ||
Основные понятия социологии и политологии | ПК2, ПК1 | |
Роль социологии и политологии в жизни человека и общества | ОК3, ОК 7 ПК3 | |
Сущность социально-политических процессов | ОК5, ОК6 | |
Об условиях формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | ОК8, ОК9, ОК10 | |
О социальных и этических проблемах связанных с достижениями науки, техники и технологий | ПК5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам социологии и политологии
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы социологии и политологии Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2К-7 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2015 г.
Рабочая программа...
Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология. Раздел 1. Социология для обучающихся специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Методическая разработка оценочного средства в форме тестовых заданий в рамках внутреннего мониторинга качества знаний по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология для обучающихся спец. 40...