РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
рабочая программа по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvoznanie_2013.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Анапский индустриально – педагогический колледж
Краснодарского края
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОДБ 05 Обществознание
для профессий
260807.01 Повар, кондитер
270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства
100701.01 Продавец, контролер-кассир
100114.01 Официант-бармен
2013 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК гуманитарных дисциплин « ___» ________________20_____г Председатель ПЦК ____________А. В. Паламарчук | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО АИПК КК __________________И.В. Мазур « ___» ____________20___г. |
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол № ____
от «_____» ___________20___ г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального образования разработанной Кишенковой О.В., кандидатом исторических наук, доцентом одобренной и рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования», ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 10. 04. 2008г.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Анапский индустриально–педагогический колледж Краснодарского края.
Разработчик: Е. В. Изотова, преподаватель ГБОУ СПО АИПК КК
Рецензенты:
Л.Н. Крышняя, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО АИПК КК
Н.С. Степанова, преподаватель ЧОУ СПО Анапский индустриальный техникум
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в ГБО АИПК КК при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий «Официант-бармен» и «Продавец-консультант кассир» обществознание изучается как интегрированный базовый учебный предмет (включая экономику и право) в количестве 90 часов обязательной аудиторной нагрузки, максимальной учебной нагрузки - 135 часов, самостоятельной работы – 45часов. Для профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» - 167 часов обязательной аудиторной нагрузки, и 251 час максимальной учебной нагрузки, самостоятельной работы – 84часа; «Повар-кондитер» – 170 часов обязательной учебной нагрузки, 255 часов максимальной нагрузки и 85 часов самостоятельной работы.
Программа курса состоит из 6-ти разделов: 1 – «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»; 2 – «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»; 3 – «Экономика»; 4 – «Социальные отношения»; 5 – « Политика, как общественное явление»; 6 – «Право».
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
Увеличение часов обязательной аудиторной нагрузки на изучение второго раздела «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 3 часа; третьего раздела «Экономика» - 4 часа; четвертого раздела «Социальные отношения» -10 часов; пятого раздела «Политика как общественное явление» - 6 часов; шестого раздела – 3 часа. В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. Итоговой формой контроля знаний является дифференцированный зачет
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
Студент должен
знать – социальные науки, специфику объекта их изучения и значимость социального знания.
иметь представление:
- о роли и месте дисциплины в системе профессионального образования;
- о значении знаний по дисциплине для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности.
уметь - раскрывать на примерах понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.
Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Студент должен
знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности;
- место и роль человека в системе общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- самосознание и социальное поведение в обществе;
- понятие истины;
- мировоззрение;
- о свободе человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества), а также о выборе и ответственности и о своих гражданских качествах.
уметь:
- взаимодействовать с социальной средой и выполнять типичные социальные роли в группе;
- разрешать межличностные конфликты.
Самостоятельная работа №1 - Тематическое сообщение «Что делает человека человеком?»
Самостоятельная работа №2 - Подготовка к семинарскому занятию «Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни».
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Студент должен:
знать:
- о воздействии людей на природную среду;
- об особенностях современного мира, а именно о процессах глобализации; об опасности современных войн, о терроризме.
иметь представление:
- об обществе как сложной динамичной системе;
- о специфика общественных отношений.
уметь:
- анализировать полученную информацию о положении в обществе и объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, включая взаимоотношения человека и общества, общества и природной среды;
- оценивать действия субъектов социальной жизни и формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике (терроризм).
Самостоятельная работа №3 - составление конспекта «Общество : традиционное, индустриальное, информационное».
Самостоятельная работа №4 - составление конспекта «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Студент должен
знать:
- понятие культуры во всех ее аспектах;
- о проблемах духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде;
- об учреждениях культуры и государственных гарантиях в этой области.
уметь:
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи общества и культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельная работа №5 - Подготовка сообщения по теме «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе».
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
Образование, как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Студент должен
знать:
- понятие науки, ее квалификацию;
- о значимости труда и ответственности ученого;
- о системе образования в Российской Федерации, а также о государственных гарантиях в получении образования.
понимать – особенности социально – гуманитарного познания.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа №6 - Составление конспекта на тему «Система образования в Российской Федерации».
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Студент должен
иметь представление:
- о морали, о ее основных принципах и нормах;
- о добре и зле;
- о долге и совести.
знать:
- мировые религии;
- об искусстве и его видах.
Самостоятельная работа №7 - Подготовка к семинарскому занятию на тему «Религиозные объединения в РФ».
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
Студент должен
знать:
- понятие экономики и ее главные вопросы;
- разделение труда, специализацию и обмен;
- содержание принципа презумпции невиновности.
уметь:
- защищать свои права как потребителя, планировать расходы и доходы семьи.
Самостоятельная работа №8 – анализ социальной ситуации и решение познавательной задачи с актуальным социальным содержанием: «Планирование доходов и расходов семьи».
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
Студент должен
знать:
- понятие спроса и предложения, их факторы и равновесие между собой;
- понятие конкуренции, виды фирм;
- издержки, выручка, прибыль, а также производительность труда;
- фондовый рынок;
- основы менеджмента и маркетинга;
иметь представление:
- о функциях государства в экономике;
- о налоговой политике в стране.
Самостоятельная работа №9: Подготовка к написанию доклада на тему «Менеджмент».
Самостоятельная работа №10: Подготовка к написанию доклада на тему «Маркетинг».
Самостоятельная работа №11: Составление конспекта на тему: «Налоговая система в Российской Федерации».
3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
Студент должен
знать:
- понятие ВВП;
- понятие спроса на труд, предложения труда;
- понятие безработицы;
- деньги и банковская система в России;
- понятие инфляции.
уметь:
- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах – текст, схема, таблица и т.п.
- оценивать действия субъектов, включая личность, группы, организации, с точки зрения экономической рациональности.
Самостоятельная работа №12 «Составление графика экономического роста и развития в РФ за период с 2009 по 2010г.»
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Студент должен
знать:
- становление современной рыночной экономики России;
- экономические институты России.
уметь – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации и осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
Самостоятельная работа №13 - подготовка к написанию доклада на тему «Россия в мировой экономике» с изложением и аргументацией собственных суждений о реалиях и явлениях общественной жизни.
Самостоятельная работа №14 – составление конспекта на тему «Основные экономические институты в РФ и их функции по удовлетворению потребностей общества».
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и стратификация.
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Студент должен
знать:
- понятие о социальной структуре;
- понятие социальная стратификации и мобильности;
- понятие социальной роли и социального статуса.
уметь:
- отличать социальные роли от социальных статусов;
- соотносить стратификацию с мобильностью.
Самостоятельная работа №15 - Составление конспекта « схемы социальных статусов в пределах их стратификации »
4.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
Студент должен
знать:
- понятие социальных норм, их социальный контроль, а также самоконтроль, виды санкций;
- понятие девиантного поведения;
- понятие социального конфликта, его причины возникновения.
уметь:
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи участников конфликта;
- разрешать социальные конфликты;
- использовать в практической деятельности и повседневной жизни предвидение возможных последствий конфликта.
Самостоятельная работа №16 - Подготовка сообщения на тему «Конфликт и пути его разрешения».
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
Студент должен
знать:
- особенности социальной стратификации в современной России;
- сферу молодежных интересов и особенности молодежной политике в РФ;
- понятие семьи и брака, проблемы неполных семей.
иметь представления:
- о демографических, профессиональных, поселенческих и иных группах;
- об этнических общностях;
- об межнациональных отношениях, этносоциальных конфликтах;
- о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
- о современной демографической ситуации в Российской Федерации.
уметь:
- характеризовать институт семьи, выделяя его существенные признаки и закономерности развития;
- объяснять функциональные связи участников семьи;
- оценивать действия членов семьи;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Самостоятельная работа №17 – Подготовка сообщения «Этнические общности».
Самостоятельная работа №18 – Подготовка к семинарскому занятию «Молодежь, как социальная группа».
Самостоятельная работа №19 – составление конспекта на тему «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации».
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.
Студент должен
знать:
- понятие власти;
- политическую систему в РФ;
- формы государства;
- понятие демократии.
иметь представление:
- о внешней и внутренней политике;
- о демократических институтах и традициях.
уметь – соотносить и объяснять отличия общества от государства.
Самостоятельная работа №20 – Тематическое сообщение «Демократия, ее основные признаки и ценности».
Самостоятельная работа №21 – составление схемы на тему «Формы государства».
5.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения. Политическая идеология. Правовое регулирование деятельности партий в РФ.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.
Студент должен
знать:
- понятие личности и государства;
- политический статус личности и политическое участие;
- понятие политического лидерства;
- понятие гражданского общества;
- роль средств массовой информации в политической жизни общества.
иметь представление:
- о политических партиях и движениях, об их участии в политике страны;
- о политической идеологии.
уметь:
- осуществлять поиск социальной информации и извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания;
- оценивать, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию предоставленную со стороны СМИ, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
Самостоятельная работа №22 – составление конспекта на тему «Политическая сфера жизни общества».
Самостоятельная работа №23 – проведение тематического анализа и подготовка к реферату на тему «Роль СМИ в политической жизни общества».
РАЗДЕЛ 6. ПРАВО
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Студент должен
знать:
- понятие и сущность юриспруденции;
- виды и характеристики социальных норм;
- понятие нормативно-правового акта;
- понятие правонарушений и юридическая ответственность за их деяние.
понимать – необходимость регулирования общественных отношений
иметь представление:
- об основных институтах и отраслях права;
- о действии нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
уметь:
- правильно находить ситуационный ориентир в совокупности нормативно-правовых актов;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Самостоятельная работа №24 - подготовка к контрольной работе на тему «Правовое регулирование общественных отношений».
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
Право на благоприятную окружающую среду.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Права и обязанности налогоплательщика.
Студент должен
знать:
- понятие конституционного строя – основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
- структуру государственных органов РФ;
- понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения;
иметь представление:
- о правоохранительных органах;
- о гражданской службе в армии;
- о правах и обязанностях налогоплательщика.
уметь:
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных объектов с обществоведческими терминами и понятиями;
- извлекать из правовых текстов знания по пройденным темам;
- определять личную гражданскую позицию.
Самостоятельная работа №25 – работа с нормативно-правовым актом – Конституцией РФ.
6.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Студент должен
знать:
- понятие физических и юридических лиц;
- понятие права собственности и основания его приобретения;
- понятие личных неимущественных прав;
- понятия семейных правоотношений;
- понятие трудовых правоотношений;
- административное и уголовное регулирование правоотношений.
иметь представление:
- о гражданско-правовых договорах;
- о защите прав потребителя;
- о порядке приема в образовательные учреждения профессионального образования;
- об административных проступках и преступлениях, а также административной и уголовной ответственности.
уметь:
- использовать полученные знания в повседневной жизни для реализации и защиты своих прав как человека и гражданина, для осознанного выполнения гражданских обязанностей, для ориентировки в актуальных общественных событиях, для успешного выполнения типичных социальных ролей;
- осуществлять поиск информации в правовых текстах;
- характеризовать, оценивать и формулировать социальные ситуации, на основе чего подготавливать устное выступление, придерживаясь своих выводов.
Самостоятельная работа №26 - работа с Российским законодательством в соотношении с отраслями права, по решению познавательных задач с актуальным социальным содержанием, с персональным выбором студента правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.
6.4. Международное право
Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Самостоятельная работа № 27 – составление доклада на тему «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени», с изложением и аргументацией собственных суждений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «обществознание»
для профессии «продавец, контролер-кассир»
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Самостоятельная работа | Аудиторная нагрузка | Максимальная нагрузка | |
Введение | 2 | 2 | |
1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 6 | 10 | 16 |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 3 | 4 | 7 |
1.2. Общество как сложная система | 3 | 6 | 9 |
2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 3 | 6 | 9 |
2.1. Духовная культура личности и общества | 1 | 2 | 3 |
2.2. Наука и образование в современном мире | 1 | 2 | 3 |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 1 | 2 | 3 |
3. Экономика | 10 | 20 | 30 |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 2 | 4 | 6 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 3 | 6 | 9 |
3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 3 | 6 | 9 |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 2 | 4 | 6 |
4. Социальные отношения | 8 | 16 | 24 |
4.1. Социальная роль и стратификация | 3 | 6 | 9 |
4.2. Социальные нормы и конфликты | 2 | 4 | 6 |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 3 | 6 | 9 |
5. Политика как общественное явление | 8 | 16 | 24 |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 3 | 6 | 9 |
5.2. Участники политического процесса | 5 | 10 | 15 |
6. Право | 10 | 20 | 30 |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 3 | 6 | 9 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 3 | 6 | 9 |
6.3. Отрасли российского права | 3 | 6 | 9 |
6.4. Международное право | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 45 | 90 | 135 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «обществознание»
Для профессии «официант-бармен»
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Самостоятельная работа | Аудиторная нагрузка | Максимальная нагрузка | |
Введение | 2 | 2 | |
1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 6 | 10 | 16 |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 3 | 4 | 7 |
1.2. Общество как сложная система | 3 | 6 | 9 |
2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 3 | 6 | 9 |
2.1. Духовная культура личности и общества | 1 | 2 | 3 |
2.2. Наука и образование в современном мире | 1 | 2 | 3 |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 1 | 2 | 3 |
3. Экономика | 10 | 20 | 30 |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 2 | 4 | 6 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 3 | 6 | 9 |
3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 3 | 6 | 9 |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 2 | 4 | 6 |
4. Социальные отношения | 8 | 16 | 24 |
4.1. Социальная роль и стратификация | 3 | 6 | 9 |
4.2. Социальные нормы и конфликты | 2 | 4 | 6 |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 3 | 6 | 9 |
5. Политика как общественное явление | 8 | 16 | 24 |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 3 | 6 | 9 |
5.2. Участники политического процесса | 5 | 10 | 15 |
6. Право | 10 | 20 | 30 |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 3 | 6 | 9 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 3 | 6 | 9 |
6.3. Отрасли российского права | 3 | 6 | 9 |
6.4. Международное право | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 45 | 90 | 135 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине «обществознание»
Для профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Самостоятельная работа | Аудиторная нагрузка | Максимальная нагрузка | |
Введение | 2 | 2 | |
1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 11 | 20 | 31 |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 6 | 12 | 18 |
1.2. Общество как сложная система | 5 | 8 | 13 |
2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 9 | 17 | 26 |
2.1. Духовная культура личности и общества | 2 | 4 | 6 |
2.2. Наука и образование в современном мире | 3 | 6 | 9 |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 4 | 7 | 11 |
3. Экономика | 19 | 38 | 57 |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 5 | 10 | 15 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 5 | 10 | 15 |
3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 5 | 10 | 15 |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 4 | 8 | 12 |
4. Социальные отношения | 15 | 30 | 45 |
4.1. Социальная роль и стратификация | 5 | 10 | 15 |
4.2. Социальные нормы и конфликты | 4 | 8 | 12 |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 6 | 12 | 18 |
5. Политика как общественное явление | 13 | 26 | 39 |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 4 | 8 | 12 |
5.2. Участники политического процесса | 9 | 18 | 27 |
6. Право | 17 | 34 | 51 |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 5 | 10 | 15 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 5 | 10 | 15 |
6.3. Отрасли российского права | 6 | 12 | 18 |
6.4. Международное право | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 84 | 167 | 251 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине «обществознание»
для профессии «повар, кондитер»
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Самостоятельная работа | Аудиторная нагрузка | Максимальная нагрузка | |
Введение | 2 | 2 | |
1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 11 | 20 | 31 |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 7 | 12 | 19 |
1.2. Общество как сложная система | 45 | 8 | 12 |
2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 9 | 17 | 26 |
2.1. Духовная культура личности и общества | 2 | 4 | 6 |
2.2. Наука и образование в современном мире | 3 | 6 | 9 |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 4 | 7 | 11 |
3. Экономика | 19 | 38 | 57 |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 5 | 10 | 15 |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 5 | 10 | 15 |
3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 5 | 10 | 15 |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 4 | 8 | 12 |
4. Социальные отношения | 15 | 30 | 45 |
4.1. Социальная роль и стратификация | 5 | 10 | 15 |
4.2. Социальные нормы и конфликты | 4 | 8 | 12 |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 6 | 12 | 18 |
5. Политика как общественное явление | 13 | 26 | 39 |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 4 | 8 | 12 |
5.2. Участники политического процесса | 9 | 18 | 27 |
6. Право | 18 | 37 | 55 |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 5 | 10 | 15 |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 5 | 10 | 15 |
6.3. Отрасли российского права | 7 | 15 | 22 |
6.4. Международное право | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 85 | 170 | 255 |
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателей
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...