Классный час: "Один мир, одна страна, одна дружба». Презентация.
классный час по теме
Цели и задачи:
- формирование установок толерантного сознания учащихся;
- показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
- принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_odin_mir_odna_stranaodna_druzhba.docx | 26.88 КБ |
test_tolerantnosti..doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: "Один мир, одна страна, одна дружба».
Презентация.
Цели и задачи:
- формирование установок толерантного сознания учащихся;
- показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
- принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Один мир, одна страна, одна дружба»».
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).
Учитель: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
Ученики: (Ученики называют признаки похожести между людьми)
Учитель: Нас объединяет то, что
- Все мы люди
- Живем на одной планете
- Живем в одном городе, республике
- Учимся в одном лицее, в одной группе
- Живем на одних улицах
- Носим одну одежду
- Занимаемся одним делом
- Похожи глаза, волосы <слайд № 2>
Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)
Учитель: Нас различает
- Рост
- Цвет волос и глаз
- Одежда
- Знания
- Национальность
- Фигура
- Возраст (старые и молодые)
- Характер
- Культура <слайд № 3>
Учитель: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).
Учитель: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Учитель: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей лицейской жизни?
Ученики: (Да, очень часто)
Учитель: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между товарищами в группе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в лицее может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом <слайд № 4>.
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества <слайд № 5>.
Учитель: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, еще будучи маленьким, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. Со временем картина становится еще более плачевной: некоторые дети, подрастая, собираются по вечерам в компании, ведут себя очень даже не прилично.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что пожилой человек несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если он даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Ученики: (Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро – просто лентяи).
Учитель: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства <слайд № 6>.
Учитель: В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло <слайды № 7 - 9>. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого <слайды № 10 - 13>.
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты <слайд № 14>.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром <слайд № 15>.
Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то … А вы сами достойный человек?
Учитель: Внимательно посмотрите на плакат <слайд № 16>, на котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами очень разные, но мы всегда вместе. Давайте не оценивать людей, а ценить их.
Учитель: Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.
Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение <слайд № 17>.
Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.
Учитель: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание».
Ученики: (Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам).
Учитель: Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие».
Ученики: (Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).
Учитель: Ответ правильный.
Пусть тебе всегда сопутствуют:
- со – страдание;
- со – чувствие;
- со – действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);
- со – знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);
- со – единение (соединиться) <слайд № 18>.
Учитель: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Что здесь изображено? <слайд № 19>
Ученики: (Мозаика).
Учитель: Да, это мозаика. Этот плакат из мозаики я взяла из Интернета. Что мы здесь видим?
Ученики: (Рисунок, на котором мы видим класс, группу ребят …)
Учитель: Вы знаете, ребята, что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будут объединять общие интересы и цели.
А какие у вас общие интересы?
Ученики: (Учёба, общение в группе).
Учитель: А, что нужно сделать, чтобы группа стала дружным и сплоченным коллективом? Все очень просто. Нужно, чтобы в группе , между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные, но мы живем в одном мире, в одной стране. У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными.
Учительь: Ребята, посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена в мозаике, почему?
Ученики: (Высказывают свое мнение).
Учитель: Как собрать мозаику (или группу, коллектив) полностью, всю до единого звена?
Ученики: (Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно).
Учитель: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию?
Ученики: (Присоединяйся! Ты нам нужен).
Учитель: Что же такое толерантность?
Ученики: (Терпимость, уважение, взаимопонимание…)
Учитель: В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам” <слайд № 21>.
Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд <слайд № 22>. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко, ведь солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом.
Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат.
Ученики: (Ученики предлагают свои правила).
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других <слайд № 23>.
Учитель: Вывод: Наш лицей, наша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание <слайд № 24>.
Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Только уважение друг к другу, взаимопонимание,
Литература:
- Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 2, с. 25-30.
- Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 3, с. 63-68.
- Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 5, с. 58-60.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd, 1992. – 960 с.
- Материалы сети Интернет.
Предварительный просмотр:
Тест толерантности.
Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.
1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:
б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а) да;
б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:
а) да;
б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?
а) вам всегда это трудно сделать;
б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
а) да;
б) нет;
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;
б) вы рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите баллы.
Результаты:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О дружбе"
Методическая разработка классного часа "О дружбе"...
Классный час "О себе, о дружбе, о друзьях".
Классный час для учеников начальной школы. Этот материал будет способствовать формированию дружбы между детьми, учить детей вживаться в чужой опыт и понимать...
Классный час "Дружба - это бесценный дар!"
Классный час о дружбе для учащихся 5-7 классов...
Единый Всекубанский классный час «Один миллион тонн кубанского риса»
Конспект Единого Всекубанского классного часа «Один миллион тонн кубанского риса» включает в себя историю возделывания риса, данные о биологической ценности риса, виды риса, знакомит детей с людь...
Разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности "Мы разные, а страна одна"
Разработка воспитательного мероприятия ко Дню народного единства (квест)....
Открытая беседа. "Волшебная страна дружба".
формирование нравственных качеств обучающихся умение дружить беречь дружбу, общаться в колективе....
"Мы едины, мы одна страна"
Данная методическая разработка посвящены Дню народного единства и может быть использована для проведения классного часа на эту тему....