ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА» ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
К ЛЕКЦИИ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 ЧАСА
Разработка подготовлена
преподавателем Барановой Т.Н.
Симферополь, 2012г.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ТЕМА: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С. ТУРГЕНЕВА
І. ВСТУПЛЕНИЕ. ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК СЛОВА.
Книга жизни И.С. Тургенева – это книга, исполненная «добра и нравственной красоты».
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С. ТУРГЕНЕВА.
- ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ПИСАТЕЛЯ.
Знакомство Варвары Петровны Лутовиновой и Сергея Николаевича Тургенева. Венчание. Рождение сына, будущего великого писателя (г.Орел, 28.10.1818 г. – по ст. стилю).
Жизнь в Спасском. Увлечение литературой, поэзией. Восхищение прекрасной природой родного края. Протест против крепостнических порядков. Учеба в университете (1833-1837 гг.) Продолжение образования за границей.
- НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СБОРНИК «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
Увлечение поэзией. Первые стихи («Баллада», «Первый снег», «В дороге»). Поэмы.
Начало работы над сборником «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч» (январь, 1847 г.).
Работа в журнале «Современник». Дружба с В.Г. Белинским.
Драматургия. Пьесы «Безденежье» (1846 г.), «Завтрак у предводителя» (1849 г.) «Нахлебник» (1848 г.), «Месяц в деревне» (1855 г.).
1848 г. – смерть В.Г. Белинского.
1852 г. – смерть Н.В. Гоголя. Печатает статью, где есть строки, исполненные любви и восхищения творчеством великого сатирика. Недовольство властей. Арест. Выход в свет сборника «Записки охотника».
- ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ.
Знакомство с Полиной Виардо (1843 г.). «Она более, чем певица…» (Жорж Санд). «…Моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной» (из письма Тургенева Полине Виардо).
- ТУРГЕНЕВ И ЕГО РОМАНЫ. ГЕРОЙ И ЭПОХА.
«Рудин» (1856 г.). Психология и идеология дворянской интеллигенции, ее роль в жизни страны.
«Дворянское гнездо» (1859 г.). Драматизм сюжета. Нравственные
проблемы, поставленные в романе. Повесть «Ася».
Роман «Накануне» (1860 г.). Целеустремленность Инсарова.
«Тургеневские женщины» и их нравственная красота.
Добролюбов о романе «Накануне» (статья «Когда же придет настоящий день»?).
Разрыв с журналом «Современник».
«Отцы и дети» (1862 г.). «Реальность жизни – есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
1861 г. – отмена крепостного права. Отрицательное отношение Тургенева к революционным настроениям и к реакционной политике самодержавия.
Роман «Дым» (1867 г.). Осуждение аристократов. Моральное вырождение дворянства.
Роман «Новь» (1877 г.) и народническое движение в России. Трагизм народничества. Обострение общественной борьбы в России в 60-70 гг. Идеологическая заостренность романов Тургенева.
- ТУРГЕНЕВ И УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРГЕНЕВА ЗА ГРАНИЦЕЙ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
ТУРГЕНЕВ И УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Знакомство и дружба с Т.Г. Шевченко. Переводы на русский язык рассказов М. Вовчок. Творческие связи с М.П. Драгомановым. И. Франко и его оценка творчества И.С. Тургенева.
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРГЕНЕВА ЗА ГРАНИЦЕЙ.
Тургенев и Франция. Укрепление и развитие интереса к русской литературе, русскому языку в странах Западной Европы. Выход русской литературы на мировую арену.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
«Стихотворения в прозе» - раздумья о жизни, любви, смерти и бессмертии («Порог», «Последнее свидание», «Стой!», «Русский язык» и др.). Вера в Россию, ее великое будущее. Тяжелая болезнь. Смерть (22 августа (3 сентября) 1883 г.). Похороны в Петербурге, на Волковом кладбище.
ІІІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ТУРГЕНЕВА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ.
«Его миссия была исключительно умиротворяющей. Он был подобен Богу из книги Иова, который насаждал мир в вершинах» (Э. Ренан).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя....
Жизненный и творческий путь Афанасия Анасьевича Фета
Презентация о жизненном и творческом пути А. А. Фета...
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
ЛЕКЦИЯ По учебной дисциплине: «Мировая литература» Тема: «Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева»
Познакомить учащихся с биографией И.С. Тургенева, процессом формирования его мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благород...
Презентация "Жизненный и творческий путь Василия Шукшина"
lВ шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: хотел "выйти в люди". С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме (35 км от Сросток), но закончить его ...
Презентация по литературе "Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского"
В 1838 году братья Достоевские по желанию отца поступают в Главное инженерное училище в Петербурге. После Москвы Петербург представлялся Достоевскому особенно угрюмым и холодным, казённая обстановка у...