Лекция "СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА"
план-конспект урока по теме

Вознесенская Татьяна Борисовна

Урок по дисциплине "Психология физической культуры и спорта" для студентов 1 курса  ГБОУ СПО МО "УОР по гандболу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konferentsiyu.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА

Вознесенская Татьяна Борисовна, ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу», г. Чехов, преподаватель психологии физической культуры и спорта.

Тип урока:  урок изучения нового материала (смешанный урок).

Цели урока:

- изучить структуру личности тренера;

- способствовать развитию психолого-педагогических качеств  личности необходимых для  эффективной работы тренером;

- воспитывать уважительное отношение к будущей профессии. 

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактический материал: тетради, учебник, опорные таблицы в электронном виде.

Основные термины:

Личность -  это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Способности -  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Педагогические способности - совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

II. Проверка домашнего задания. 5мин. (устный ответ)

Учитель: Проверку домашнего задания мы проведём в форме устного опроса.

Вопрос: Какие качества и свойства способствуют достижению успеха в гандболе, а какие мешают?

Ответ: 1) уравновешенность, терпеливость, решительность, способность к самоконтролю, потребность в самосовершенствовании…  агрессивность, нерешительность, дозволенность…

III. Изучение нового материала (25 минут). (Лекция с элементами беседы).           Учитель:  Мы начинаем изучать структуру личности тренера. Исследование личности тренера началось в середине 20 века. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень.

Вопрос: Давайте вспомним определение понятия личность?

Ответ: Личность -  это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Учитель: Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые проявляются в общении с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. К профессионально важным  качествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые, интеллектуальные и психомоторные. Сейчас мы рассмотрим структуру личности тренера исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. Ребята, таблицу занесите в тетрадь. (Таблица № 1)

Таблица № 1. Структура личности тренера по К.К. Платонову

Вопрос: Как вы думаете, какими мировоззренческими и нравственными качествами личности должен  обладать тренер? Ответ: стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Учитель: Как мы уже выяснили в первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание предать ученикам профессиональный опыт спортивной деятельности. Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность. В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.

Вопрос: Какими эмоционально-волевыми качествами должен обладать тренер?

Ответ: уравновешенность, терпеливость, решительность, жизнерадостность.

Учитель: Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом. Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера.

Вопрос: Какими доминирующими качествами должен обладать тренер для детей?

Ответ: учит любить спорт; любит детей;  помогает в трудную минуту; не жалеет свободного времени; помогает в становлении личности; контролирует успеваемость в школе.

Учитель: В спортивной психологии были предприняты попытки выявить модель идеального тренера. Зарубежные ученые выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей   поведения:  дозволенность-контроль, пассивность-энергичность,  агрессивность-поддержка, расплывчатость-ясность, поощрение-безразличие к учащимся в процессе обучения, сдержанность-яркость, поощрение к обмену мнениями-чтение лекций, доброжелательность- холодность.

Задание: Давайте попробуем проанализировать, насколько выражены у вас данные личностные характеристики.

Учитель: Теперь мы с вами рассмотрим основные ролевые позиции тренера, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.  Tpенеp-теоретик и практик.  Структуру знаний такого тренера составляют специальные, общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические знания, позволяющие ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций. Тренер-психолог. Такие тренеры в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания. Тренер - организатор. Организаторская деятельность такого тренера состоит из целенаправленного и реального проектирования педагогических и функциональных задач. Решение педагогических задач приводит к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости, а функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивной работы по месту жительства.

Задание: Подумайте, какую ролевую позицию занимает ваш тренер.

Учитель: Таким образом, мы с вами рассмотрели новую тему. Узнали,  из каких компонентов состоит структура личности тренера, а также познакомились с основными ролевыми позициями.  

IV. Закрепление материала (10 минут)

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему. Послушайте задание:  На воспитание, каких черт характера и привычек могут повлиять данные примеры?

1)«Футбольный тренер, заслуженный мастер спорта, слава о котором когда-то гремела и в Советском Союзе, и за рубежом, проводил с детьми тренировку. Он довольно грамотно давал объяснения, хорошо показывал технические приемы. Потом "запустил" ребят на самостоятельную тренировку, а сам отошел в сторону и закурил, бросая на траву спички и окурки».  (вредные привычки, безответственность, дозволенность).

2)«Он к занятиям относился с таким рвением, что после тренировок уставал больше нас. Я очень любил нашего тренера и старался сделать все так, как он говорил, и не пропускал ни одного занятия». (самоотдача).

3)«Скромнейший, дорогой мой человек, Яков Иванович! Уже семь лет, как я не тренировался у Вас. Но знали бы Вы, как часто вспоминал я Тулу, наши занятия. И Вас, такого терпеливого, корректного, не по-спортивному мягкого. Иногда старался вспомнить, какой у Вас голос? Не мог. Вы никогда на нас не кричали. А сколько Вы знали! И что поразительно - откуда знания? В институте ведь не учились... Большим спортсменом не были...»  (мягкость, доброжелательность).

Учитель: молодцы, ребята,  с заданием справились хорошо.

V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки (3 минуты).

 Заполнить таблицу “Основные педагогические способности тренера”.

Название способности

Описание

Педагогическое воображение

Педагогическая наблюдательность

Педагогический такт

Организаторские способности

Литература

1. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. Изд-во: Академия, 2010.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Изд.

    Академия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Академический вокал vs пение в речевой позиции

. А ведь пение для человека так же естественно, а, может быть, и более естественно, чем речь. Попробуем разобраться более подробно....

Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"

Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода

Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода...

Автоматизация звука П в прямой позиции.

Презентация подготовлена для занятия по формированию произношения....

конкурсная работа " Гражданские и патриотические позиции"

Материал предназначен для работы преподавателей и классных руководителей...

Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...