Конференция "Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина"
классный час по теме

Горлова Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_vatutin.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина: Сталинградская битва, Острогожско-Россошанская операция. Освобождение Украины»

Его имя…навсегда связано с нашими

победами под Сталинградом и Курском,

при форсировании Днепра и освобождении
Киева, на правобережной Украине…

А.М.ВАСИЛЕВСКИЙ;

Маршал Советского Союза

Участники: студенты 1-го курса, преподаватели социально-экономических дисциплин.

Цели:

  1. Воспитывать у студентов любовь к малой Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников.
  2. Развивать патриотические чувства студентов: сопричастность к истории страны, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Развивающие: развитие речи - обогащение словарного научного запаса,  развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка, музыкальными способностями.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам товарищей.

Подготовительная работа:

  1. Поиск и сбор материалов о детстве, мужании и боевом пути Н.Ф.Ватутина
  2. Создание презентации «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина»
  3. Составление плана организации научно-практической конференции, проведение репетиций её фрагментов  

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Сцена актового зала украшена словами: «Генерал, полководец, воин, Белгородчины сын родной…»
  2. Возле сцены устроена книжная выставка, приуроченная к 110-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина, творческие работы студентов.
  3. Мультимедийное оборудование.

Ход конференции:

Демонстрируется видеоролик «Связь поколений» (чествование ветеранов Великой Отечественной войны на Прохоровском поле)

Вступительное слово преподавателя истории:

16 декабря исполняется 110 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка генерала армии Н.Ф.Ватутина. Герой Советского Союза Николай Федорович Ватутин принадлежит к плеяде советских полководцев и военачальников, чьё военное искусство и талант, мужество и воля к победе ярко проявились на полях сражений в Великой Отечественной войне. И сегодня мы проводим студенческую научно-практическую конференцию, посвящённую  жизненному и боевому пути Н.Ф.Ватутина. Мы собрались, чтобы узнать, как простой крестьянский парнишка стал знаменитым полководцем, чтобы почтить его доброй благодарной памятью.

Демонстрируется видеофильм «Дом-музей Н.Ф.Ватутина»

На фоне фильма звучат стихи:

Чтец:

Когда кружилась вьюга в поле,

В начале века  в декабре

Крестьянский сын Ватутин Коля

Родился в маленькой избе.

И, кажется, недавно это было,

Что босоногий Коля пробегал.

Вот это Мать-Земля его растила,

Вот этот воздух, что его питал.

Выступление студента с сообщением «Детские годы Николая Ватутина»:

Все, что на земле рождается, живет и зреет, начинается с корней. В них и надо всматриваться, чтобы понять, почему плод получается именно таким. К Н.Ф Ватутину надо поступать тоже с этих позиций.

Жизненную стезю каждого определяет не судьба, а родовые корни, и  Ватутинская  порода подтверждает это убедительно и ярко. Над поиском этих корней несколько лет трудился наш земляк-краевед П.А Сопин.

Его предки были служилыми людьми Палатовской крепости. Вот откуда пришла в Ватутинский род “военная косточка” .

Село Чепухино было основано Акимом Чепухиным в конце XVII в.. Прямой предок Н.Ф. Ватутина появился в селе между 1763 и 1782 годами. Это был Петр Иванович Ватутин сообщает “ревизская сказка” (перепись населения) за 1795 год. Дальнейшая родословная Ватутиных прерывается вплоть до деда-генерала Григория Дмитриевича Ватутина. А он в данном случае, как раз, очень интересен, так как в нем тоже крепко было заправлена «военная косточка».

Григорий Дмитриевич 18 лет  прослужил в кавалерии - самом престижном роде войск того времени.

Долгая и напряженная военная служба вымуштровала деда, и потому он был, как пишет биограф генерала Н.Ф. Ватутина  М. Брагина, умный, честный, суровый старик…Привык к распорядку и установил дома строгие правила. За одним столом все Ватутины не умещались; зимой два стола ставили в хате, а летом расстилали во дворе на траве широкую длинную холстину, расставляли по углам на семью каждого сына, раскидывали ложки, и когда дед зычно произносил “садись!”, подходили сыновья с женами, отовсюду сбегались внуки”.

Таковою было атмосфера в 30-душевой семье старого солдата Григория Дмитриевича Ватутина, где начиналось воспитание будущего генерала, Здесь сложилась его собранность, трудолюбие, аккуратность и продуманность во всяком деле, скромность, даже замкнутость, молчаливость и оттого кажущаяся внешняя суровость. Но и доброта тоже отсюда, от семейного уклада, организованного дедом, от родовых корней.

Тот же автор пишет: “Старик был строг, однако все знали, что нет на селе более отзывчивого и справедливого человека, чем Григорий Дмитриевич , и не было случая… чтобы он не помог попавшему в беду человеку”. Эти качества деда Григория передались всем Ватутиным, а в нем самом их выработала военная служба, где люди спаяны в единый коллектив и действуют по правилу “ Один за всех и все за одного”, “Сам погибай, а товарища выручай”. Такою всегда была русская армия, пронесшая по векам и странам свои победные знамена. И во многом потому, что состояла она из таких людей, как наш герой .

Чтец:

На фронт Ватутин добровольцем

В войну Гражданскую ушёл,

Где стал бойцом и комсомольцем,

И школу мужества прошёл,

Шло наступленье, как на море,

Атаки-волны, бой-прибой,

Мы брали города и вскоре

Их оставляли за собой.

Их оставляли за плечами,

Опять подставив бою грудь,

И вновь нас города встречали

И провожали дальше в путь.

Выступление второго студента с сообщением «Отрочество и юность Н. Ватутина»:

Вместе с окончанием начального училища в родной  Чепухинке  осталось и Колино детство. Земский учитель Николай Иванович Попов, обнаруживший у мальчика хорошие способности и прилежание в учении, посодействовал его дальнейшему продолжению. В  1914 году Николай Ватутин был принят в  Валуйское  двухклассное училище, которое вместе  с  педагогическими курсами и начальным училищем размещалось в здании, занятом теперь педучилищем. Жизнь его теперь проходила в основном среди друзей-учащихся.

В назначенный день и час во дворе училища собралось около 200 человек-учащихся всех трех учебных заведений. Прозвенел  звонок, и все разошлись по своим классам. Затем попарно пошли на молитву в просторный зал, специально предусмотренный для этого  при строительстве в  1913 году. Молитва продолжалась примерно полчаса. Проводил ее законоучитель, священник отец Николай (Рыбников). После молитвы учащиеся опять расходились по своим классам.  И так ежедневно.  

Начались занятия. Первый урок  проводила молодая учительница Наталья Петровна Куценко. Она дала задание написать сочинение на тему “Метель”. После проверки отметила работу Коли Ватутина, как лучшую. Потом она с ним часто и подолгу беседовала – выясняла, что его интересует, что он читает, а так же давала ему советы по ученью и книги, направляя его развитие.

Итак, учеба Ватутина закончилась.

Обычно в начале уроков учителя рассказывали о ходе военных событий на российско-германском фронте. Это делалось с целью воспитания у подростков чувства патриотизма. Нередко случалось, что вместо занятий учащиеся обметывали портянки для солдат-фронтовиков, упаковывали посылки для фронта:  табак, папиросы, чулки и прочие вещи, которые отправляли солдатам Валуйского  полка ,  за что неизменно получали от них благодарности.

С первых дней учёбы Коля Ватутин познакомился, а потом и подружился на всю жизнь с Ваней Насоновым из села Насоново. Коля оказался очень внимательным и заботливым другом.

Николай Ватутин не только успешно овладевал знаниями, но и быстро зрел социально. Об этом интересное воспоминание сохранил тот же Ваня Насонов: «Однажды возвращались после занятий из училища. А квартировали мы с Николаем вместе на Казацкой, в доме Силина. Вдруг Николай остановился и говорит: «Подожди, мне нужно зайти к одному большому начальнику по землеустройству. Я написал ему прошение от наших мужиков, и отец приказал выяснить, какие там дела по этой бумаге». «Этот случай, - продолжал Ваня, - привел меня к такому выводу: если он уже умеет это делать, а я не умею, значит, мы разные ученики – Коля умнее меня, потому и отметки у него лучше. И я попросил друга научить меня писать прошения. Он стал объяснять: «Пишутся они на гербовой бумаге, начинать следует со слов «Милостивый государь…» и т.д.

На праздничные дни друзья после занятий отправлялись домой пешком. Осенние и зимние дни коротки, и к вечеру они доходили только до села Насоново, в котором жил Ваня. Коля ночевал у него, а утром следующего дня продолжал свой путь в свое село. Обратно в Валуйки после праздника его везли на лошади и попутно заезжали за Ваней.

Когда закончилось первое полугодие, учащимся выдали ведомости об успеваемости и распустили на рождественские каникулы. У  Ватутина были самые лучшие оценки.

Однако отрок есть отрок, и он не был лишен мальчишеских пристрастий и озорства. Любил, например, поиграть в городки, в бабки. А ещё нравилось им с Ваней забраться на высокую меловую гору, что находится на восточной окраине города и называется гора Шип. С ее вершины ребята смотрели на восток, где в ясные дни сквозь синеву воздуха виднелись их родные и окрестные села. Потом прытью бежали с горы вниз. Однажды так разбежались, что упали и до крови разбили носы.

Так два отроческих года прожил Коля Ватутин в Валуйках. В апреле 1916 года учеба закончилась. Как лучшему выпускнику, ему предоставлена возможность продолжать образование в Уразовском коммерческом училище за казённый счет. Но там он проучился лишь два года.

Об этих летах сообщил интересные факты его однокашник по коммерческому училищу Г. Ф. Денисенко в письме своей жене, присланным с флота: «Как тебе, наверно, известно, недавно наша страна лишилась талантливого полкового генерала армии Ватутина. Ватутин был моим школьным товарищем… родом из Чепухинки, он был так же, как и я, земским стипендиатом  и учился в Уразово в коммерческом училище. Мы с ним два года жили в одном общежитии, но он был на четыре года моложе. Это был мальчик небольшого роста, очень аккуратный и дисциплинированный, крайне часто ездил туда из Уразово. У меня и мысли не было, чтобы из этого небольшого мальчика вырос один из замечательных полководцев нашего времени. Как жаль, что он так рано умер! Надо надеяться, что из нашего поколения учащихся выйдет ещё немало видных людей. Впереди, после войны, ещё так много работы! А нашей стране открываются такие великие возможности.

В мае 1918 года наша местность была оккупирована немцами и гайдамаками. Демаркационная линия прошла в 10 километрах восточнее Валуек, и для Ватутина мир разделился надвое: его хата осталась в России, а он – в Украинском националистическом государстве, охраняемое немецкими штыками. Затем одних оккупантов сменили другие-деникинские. С учебой было закончено.

Николай из отрочества уходит в юность со своей заветной мечтой - стать военным. 8 декабря 1919 года Конная Буденного прогнала деникинцев из Валуек. В это время ему исполнилось 18 лет, и он в начале 1920 года с радостью ушел служить в Красную Армию. Так начался путь полководцы.

Чтец:

В Полтаве, в Харькове учился,

Чтоб командиром красным стать

Всегда упорно он стремился

В военном деле всё познать.

Настойчив был в большом и малом

Храня достоинство и честь.

Валуек первым генералом

Стал наш Ватутин в 36.

Демонстрируется видеофильм «Победоносцы. Ватутин».

Чтец:

Полководец Ватутин-

Наш земляк дорогой.

Край белгородский

Он любил всей душой.

Было дорого, свято

Для него всё у нас.

Это он от фашистов

Белгородчину спас.

А потом с Украины

Грубых немцев прогнал.

Никакой им пощады

Не давал генерал.

Украину Ватутин

По – сыновьи любил.

Он её своим сердцем

От беды заслонил.

Выступление студента с сообщением: «Воспоминания о генерале»:

30 июня Заместитель Начальника Генерального штаба Н. Ф. Ватутин во главе группы генералов и офицеров направляется автотранспортом в Псков, в штаб Северо-Западного фронта для выполнения особого задания Ставки Верховного Главнокомандования.

1-го июля генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин назначается начальником штаба Северо-Западного фронта, при следующих обстоятельствах:

 В 20.00 в Генеральный штаб была направлена Разведывательная сводка штаба Северо-Западного фронта за подписью начальника штаба Северо-Западного фронта генерал-лейтенанта П. С. Кленова. В 20.45 последовало Боевое распоряжение командующего войсками Северо-Западного фронта подписанное уже не П. С. Кленовым, а генерал-лейтенантом Н. Ф. Ватутиным. П. С. Кленов вскоре был арестован и позднее расстрелян.

Войска Северо-Западного фронта к моменту прибытия Н. Ф. Ватутина в Псков отступали из Прибалтики, перед противником открывалась возможность ударов на Ленинград и Москву. Северо-Западному фронту и его начальнику штаба в частности в ближайшем будущем предстояли тяжелые испытания:

 Требовалось отойти на Валдайскую возвышенность, обеспечить целостность фронта между Ленинградом и Москвой, содействовать обороне этих важнейших центров Советского Союза, фактически разрываясь в «войне на два фланга» и в тоже время стремиться к ликвидации противостоящей группировки противника.

 Добиваться осуществления этих противоречивых целей предстояло в тяжелых условиях северного климата и болотистого рельефа. Горькая шутка была придумана офицерами Северо-Западного фронта: «местность где господь забыл разделить небо и землю».

В то время как события на Северо-Западном фронте развивались по худшему из сценариев, в Генеральном штабе РККА испытывали острую нехватку квалифицированных специалистов. Попытку вернуть Н. Ф. Ватутина в Москву в личной беседе со Сталиным предпринял А. М. Василевский. Однако реакция Сталина была неожиданной.

 А. М. Василевский, вспоминая эту беседу, писал:

А когда я весной 1942 года обратился с просьбой вернуть с фронта Н. Ф. Ватутина, ибо мы, что называется, задыхались без квалифицированных штабных работников, он серьезно спросил: «А что он не годится на фронте?»

Как бы то ни было, но перевод Н. Ф. Ватутина в Москву состоялся. Поводом для этого стала реорганизация Генерального штаба, весьма емко описанная генералом армии С. М. Штеменко:

В Генеральном штабе произошла реорганизация. Начальниками направлений назначались лица, командовавшие фронтами и армиями, или но крайней мере начальники штабов объединений. Предполагалось, что эти люди, обладающие авторитетом и опытом, сумеют лучше влиять на события и более оперативно осуществлять связь с действующей армией. Им предоставлялось право лично докладывать в Ставке. До этого прежние начальники направлений с докладами в Ставку не ездили.

Генерал армии С. М. Штеменко вспоминал:

Я и сейчас помню, как еще летом 1942 года, будучи заместителем начальника Генерального штаба по Дальнему Востоку, Н. Ф. Ватутин целыми ночами колдовал над картами других операционных направлений, разрабатывая различные варианты действий наших войск на советско-германском фронте. Мы с удовольствием брали его разработки и использовали, что было можно.

Сложнее оказалось с кандидатурой командующего Воронежским фронтом. Назвали несколько военачальников, но Сталин отводил их. Вдруг встает Николай Федорович и говорит: — Товарищ Сталин! Назначьте меня командующим Воронежским фронтом. — Вас? — Сталин удивленно поднял брови. Я поддержал Ватутина, хотя было очень жаль отпускать его из Генерального штаба. И. В. Сталин немного помолчал, посмотрел на меня и ответил: — Если товарищ Василевский согласен с вами, я не возражаю".

Красовский Степан Акимович вспоминал:

Молодому командующему фронтом не сиделось в обороне. Человек энергичный, настойчивый, он не терпел пассивности. И Воронежский фронт с первых дней своего существования стал активным фронтом. Ватутин не мог смириться с тем, что почти весь город, размещенный на правом берегу реки Воронеж, находился в руках врага.

Когда наступление вражеских войск приостановилось и немцы вынуждены были перейти к обороне, командующий фронтом Н. Ф. Ватутин организовал несколько мощных контрударов. Именно поэтому фашистское командование не решалось снимать из-под Воронежа части и соединения для использования их на других направлениях. Многие наши генералы и офицеры стали называть Ватутина «генералом от наступления». Он заставлял командиров всех степеней напряженно думать, искать уязвимые места в обороне противника и наносить контрудары.

«Тов. Ватутин, являясь начальником штаба Северо-Западного фронта с начала войны с германским фашизмом проявил себя исключительно добросовестным, трудолюбивым, энергичным командиром. Умело сплотил работников штаба и тем самым обеспечил руководство войсками фронта. Помимо своей основной деятельности тов. Ватутин неоднократно выполнял боевые задания Военного Совета фронта, нередко в самые ответственные моменты боевых операций (в период прорыва противника на том или ином участке фронта) возглавлял части организуя отпор врагу (Новгородское и Калининское направление). В боях зарекомендовал себя мужественным, боевым командиром. Достоин награждения ордена Красное Знамя».

Чтец:

Генерал, полководец, воин,

Белгородчины сын родной,

Вечной славы в веках достоин,

Он отчизны своей герой.

 

Жизнь не долгая, но такая,

Что на многих хватило б её,

Жил он, землю свою защищая,

Видя в этом призванье своё!

Тяжелы на войне победы,

Тут без крови не обойтись!

Через трудности все и беды,

Он прошел, защищая жизнь!

Преподаватель истории:

В завершении конференции хотелось бы ознакомить вас с основными этапами боевого пути генерала Н.Ф. Ватутина:

Выступление студента с сообщением: «Этапы боевого пути Ватутина»:

С 30 июня 1941 – начальник штаба Северо-Западного фронта. В мае – июле 1942 года – заместитель начальника Генштаба и представитель Ставки ВГК на Брянском фронте. В июле – октябре 1942 года командовал Воронежским фронтом, который под его руководством успешно оборонялся против немецко-фашистских войск на воронежском направлении. Во время Сталинградской битвы командовал Юго-Западным фронтом. Его войска во взаимодействии с войсками Сталинградского. И Донского фронтов окружили 330-иысячную группировку противника под Сталинградом, а в декабре 1942 года во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта провели Среднедонскую операцию, нанесли решительное поражение группировке противника на Среднем Дону, окончательно сорвали план противника деблокировать окружённые под Сталинградом войска. В марте 1943 года вновь назначен командующим Воронежским фронтом. Летом 1943 года в период оборонительного сражения на Курской дуге части и соединения фронта отразили мощные удары противника, в ходе контрнаступления успешно решили задачу прорыва глубоко эшелонированной обороны.

Незаурядное военное дарование Н.Ф. Ватутин проявил при создании мощных ударных группировок, применении танковых корпусов в качестве подвижных групп армий, а танковых армий – в качестве подвижных групп фронта, что позволило обеспечить высокие темпы при прорыве обороны противника и преследовании его. Под руководством Н.Ф. Ватутина войска Воронежского (с октября 1943 года – 3-го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (в ноябре 1943 года), а также в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины. Во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом войска 1-го Украинского фронта в январе – феврале 1944 года в ходе Корсунь-Шевченковской операции окружили крупную группировку противника и ликвидировали её.

Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника, действий подвижных групп фронта и армии, осуществления решительного маневра войсками, организации устойчивой и активной глубоко эшелонированной оперативной обороны.

За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, а также иностранным орденом.

Демонстрируется видеоролик «Как не любить тебя, святое Белогорье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Боевые награды

Текст к презентации к классному часу о Великой Отечественной войне...

Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

Исследовательский проект: Возможности использования Интернет - источников для установления боевого пути коркинцев, павших в Великой Отечественной войне

Исследовательский проект: Возможности использования Интернет - источников для установления боевого пути коркинцев, павших в Великой Отечественной войне. Целью работы является сбор биографического...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Н.Ф. Ватутин – великий сын земли Белгородской»

Методическая разработка  представлена для проведения открытого внеклассного мероприятия по истории по теме: « Н.Ф. Ватутин – великий сын земли  Белгородской», посвящённого ...

Презентация к викторине внеклассного мероприятия «Николай Фёдорович Ватутин – великий сын земли Белгородской»

Викторина проводится в  конце открытого внеклассного мероприятия по истории по теме: « Н.Ф. Ватутин – великий сын земли  Белгородской», посвящённого двум  памятным дат...