"Образ Петербурга в творчестве А. Блока" 2 урока
методическая разработка по теме
Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербурга как одушевлённого существа, живущего своей особой, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующего на бытие и судьбу человека.Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших.
Статья содержит проект уроков по теме "Петербург Блока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs.rab_.2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А.Блок. Образ Петербурга в творчестве А.Блока
(11-й класс 2 урока в системе)
Выполнила преподаватель русского
языка и литературы ЯКСЭ
Росоветская М. В.
Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербурга как одушевлённого существа, живущего своей особой, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующего на бытие и судьбу человека.
«Действенный Петербург..» Этими словами Блок отчётливо выразил своё обострённое чувство великого Города, в котором природа, чахлая и убогая, но овеянная сумрачно – тревожным дыханием ненастья, и великолепное искусство, воплощённое в стройных и соразмерных ансамблях, объединились, чтобы создать единственный на всём свете ландшафт.
Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших. Она неотделима от его главных, генеральных тем. То новое, собственное своё, что внёс Блок в тему, это острейшее чувство Петербурга, как города не только призрачных видений, но и разлитой в воздухе тревоги. «Помнишь ли город тревожный?...» - вот первое слово о Петербурге, раздавшееся в юношеской лирике Блока. С течением времени образ Петербурга в лирике Блока претерпевал изменения, но почти всегда ночной – грозный, тревожный, таинственный, нередко – зловещий. Петербург для Блока был не только «самым страшным городом», но и «зовущим и молодящим кровь». Прекрасная душа Петербурга оставалась всё такой же живой и действенной – для того, кому она была открыта, ведома и близка.
На уроках по теме хотелось бы, чтобы учащиеся задумались о том, почему образ Петербурга Блоку представлялся «страшно двойственным» и увидели, в чём заключается его «двойственность», что рождало в поэте противоборствующие чувства любви и ненависти к тому, что навсегда стало своим, заветным.
Как он любил твой шелест чёрный,
Над Невкой, на пустом мосту,
Лаская песней неповторной
Его кошмаров наготу…
Сергей Городецкий
Этапы проекта | Характеристика этапов | Обоснование |
Планирование системы уроков. | 2 урока в системе: 1 «Страшно двойственный..» город 2 «Весь город полон голосов..» | На первом уроке учащиеся вспоминают образ Петербурга, нарисованного предшественниками Блока, знакомятся с тем новым, что привнёс Блок в эту тему; Второй урок посвящен непосредственно работе с текстом «Незнакомки", поиску ответа на вопрос «в чём страшная двойственность Петербурга?» |
Цели 1 урока | 1 . Учащиеся в результате анализа индивидуальных заданий смогут сделать вывод об образе П етербурга, сложившемся в русской литературе до начала 20 века; 2. В ходе групповой работы над текстами стихотворений смогут ответить на вопрос, в чём видит Блок «страшную двойственность» любимого города; 3. Выразительно прочитать предложенные к анализу стихотворения | Цели сформулированы диагностически, наглядно видно чего хочет достичь учитель и чем будут заниматься учащиеся, к каким результатам должны прийти в ходе своей работы. |
Учебная задача. | Представьте себя литературоведами, изучающими творческое наследие А.Блока. Вы создаёте методическое пособие «Образ Петербурга в творчестве А.Блока». Каждая творческая группа, анализируя стихотворение, отвечает на вопрос «Каким рисует Блок свой любимый город?» Свои выводы необходимо записать в форме мини –сочинения. | Учебная задача сформулирована как творческая задача. Создавая свою страничку, каждая группа, опираясь на задания, сможет выразить своё мнение и ответить на главный вопрос урока. |
Этап подготовки к восприятию произведений А.Блока | Проверка д\з: индивидуальные сообщения об образе Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. | Прослушав сообщения, учащиеся смогут с помощью учителя выяснить, что за два века образ Петербурга претерпел в нашей литературе самые разительные метаморфозы – соответственно резким изменениям, сказавшимся в самом отношении к Городу. Для одних это был гордый «град Петров», овеществлённая слава России и залог её бессмертия. Для других – про'клятый и прокля'тый город, случайно возникший над водной бездной вопреки и наперекор разуму, исторической целесообразности, духу национального предания, - город, которому суждена бесславная гибель. |
Решение учебной задачи. | 1 группа. Ст. «Пётр»; «Гимн» 2 группа. Ст. «Унижение»; «Фабрика» 3 группа. Ст . «Сытые»; «В ресторане» Задания для групп: Выразительно прочитать стихотворение; Выделить те части, которые относятся непосредственно к облику города. Всё ли стихотворение посвящено Петербургу? (своё мнение объясните) Какое настроение рождает стихотворение? Почему? Проанализируйте лексику, какие метафоры использует Блок, рисуя город, на фоне которого разворачиваются человеческие истории? Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Каковы его ощущения? Какими средствами поэт показывает свою любовь и ненависть к родному городу? - В чём же на ваш взгляд заключается « страшная двойственность Петербурга»? | Групповая работа позволит задействовать большее количество учащихся, познакомиться с большим количеством произведений поэта. С анализом лирического произведения старшеклассники уже знакомы, поэтому работа со стихотворениями не вызовет затруднений. Но ученики заметят, что предлагаемые стихотворения не о городе, а о человеческих страстях, которые происходят на его фоне. А может быть, сам город участвует в этих историях. Не сложно сделать вывод о том, что чаще Блок пишет не о внешнем облике города, хотя и это есть, но о душе Петербурга, о её состоянии в зависимости от погоды. |
Обобщение | Отличается ли Петербург Блока от Петербурга поэтов и писателей 19 века? Какие традиции в изображении города продолжает Блок? | На этапе обобщения учащиеся не только подводят итоги, выявляя особенности образа Петербурга в творчестве Блока, но и возвращаются к сообщениям о Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского..сопоставляют, находят отличия и сходство в позициях авторов. |
Домашнее задание | 1 перечитать стихотворения, прозвучавшие на уроке; 2 Как вы понимаете слова «Высокое, прекрасное, чудесное вырастает у Блока из низменного, вульгарного и убогого. Непостижимость Петербурга проступает из самого заземлённого и пошлого»? Свои размышления запишите, приведите примеры из прочитанных стихотворений. | Д/з продолжает этап обобщения и готовит учащихся к восприятию программного произведения «Незнакомка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...
ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧЕ НЕСТЕРОВА
Материал подготовлен к III Епархиальному съезду МОЛОДЕЖИ ЯКУТИИ "Мы наследники преподобного Сергия", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Нерюнгри 11-14 марта 2014г....
Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)
Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представлен...
Развитие творчества учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения.
Задача школы — научить ученика мыслить, научить его добывать знания. Мыслить по принуждению школьник не будет, необходимо вызвать у него это желание. Я глубоко убеждена, что только творчество в ...
Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).
Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...
«Проблемы и пути развития творчества учащегося на уроке»
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ....
Статья "Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения" для XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии». Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена (2023)
В статье сделана попытка проанализировать типичные причины возникновения конфликтов между преподавателями т.н. поколения "бэби-бумеров" (1950-1964 гг. рождения) и учащимися, принаждежа...