Оформление УМК
учебно-методический материал по теме

Оформление УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_umk.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФРЯЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ЭЛЕКТРОНИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГТЭУП

__________А.А. Ларичев

«___» ____________2012г.

СТАНДАРТ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

2012г.

Содержание

1. Область применения……………………………………………………………..

3

2. Нормативные ссылки…………………………………………………………….

3

3. Основные понятия и определения………………………………………………

3

4. Обозначения и сокращения……………………………………………………...

5

5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины………

5

6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины……………….…………………………..


6

     Приложения………………………………………………………………………

8

     Приложение 1. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины (перечень документов).

     Приложение 2. Пример оформления фрагмента требований ГОС по

дисциплине.

     Приложение 3. Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины.

     Приложение 4. Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана. Пример оформления календарно-тематического плана.

     Приложение 5. Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины.

     Приложение 6. Пример образца экзаменационного билета.

     Приложение 7. Тематический перечень дидактических материалов.

     Приложение 8. Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов). Образец оформления материалов (практических занятий).


1. Область применения

        Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу, содержанию, порядку оформления учебно-методических документов, входящих в комплекс учебной дисциплины во Фрязинском государственном техникуме электроники, управления и права (далее техникум).

        Стандарт распространяется на учебно-методический комплекс дисциплины всех циклов в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

        Стандарт является элементом системы контроля качества  и обязателен к применению всеми преподавателями техникума.

        Наличие и выполнение требований         стандарта является важнейшим условием оценки качества образовательного процесса и уровня профессионализма преподавателя. На основе стандарта в техникуме организуется аттестация учебных дисциплин.

2. Нормативные ссылки

При разработке настоящего стандарта использованы следующие государственные стандарты:

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов.

ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство  и архивное дело. Термины и определения.

ГОСТ ИСО 9000-2001 Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Письмо Минобразования РФ от 28.03.2000 № 25-55-177/12 «О правилах оформления различных видов изданий».

3. Основные понятия и определения

        3.1. Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в техникуме, в соответствии с лицензией, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

3.2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности.

        3.3. Нормативный срок обучения – расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего и среднего (полного) образования.

        3.4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны включать в себя:

  • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • математические и естественнонаучные дисциплины;
  • обще-профессиональные дисциплины (для данной группы специальностей);
  • специальные дисциплины;
  • производственную (профессиональную) практику.

3.5. Обязательный минимум содержания и уровень подготовки выпускников каждой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

3.6. Учебно-методический комплекс – совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, предусмотренная для изучения студентом в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности.

3.7. Рабочий учебный план специальности – план, определяющий перечень дисциплин, их структуру, распределение по курсам и семестрам, объем работы студента по видам занятий, виды и перечень промежуточной аттестации.

3.8. Рабочий учебный план дисциплины – фрагмент (выписка) из рабочего учебного плана специальности, относящийся к дисциплине.

3.9. График учебного процесса специальности – график, иллюстрирующий бюджет времени в учебном году по курсам и по структурным составляющим учебного процесса.

3.10. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины – документ, содержащий перечень документов и материалов комплекса с указанием их названий, индексов, дат, номеров листов и порядковых номеров документов (приложение 1).

3.11. Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четких сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, преподавателей, проведенных исследований.

4. Обозначения и сокращения

        В стандарте используются обозначения в виде аббревиатур и сокращения терминов:

        ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;

        ГОС – Государственный образовательный стандарт;

УМК – учебно-методический комплекс;        

        РУПД – рабочий учебный план дисциплины;

ГУПД – график учебного процесса дисциплины;

        РП – рабочая программа дисциплины;

        СРС – самостоятельная работа студентов;

        КТП – календарно-тематический план.

5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины

        5.1. В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:

  • внутренняя опись документов УМК дисциплины;
  • требования ФГОС (ГОС) среднего профессионального образования по специальности к обязательному минимуму содержания по конкретной дисциплине;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • выписка из рабочего учебного плана дисциплины, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утвержденные заместителем директора техникума по учебной работе;
  • рабочая программа дисциплины, утвержденная заместителем директора  техникума по учебной работе;
  • календарно-тематический план;
  • сведения об обеспеченности учебниками, учебными пособиями, другими информационными ресурсами в рабочей программе дисциплины на основе федеральных нормативов формирования библиотечного фонда ССУЗа (приказ Минобразования России от 21.11.02 № 4066);
  • контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты);
  • методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ (с указанием оборудования);
  • методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов;
  • методические рекомендации по организации выполнения и защиты реферата по учебной дисциплине (если предусмотрено);
  • методические рекомендации  по выполнению курсовых работ, их тематика (если предусмотрено);
  • методические рекомендации по выполнению дипломных работ, проектов и их тематика (если предусмотрено);
  • тематический перечень дидактических материалов по дисциплине (карточки, раздаточный материал, схемы, слайды);
  • электронные лекции, практические занятия;
  • контрольные варианты учебно-методических материалов.

5.2.        Документы, составленные преподавателем дисциплины и перечисленные в п. 5.1 комплектуются и нумеруются в соответствии с номенклатурой дел. Папки с УМК подписываются с указанием названия учебной дисциплины.

5.3.        Учебно-методический комплекс дисциплины обновляется по мере необходимости: при изменении или обновлении ГОС по специальности, появлении новых образцов учебно-методической литературы.

5.4.        Учебно-методический комплекс дисциплины находится на отделении постоянно в доступном месте.

5.5.        Ответственность за полноту и содержание УМК возлагается на заведующего отделением и преподавателя соответствующей дисциплины. Контроль за использованием УМК в текущей деятельности возлагается на заведующего отделением.

5.6.        Проверка наличия, полноты, содержания, хранения и использования УМК в образовательном процессе проводит заместитель директора по учебной работе 2 раза в год.

6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины

6.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.

        В соответствии с ГОС (ФГОС) по специальности приводится фрагмент требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по конкретной дисциплине из соответствующего цикла. Пример оформления фрагмента требований ГОС для дисциплины приводится в приложении 2.

6.2. Выписка из рабочего учебного плана дисциплины.

        Неотъемлемой составляющей УМК является рабочий учебный план дисциплины, представляющий собой выписку из рабочего учебного плана по специальности (для всех дисциплин). Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины приводится в приложении 3.

6.3. Рабочая программа дисциплины.

        Требования к содержанию и оформлению рабочих программ дисциплин приведены в отдельном стандарте техникума «Рабочая программа дисциплины. Общие требования к оформлению».

        6.4. Календарно-тематический план.

Требования к содержанию и оформлению КТП дисциплин приведены в приложении 4.

6.5. Сведения об обеспеченности учебной литературой.

В сведениях об обеспеченности студентов учебной литературой приводятся источники, указанные в рабочей программе дисциплины, но более расширенные по циклу дополнительной литературы. Примеры оформления «Сведений об обеспеченности учебной литературой» и библиографического описания документов даны в приложении 5.

 

6.6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации по дисциплине.

        В состав УМК включаются контрольно-измерительные материалы для организации и проведения аттестации по дисциплине, в качестве которых применяются:

  • экзаменационные билеты;
  • вопросы для промежуточной аттестации;
  • контрольные тесты;
  • контрольные задания;
  • контрольные работы.

        Контрольно-измерительный материалы  должны быть представлены на бумажных и  электронных носителях. Пример образца экзаменационного билета приведен в приложении 6.

Вопросы для промежуточной аттестации должны охватывать все дидактические единицы учебной дисциплины.

Для выполнения студентами контрольных заданий и работ преподавателем составляются методические рекомендации по их выполнению.

6.7. Образцы выполняемых работ.

Требования к содержанию и оформлению практических и семинарских занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, рефератов по учебной дисциплине, курсовых работ (проектов), дипломных работ и проектов представлены в методических рекомендациях.

Тематический перечень дидактических материалов по дисциплине представлен в приложении 7.

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ для студентов очно-заочной и заочной форм обучения приведены в отдельном стандарте колледжа.

Требования к оформлению электронной лекции и электронному практическому занятию представлено в приложении 8.

6.8. Экземпляры-образцы учебно-методических материалов.

В УМК присутствуют, обновляются и пополняются новыми образцами учебно-методических материалов, обеспечивающих изучение данной дисциплины.  В УМК вкладываются образцы учебно-методических материалов, изданных типографским способом: учебные пособия, методические рекомендации, конспекты лекций, рабочие тетради, монографии.

Приложение 1

Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины

(перечень документов)

Наименование документа

1.

требования ФГОС (ГОС) среднего профессионального образования по специальности к обязательному минимуму содержания по конкретной дисциплине

2.

примерная программа учебной дисциплины

3.

выписка из рабочего учебного плана дисциплины, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утвержденные заместителем директора техникума по учебной работе

4.

рабочая программа дисциплины, утвержденная заместителем директора  техникума по учебной работе

5.

календарно-тематический план

6.

сведения об обеспеченности учебниками, учебными пособиями, другими информационными ресурсами в рабочей программе дисциплины на основе федеральных нормативов формирования библиотечного фонда техникума

7.

контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты)

8.

методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ (с указанием оборудования)

9.

методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов

10.

Далее см. п. 5.1 стандарта


Приложение 2

Пример оформления фрагмента требований ГОС по дисциплине

Фрагмент ГОС среднего профессионального образования по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Минобразованием РФ 16.05.2002 № 10-0202-Б для дисциплины «Основы философии»

Индекс


Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки студента

в т.ч.

часов обязат. учебных занятий

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

2700

2096

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

624

472

ОГСЭ.01

Основы философии:

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем

44


Приложение 3

Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины

Специальность



Форма обучения

Курс

030504 Право и организация социального обеспечения

Рабочий учебный план

на 2011 – 2012 учебный год

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

______________________ О. Н. Морозова

очная

2

Наименование дисциплины

3 семестр – 18 недель

4 семестр – 17 недель

Макс.

С/р

Всего

Лекц.

Практ.

Курсов.

Ф. атт.

Макс.

С/р

Всего

Лекц.

Практ.

Курсов.

Ф. атт.

Конституционное право

46

10

36

30

6

  -

    ДЗ

49

11

38

30

8

       -

   ДЗ


Приложение 4

Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана

ФГОУ СПО

ФРЯЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ЭЛЕКТРОНИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                Заместитель директора

                                                                                                по учебной работе

                                                                                                        __________ О. Н. Морозова

«____»_____________ 20__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на _________/__________ учебный год

по дисциплине_________________________________________________________________________________________________

специальности _________________________________________________________________________________________________

для ______________ курса, группы_________________________________

Преподаватель_________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Количество часов по учебному плану на дисциплину _____________/______________ учебный год _____________ час.

Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии_____________________________________________________

                 Протокол от "_____"_______________200__г.  № _______________

Председатель предметно-цикловой комиссии_____________________________          ________________________________

                                (подпись)                                             (фамилия, и., о.)          

Пример оформления календарно-тематического плана

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Форма учебного занятия

Кол-во часов

Дидактическое обеспечение, наглядные пособия

Формы контроля

Информационное обеспечение


Приложение 5

Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины

Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права

Предметно-цикловая комиссия «Право»

Специальность: 030504 «Право и организация социального обеспечения»

Индекс и наименование дисциплины

Обеспечение обучающихся учебной литературой, указанной в учебной программе дисциплин, в качестве обязательной

Перечень и описание литературы

Гриф

(Минобразования, ФГТЭУП, другие грифы федер. органов исп. власти)

Количество экз./чел.*

ОПД. 01 Теория государства и права

1

Малько А.В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений/ А. В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундилов.- М.: Норма, 2009.- 432 с. (Ab ovo).

Гриф ФГТЭУП

1

2

Грищенко М. В. Теория государства и права: учебник для сред. проф. учеб. Заведений/ М.В. Грищенко, Н.И. Летушева.- 6-е изд. испр. и доп.- М.:  Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

3

Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник/ Л. А. Морозова – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008 – 480 с. – (Российское юридическое образование).

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

4

Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебный курс. – 2 изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89». 2007. – 176 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

5

Теория государства и права: учебник/ коллектив авторов; отв. ред. А. В. Малько. – 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2008.-400 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

6

Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.- 563 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

7

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. -541 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

8

Теория государства и права: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Е. И. Темнова. – 2-е  изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. -384 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

9

Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 379. – (Основы наук).

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

* Приложение к приказу Минобразования России 21.11.2002 № 4066 (извлечение):

«С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам,  а также по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – за последние 10 лет», при этом «… коэффициент норматива обеспеченности фонда основной учебной литературы по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и общим естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам – 0,5; специальным дисциплинам – 0,3; фонда дополнительной литературы – 0,1 – 0,2».


Приложение 6

Пример образца экзаменационного билета

ФГОУ СПО

Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права


Предметно-цикловая комиссия «Радиотехнических дисциплин»


Дисциплина ОПД.13 «Охрана труда»


№ 15



1. Нормативные основы охраны труда на предприятии

2. Воздействие негативных факторов на человека

3. Идентификация травмирующих факторов




Преподаватель _________________________________________________________

                                                                               (подпись)                                              (Ф.И.О.)


Председатель ПЦК______________________________________________________

                                                                               (подпись)                                              (Ф.И.О.)



Приложение 7

Тематический перечень дидактических материалов1 

Дидактические материалы2 

Тема учебного занятия

1 Контрольный вариант прикладывается.

2 Разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы и т.д.) для самостоятельной работы на учебном занятии или внеаудиторно (дома) или демонстрируемые преподавателем; дидактическим материалом называют также сборники задач и упражнений.


Приложение 8

Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов)

Перед публикацией лекционного материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:

Специальность (шифр), форма обучения

Название дисциплины

Курс, семестр

Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов

После таблицы размещается лекционный материал.

Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия в конспекте могут выделяться шрифтом или подчеркиванием. Объем конспекта любой лекции составляет, как правило, 1-2 страницы на 1 вопрос  темы лекции. В конце каждой лекции необходимо указать список литературы по теме.

Темы лекционных занятий должны соответствовать темам лекционных занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.

Пример оформления конспекта см. ниже.

Лекция 9.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКУМЕНТОВ

План

  1. Особенности официально-делового стиля речи.
  2. Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация.
  3. Унификация и стандартизация документов.
  4. Требования к оформлению документов. Реквизиты.
  5. Речевой этикет документа

  1. Официально-деловой стиль - это разновидность литературного языка, которая функционирует в сфере управления, а также правовой, административно-общественной и дипломатической сферах деятельности.

Официально-деловой стиль, так же как и научный стиль речи, делится на подстили: законодательный, канцелярский, деловая переписка, дипломатический.

(И т.д.)

  1. Термин «документ» используется в России с XVIII века. Это слово восходит к латинскому documentum, что означает «доказательство, свидетельство», и имеет три основных значения:
  1. письменное свидетельство (например, исторический документ);
  2. письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер;
  3. паспорт, удостоверение личности.

В рамках официально-делового стиля речи можно определить документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ отображает информацию о лицах, предметах, фактах и событиях.

(И т.д.)

3….

4 …

5….

 

Литература

Основная:

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005

Дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на Дону, 2003
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997

После лекций размещаются вопросы или задания для самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.  Пример их оформления см. ниже.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Заполните  таблицу стилеобразующих факторов официально-делового стиля речи.

  1. Прочитайте юмористический рассказ О.Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и во втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требованиями стиля и структуры этого речевого жанра.

(далее следует текст рассказа)

После лекции (вопросов или заданий для самостоятельной работы)  размещаются тестовые задания. Их должно быть не менее 5.

В каждом тестовом задании под номером 1 дается правильный ответ.  Нумерация ответов автоматическая. Тест оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Образец оформления тестового задания см. ниже.

Тест по теме

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКУМЕНТОВ

Укажите название стиля, соответствующее данному определению:                          « …обслуживает сферу деловых отношений между органами государства, организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами».

  1. официально- деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. художественный

Характерными чертами официально-делового стиля являются:

  1. ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения
  2. объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность
  3. объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность
  4. точность ясность, выразительность, полнота изложения

(И т.д.)

 


Образец оформления материалов (практических занятий)

Перед публикацией практического материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:

Специальность (шифр), форма обучения

Название дисциплины

Курс, семестр

Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов

После таблицы размещается теоретический материал.

Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия выделяться шрифтом или подчеркиванием. В конце каждого практического занятия  необходимо указать список литературы по теме.

Темы практических занятий должны соответствовать темам практических занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.

Пример оформления см. ниже.

Практическое занятие № 3

на тему «Производная сложной функции»

Пусть переменная есть функция от переменной, а переменная  в свою очередь есть функция от независимой переменной, т.е. задана сложная  функция .

Если  и - дифференцируемые функции от своих аргументов, то производная сложной функции существует и равна производной данной функции по промежуточному аргументу , умноженной на производную самого промежуточного аргумента по независимой переменной , т.е. . С учетом полученного правила дифференцирования сложной функции для функции  где , можно записать

                           

Рассмотрим примеры нахождения производных функций.

Пример 1. 

Функцию можно представить в виде  где . Поэтому

Пример 2. 

Имеем  где  поэтому

Пример 3. 

Вынося постоянный множитель 12 за знак производной, получим


Тренировочная таблица

Найти производную следующих функций


Литература

Основная:

Дадаян А.А. Математика, учебник (Профессиональное образование) М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005.

Дополнительная:

Пехлецкий И.Д. Математика, учебник.- М.: Мастерство. 2001.

Материалы пунктов 3,4,5 оформляются так же, как и предыдущие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оформление теста"Рамки"

форматирование текста...

Нестандартные способы оформления диаграмм в программе EXCEL

Эта разработка представляет собой задания на мастер класс для профессионального конкурса по специальности "Мастер по обработке цифровой информации". Эта работа может проводится как дополнительная ...

Инструкция по оформлению овощной и рыбной нарезки

Сейчас ни одно торжество не обходится без овощной и рыбной нарезки, здесь дан инструкции по оформлению и подаче этих блюд....

Методическое пособие по оформлению выпускной (письменной) квалификационной работы

для обучающихся по профессии: 37.7 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»...

Акт. Реквизиты акта. Требования к оформлению текста акта

     Построение урока производственного обучения по методикам развивающего обучения побуждает обучающихся задавать вопросы. Мышление начинается с вопросов и постановки проблем, а...

Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...

Методическая разработка занятия учебной практики ПМ.06 Приготовление и оформление холодных блюд и закусок. Тема 1.1: Приготовление, оформление и подача бутербродов, гастрономических продуктов. Приготовление, оформление салатов.

Данная методическая разработка:- представляет собой обощение педагогического опыта по применению наглядных методов обучения, показа мастер-классов;- отражает актуальность выбранной темы в рамках изуче...