Христианская Европа в средние века
методическая разработка по теме

Костенко Анна Викторовна

 

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Христианская Европа в средние века » в соответствии с рабочей программой для специальности 060501 «Сестринское дело» (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении теоретического занятия по теме «Христианская Европа в средние века».  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khristianskaya_evropa_v_srednie_veka.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального  образования

«Уссурийский медицинский колледж»

(КГОБУСПО «УМК»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по дисциплине «История»

для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Тема «Христианская Европа в средние века»

Уссурийск, 2012

СОГЛАСОВАНА

 

на заседании ЦМК № ____________

Протокол № ____

от «___»__________ 2012 г.

Председатель ЦМК ______________

_______________________________

                      (Ф.И.О.)

                       УТВЕРЖДАЮ

             

            Зам. директора колледжа по УР

__________ И.Г.Кобзарь

 « ___»___________2012 г.

Методист (старший)

_________ О. В. Артамонова

Составитель: Костенко Анна Викторовна,  преподаватель социально-экономических дисциплин КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж».

Рецензенты:

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Христианская Европа в средние века » в соответствии с рабочей программой для специальности 060501 «Сестринское дело» (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

      Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении теоретического занятия по теме «Христианская Европа в средние века».  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Указаны:

  • цели создания разработки;
  • реализуемые общие компетенции.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации  общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    Методическая разработка структурирована и содержит:

  • методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,  определены цели  занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
  • информационный блок  включает терминологический словарь, материалы лекции

        С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации  с помощью мультимедийной  обучающей системы ,  где представлен  иллюстративный материал, отражающий основные положения лекции;

  • блок контроля знаний включает следующий вид контроля на занятии: вопросы и кроссворд  для закрепления материала и коррекции ошибок  по данной теме.

   Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.

   Создание методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.

    Предлагаемый  материал  может быть использован  как дополнительный  к учебнику для более качественного усвоения информации по данной теме.

Структура методической разработки

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2. Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение  МОС.

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы.

5. В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

определение  исходного уровня знаний в виде кроссворда, который нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями по данной теме.

Цели занятия:

Учебная:

- Формирование и развитие знаний о средневековом городе, достопримечательностях города, жизни и деятельности людей в средние века.

Развивающая:

- развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе

Воспитательная:

- формировать у учащихся взаимное уважение и сотрудничество; прививать интерес к истории.

В результате обучающийся должен:

 Уметь:

- пользоваться полученными знаниями

- организовывать собственную деятельность

- принимать решения в различных ситуациях

Знать:

- учащиеся должны знать основные  условия  развития городов,

- учащиеся должны понимать структуру средневекового города,

- учащиеся должны уметь работать с историческими источниками и использовать материал, изложенный в них при ответах  на различных этапах урока.

Мотивация.

История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.

Для учащихся изучение темы «Христианская Европа в средневековье» не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Студенты первых курсов  должны научиться осознавать, что за каждым словом преподавателя, рассказывающем о далёком прошлом, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Особое внимание хочется уделить развитию медицины в средневековье и дать возможность учащимся  сравнить их с современными методами лечения.

Место проведения: кабинет истории.

Тип занятия: комбинированный.

Оснащение:

      Учебно-методическое:

  • методическая разработка теоретического занятия;
  • раздаточный материал для студентов:
  • опорный конспект темы (для каждого студента);
  • терминологический словарь (один экземпляр на двоих);
  • кроссворд  (для каждого студента);

ТСО:

  • экран (интерактивная доска);
  • проектор;
  • компьютер.

Междисциплинарные связи.

Литература

Список литературы:

1. Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2007.

2. В.А.Ведюшкин, учебник по истории средних веков; Изд. «Просвещение», 2007.

3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 2012.

4. Н.И.Девятайкина,  «История средних веков»;  источники, задания, игры.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

5. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13

Интернет ресурсы.

  1.  http://festival.1september.ru/articles/525357/
  2. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html

Домашнее задание

- выучить конспект лекции

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов  (на выбор):

- подготовить рефераты по темам:

« Жизнь и быт средневекового Парижа», «Медицина средневековья»

-составить тестовые задания по теме.

Инструкция № 1 по подготовке реферата.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.
  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.
  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?
  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом):
  • титульный лист;
  • наличие плана работы;
  • соответствие темы;
  • наличие списка используемой литературы;
  • наличие  иллюстраций.

Инструкция № 2 по составлению теста.

Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Содержание теста должно отражать знания,  умения,  навыки, которые необходимо проверить.

2. Содержание каждого теста должно охватывать какую-либо одну смысловую единицу, то есть должно оценивать что-то одно.

3. Наличие вопросов  различной тестовой формы и категорий трудности.

4. Ориентация вопроса на получение однозначного заключения.

5. Формулировка содержания вопросов в виде свернутых кратких суждений.   6. В тексте не должно быть преднамеренных подсказок и сленга,  а также оценочных суждений автора теста.

7. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8. К тесту прикладываются правильные ответы.

Хронокарта теоретического занятия

Этапы занятия

Время

(мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

5

мин.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

2. Актуализация познавательной деятельности

5

мин.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Изучение нового материала.

Приложение 1.

55

мин.

Раздает опорные конспекты. Излагает новый материал.

Рассказывают сообщения, подготовленные заранее. Слушают, конспектируют в тетради.

Получение новых знаний

4.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Приложение 2.

15

мин.

Демонстрирует вопросы в виде кроссворда, корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

5.  Подведение итогов занятия

8

мин.

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

6.  Домашнее задание

2

мин.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

зз

Записывают задания.

Закрепить полученные знания.

Терминологический словарь.

Рынок - место постоянной торговли,

Ратуша - место заседания городского совета,

Собор - главная городская церковь.

Городская знать - богатые и влиятельные люди.

Менялы - обменивали монеты разных стран.

Ростовщик-   давал в долг накопленные деньги под большие проценты.

Банкир-   хранил большие суммы денег и использовал их  ради наживы.                                                          

Приложение 1.

Опорный конспект лекции.

Студент: Средневековый город спит, дрожит измученный гранит
И ночь молчанье хранит под страхом смерти.
Средневековый город спит, унылый тусклый колорит
Вам что-то эхом повторит — ему не верьте.

Спит средневековый город Краков
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
В лужах отраженья звездных знаков
Полная луна.

Спит средневековый город Вена.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Улицы его чисты, как пена.
Полная луна.

Спит средневековый город Бремен.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Тенью на камнях застыло время.
Полная луна.

Преподаватель: Средневековье - удивительная сраница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов и костров инквизиции, утопающих в роскоши феодальных замков и умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д'Арк, Робина Гуда и короля Артура. 

Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет - с середины V до конца XV века.

Какой была эта эпоха на самом деле? Что представляла собой Европа в этот период? Чтобы ответить на эти вопросы мы должны обратиться к рассказам современников Средневековья. Но эти рассказы не будут похожи один на другой: представитель каждого из сословий, на которые население Европы делилось в средние века по своим правам и обязанностям, - священник, рыцарь, крестьянин и горожанин - каждый расскажет о "своей" средневековой Европе, совершенно не похожей на другие. И это не удивительно: не только права и обязанности, не только имущественное положение и быт, но даже мировоззрение, культура поведения и образ мышления каждого сословия имели свои значительные и неповторимые особенности.

Преподаватель:   Занятие у нас будет необычным. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в средневековый город. О чём бы вы хотели узнать, путешествуя по городу?  

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Кто жил в городе.
  2. Каково происхождение названий городов.
  3. Кто управлял городами.
  4. В каких домах жили обитатели городов.
  5. Чем они занимались.
  6. Как проводили свободное время.
  7. Что ели горожане.

Преподаватель: Отправляясь в путешествие,  давайте  возьмём с собой  наши знания, полученные на предыдущих уроках. Путешествие не простое дело. Так просто до средневекового города не добраться.   Какой вид транспорта лучше взять для путешествия? Конечно, корабль. Вот на таком средневековом корабле мы и отправимся в далёкое, и я надеюсь увлекательное путешествие.

Но сами дорогу мы не найдём, нам будет помогать капитан. Что бы он взял нас на борт, нужно ответить на его вопросы:

Капитан:

Вопрос 1. Назовите причины  возрождения  старых и появление новых средневековых  городов в Западной Европе в X - XI вв.

Предполагаемые ответы учащихся :

1)  прекратились набеги норманнов, венгров и арабов;

2) более безопасной стала жизнь и труд крестьян; стали распахиваться новые земли, что привело к увеличению урожайности;

3)  изделия ремесленников стали пользоваться  большим спросом;

4) произошло отделение ремесла от сельского хозяйства.

5) быстрый рост населения Европы; снижение смертности от голода и болезней;

Ответ принимается.

Вопрос 2  В каких местах раньше всего  могли возникать новые  города? 

Предполагаемые ответы учащихся :

- на перекрёстке  торговых путей, возле удобной  морской гавани;

- у стен замка или монастыря;

- на холме;

- в излучине реки, моста.

Ответ принимается.

Студент:

Средневековый город возникает в ходе феодализационных процессов периода от раннего к развитому феодализму. Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции – Париж, Лион. В немецких землях – Вена, Страсбург, Майнц. В Англии – Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами. Численность городов на территории Западной Европы была неравномерна.

Капитан: Итак, мы у ворот средневекового города

Студент:  Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены  не только надёжно защищают город, это символ могущества  и свободы. Город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота. Эти ворота охранялись и закрывались в определенное время суток. Часто средневековый город был защищен не только стенами, но и рвами, заполненными или не заполненными водой. Город с населением 10 тыс. жителей считается  большим, а с населением 40 – 50 тыс. – огромным. Их в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и др. Чтобы нам открыли ворота средневекового города нужно выполнить задание.

Город живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в ХII-ХIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена – в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств.

Слайды 7-9

С эволюцией города, с ростом производства стены начинали мешать городской жизни. Они определяли всю архитектонику самого города. Улицы средневекового города были настолько узки, что по ним мог проехать только один экипаж. В первом периоде развитого феодализма (IX-XI вв.) существовало правило – улица города не должна быть шире длины копья.

Дома были двухэтажные (редко трехэтажные), и при постройке второй этаж, как правило, нависал над первым и над улицей. Город рос не в ширину, а вверх, поэтому улицы средневековых городов были не только узкими, но и очень темными. Ночью по ним лучше было не ходить, несмотря на редкое и скудное фонарное освещение.

Санитарное состояние городов не только мешало передвижению по их улицам, но и приводило к серьезным последствиям. Улицы, заваленные пищевыми отходами, способствовали размножению крыс – разносчиков различных заболеваний. И эпидемии чумы становились постоянным явлением средневекового города. Во время эпидемии население небольшого города могло вымереть, практически, полностью.  

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Слайды  10-11

Студент: Центром городской жизни была рыночная площадь. Здесь весь день было людно и шумно. Жители города делали покупки, обсуждали важные вопросы. Неподалёку находились собор или главная церковь города, а также здание городского совета – ратуша. Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой:

Рынок - место постоянной торговли,

Ратуша - место заседания городского совета,

Собор - главная городская церковь.

Капитан: Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей городов можно встретить сеньора и епископа, купца и ремесленника,  слуг и нищих.

 Богатые и влиятельные люди –  городская знать. В её составе преобладали  богатые купцы. Они гордились древностью своего рода и в быту подражали рыцарям:  жили в каменных дворцах, похожих на замки, приобретали гербы, устраивали турниры. Именно из них состоял городской совет. Главу городского совета в Англии и Франции называли мэром.  

В XIII веке славились ярмарки в Шампани во Франции.

Студент:

Но для того, чтобы активно развивалась торговля, Европа нуждалась в надёжных деньгах. В связи с этим произошли большие изменения в городах. Среди жителей городов появились менялы, ростовщики, банкиры:

1. менялы - обменивали монеты разных стран;

2. ростовщик-   давал в долг накопленные деньги под большие проценты;

3. банкир-   хранил большие суммы денег и использовал их  ради наживы                                                          

Капитан:    Наше путешествие продолжается.  Развитие торговки и банков подрывало основы натурального хозяйства, на смену ему пришло новое, товарно-денежное хозяйство, при котором продукция и сельского хозяйства и ремесла производилось в основном для продажи на рынке . Мы у дома ремесленника.

Какие вы знаете ремёсла?

  • кузнечное
  • гончарное
  • плотницкое
  • портновское
  • ткацкое
  • пекарное
  • сапожное
  • печное

Давайте зайдём в мастерскую ремесленника и посмотрим -  как  устроена жизнь ремесленника? Для чего нужны цеха?

Студент:

Цех выполняет ряд важных функций:

  • организация сопротивления феодалам — светским и духовным:
  • защита от конкуренции — внешней и внутренней;
  • организация кооперации — потребительской и сбытовой;
  • организация взаимопомощи — трудовой и денежной;
  • сохранение и передача по наследству технологий и производственного имущества;
  • охрана и защита собственности.

Членом цеха являлся только мастер. Секреты мастерства передавались по наследству — сыновьям, зятьям, ученикам. Цеха жестко регламентировали не только технологию и объем производства, сбыт и снабжение, но и внутренний распорядок работ, отношения между мастерами, учениками и подмастерьями.

«Цеховой устав»

  1. Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
  2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей.
  3. Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.).
  4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам.
  5. Если для ремесленников какой-либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества.
  6. Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
  7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

Капитан: Сейчас мы посетим улицу модниц. Что же здесь происходило?

Студент: До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и романах. Правда — она гораздо менее  приятна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские бани. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно — простудиться можно.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

Капитан: Давайте посмотрим как же лечили в средневековой Европе.

Студент: Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства" использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.

Универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю. «Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации». Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения — если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один — крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума.

Широко распространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с многочисленными войнами (в том числе крестовыми походами).

Капитан: Давайте посмотрим, как же вела себя церковь в этот период времени.

Студент: Наши предки не посещали кинотеатры и не посылали друг другу электронные письма. Но они тоже были изобретателями. И самое страшное, что они изобрели - это инструменты для пыток, инструменты, с помощью которых творилась система христианского правосудия - инквизиция. Термин «инквизиция» произошёл от лат. Inquisitio, означающего «допрос, дознание». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. И только со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. Пытки инквизиции имели сотни разновидностей. При этом допросы велись в тайне, а казнь на площадях была зрительно знакома современникам, поэтому ее художники тех времен зарисовывали с достоверностью. Использовали такие орудия пыток, как башмаки с шипом, вилка еретика, кресло для ведьминого купания, пытки водой и т.д.

Капитан:  Наконец-то наше путешествие подходит к концу. Пора отправляться домой. Давайте для закрепления решим кроссворд.

Приложение 2.

Кроссворд “Средневековый город”

По горизонтали:

  1. Слой населения - служители церкви (духовенство).
  1. Занятие людей, связанное с изготовлением вещей (ремесло).
  1. Средства для покупки (деньги).
  2. Хранилище больших сумм денег (банк).
  1. Здание городского совета (ратуша).
  2. Поселение ремесленников и торговцев (город).

По вертикали:

  1. Одно из главных орудий труда крестьян (плуг).
  1. Работы крестьян в хозяйстве феодала (барщина).
  1. В Средние века - крупный землевладелец (феодал).
  2. Человек, занимающийся изготовлением вещей из железа (кузнец).
  3. Объединение крестьян (община).
  1. Продукты крестьянского хозяйства, отдаваемые владельцу поместья (оброк).
  1. Одно из средств передвижения купцов (корабль).
  1. Тип хозяйства, при котором все вещи производятся не на продажу, а для себя (натуральное).
  1. Одно из украшений здания городского совета (часы).

4

2

3

к

п

ф

у

л

е

з

5

6

1

д

у

х

о

в

е

н

с

т

в

о

б

г

д

е

б

а

а

8

ц

щ

7

р

е

м

е

с

л

о

и

щ

б

10

д

е

н

ь

г

и

и

р

9

а

н

о

н

а

11

б

а

н

12 к

а

13

о

т

ч

14

р

а

т

у

ш

а

а

р

с

б

а

ы

л

л

ь

ь

н

15

г

о

р

о

д

е

Ответы

Критерии оценки:

Отметка

Количество ошибок

«5» - отлично

имеется 0-1 ошибка

«4» - хорошо

имеются 2 ошибки

«3» -удовлетворительно

имеются 3- 4 ошибки

«2» - неудовлетворительно

имеется 5 и более ошибок

   

  В случае получения неудовлетворительной отметки  Вам необходимо   изучить теоретический материал  по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков. Проблема специализации (фуркации) в старших классах средней школы.

Показаны возможные причины и попытки решения, возникшей  в России в конце 19 - начале 20 веков проблемы специализации (фуркации) в старших классах средней школы.В материале присутствуют вырезки и...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков - введение десятичной меры счисления....

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков...

Мир в эпоху Средних веков

Мир в эпоху Средних веков...

Европа XII-XV веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников

ТЕМА: Европа XII– XV  веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.  6 класс. История Средних веков. к учебнику Искровской Л.В.Конспект урока. Презентация...