Викторина, посвященная 110 летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина
классный час по теме

Горлова Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_vatutin.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «По местам боевой славы генерала Н.Ф. Ватутина»

Участники: студенты 1-го курса, преподаватели социально-экономических дисциплин.

Цели:

  1. Воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества
  2. Содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности

Задачи:

Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Развивающие: развитие речи - обогащение словарного научного запаса,  развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка, музыкальными способностями.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам товарищей.

Подготовительная работа:

  1. Поиск и сбор материалов о детстве, мужании и боевом пути Н.Ф.Ватутина
  2. Создание презентации «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина»
  3. Работа над составлением вопросов викторины «По местам боевой Славы генерала Н.Ф.Ватутина»
  4. Составление плана викторины, проведение репетиций её фрагментов  

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Выставка журнальных и газетных статей, книг  о жизни и боевом пути генерала Н.Ф. Ватутина
  2. Мультимедийное оборудование.

Ход  мероприятия:

На экран проецируются слайды презентации «Этапы боевого пути Ватутина».

1-й ведущий:

Жизненную стезю каждого определяет не судьба, а родовые корни, и  Ватутинская  порода подтверждает это убедительно и ярко. Над поиском этих корней несколько лет трудился наш земляк-краевед П.А Сопин.

Его предки были служилыми людьми Палатовской крепости. Вот откуда пришла в Ватутинский род “военная косточка”.

Село Чепухино было основано Акимом Чепухиным в конце XVII в.. Прямой предок Н.Ф. Ватутина появился в селе между 1763 и 1782 годами. Это был Петр Иванович Ватутин сообщает “ревизская сказка” (перепись населения) за 1795 год. Дальнейшая родословная Ватутиных прерывается вплоть до деда-генерала Григория Дмитриевича Ватутина. А он в данном случае, как раз, очень интересен, так как в нем тоже крепко было заправлена «военная косточка».

Григорий Дмитриевич 18 лет  прослужил в кавалерии - самом престижном роде войск того времени.

Долгая и напряженная военная служба вымуштровало деда, и потому он был, как пишет биограф генерала Н.Ф. Ватутина  М. Брагина, умный, честный, суровый старик…Привык к распорядку и установил дома строгие правила. За одним столом все Ватутины не умещались; зимой два стола ставили в хате, а летом расстилали во дворе на траве широкую длинную холстину, расставляли по углам на семью каждого сына, раскидывали ложки, и когда дед зычно произносил “садись!”, подходили сыновья с женами, отовсюду сбегались внуки”.

Такова была атмосфера в 30-душевой семье старого солдата Григория Дмитриевича Ватутина, где начиналось воспитание будущего генерала, Здесь сложилась его собранность, трудолюбие, аккуратность и продуманность во всяком деле, скромность, даже замкнутость, молчаливость и оттого кажущаяся внешняя суровость. Но и доброта тоже отсюда, от семейного уклада, организованного дедом, от родовых корней.

2-й ведущий:

Вместе с окончанием начального училища в родной  Чепухинке  осталось и Колино детство. Земский учитель Николай Иванович Попов, обнаруживший у мальчика хорошие способности и прилежании в учении, посодействовал его дальнейшему продолжению. В  1914 году Николай Ватутин был принят в  Валуйское  двухклассное училище, которое вместе  с  педагогическими курсами и начальным училищем размещалось в здании, занятом теперь педучилищем. Жизнь его теперь проходила в основном среди друзей-учащихся.

В назначенный день и час во дворе училища собралось около 200 человек-учащихся всех трех учебных заведений. Прозвенел  звонок, и все разошлись по своим классам. Затем попарно пошли на молитву в просторный зал, специально предусмотренный для этого  при строительстве в  1913 году. Молитва продолжалась примерно полчаса. Проводил ее законоучитель, священник отец Николай (Рыбников). После молитвы учащиеся опять расходились по свои классам.  И так ежедневно.  

Начались занятия. Первый урок  проводила молодая учительница Наталья Петровна Куценко. Она дала задание написать сочинение на тему “Метель”. После проверки отметила работу Коли Ватутина, как лучшую. Потом она с ним часто и подолгу беседовала – выясняла, что его интересует, что он читает, а так же давала ему советы по ученью и книги, направляя его развитие.

Итак, учеба Ватутина закончилась.

3-й ведущий:

В апреле 1916 года учеба закончилась. Как лучшему выпускнику, ему предоставлена возможность продолжать образование в Уразовском коммерческом училище за казённый счет. Но там он проучился лишь два года.

Николай из отрочества уходит в юность со своей заветной мечтой - стать военным. 8 декабря 1919 года Конная Буденного прогнала деникинцев из Валуек. В это время ему исполнилось 18 лет, и он в начале 1920 года с радостью ушел служить в Красную Армию. Так начался путь полководцы.

4-й ведущий:

С 30 июня 1941 – начальник штаба Северо-Западного фронта. В мае – июле 1942 года – заместитель начальника Генштаба и представитель Ставки ВГК на Брянском фронте. В июле – октябре 1942 года командовал Воронежским фронтом, который под его руководством успешно оборонялся против немецко-фашистских войск на воронежском направлении. Во время Сталинградской битвы командовал Юго-Западным фронтом. Его войска во взаимодействии с войсками Сталинградского. И Донского фронтов окружили 330-иысячную группировку противника под Сталинградом, а в декабре 1942 года во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта провели Среднедонскую операцию, нанесли решительное поражение группировке противника на Среднем Дону, окончательно сорвали план противника деблокировать окружённые под Сталинградом войска. В марте 1943 года вновь назначен командующим Воронежским фронтом. Летом 1943 года в период оборонительного сражения на Курской дуге части и соединения фронта отразили мощные удары противника, в ходе контрнаступления успешно решили задачу прорыва глубоко эшелонированной обороны.

5-й ведущий:

Незаурядное военное дарование Н.Ф. Ватутин проявил при создании мощных ударных группировок, применении танковых корпусов в качестве подвижных групп армий, а танковых армий – в качестве подвижных групп фронта, что позволило обеспечить высокие темпы при прорыве обороны противника и преследовании его. Под руководством Н.Ф. Ватутина войска Воронежского (с октября 1943 года – 3-го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (в ноябре 1943 года), а также в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины. Во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом войска 1-го Украинского фронта в январе – феврале 1944 года в ходе Корсунь-Шевченковской операции окружили крупную группировку противника и ликвидировали её.

6-й ведущий:

Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника, действий подвижных групп фронта и армии, осуществления решительного маневра войсками, организации устойчивой и активной глубоко эшелонированной оперативной обороны.

За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, а также иностранным орденом.

Викторина  «По местам боевой славы генерала Н.Ф.Ватутина»:

1)Нынешний район Белгородчины, место рождения Н.Ф.Ватутина:

А)Вейделевский                      в)Волоконовский

Б)Валуйский                            г)Белгородский

2)Должность Коли Ватутина в родном селе, которую он занимал в свои 10 лет и в соответствии с  которой его уважительно называли сельчане по имени и отчеству:

А) землекоп                           В) агроном

Б) бригадир                            Г) землемер

3)С какого возраста Николай Ватутин служил в армии?

А)с  17 лет                                В)с 19 лет

Б)с  18 лет                                 Г)с 20 лет

4)Удостоверение выпускника 14 Полтавской пехотной школы Николаю Ватутину на поле Полтавской битвы вручал:

А) Буденный                           В) Тухачевский

Б) Фрунзе                                 Г) Калинин

5)Война застала Н.Ф. Ватутина:

А) в Киеве                            в) в Москве

Б) в Воронеже                          Г) в Ленинграде

6)С первых дней войны Н.Ф.Ватутин занимал должность:

А) Начальник штаба Киевского военного округа

Б) Начальник штаба Воронежского фронта

В) 1го заместителя начальник Генерального  штаба

Г) начальник штаба Северо-Западного  фронта

7)Первая боевая задача Н.Ф.Ватутина в должности начальника штаба Северо-Западного фронта: Остановить наступление на ____

8)За решимость Н.Ф. Ватутина находить уязвимые места врага и наносить контрудары называли ______

9) За успешное руководство операцией «Уран» под Сталинградом Н.Ф Ватутин был награжден:

А) Орденом Ленина                                   В) Орденом Кутузова

Б) Орденом Суворова 1 степени            Г) Орденом Красного Знамени

10) За выдающийся вклад в победу в Курской битве Н.Ф. Ватутин был награжден____          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...

Неделя химии, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Методические рекомендации по проведению предметной недели по химии,  посвященая  300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова...

Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»

Литературная гостиная, посвященная 125-летию  со дня рождения  Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva-2393921/...

Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского

Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора  Владимира Яковлевича Шаинского....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии...

Межрегиональная онлайн-викторина, посвященная 21-летию со дня рождения Пирогова «Её величество Анатомия!»

Межрегиональная онлайн-викторина, посвященная 21-летию со дня рождения Пирогова«Её величество Анатомия!»https://disk.yandex.ru/i/3EdT1HpvBNcGCg...