новое время
статья по теме

Шаршакова Юлия Александровна

философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_vremya.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Новое время, начавшееся в 17 в, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма как нового способа производства эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм – а человек – как инициативный и деятельный работник.

Основной темой в философии Нового времени стала тема познания.

2 течения:

- эмпиризм;

- рационализм.

Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.Локк) утверждали, что основным источником знаний о мире являются ощущения и опыт человека. Ф.Бэкон «Знание - сила» Сторонники эмпиризма призывали во всём опираться на данные опыта, человеческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: «нет ничего в разуме, что небыло до того в ощущениях человека».

УЧЕНИЕ Ф. БЭК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВЫЙ ОРГАНОН)

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Френсис Бэкон (1561 -1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть и главные условия рационального метода. Главный труд Ф. Бэкона - "Новый Органон". В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан "Органон" Аристотеля. Бэкон различает два вида опытов: 
1. "плодоносные" - целью которых является принесение непосредственной пользы человеку.
2. "светоносные" - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей
Предпосылка преобразования науки - критика всей сущности схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких заблуждений или идолов 
- рода,
- пещеры, 
- рынка,
- театра.
Идолы рода – препоны, обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.
Идолы пещеры - ошибки, возникающие, в следствии, субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их
сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Идолы рынка - препоны, возникающие, в следствии общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета.
Идолы театра - препоны, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями.
Идолы театра не являются врожденными нашему уму. Они возникают в следствии подчинения ума ошибочным мнениям.
Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона задачи создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследований. В истории науки четко выступают два пути или метода исследований:
- догматический 
- эмпирический.
Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремлений вывести из них все частные случаи. Догматический метод похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Учение, следующее эмпирическому методу, похоже на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт ( пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого, является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные ими положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

Сторонники рационализма утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Декарт «Подвергай всё сомнению». Создатель дедуктивного метода научного познания. «Надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину». Познание – это как бы разворачивание тех интеллектуальных сил, которыми обладает человек. Возрождается философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Человек в своей жизни познаёт лишь «мир явлений», но не способен вникнуть в глубину вещей (Д. Юма). Немецкий учёный Г. Лейбниц подчёркивал духовный характер мира. Основой всего мироздания являются некие монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ)
Родился в 1596 г во Франции, в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: - мыслящую субстанцию материальную "протяженную субстанцию". 
В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я - мыслю следовательно, я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих тел. Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Декарт сводит все качественное разнообразие природных явлений к : 
1. материи, тождественной с пространством 
2 к ее движению.
Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Проблема метода Декарта. Он ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно…
…, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании(так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако, само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. «Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т.о, сомнении - достоверный факт, то оно существует, лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего». Это положение и есть искомая, достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического доказательства, он есть результат интуиции ума. 
Ясность и отчетливость мышления Декарт, ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания, т.о. не в практике, а в человеческом сознании. Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо доказательство существования бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога, как понятие о существовании «всесовершенном», идея бога обладает большей реальностью, чем все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания. Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место он отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, следуя за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружившись интуицией и дедукцией, разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований:
1.допускать в качестве истинных, только такие положения, которые представляются уму
ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
2.расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
3.методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4.не допускать никаких пропусков в главных звеньях исследования.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В УЧЕНИЯХ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.
Бенедикт Спиноза.(материалист)- (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был проживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.
Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе. Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая, она есть субстанция, или, что, тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Он так же обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субстанция) может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо, и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей, или совокупность модусов. Модус - это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции, как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанции во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах:
- как протяжение 
- как мышление (атрибуты субстанции).
Человек, как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, которое модусу протяжения - телу, соответствует модус мышления - душа. В любом случае, человек - часть природы.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), закончил Лейпцигский университет, как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальные и интегральные исчисления, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы, насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принципиальными вопросами науки. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы.
Любая вещь - субстанция, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила, есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества которой - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называет монаду "живым зеркалом" вселенной. Т.к. действия монады - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины. Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движение сила развития. В монадах происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад, есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку. Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монады Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различием в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень - отчетливое представление. Центральное место в теории Лейбница - понятие о "малых пецепциях", т.е о бесконечно малых разностях между ступенями развития сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монад всегда:
1. чревато будущим
2. обременено всем ее прошлым. 
Будущее монад заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Рабочее время и время отдыха"

Данная презентация подходит как для дисциплин по экономике организации, так и для предпринимательской деятельности....

А время не ускоряет ход, а время идёт себе, идёт

Создание условий для развития у детей интереса к понятию "время" через сведения о разных способах и средствах изменения, фиксирования времени....

Тема 4 "Рабочее время и время отдыха" гр.МЖКХ 2

Ключевые вопросы:1. Рабочее время2. Время отдыхаЗадания:1. Изучить материал приложений2. Используя материал выписать в рабочуу тетрадь основные понятия и определения, правила расчета рабочего времени ...

Рабочее время и время отдыха

Основные понятия....

Презентация "Рабочее время и время отдыха локомотивных бригад"

В презентации отраженф основные положения приказа Минтранса РФ от 09.03. 2016 г №44 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, р...

Презентация по УД ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема: "Рабочее время и время отдыха"

Презентация по ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема-  Рабочее время и время отдыха...

Методическая разработка открытого урока "Рабочее время и время отдыха"

Методическая разработка открытого урока «Рабочее время и время отдыха» содержит материал для подготовки практического занятия. Тема предусмотрена рабочей программой ОП.05 Трудовое право и ...