"Петербург А.Блока" 2 урока
методическая разработка по теме
Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших. Она неотделима от его главных, генеральных тем. Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербурга как одушевлённого существа, живущего своей особой, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующего на бытие и судьбу человека.
Статья предлагает проект двух уроков в 11 классе по творчеству А.Блока "Петербург Блока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs.rab_.2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А.Блок. Образ Петербурга в творчестве А.Блока
(11-й класс 2 урока в системе)
Выполнила преподаватель русского
языка и литературы ЯКСЭ
Росоветская М. В.
Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербурга как одушевлённого существа, живущего своей особой, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующего на бытие и судьбу человека.
«Действенный Петербург..» Этими словами Блок отчётливо выразил своё обострённое чувство великого Города, в котором природа, чахлая и убогая, но овеянная сумрачно – тревожным дыханием ненастья, и великолепное искусство, воплощённое в стройных и соразмерных ансамблях, объединились, чтобы создать единственный на всём свете ландшафт.
Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших. Она неотделима от его главных, генеральных тем. То новое, собственное своё, что внёс Блок в тему, это острейшее чувство Петербурга, как города не только призрачных видений, но и разлитой в воздухе тревоги. «Помнишь ли город тревожный?...» - вот первое слово о Петербурге, раздавшееся в юношеской лирике Блока. С течением времени образ Петербурга в лирике Блока претерпевал изменения, но почти всегда ночной – грозный, тревожный, таинственный, нередко – зловещий. Петербург для Блока был не только «самым страшным городом», но и «зовущим и молодящим кровь». Прекрасная душа Петербурга оставалась всё такой же живой и действенной – для того, кому она была открыта, ведома и близка.
На уроках по теме хотелось бы, чтобы учащиеся задумались о том, почему образ Петербурга Блоку представлялся «страшно двойственным» и увидели, в чём заключается его «двойственность», что рождало в поэте противоборствующие чувства любви и ненависти к тому, что навсегда стало своим, заветным.
Как он любил твой шелест чёрный,
Над Невкой, на пустом мосту,
Лаская песней неповторной
Его кошмаров наготу…
Сергей Городецкий
Этапы проекта | Характеристика этапов | Обоснование |
Планирование системы уроков. | 2 урока в системе: 1 «Страшно двойственный..» город 2 «Весь город полон голосов..» | На первом уроке учащиеся вспоминают образ Петербурга, нарисованного предшественниками Блока, знакомятся с тем новым, что привнёс Блок в эту тему; Второй урок посвящен непосредственно работе с текстом «Незнакомки", поиску ответа на вопрос «в чём страшная двойственность Петербурга?» |
Цели 1 урока | 1 . Учащиеся в результате анализа индивидуальных заданий смогут сделать вывод об образе П етербурга, сложившемся в русской литературе до начала 20 века; 2. В ходе групповой работы над текстами стихотворений смогут ответить на вопрос, в чём видит Блок «страшную двойственность» любимого города; 3. Выразительно прочитать предложенные к анализу стихотворения | Цели сформулированы диагностически, наглядно видно чего хочет достичь учитель и чем будут заниматься учащиеся, к каким результатам должны прийти в ходе своей работы. |
Учебная задача. | Представьте себя литературоведами, изучающими творческое наследие А.Блока. Вы создаёте методическое пособие «Образ Петербурга в творчестве А.Блока». Каждая творческая группа, анализируя стихотворение, отвечает на вопрос «Каким рисует Блок свой любимый город?» Свои выводы необходимо записать в форме мини –сочинения. | Учебная задача сформулирована как творческая задача. Создавая свою страничку, каждая группа, опираясь на задания, сможет выразить своё мнение и ответить на главный вопрос урока. |
Этап подготовки к восприятию произведений А.Блока | Проверка д\з: индивидуальные сообщения об образе Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. | Прослушав сообщения, учащиеся смогут с помощью учителя выяснить, что за два века образ Петербурга претерпел в нашей литературе самые разительные метаморфозы – соответственно резким изменениям, сказавшимся в самом отношении к Городу. Для одних это был гордый «град Петров», овеществлённая слава России и залог её бессмертия. Для других – про'клятый и прокля'тый город, случайно возникший над водной бездной вопреки и наперекор разуму, исторической целесообразности, духу национального предания, - город, которому суждена бесславная гибель. |
Решение учебной задачи. | 1 группа. Ст. «Пётр»; «Гимн» 2 группа. Ст. «Унижение»; «Фабрика» 3 группа. Ст . «Сытые»; «В ресторане» Задания для групп: Выразительно прочитать стихотворение; Выделить те части, которые относятся непосредственно к облику города. Всё ли стихотворение посвящено Петербургу? (своё мнение объясните) Какое настроение рождает стихотворение? Почему? Проанализируйте лексику, какие метафоры использует Блок, рисуя город, на фоне которого разворачиваются человеческие истории? Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Каковы его ощущения? Какими средствами поэт показывает свою любовь и ненависть к родному городу? - В чём же на ваш взгляд заключается « страшная двойственность Петербурга»? | Групповая работа позволит задействовать большее количество учащихся, познакомиться с большим количеством произведений поэта. С анализом лирического произведения старшеклассники уже знакомы, поэтому работа со стихотворениями не вызовет затруднений. Но ученики заметят, что предлагаемые стихотворения не о городе, а о человеческих страстях, которые происходят на его фоне. А может быть, сам город участвует в этих историях. Не сложно сделать вывод о том, что чаще Блок пишет не о внешнем облике города, хотя и это есть, но о душе Петербурга, о её состоянии в зависимости от погоды. |
Обобщение | Отличается ли Петербург Блока от Петербурга поэтов и писателей 19 века? Какие традиции в изображении города продолжает Блок? | На этапе обобщения учащиеся не только подводят итоги, выявляя особенности образа Петербурга в творчестве Блока, но и возвращаются к сообщениям о Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского..сопоставляют, находят отличия и сходство в позициях авторов. |
Домашнее задание | 1 перечитать стихотворения, прозвучавшие на уроке; 2 Как вы понимаете слова «Высокое, прекрасное, чудесное вырастает у Блока из низменного, вульгарного и убогого. Непостижимость Петербурга проступает из самого заземлённого и пошлого»? Свои размышления запишите, приведите примеры из прочитанных стихотворений. | Д/з продолжает этап обобщения и готовит учащихся к восприятию программного произведения «Незнакомка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образ Петербурга в творчестве А. Блока" 2 урока
Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербур...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)
Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)
Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...
Конспект урока -экскурсии по английскому языку "По Петербургу" 10 класс
Конспект урока английского языка к УМК М.З. Биболетовой по теме "Города и сёла." Оснащён видео диском о Санкт-Петербурге, видео репортажами , презентациями и видео и роликом детей ,созданнымидет...
Ссылка на видео открытого урока "Современные технологии и организация строительного производства на примере Лахта Центра в г. Санкт- Петербурге
Методическая цель урока: применение активных методов обучения с целью формирования устойчивых мотивационных установок к изучению технологии и организации строительного производства....
Открытый урок по дисциплине "Деловой английский язык" по теме «Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания. Тест 1». Колледж Туризма Санкт-Петербурга, группа 116 (1 курс) СПО 43.02.11 Гостиничный сервис (углубленная подготовка)
Данный материал содержит все необходимое для проведение открытого урока по теме "Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания" (специальность "Гостиничный сервис"...
Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).
Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...