Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа"
материал на тему
Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа" - материал представлен в формате MS Word.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kv_sd4.docx | 111.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые студенты!
Если по каким-то причинам Вы не можете воспользоваться презентацией или методическим пособием, то контрольные вопросы помогут Вам подготовиться к практическому занятию, посвященному сахарному диабету 1 типа.
Уважаемый студент! Будет очень здорово, если Вы расширите свой кругозор и узнаете историю открытия СД.
Положил начало изучению поджелудочной железы немецкий ученый Иоганн Вирсунг, а английский ученый, Томас Уиллис попробовал на вкус мочу пациента – вкус оказался сладким! Так получил свое название СД. И так, начинаем изучать вопросы и ответы на них. Наберитесь терпения, вопросов много.
- Назвать тему практического занятия.
ОТВЕТ. Тема практического занятия «Сестринский процесс при сахарном диабете I типа: Первичная оценка состояния пациента, страдаю-щего сахарным диабетом 1 типа», « Сестринские манипуляции при СД 1 типа».
- Назвать девиз практических занятий на дисциплине «СД в терапии с курсом ПМП».
ОТВЕТ. «Превратим любопытство – в компетентность!» и воплотим в жизнь мнение Генриха Форда «Знания могут быть только у того, у кого есть вопросы!»
- Назвать свою, личную мотивацию приобретения знаний по заявленной теме.
ОТВЕТ. Изучить эту тему лучше, глубже нам помог случай из личной жизни, о котором рассказала нам Светлана Александровна.
- Назвать, предусмотренные программой учебные цели, к которым необходимо стремиться в процессе занятия.
ОТВЕТ. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ, к которым мы будем стремиться – это быть компетентными в вопросах:
■ анатомо-физиологических особенностей поджелудочной железы и связи возникновения СД I типа с ее поражением;
■ факторов риска, способствующих развитию СД I типа;
■ осуществления сестринского процесса при данном заболевании.
5. Перечислить умения, которые Вы должны будете закрепить на этом занятии.
ОТВЕТ.
✹Во-первых, мы должны будем закрепить умения, полученные на дисциплинах «ОСД», педиатрии, психологии, предыдущих занятиях терапии:
✹ осуществлять сестринский процесс при СД I типа:
- проводить опрос, осмотр пациента;
- выявлять его проблемы и нарушенные потребности;
- ставить цели сестринских вмешательств;
- составлять план сестринских вмешательств;
- оценивать полученные результаты;
- при необходимости корректировать план сестринских вмешательств
✹ участвовать в профилактике СД I типа («Школа диабета»).
- Перечислить процедуры и манипуляции, которые Вы должны будете выполнять на занятии.
ОТВЕТ.
✹ Во-вторых, выполнять процедуры и манипуляции - это:
➙ сбор мочи для определения глюкозы;
➙ определение глюкозы, ацетона в моче экспресс-методом;
➙ определение глюкозы в крови экспресс-методом;
➙ подкожное введение инсулина;
➙взятие крови из вены для биохимического исследования;
➙ обучение пациента/семьи методам ухода/самоухода;
➙обучение пациента/семьи измерению АД.
- Назвать 3 анатомические части поджелудочной железы и клетки, вырабатывающие инсулин и глюкагон.
ОТВЕТ - Поджелудочная железа анатомически имеет головку, хвост, тело. Бета -клетки, вырабатывают инсулин , а альфа - глюкагон.
- Рассказать о строении поджелудочной железы.
ОТВЕТ - Поджелудочная железа имеет дольчатое строение.
- Назовите функцию, которую выполняют дольки ПЖ.
ОТВЕТ - Дольки выполняют внешнесекреторную функцию.
- Объяснить, что находится между дольками?
ОТВЕТ - Между дольками находится внутрисекреторная часть островков Лангерганса, выделяющая гормон - инсулин
- Назвать орган, к которому прилежит хвост поджелудочной железы.
ОТВЕТ - Хвост поджелудочной железы прилежит к воротам селезенки.
- «Островки Лангерганса» выделяют в кровь противодиабетический гормон, который называют….. инсулином
- Универсальный сжигатель всех органических отходов в организме - это … глюкоза
- Другое название универсального сжигателя органических отходов в организме… окислитель
- Уникальный носитель энергии для многих процессов жизнедеятельности – это… глюкоза
- Закисление крови, в результате накопления в ней недоокисленных продуктов, таких как ацетон и кетоновые тела – это…ацидоз
- Жажда, в результате которой человек выпивает большое количество воды, является симптомом СД и несахарного диабета - это…полидипсия
- Чрезмерное потребление пищи, может быть следствием голода - … полифагия
- При СД глюкоза не попадает в клетки, потому что нет …инсулина
- Увеличение концентрации глюкозы в крови – это…гипергликемия
- В переводе с греческого языка «hypeч» – это… сверх
- Частое и обильное мочеиспускание – это…полиурия
- Усиленное выделение мочи в ночное время - это… никтурия
- Упругость кожи – это… тургор
- Состояние, возникающее при передозировке инсулина - это… гипогликемия
- Резкое падение глюкозы в крови – это…гипогликемия
27. Жизнь пациента СД во многом зависит от своевременного…принятия пищи
28. После каждой инъекции инсулина пациент обязан…принять пищу
- Аббревиатура ИМТ – это… индекс массы тела
30. Несвоевременный прием пищи часто становится причиной развития…
гипогликемической комы
31. Для сохранения жизни пациента, страдающего СД 1 типа, ему требуется постоянный… самоконтроль глюкозы и инъекции инсулин
32. Указать, сколько ЕД инсулина в 1 мл катриджа? …100 ЕД
33. Места инъекций инсулина необходимо менять…постоянно
34. Медленнее всего инсулин всасывается из… мышечной ткани бедренной области
35. Диабет – от греческого слова diabetes, diabaino – это … «проходить через что-нибудь»
36. Отсутствие жира в подкожной жировой клетчатке вокруг места инъекции инсулина – это … липодистрофии
37. Нормальный уровень глюкозы в крови - это… 3.3 - 5.5 ммлоль/литр
38. Полидипсия – в переводе - это … жажда
39. Генерализованное поражение сосудов - это… ангиопатия
- Патологическое изменение сосудов глаза – это… ретинопатия
- Аббревиатура ГТТ – это… глюкозо - толерантный тест
42. Можно выучить стихотворение – это будет приятным подарком для преподавателя.
Итак, звучи, мой стих о диабете,
О том, как жизнь проходит на диете,
Как я себе – увы! – не господин,
Как я к режиму жесткому привязан
Как я себя выгуливать обязан,
Как я колю под кожу инсулин.
Неуж-то нет других забот у Музы,
Чем наблюдать, как жалки, и кургузы,
Плетутся диабетики гуськом
Туда, где встретит их эндокринолог
А кой - кого запишут в мартиролог
И запретят прогулки босиком
О диабет, ты хуже динамита!
Тот – как рванет, так сразу шито-крыто,
И не нужны ни ампулы, ни шприц.
А тут сиди, как старуха у корыта,
Калории считая деловито
И дозировку хлебных единиц.
И надо, в общем, во время питаться,
Не объедаться и не напиваться,
Но – Боже упаси, не голодать!
Прошу, кормись почаще, мамма-мия,
Не то наступит гипогликемия,
А это Вам не божья благодать.
Ну, словом, можно жить и с диабетом,
На солнце не перегреваться летом,
В своих трудах умеренность блюсти
И, родственникам, будучи не в тягость,
Свой каждый день воспринимать как благость,
Шагать по жизни в рост, а не ползти…
42. Назвать нормальное состояние клеток поджелудочной железы.
ОТВЕТ. Границы четкие, клетки имеют яркую окраску.
43. Указать, как выглядит разрушение клеток паренхимы поджелудочной железы. ОТВЕТ. Границы размыты, цвет изменен.
44. Что обнаружил в поджелудочной железе ученый Лангерганс?
ОТВЕТ. Ученый Лангерганс обнаружил вкрапления необычной ткани, и назвал их «островками Лангерганса».
45. Что выяснили другие ученые о деятельности островков Лангерганса?
ОТВЕТ. Другие ученые выяснили, что эти островки выделяют в кровь противодиабетический гормон, в последствие названный, «инсулином».
46. Переведите термин «инсулин».
ОТВЕТ. Инсулин.
47. Указать год, в котором по данным ВОЗ СД был разделен на два типа.
ОТВЕТ. В 1981 г.
48. Указать типы СД.
ОТВЕТ. СД 1 типа (диабет молодых); СД 2 типа (диабет взрослых).
49. Перечислить, параметры, зависящие от типа СД.
ОТВЕТ. От типа СД зависят:
✦ качество жизни; ✦ меры по его предупреждению;
✦ методы лечения; ✦ частота обострений;
✦ наследственность.
50. Дать определение понятию «сахарный диабет».
ОТВЕТ. Сахарный диабет – это хроническое заболевание, характеризующееся повышенным содержанием глюкозы в крови, как следствие недостатка инсулина, в результате гибели β – клеток поджелудочной железы. Происходит нарушение всех видов обмена, но в первую очередь - обмена углеводов.
51. Как подразделяют СД по течению, выраженности симптомов, реакции на проводимое лечение, клиническую картину?
ОТВЕТ - ■ компенсированный;
■ декомпенсированный.
52. Указать фактор, лежащий в основе СД I типа.
ОТВЕТ. В основе СД I типа дефект иммунной системы, когда сам организм вырабатывает специфические антитела, нарушающие эндокринный аппарат поджелудочной железы (β - клетки).
53. Перечислить провоцирующие факторы развития СД.
ОТВЕТ. Провоцирующими факторами являются:
♦ вирусное поражение поджелудочной железы, недосыпание;
♦ рождение однояйцовых близнецов, если у одного из них СД;
♦ психические травмы, унижение (стрессы);
♦ ожирение, эндокринные расстройства;
♦ повышенный аппетит, на фоне потери веса;
♦ злоупотребление сладостями, переедание;
♦ вредные привычки (злоупотребление алкоголем, злостное курение);
♦ гиподинамия.
54. Назвать симптомы – предвестники.
ОТВЕТ. Симптомы-предвестники – это:
✹ зуд кожи и слизистых оболочек;
✹ стоматиты, гингивиты, пародонтоз;
✹ фурункулез, ячмени;
✹ энурез;
✹ никтурия.
55.Указать, что необходимо предпринять при появлении предвестников сахарного диабета?
ОТВЕТ. Производится экспресс-диагностика уровня гликемии и ацетонурии. Необходима немедленная госпитализация.
56. Назвать основные причины СД I типа.
ОТВЕТ. Основными причинами СД I типа являются:
- наследственность;
- крупный вес при рождении;
- обострение панкреатита.
57. Указать, в чем заключается сущность СД?
ОТВЕТ. Если инсулина выделяется недостаточно, глюкоза не может попа-сть в клетки и накапливается в крови, затем появляется в моче и сопровождается полиурией, жаждой.
58. Назовите стадии развития СД.
ОТВЕТ.
59. Назвать стадии развития СД 1 типа.
60. Объяснить понятие «предиабет»?
ОТВЕТ. Предиабет (скрытый диабет) – это, гликемия натощак от 5,5 до 6,9 ммоль/л, а через 2 часа после приема через рот глюкозы, она составляет от 7,7 до 10 ммоль/л.
Медсестра и родственники пациента должны знать, что при предвестниках необходимо проводить - гликемический профиль, при отсутствии таковых – ГТТ.
61. Объяснить его значение и назвать типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе.
ОТВЕТ. Глюкозотолерантный тест - лабораторный метод исследования для диагностики нарушения толерантности к глюкозе. Типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе:
- гипергликемический, если после нагрузки уровень гликемии выше 7,7 ммоль/л;
- гипогликемический или плоский при незначительном увеличении уровня гликемии после нагрузки;
- ступенчатый, если максимальное значение отмечается не через 30 минут, а через 60 или 120 минут.
62. Познакомьтесь с типами кривых (ГTТ).
63. Расскажите, как проводится это исследование?
ОТВЕТ. Надо быть строго натощак. 50 г. глюкозы растворить в 200 мл воды, тщательно размешать и выпить мелкими глотками.
64. Назвать методы выявления диабета.
ОТВЕТ. Один из важнейших методов выявления диабета является, сбор анамнеза. Именно при опросе отмечают, что СД I типа отличается постепенным развитием. Данные опроса (симптомы-проблемы пациентов) всегда подтверждают комплексом клинико – лабораторных данных.
65. Укажите, какой тест надо обязательно проводить при установлении СД?
ОТВЕТ. При установлении СД обязательно проводить тест на гликирован- ный гемоглобин (HbA1C).
66. О чем свидетельствует этот тест?
ОТВЕТ. Тест позволяет определить средний уровень глюкозы в крови за последние 2-3 месяца, но тест на гликированный гемоглобин не заменяет регулярного самоконтроля, он лишь позволяет получить дополнительную информацию о содержании глюкозы.
NB! Тест свидетельствует о степени компенсации сахарного диабета.
67. Расскажите, каких людей надо обязательно обследовать на СД?
ОТВЕТ. Обследовать на СД необходимо лиц из групп риска.
68. Расскажите, кто входит в группу риска?
ОТВЕТ. К группам риска можно отнести лиц:
✹ с отягощенной наследственностью;
✹ детей, весивших при рождении более 4 кг;
✹ с обострением панкреатита.
69. Объясните, что необходимо проводить лицам из группы риска 1 раз в год?
ОТВЕТ. Лицам из группы риска необходимо:
1 раз в год консультироваться у специалистов:
- окулиста; - невропатолога;
- кардиолога; - терапевта;
- хирурга; - гинеколога.
70. Назвать соматические проблемы пациентов, страдающих СД типа.
ОТВЕТ. Запомните правило трех «П». К соматическим проблемам пациента, страдающего СД I типа относят:
♦ полидипсию (жажду);
♦ полиурию;
♦ полифагию и потерю веса, несмотря на отменный аппетит;
♦ чувство постоянного голода;
♦ никтурию;
♦ нарастающие симптомы интоксикации:
- усталость, слабость;
- ухудшение памяти.
♦ симптомы дегидратации (сухость кожи и слизистых оболочек, яркий малино-вый язык, трещины, заеды);
♦ ухудшение зрения, памяти;
♦ инфекции мочеполового тракта.
71. Объясните, что необходимо оценить медсестре для определения тяжести СД I типа?
ОТВЕТ. Для определения тяжести декомпенсации (выраженности проблем)
СД I типа необходимо оценить:
- имеющиеся проблемы;
- данные осмотра;
- лабораторные данные (исследование крови и мочи).
Важно оценить нарушенные потребности пациента в:
- еде, питье, выделении;
- движении;
- сне;
- общении;
- безопасности и др.
72. Укажите, как помочь пациенту, имеющему такие проблемы и нарушенные потребности?
ОТВЕТ.
✦ жажда - консультация врача эндокринолога, исключить сахар, проводить исследование крови и мочи на глюкозу, пить минеральную воду, без газов полоскать рот водой, подкисленной лимоном;
✦ полиурия - уход за наружными половыми органами;
✦ никтурия - уменьшить потребление жидкости за 2-3 часа до сна полоскать рот водой, подкисленной лимоном;
✦ зуд промежности - использовать при подмывании жидкое мыло с антисептиком, Ph 5,0, мочеполовые органы всегда д. б. в чистоте и в сухом состоянии;
✦ дегидратация (обезвоживание) - восполнить дефицит жидкости мине-ральной водой и уход за кожей;
✦ депрессиях, нарушении сна - консультация психолога;
✦ зуд кожи - проводить обтирания кожи салфетками с алоэ и подкисленной водой;
✦расчесы - обрабатывать асептическими растворами (предупредить присоединение вторичной инфекции);
✦ потеря веса, несмотря на отменный аппетит – получить консультацию диетолога и др. специалистов;
✦ чувство постоянного голода - употреблять в пищу продукты, фрукты, овощи, соки, содержащие минимум глюкозы и консультацию эндокринолога
✦ ухудшение памяти - консультация невропатолога;
✦ ухудшение зрения - консультацию окулиста, не передвигаться без сопровождающего.
73. Объяснить, какие показатели говорят о максимальной компенсации нарушенных обменных процессов?
ОТВЕТ. Это исчезновение гипергликемии и глюкозурии.
74. Назвать главный метод лечения пациентов, страдающих СД I типа.
ОТВЕТ. Инсулинотерапия на фоне диетотерапии.
75. Назовите номер диетического стола при СД.
ОТВЕТ. № 9
76. Укажите, что должен обеспечить диетический стол?
ОТВЕТ. Диетический стол должен обеспечить нормальное соотношение:
белков – 16% жиров – 24% углеводов – 60 %
77. Назвать современные способы введения инсулина
ОТВЕТ. Инсулиновая помпа, специальная капсула, вводимая под кожу.
78. Объяснить цель использования и действие инсулиновой помпы.
ОТВЕТ. Этот прибор, с высокой точностью круглые сутки самостоятельно вводит инсулин, поддерживая нормальный уровень глюкозы, и максимально имитирует секрецию здоровой поджелудочной железы
79. Объяснить, как действует капсула?
ОТВЕТ. Специальная капсула, вводимая под кожу, содержит клетки подже- лудочной железы (островки Лангерганса, вырабатывающие инсулин).
80. Указать, из какого материала выполнена капсула?
ОТВЕТ. Из экстракта морских водорослей, откуда с током крови вещества поступают в организм.
81. Назвать традиционный метод лечения СД I типа.
ОТВЕТ. Традиционный метод лечения СД I типа – инсулинотерапия.
82. Какого действия бывают препараты инсулина?
ОТВЕТ. Препараты инсулина бывают действия:
▪ короткого (завтрак, обед, ужин) ▪ пролонгированного (1 – 2 раза в день)
83. Назвать критерий, по которому рассчитывают дозу инсулина.
ОТВЕТ. Дозу инсулина подбирают к тому количеству пищи, которое хочет съесть пациент.
84. Как объяснить пациенту, что обозначает термин «УГЛЕВОДЫ»?
ОТВЕТ. «Углевод» - это другое название сахара
85. Назвать уровень глюкозы в крови, при котором наступает гипогликемия.
ОТВЕТ. Уровень глюкозы в крови – ниже 3 ммоль/л.
86. Назвать осложнения инсулинотерапии и дать им определение.
ОТВЕТ. Осложнения инсулинотерапии – это:
1. Липодистрофии – местное уменьшение объема подкожно-жиро-вой клетчатки в местах постоянного введения инсулина.
2. Инсулинорезистентность – снижение реакции на инсулин инсу-линчувствительных тканей при достаточной концентрации, приво-дящая к хронической компенсаторной гиперинсулинемии.
87. Укажите, сколько углеводов содержится в 1 хлебной единице?
ОТВЕТ. 1 ХЕ – это 12 г углеводов в 100 гр продукта.
Уважаемый студент! Вы – умница, Вы проявили настойчивость и терпение.
Теперь постарайтесь ответить самостоятельно на все вопросы и оцените свои знания по уже известным Вам критериям.
Спасибо за работу. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа
Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа - презентация в формате MS PP, предназначена для работы студентов на практических занятиях....
Методическое пособие по выполнению практического занятия №8 "Управление процессами и приоритетами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Рабочая тетрадь по дисциплине "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи" тема: "Сестринский процесс при сахарном диабете"
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов...
Практическое занятие "Проектирование технологического процесса сборки-клепки плоско-каркасного узла"
В настоящее время рабочие программы дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов не имеют общей направленности, так как узкая предметность, дефицит межпредметных связей и индивидуализации...
Методические указания по выполнению практических занятий студентов в процессе изучения МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального об...
Перечень вопросов для подготовки к итоговому занятию по Фитотерапии
Вопросы для подготовки к итоговому занятию...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...