ИКТ на занятиях по иностранному языку
статья по теме

Смышляева Светлана Викторовна

В статье автор рассматривает вопросы использования ИКТ в образовательном процессе по дисциплине Иностранный язык, приводит алгоритмы применения данных технологий по различным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iktna_urokakh_inostrannogo_yazyka._smyshlyaeva.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка,

как метод повышения качества знаний 

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Информационно-коммуникационные технологии занимают прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы обучающихся и повышение познавательной активности. Компьютер – средство при обучении студентов, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

 Применяя компьютерные технологии на уроках, я добиваюсь усвоения большего количества материала, организуя самостоятельную работу и эффективный контроль, что соответствует основным целям обучения английскому языку; формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.

Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации обучающихся. Не секрет, что им  очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке. Студенты получают возможность применить свои знания и навыки в новых условиях, “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. Компьютер действительно помогает повысить интерес и к изучению языка. Многие обучающие компьютерные программы дают возможность обучающимся учиться с увлечением, т.е. играя, т.к. они обладают схожими с компьютерными играми характеристиками. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Элемент игры в различных заданиях вызывает  положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала. 

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
•  интерактивная доска

С помощью ИКТ на уроке преподаватель решает следующие задачи различных аспектов языка.

При обучении фонетике:

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы обучающегося с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

При обучении письму:

 Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д.  Обучающиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У обучающихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

 При обучении грамматике:

 Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал  воспринимается легче и быстрее обучающимися, так как задействована большая часть рецепторов. Меньшими становятся затраты времени на уроке - исчезает необходимость записывания материала на доске.

         С помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ.

При обучении лексике:

 на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
  • запрет студенту переходить к следующему заданию или предложению;
  • переход студента к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом.
  • студенту предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
  • студенту предлагается два списка слов: на русском  и на английском языках, которые он должен соотнести.

Широко применяются возможности ИКТ и в обучении чтению, аудированию, говорению, переводу.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Компьютер позволяет увеличить объём языковой тренировки, развивает образное мышление, активизирует страноведческие знания обучающихся.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Студенты используют Интернет для сбора материала для проектов.

Несомненно, ИКТ помогает повысить интерес обучающихся к учебе, улучшить результаты учебной деятельности. Студенты, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.

 

 Использование ИКТ помогает:

  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • Делать занятия более наглядными и интересными;
  • Формировать информационную культуру обучающегося;
  • Активизировать познавательный интерес обучающихся;
  • Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • Дисциплинировать самого преподавателя, формировать его интерес к работе;
  • Совершенствовать процесс контроля;
  • Снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь» обучающихся;
  • Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и т.д.)
  • Повысить качество знаний обучающихся и студентов

 Необходимо подчеркнуть, что внедрение  в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

План открытого занятия по иностранному языку на тему "Food and Health" (Еда и здоровье)

Открытое занятие по теме "Еда и здоровье" для студентов 1 курса гуманитарного профиля обучения...

Работа с экономическими текстами на занятиях по иностранному языку

В статье речь идет о различных приемах и методах работы с экономическим текстом (текстом по специальности для студентов, обучающихся по специальностям: "Коммерция", "Экономика и бухучет"....

Реализация возможностей ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Данная ролевая игра адресована учителям иностранного языка и ставит своей целью ознакомить и показать приемы работы при изучении темы «Choosing a career», как на практических занятиях по иностранному ...

Методическая разработка: "Цикл аудиторных и выездных практических занятий по иностранному языку (английский) «Знай и люби свой город»"

В современном мире всё чаще возникает необходимость воспитания у молодежи интереса к истории, культуре и традициям России. В связи с этим мы с коллегой (Лаврухиной Н.А.) разработали цикл аудиторн...

Цикл аудиторных и выездных практических занятий по иностранному языку (английский) «Знай и люби свой город»

В современном мире как никогда актуальна проблема воспитания у студентов интереса к истории, культуре и традициям нашей страны. В связи с этим мы с коллегой (Головакиной Е.Н.) разработали цикл ау...

Методическая разработка практического занятия по иностранному языку "Моя семья. Мой дом. Местоимение."

laquo;1.2 Моя семья. Мой дом. Местоимение.».Группы/подгруппы           Преподаватель Даллакян Д.Р.Продолжительность   90  ...