Контрольная работа "Стили и типы речи"
тест по теме
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Стили речи»
1 вариант
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
Стили речи | цель | сфера применения |
общение, обычно на бытовые темы | ||
научный | ||
Закон, указ справка, характеристика | ||
воздействие на читателей, слушателей | ||
3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, запишите его:
а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность
б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность
в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов
г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций
д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность
4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках. (Н.Сладков)
5. Прочитайте текст, выполните задания
1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»
Какая фраза должна стоять в начале первого предложения данного текста?
1) Язык и мышление неразрывно связаны… 2) Философы давно доказали…
3) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…
4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…
Какое слово пропущено в предложении 6?
1) когда 3) чтобы
2) так как 4) хотя
Укажите неверное утверждение.
1) тема – это то, о чём идёт повествование в тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)
2) тема связана с содержательной стороной текста
3) идея – это основная мысль текста
4) в тексте может быть только одна тема
Контрольная работа по теме «Стили речи»
2 вариант
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
Стили речи | цель | сфера применения |
общение, обычно на бытовые темы | ||
научный | ||
Закон, указ справка, характеристика | ||
воздействие на читателей, слушателей | ||
3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, запишите его:
а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность
б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность
в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов
г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций
д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность
4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Многие из нас говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.
Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!
5. Прочитайте текст и выполните задания.
1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту? 4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
Определите тип(-ы) речи данного текста.
- Повествование 2) рассуждение
3) повествование и описание 4) описание и рассуждение
Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
2) Много людей одинаково оценивают красоту.
3) Со временем представления людей о красоте не меняются.
4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и
идеалам нашего времени.
В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) 5 2) 7 3) 9 4) 10
Контрольная работа по теме «Стили речи»
3 вариант
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
Стили речи | цель | сфера применения |
общение, обычно на бытовые темы | ||
научный | ||
Закон, указ справка, характеристика | ||
воздействие на читателей, слушателей | ||
3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, запишите его:
а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность
б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность
в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов
г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций
д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность
4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
В 1909 году С.Аррениус впервые подчеркнул огромную роль углекислого газа как регулятора температуры приповерхностных слоев воздуха. Углекислота свободно пропускает солнечные лучи к земной поверхности, но поглощает большую часть теплового излучения Земли. Она является колоссальным экраном, препятствующим охлаждению нашей планеты. Сейчас содержание в атмосфере углекислого газа не превышает 0,03%. Если эта цифра уменьшится вдвое, то средние годовые температуры в умеренных поясах снизятся на 4-5 градусов по Цельсию, что может привести к началу ледникового периода.
5. Прочитайте текст, выполните задания
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звёзд.
Укажите верное(-ые) утверждение(-ия).
А) текст относится к публицистическому стилю
Б) стиль художественной литературы представлен в тексте
В) текст относится к научному стилю речи
Г) разговорный стиль речи представлен в тексте
Укажите жанр, которому соответствует текст.
1) очерк
2) репортаж
3) памфлет
4) научная статья
Контрольная работа по теме «Стили речи»
4 вариант
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
Стили речи | цель | сфера применения |
общение, обычно на бытовые темы | ||
научный | ||
Закон, указ справка, характеристика | ||
воздействие на читателей, слушателей | ||
3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, запишите его:
а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность
б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность
в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов
г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций
д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность
4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Директору музыкальной школы №10
Петрову С.И.
ученика 5 класса Смирнова Петра,
проживающего по адресу: г.Ковров,
ул.Зеленая,5-6
заявление.
Прошу разрешить мне, Смирнову Петру, ученику 5 класса, перенести занятия с первой смены на вторую половину дня со второй четверти 2011 г.
5. Прочитайте текст, выполните задания
Ну и ветрище! Налетел откуда ни возьмись… Последние листья с деревьев посрывал! Вон липа, голым – гола… Ещё и дождище нагнал! Надо же! Пасмурно, тоскливо… Хоть бы солнце что ли скорее из-за туч выглянуло… Только на него и остаётся уповать. Ну, слава Богу, вот и оно!
Определите тип(-ы) речи данного текста.
1) Повествование 2) описание
3) повествование и описание 4) описание и рассуждение
Укажите верное(-ые) утверждение(-ия).
А) текст относится к публицистическому стилю
Б) стиль художественной литературы представлен в тексте
В) текст относится к научному стилю речи
Г) разговорный стиль речи представлен в тексте
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях.
Билл Гейтс гл..ва к..рпорации «Microsoft» сч..тает что тратить ч..жое время верх н..пр..личия. Лишнего времени (н..)(у)кого нет и (по)тому почтовый мусор и разного рода роз..грыши в Интернете так раздр..жают людей. Невида..ая информацио..ая э..ективность Интернета и..пользуется для ра..пр..странения в несколько тысяч.. адресов (н..)нужных сообщений пр..дставляющих собой р..кламу а порой пр..п..сные буквы или воскл..цательные знаки.
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях.
Интернет уже в нынешнем мл..денческом сост..янии пр..образует мир однако как и всякая мощ..ная техн..логия он открывает возможности для злоуп..тр..бления. «Спам» это название уп..тр..бляемое интернетовским с..общ..ством для обозн..чения электро..ого мусора. Получателям а так(же) обслуж..вающ..м Интернет к..мпаниям пр..ход..т(ь)ся р..зб..рат(ь)ся в куче (н..)проше..ых р..кламных об..явлений (н..)р..альных об..щаний от отправит..лей чьи имена обычно замаск..рова..ы или указа..ы (н..)верно. При этом имейте (в)виду (н..)так(то) ле..ко попросит и..ключить себя из списка ра..сылки или хотя (бы) просто пожаловат(ь)ся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа"
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа" - материал представлен в формате MS Word....
Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»
Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...
Конспект урока по теме "Типы речи"
В приведенном материале дается план развернутый проведения урока с применением технологии развивающего обучения....
Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"
Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....
Презентация к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"
Презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"....
Диссертационная работа на тему "Развитие письменной монологической речи в процессе обучения текстам разных функционально-смысловых типов речи в основной школе"
Оригинальность и глубина исследования. В диссертационной работе Желчуряновой Д.А. достаточно глубоко изучены теоретические основы исследования проблемы, корректно разработан понятийный аппарат и...