Лекция "СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА"
план-конспект урока по теме
Урок по дисциплине "Психология физической культуры и спорта" для студентов 1 курса ГБОУ СПО МО "УОР по гандболу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konferentsiyu.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА
Вознесенская Татьяна Борисовна, ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу», г. Чехов, преподаватель психологии физической культуры и спорта.
Тип урока: урок изучения нового материала (смешанный урок).
Цели урока:
- изучить структуру личности тренера;
- способствовать развитию психолого-педагогических качеств личности необходимых для эффективной работы тренером;
- воспитывать уважительное отношение к будущей профессии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал: тетради, учебник, опорные таблицы в электронном виде.
Основные термины:
Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Педагогические способности - совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.
II. Проверка домашнего задания. 5мин. (устный ответ)
Учитель: Проверку домашнего задания мы проведём в форме устного опроса.
Вопрос: Какие качества и свойства способствуют достижению успеха в гандболе, а какие мешают?
Ответ: 1) уравновешенность, терпеливость, решительность, способность к самоконтролю, потребность в самосовершенствовании… агрессивность, нерешительность, дозволенность…
III. Изучение нового материала (25 минут). (Лекция с элементами беседы). Учитель: Мы начинаем изучать структуру личности тренера. Исследование личности тренера началось в середине 20 века. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень.
Вопрос: Давайте вспомним определение понятия личность?
Ответ: Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Учитель: Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые проявляются в общении с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. К профессионально важным качествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные. Сейчас мы рассмотрим структуру личности тренера исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. Ребята, таблицу занесите в тетрадь. (Таблица № 1)
Таблица № 1. Структура личности тренера по К.К. Платонову
Вопрос: Как вы думаете, какими мировоззренческими и нравственными качествами личности должен обладать тренер? Ответ: стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.
Учитель: Как мы уже выяснили в первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание предать ученикам профессиональный опыт спортивной деятельности. Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность. В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.
Вопрос: Какими эмоционально-волевыми качествами должен обладать тренер?
Ответ: уравновешенность, терпеливость, решительность, жизнерадостность.
Учитель: Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом. Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера.
Вопрос: Какими доминирующими качествами должен обладать тренер для детей?
Ответ: учит любить спорт; любит детей; помогает в трудную минуту; не жалеет свободного времени; помогает в становлении личности; контролирует успеваемость в школе.
Учитель: В спортивной психологии были предприняты попытки выявить модель идеального тренера. Зарубежные ученые выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: дозволенность-контроль, пассивность-энергичность, агрессивность-поддержка, расплывчатость-ясность, поощрение-безразличие к учащимся в процессе обучения, сдержанность-яркость, поощрение к обмену мнениями-чтение лекций, доброжелательность- холодность.
Задание: Давайте попробуем проанализировать, насколько выражены у вас данные личностные характеристики.
Учитель: Теперь мы с вами рассмотрим основные ролевые позиции тренера, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp-теоретик и практик. Структуру знаний такого тренера составляют специальные, общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические знания, позволяющие ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций. Тренер-психолог. Такие тренеры в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания. Тренер - организатор. Организаторская деятельность такого тренера состоит из целенаправленного и реального проектирования педагогических и функциональных задач. Решение педагогических задач приводит к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости, а функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивной работы по месту жительства.
Задание: Подумайте, какую ролевую позицию занимает ваш тренер.
Учитель: Таким образом, мы с вами рассмотрели новую тему. Узнали, из каких компонентов состоит структура личности тренера, а также познакомились с основными ролевыми позициями.
IV. Закрепление материала (10 минут)
Учитель: А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему. Послушайте задание: На воспитание, каких черт характера и привычек могут повлиять данные примеры?
1)«Футбольный тренер, заслуженный мастер спорта, слава о котором когда-то гремела и в Советском Союзе, и за рубежом, проводил с детьми тренировку. Он довольно грамотно давал объяснения, хорошо показывал технические приемы. Потом "запустил" ребят на самостоятельную тренировку, а сам отошел в сторону и закурил, бросая на траву спички и окурки». (вредные привычки, безответственность, дозволенность).
2)«Он к занятиям относился с таким рвением, что после тренировок уставал больше нас. Я очень любил нашего тренера и старался сделать все так, как он говорил, и не пропускал ни одного занятия». (самоотдача).
3)«Скромнейший, дорогой мой человек, Яков Иванович! Уже семь лет, как я не тренировался у Вас. Но знали бы Вы, как часто вспоминал я Тулу, наши занятия. И Вас, такого терпеливого, корректного, не по-спортивному мягкого. Иногда старался вспомнить, какой у Вас голос? Не мог. Вы никогда на нас не кричали. А сколько Вы знали! И что поразительно - откуда знания? В институте ведь не учились... Большим спортсменом не были...» (мягкость, доброжелательность).
Учитель: молодцы, ребята, с заданием справились хорошо.
V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки (3 минуты).
Заполнить таблицу “Основные педагогические способности тренера”.
Название способности | Описание |
Педагогическое воображение | |
Педагогическая наблюдательность | |
Педагогический такт | |
Организаторские способности |
Литература
1. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. Изд-во: Академия, 2010.
2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Изд.
Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Академический вокал vs пение в речевой позиции
. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно....
Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"
Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...
Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода
Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода...
Автоматизация звука П в прямой позиции.
Презентация подготовлена для занятия по формированию произношения....
Система работы классного руководителя по формированию гражданско – патриотической позиции группы НПК №1 им А.С.Макаренко
формирование гражданско - патриотической позиции студентов...
конкурсная работа " Гражданские и патриотические позиции"
Материал предназначен для работы преподавателей и классных руководителей...
Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...