Рабочая программа "Основы социологии и политологии" 2017
рабочая программа на тему
РП "Основы социологии и политологии" 2017 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" 2017 | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Основы социологии и политологии
по специальности 38.02.03«Операционная деятельность в логистике»
Москва, 2017 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных гуманитарных дисциплин | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования |
Протокол № 1 От «31» августа 2017 г. | 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» (код, наименование профессии/специальности) |
Председатель предметно (цикловой) комиссии ___________ Ухина Т.В. (подпись) (Ф.И.О.) | Заместитель директора по УМР _____________ В.Г.Калиничева (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель (автор) Никопорович В.Р.
(ГБОУ СПО ТК № 34, Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,)
Рецензент
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы социологии и политологии
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины входит в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы социологии и политологии является вариативной и относится к циклу дисциплин ОГСЭ.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни,
- в целом понимать современную политическую ситуацию в стране и мире,
- сравнивать политические проблемы в различных регионах мира,
- четко различать формы государственного устройства,
- понимать значение демократии для жизни общества;
- формировать собственную политическую культуру, чтобы применять теоретические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- причины социального неравенства как основы стратификации общества,
- исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты),
- критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж,
- отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев;
- сущность и виды социальной мобильности,
- понятие открытого и закрытого общества;
- методы и функции политической науки,
- сущность политической власти,
- субъекты политики.
- Операционный логист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов,
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
Подготовка докладов | 6 |
Подготовка презентаций | 4 |
Проведение анализа общественной ситуации и презентации к нему | 4 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Система научного знания | 10 | ||
Тема 1.1 Социология как наука. Специфика социологического метода | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки. Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества. Понятие социального. Социальный факт. Социальная проблема. Социологические исследования как инструмент познания общества. Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика. Применение конкретно-социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве. Задачи и функции социологической службы на предприятии. Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста. | 1 1 1 1 1 1 2 1 | ||
Тема 1.2 История социологии | Содержание учебного материала | 2 | |
Возникновение социологии как науки. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда. Теория социальной эволюции Социология марксизма. «Понимающая» социология. Социология в России Марксистское направление в русской социологии. Современный период в развитии социологии и ее перспективы. | 1 1 2 1 1 1 1 1 1 | ||
Самостоятельная работа студентов: подготовить презентацию по теме «История развития социологии». | 6 | ||
Тема 1.3 Личность в системе социальных отношений | Содержание учебного материала | 2 | |
Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Личность и культура. Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование. Социальные роли личности. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения. | 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Раздел II. Социальная динамика | 12 | ||
Тема 2.1 Социализация личности | Содержание учебного материала | 4 | |
Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди. Универсальное и специфическое в социализации. Процесс социализации, его этапы и стадии. Особенности социализация на разных ее этапах. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Возникновение социального «Я». «Я» как процесс. Десоциализация и ресоциализация. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Тема 2.2 Культура как социальное явление | Содержание учебного материала | 2 | |
Особенности социологического анализа культуры. Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры. Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура Культурные универсалии. Основные элементы культуры Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация. | 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Тема 2.3 Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения. | Содержание учебного материала | 4 | |
Социальные роли и поведение личности. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности. Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля. Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений. Девиации и развитие общества. | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 | ||
Тема 2.4 Социальные институты | Содержание учебного материала | 2 | |
Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социальных институтов. Предсказуемость общества - важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений. Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества. | 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 | ||
Раздел III. Социальная структура | 10 | ||
Тема 3.1 Социальные общности и группы. Этнические общности. | Содержание учебного материала | 2 | |
Этнические общности Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп. Мнимые и контактные социальные общности. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения личности в толпе. Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития. Этнические конфликты и проблема их преодоления. Социальная группа. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах. | 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 | ||
Самостоятельная работа студентов: Проведение анализа общественной ситуации и презентации к нему | 4 | ||
Тема 3.2 Общество как социальная система | Содержание учебного материала | 2 | |
Страна, государство, общество. Основные признаки общества, его структура и функции. Развитие общества, основные формы развития. Прогресс и регресс. Особенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации. Проблемы развития современного российского общества. Условия саморазрушения общества Аномия. Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия. | 1 1 2 2 2 1 | ||
Самостоятельная работы студентов: подготовить доклад по теме «Общество как социальная система». | 4 | ||
Тема 3.3 Социальная стратификация и мобильность | Содержание учебного материала | 2 | |
Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии с временного общества. Бедность и неравенства, их типология. Профессионально-должностная структура общества. Понятие социальной мобильности, ее причины. Групповая и индивидуальная социальная мобильность. Каналы социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия. | 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 | ||
Раздел IV Социально-экономические основы политики. | 4 | ||
Тема 4.1 Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли. | Содержание учебного материала | 2 | |
Политика как социальное явление. Ее роль в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки о политике. Методы изучения политической жизни общества. Политология в системе социально-гуманитарного знания, ее функции. Политические идеи в истории человеческой цивилизации. Российская политология: история и современность. Современные зарубежные политологические школы и доктрины | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Тема 4.2 Политические интересы социальных групп общества | Содержание учебного материала | 2 | |
Общество как система. Общественные, групповые интересы и власти. Виды интересов, типология, особенности формирования. Столкновение интересов как основа политических конфликтов и кризисов. Природа политических конфликтов, формы развития. Социальная политика, ее poль в преодолении кризисных ситуаций в обществе. | 1 1 2 2 2 2 | ||
Тема 4.3 Человек в политике | Содержание учебного материала | 2 | |
Политические интересы и потребности личности. Соотношение политических интересов личности и общества. Политическая социализация как включение личности в политику и передача политического опыта поколений. Этапы, пути, формы политической социализации. Своеобразие и роль различных социально-политических институтов и семьи в формировании личности. Специфика политической социализации в конфликтных условиях. Типология политической личности. Мотивация, материальные, социокультурные и политико-правовые предпосылки участия личности в политике. Формы (институциональные и внеинституциональные) политического участия. Молодежь и политика. | 1 1 1 2 1 2 2 2 2 1 | ||
Раздел V. Политическая жизнь общества | 10 | ||
Тема 5.1 Политическая жизнь и политическая система общества | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность, содержание понятия «политическая жизнь общества». Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни. Свобода политической жизни общества. Понятие политической системы общества. Основные подходы к исследованию политических систем. Структура политической системы. Типология политических систем, функции. Устойчивость политической системы. Реформы политической системы в России: причины, сущность. | 1 1 1 2 2 2 2 2 2 | ||
Тема 5.2 Политическая власть и политические режимы | Содержание учебного материала | 2 | |
Политическая власть: историко-политологическое объяснение. Современные концепции власти. Понятие политической власти. Соотношение с политическим влиянием и политическим авторитетом. Признаки, принципы, формы правления, функции, ресурсы политической власти. Динамика власти, кризис. Причины и способы преодоления кризисные ситуации. Механизмы осуществления политической власти. Политический режим как система методов осуществления политической власти. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти. Принципы демократии: большинства, конституционализма, разделения властей. Ограниченность современной демократии. Проблемы становления демократии в России в начале XXI века. | 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 | ||
Тема 5.3 Политические партии и партийные системы | Содержание учебного материала | 2 | |
Происхождение и сущность политических партий. Место в политической системе общества. Классификация партий. Функции в демократическом обществе. Конституционно-правовой статус политических партий. Партийные системы: сущность и разновидности (многопартийные, двухпартийные, однопартийные). Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе. Политические движения, общественные организации и группы давления. Лоббирование в системе политической деятельности. | 1 1 1 1 2 2 2 1 | ||
Тема 5.4 Политическая культура и политическое сознание | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие «политическая культура». История понятия и многообразие определений. Содержание и сущностные характеристики политической культуры. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Влияние политической культуры на формирование политической системы. Подсистемы политической культуры. Политическая культура молодежи. Особенности российской политической культуры. Соотношение политической культуры и политического сознания. Типы политического сознания. Политические ценности, потребности и интересы. Мораль и политические предпочтения. | 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Итоговая аттестация в форме контрольной работы | 2 | ||
Всего | 56 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин, или кабинета, оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. Кравченко А. И. Основы социологии - М., 2011.
- Осипов Г. В. Социология - М., 2013.
- Белов Г. А. Политология – M., 2012.
- Панарин А. С. Политология - М., 2012.
Дополнительные источники
1. Дюргейм Э. «Социология» - М., 2009
2. Ионин Л. Г. «Социология культуры» - М., 2012
3. Сорокин П. А. «Социологические теории современности» - М., 2013
Интернет – ресурсы по социологии
- http://www.cemi.rssi.ru/isesp/lci/sociology.htm
- http://www.isn.ru/sociology.shtml
- http://www.internews.ru/win/sociology.html
- http://www.inion.ru/product/search_p.htm
- http://holmogorov.rossia.org:8101/libr/
- http://www.tisbi.ru/resources/library/18/
- http://www.socium.fom-discurs.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общие и общеучебные компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результаты выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Оценка самостоятельной работы, устный опрос, тестовые задания по темам, зачет. |
Разработчик:
ГБПОУ ТК 34 | преподаватель | В.Р. Никопорович |
место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам социологии и политологии
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы социологии и политологии Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего...
Рабочая программа по Экономике и социологии труда
Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы социологии и политологии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
Рабочая программа...