Урок литературы на тему: "Обломов – это сущность, характер, судьба."
план-конспект занятия по теме
Целью данного занятия является: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 55.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема плана – конспекта по литературе.
Группа:
Тема: Обломов – это сущность, характер, судьба.
Цель: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.
Задачи: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание уважения общечеловеческих ценностей;
развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, творческих способностей.
Форма урока: Комбинированный.
Тип урока: формирование и совершенствование знаний.
Оборудование: мультимедиа, тексты произведения.
Ход урока:
- Орг. Момент.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
- Целеполагание.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
На прошлых уроках мы познакомились с биографией И.А. Гончарова, историей создания романа «Обломов», с его сюжетом.
Данетка: (Взаимопроверка. Критерии: ни одной ошибки – «5»; 1,2 ошибки – «4»; 3,4 ошибки – «3». Отрицательные оценки не выставляются).
1) Гончарова звали Иван Алексеевич? (нет. Иван Александрович)
2) Гончаров совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»? (Да)
3) Гончарова учился в Симбирском университете? (нет. в Неженской гимназии)
4) Произведение «Обломов» - это поэма? (нет. Роман)
5) Произведение «Невский проспект» принадлежит Гончарову? (нет)
6) Роман «Обломов» был впервые напечатан в 1860г.? (нет. В 1859г.)
7) Действие романа «Обломов» происходит в Петербурге? (Да)
8) Лучшего друга Ильи Ильича Обломова звали Андрей Штольц? (да)
9) Возлюбленную Ильи Ильича Обломова звали Ольга Ильинская? (да)
10) Илья Ильич Обломов в начале романа жил на Гороховой улице? (да)
- Новый материал.
- Слово преподавателя:
- Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об одном из героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд. Вопросы к кроссворду составлены по пройденным ранее темам.
1 | Г | О | г | о | л | ь | ||
2 | Б | о | р | и | с | |||
3 | Н | а | т | а | л | ь | я | |
4 | П | о | р | т | р | е | т | |
5 | Д | е | м | о | н | |||
о | ||||||||
6 | Е | в | г | е | н | и | й |
Вопросы:
1. Автор произведения «Петербургские повести»? (Гоголь)
2. Имя возлюбленного Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»? (Борис)
3. Имя жены А.С. Пушкина? (Наталья)
4. Название произведения Н.В. Гоголя, в котором из картины выходит старик в азиатском халате? (Портрет)
5. Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова? (Демон)
6. Имя героя поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»? (Евгений)
- Молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд. Герой, о котором пойдет речь, Илья Ильич Обломов.
А теперь обратимся к тексту романа "Обломов". Давайте подберем к образу Обломова слова с отрицанием:
ни на что не понадобился
- ничего не совершал
- ни с кем не хотел встречаться
ни о чем не тревожился
.
- ничто не мешает думать лежа
- ни у кого не бывал
- никого не знал и не видел
- Это все об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Перед вами несколько вещей (книга, ручка, спортивный костюм, тапочки, халат, ночной колпак) из повседневной жизни человека, выберете те предметы, которые подходят образу Обломова. (У доски стоит обучающийся, на которого одевают выбранные вещи)
Чего не хватает нашему Обломову? (правильно, дивана)
!!!Фрагмент из фильма "Несколько дней из жизни Обломова"
Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. (Вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).
- Откроем роман "Обломов". Прочитаем строки:
":поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:
Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:
Сладкие слезы потекут по щекам его:
Случается и то, что он исполниться презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу, и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две - три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом: Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиги тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!"
- Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны - наслаждения высоких помыслов горько плакал: над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:
Какой высокий порыв! Мысли - желания - намерения - стремления!
Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.
Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа - две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.
- Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”.
- Обучающийся 1.
Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей... Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.
Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на — Выборгской стороне.
- На страничках романа перед нами раскрывается мир любви Обломова и Ольги Ильинской. По словам А. Н. Добролюбова, Ольга гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума.
- Обучающийся 2.
Для Обломова Ольга - путеводная звезда, ангел-хранитель.
Какая же она Ольга Ильинская? Ольга - умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Глубина чувств и женственность сделала Ольгу одним из самых гармонических и светлых образов в русской литературе XIX века. Ольга может любить безоглядно и безумно. Для нее любовь - один из способов двигаться вперед. Она ждет, что и ее избранник, Обломов, тоже будет преодолевать любые препятствия для достижения счастья. Но герой стремится к покою, который Ольга воспринимает как проявление его лени и апатии.
Автор испытывает героиню любовью. Пройдя через это испытание, она становится проницательнее, взрослее. Штольц, встретив ее за границей, не понимает: «Где она брала уроки жизни?».
Оба героя, Ольга и Обломов, проходят все стадии любви: зарождение, развитие, высшее напряжение и затухание. Любовь превратилась в долг, «делалась строже, взыскательней». В том, что любовь не сложилась счастливо, есть вина обоих героев. С одной стороны, бездействие Обломова. Хотя герой и любит искренне, он испытывает глубокие сомнения по поводу своих возможностей сделать Ольгу счастливой.
С другой стороны, нельзя не видеть, что Ольга относится к любви, как к некому долгу, она стремится пронести это чувство через всю жизнь. Отсюда складывается ощущение, что любовь для Ольги становится «миссией» - спасти Обломова от апатии и лени. Героиня сравнивает себя с врачом, призванным спасти тяжелобольного. Обломов интуитивно понимает, что материнскую любовь, нежность, которые составляли его идеал, в чувствах Ольги нет. Героиня требует от него самопожертвования, на которое Обломов не способен.
Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний... от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.
Полной противоположностью Ольги Ильинской является Агафья Матвеевна Пшеницына. Эта героиня берет на себя все заботы об Обломове. Ее чувства к Обломову представляют собой своеобразное самоотречение во имя любимого человека
- Что такое «Обломовщина»?
- Обучающийся 3.
Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.
Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке", — читаем мы в романе. Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.
Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.
К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников"
- Давайте вместе составим сводную таблицу «Портрет героя» по пунктам (на доске и в тетрадях).
№ п./п. | Критерий (называется учителем) | Характеристика (дается обучающимися) |
1 | Имя | Илья Ильич (мягкое, нежное, с большим количеством мягких знаков, переливающееся). |
2 | Внешность | Приятный, симпатичный, изнеженный, обрюзгший. |
3 | Характер | Мягкий, добрый, доверчивый, нерешительный. |
4 | Отношение к жизни | Беспечное, легкомысленное, не умеет решать проблемы, боится жизни. |
5 | Деятельность | Внутренняя жизнь - «простор чувствам и воображению». |
6 | Светская жизнь | Пустая трата времени |
7 | Карьера | Напрасная суета. Не умеет работать, боится ответственности. |
8 | Отношение к своему образу жизни | Рад так жизнь, счастлив, что может себе это позволить. |
- Ребята, давайте проверим, живет ли внутри каждого из нас «Обломов».
Анкета "Кем вам приходится Обломов"?
Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.
- В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
- На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
- Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
- Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
- Мой любимый цвет - синий.
- В школе я учился очень нестабильно.
- Мне часто в работе не хватает терпения.
- В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
- Я ярко выраженная сова.
- Я всегда откладываю работу на самый последний момент.
0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и, в конце концов, у вас все получится. Главное для вас - хороший план действий.
8-12: В вашей душе просматривается зародыш обломовщины. Он сидит в вас, живет своей размеренной стабильной жизнью, и если вы не объявите ему борьбу, то он может заполонить всю вашу душу. Твердо скажите себе: " Делу время - потехе час" - и вознаграждайте себя за каждое сделанное вовремя дело.
14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.
- Рефлексия: Обучающиеся отвечают на вопросы:
1. Понравился ли урок?
2. Что интересного было на уроке?
3. Что узнали нового о герое произведения?
4. Интересен ли вам персонаж?
5. Есть ли что – нибудь общее у вас с героем?
- Итоги: Мы познакомились с героем, узнали о его образе жизни, интересах, мечтах. Выскажете свое мнение о мировоззрении героя.
- Д.З.: Глава 9 – «Сон Обломова» - чтение, знание текста, пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».
Урок – объяснение нового материала. Цель урока: образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать п...
Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)
Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представлен...
Презентация к уроку литературы по произведению Шолохова.М. "Судьба человека".
Презентация к уроку литературы на тему "Патриотизм советского солдата", по произведению Шолохова.М. "Судьба человека"....
Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».
Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа» (в рамках изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступле...
презентация для урока ОБЖ на тему "Гидрологические ЧС природного характера".
Сопровождающая презентация к уроку по теме "Гидрологические ЧС". Описыватся основные водные опасности, характерные для Санкт-Петербурга. Называются основные действия в данных ситуа...
Урок по основам философии "Теория познания. Сущность процесса познания"
Методическая разработка...
"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"
Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...