Викторина, посвященная 110 летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Викторина «По местам боевой славы генерала Н.Ф. Ватутина»
Участники: студенты 1-го курса, преподаватели социально-экономических дисциплин.
Цели:
- Воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества
- Содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности
Задачи:
Образовательные: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Развивающие: развитие речи - обогащение словарного научного запаса, развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка, музыкальными способностями.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам товарищей.
Подготовительная работа:
- Поиск и сбор материалов о детстве, мужании и боевом пути Н.Ф.Ватутина
- Создание презентации «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина»
- Работа над составлением вопросов викторины «По местам боевой Славы генерала Н.Ф.Ватутина»
- Составление плана викторины, проведение репетиций её фрагментов
Оформление, оборудование и инвентарь:
- Выставка журнальных и газетных статей, книг о жизни и боевом пути генерала Н.Ф. Ватутина
- Мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия:
На экран проецируются слайды презентации «Этапы боевого пути Ватутина».
1-й ведущий:
Жизненную стезю каждого определяет не судьба, а родовые корни, и Ватутинская порода подтверждает это убедительно и ярко. Над поиском этих корней несколько лет трудился наш земляк-краевед П.А Сопин.
Его предки были служилыми людьми Палатовской крепости. Вот откуда пришла в Ватутинский род “военная косточка”.
Село Чепухино было основано Акимом Чепухиным в конце XVII в.. Прямой предок Н.Ф. Ватутина появился в селе между 1763 и 1782 годами. Это был Петр Иванович Ватутин сообщает “ревизская сказка” (перепись населения) за 1795 год. Дальнейшая родословная Ватутиных прерывается вплоть до деда-генерала Григория Дмитриевича Ватутина. А он в данном случае, как раз, очень интересен, так как в нем тоже крепко было заправлена «военная косточка».
Григорий Дмитриевич 18 лет прослужил в кавалерии - самом престижном роде войск того времени.
Долгая и напряженная военная служба вымуштровало деда, и потому он был, как пишет биограф генерала Н.Ф. Ватутина М. Брагина, умный, честный, суровый старик…Привык к распорядку и установил дома строгие правила. За одним столом все Ватутины не умещались; зимой два стола ставили в хате, а летом расстилали во дворе на траве широкую длинную холстину, расставляли по углам на семью каждого сына, раскидывали ложки, и когда дед зычно произносил “садись!”, подходили сыновья с женами, отовсюду сбегались внуки”.
Такова была атмосфера в 30-душевой семье старого солдата Григория Дмитриевича Ватутина, где начиналось воспитание будущего генерала, Здесь сложилась его собранность, трудолюбие, аккуратность и продуманность во всяком деле, скромность, даже замкнутость, молчаливость и оттого кажущаяся внешняя суровость. Но и доброта тоже отсюда, от семейного уклада, организованного дедом, от родовых корней.
2-й ведущий:
Вместе с окончанием начального училища в родной Чепухинке осталось и Колино детство. Земский учитель Николай Иванович Попов, обнаруживший у мальчика хорошие способности и прилежании в учении, посодействовал его дальнейшему продолжению. В 1914 году Николай Ватутин был принят в Валуйское двухклассное училище, которое вместе с педагогическими курсами и начальным училищем размещалось в здании, занятом теперь педучилищем. Жизнь его теперь проходила в основном среди друзей-учащихся.
В назначенный день и час во дворе училища собралось около 200 человек-учащихся всех трех учебных заведений. Прозвенел звонок, и все разошлись по своим классам. Затем попарно пошли на молитву в просторный зал, специально предусмотренный для этого при строительстве в 1913 году. Молитва продолжалась примерно полчаса. Проводил ее законоучитель, священник отец Николай (Рыбников). После молитвы учащиеся опять расходились по свои классам. И так ежедневно.
Начались занятия. Первый урок проводила молодая учительница Наталья Петровна Куценко. Она дала задание написать сочинение на тему “Метель”. После проверки отметила работу Коли Ватутина, как лучшую. Потом она с ним часто и подолгу беседовала – выясняла, что его интересует, что он читает, а так же давала ему советы по ученью и книги, направляя его развитие.
Итак, учеба Ватутина закончилась.
3-й ведущий:
В апреле 1916 года учеба закончилась. Как лучшему выпускнику, ему предоставлена возможность продолжать образование в Уразовском коммерческом училище за казённый счет. Но там он проучился лишь два года.
Николай из отрочества уходит в юность со своей заветной мечтой - стать военным. 8 декабря 1919 года Конная Буденного прогнала деникинцев из Валуек. В это время ему исполнилось 18 лет, и он в начале 1920 года с радостью ушел служить в Красную Армию. Так начался путь полководцы.
4-й ведущий:
С 30 июня 1941 – начальник штаба Северо-Западного фронта. В мае – июле 1942 года – заместитель начальника Генштаба и представитель Ставки ВГК на Брянском фронте. В июле – октябре 1942 года командовал Воронежским фронтом, который под его руководством успешно оборонялся против немецко-фашистских войск на воронежском направлении. Во время Сталинградской битвы командовал Юго-Западным фронтом. Его войска во взаимодействии с войсками Сталинградского. И Донского фронтов окружили 330-иысячную группировку противника под Сталинградом, а в декабре 1942 года во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта провели Среднедонскую операцию, нанесли решительное поражение группировке противника на Среднем Дону, окончательно сорвали план противника деблокировать окружённые под Сталинградом войска. В марте 1943 года вновь назначен командующим Воронежским фронтом. Летом 1943 года в период оборонительного сражения на Курской дуге части и соединения фронта отразили мощные удары противника, в ходе контрнаступления успешно решили задачу прорыва глубоко эшелонированной обороны.
5-й ведущий:
Незаурядное военное дарование Н.Ф. Ватутин проявил при создании мощных ударных группировок, применении танковых корпусов в качестве подвижных групп армий, а танковых армий – в качестве подвижных групп фронта, что позволило обеспечить высокие темпы при прорыве обороны противника и преследовании его. Под руководством Н.Ф. Ватутина войска Воронежского (с октября 1943 года – 3-го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (в ноябре 1943 года), а также в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины. Во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом войска 1-го Украинского фронта в январе – феврале 1944 года в ходе Корсунь-Шевченковской операции окружили крупную группировку противника и ликвидировали её.
6-й ведущий:
Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника, действий подвижных групп фронта и армии, осуществления решительного маневра войсками, организации устойчивой и активной глубоко эшелонированной оперативной обороны.
За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, а также иностранным орденом.
Викторина «По местам боевой славы генерала Н.Ф.Ватутина»:
1)Нынешний район Белгородчины, место рождения Н.Ф.Ватутина:
А)Вейделевский в)Волоконовский
Б)Валуйский г)Белгородский
2)Должность Коли Ватутина в родном селе, которую он занимал в свои 10 лет и в соответствии с которой его уважительно называли сельчане по имени и отчеству:
А) землекоп В) агроном
Б) бригадир Г) землемер
3)С какого возраста Николай Ватутин служил в армии?
А)с 17 лет В)с 19 лет
Б)с 18 лет Г)с 20 лет
4)Удостоверение выпускника 14 Полтавской пехотной школы Николаю Ватутину на поле Полтавской битвы вручал:
А) Буденный В) Тухачевский
Б) Фрунзе Г) Калинин
5)Война застала Н.Ф. Ватутина:
А) в Киеве в) в Москве
Б) в Воронеже Г) в Ленинграде
6)С первых дней войны Н.Ф.Ватутин занимал должность:
А) Начальник штаба Киевского военного округа
Б) Начальник штаба Воронежского фронта
В) 1го заместителя начальник Генерального штаба
Г) начальник штаба Северо-Западного фронта
7)Первая боевая задача Н.Ф.Ватутина в должности начальника штаба Северо-Западного фронта: Остановить наступление на ____
8)За решимость Н.Ф. Ватутина находить уязвимые места врага и наносить контрудары называли ______
9) За успешное руководство операцией «Уран» под Сталинградом Н.Ф Ватутин был награжден:
А) Орденом Ленина В) Орденом Кутузова
Б) Орденом Суворова 1 степени Г) Орденом Красного Знамени
10) За выдающийся вклад в победу в Курской битве Н.Ф. Ватутин был награжден____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...
Неделя химии, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Методические рекомендации по проведению предметной недели по химии, посвященая 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова...
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva-2393921/...
Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского
Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского....
Литературный вечер «Душа поэта и судьба солдата», посвященный 95 -летию со дня рождения Эдуадра Асадова
Литературный вечер,посвященный творчеству Эдуарда Асадова...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)
Цели: 1) расширить представление учащихся о поэзии Серебряного века на основе знакомства с творчеством А.А.Ахматовой, представительницей женской поэзии...
Межрегиональная онлайн-викторина, посвященная 21-летию со дня рождения Пирогова «Её величество Анатомия!»
Межрегиональная онлайн-викторина, посвященная 21-летию со дня рождения Пирогова«Её величество Анатомия!»https://disk.yandex.ru/i/3EdT1HpvBNcGCg...