Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.
статья на тему

Жигалкина Татьяна Александровна

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:

Жигалкина Татьяна Александровна, студент 2 курса магистратуры естественно -географического факультета Курского государственного университета (г. Курск)

Научный руководитель: Лыкова Наталья Ивановна

Межпредметные связи при обучении биологии в системе среднего профессионального образования

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы актуализации применения межпредметных связей биологии и специальных профессиональных дисциплин при обучении студентов в среднем специальном учебном заведении, а также методы реализации межпредметного взаимодействия преподавателей.

   Ключевые слова: межпредметные связи, общие и профессиональные компетенции, вариативность образования, формы организации занятий, бинарный урок.

«Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены».  Я.А.Коменский.

    Современная экономическая ситуация в нашей стране такова, что востребованным оказывается специалист, способный быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие при создании новых технологий. По мере увеличения сложности производственных процессов, внедрения новой техники и технологии растет и уровень требований работодателей к квалификации своих потенциальных работников.  В полной мере это относится и к сельскохозяйственному производству. Сельское хозяйство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании. Нельзя не отметить всевозрастающую потребность экологизации профессионального образования. Сельскохозяйственное производство по своему воздействию на природу стало сравнимо с такими отраслями промышленности как металлургия и энергетика. Это означает, что будущие "хозяева земли" в полной мере должны осознавать возможные последствия для природы своих действий и уметь строить свою профессиональную деятельность на принципах бережного отношения к окружающей среде.

   В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания профессионального и общего образования, что в свою очередь делает актуальной задачу построения образовательного процесса в профессиональной средней школе на базе междисциплинарной интеграции [Блинова, 2013; с. 65].

   Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

   Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк – истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К. Крупская. «Комплексность комплексности рознь, – писала она в 1932 г. в «Методических заметках» [Елагина,  2007; с.18].

   Однако, несмотря на обширный научный материал по проблеме межпредметных связей, процесс интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин не получил широкого распространения и недостаточно освещен в педагогической и научной литературе.  

   Общность структурных компонентов учебных предметов и учебной деятельности служит источником межпредметных связей в процессе обучения. Сравнение основных видов знаний в структуре общеобразовательной дисциплины и в структуре профессиональных дисциплин выявляет их определенную аналогию. Поэтому межпредметные связи в обучении могут осуществляться в следующих основных направлениях: 1) формирование необходимых для становления мировоззрения обучающегося систем понятий с опорой на научные факты, теории, законы, идеи, общие для смежных научных областей; 2) формирование общих для смежных дисциплин умений, и в первую очередь элементарных на которых базируются более сложные методы усвоения идейных связей между дисциплинами; 3) формирование на базе обобщенных знаний и умений верного оценочного отношения к предметным знаниям, в чем особое значение имеют межцикловые связи и мировоззренческие учебные проблемы; 4) формирование политехнических знаний и трудовых умений, требующих комплексного применения знаний основ  биологической науки на практике.

   Практика показывает, что студенты часто затрудняются перенести объективно достаточные знания при переходе к новой дисциплине либо при решении конкретных задач, или в процессе практики. Решение проблемы переноса знаний имеет важное значение для эффективной работы механизма профессиональной адаптации. Процесс вхождения в профессию в качестве основы предполагает активное использование междисциплинарных знаний и комплексных умений и навыков. По всей видимости, видение студентом межпредметных связей может являться для него сигналом для актуализации и переноса знаний, умений и навыков как в процессе обучения, так и в начале профессиональной деятельности. Следовательно, установление МПС является одним из важных способов активизации как учебной, так и профессиональной деятельности. «Человек никогда не может ни усвоить, ни хранить знания сами по себе: они всегда включены у него в ту или иную деятельность, занимая в ней структурное место или объекта этой деятельности, или ее ориентировочной основы, или продукта» [Васильева, 2013; с. 74].

   Изучение биологии в системе среднего профессионального образования имеет некоторые особенности, заключающиеся в необходимости сочетать общеобразовательные функции обучения с формированием профессиональных компетенций. Преподавание биологии в средних специальных учебных заведениях сельскохозяйственного профиля тесно связано с изучением дисциплин общепрофессионального цикла, профессиональных модулей, учебной и производственной практикой и должно осуществляться так, чтобы усвоив теоретический материал темы, обучающиеся поняли ее связь с уроками профессионального цикла. Знания, получаемые студентами, должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности специалиста или рабочего.  Перед преподавателем биологии встает вопрос об установлении межпредметных связей биологии с дисциплинами профессионального цикла, что должно убедить студента в том, что знания, получаемые ими на уроках биологии, имеют непосредственное отношений к выбранной профессии и могут использоваться в их производственной деятельности.

   Работа по осуществлению межпредметных связей биологии и дисциплин профессионального цикла окажется результативной только в том случае, если она будет осуществляться планомерно и систематически, что позволит сформировать у обучающихся устойчивый интерес к биологии, повысит сознательность усвоения учебного материала и качество знаний. Учебный материал при этом должен быть переработан в направлении профессиональной направленности, осознания востребованности и актуальности.

   Особенностью современного образования является его вариативность, возможность разноуровневой дифференциации. У преподавателя появляется возможность не только выбрать методику, но и самостоятельно разработать рабочую программу преподавания предмета с учетом профессиональной направленности учебного материала.

   Межпредметные связи биологии и профессиональных дисциплин осуществляются в ходе применения различных форм и методов организации учебного процесса: аудиторных теоретических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, лабораторных и практических занятий, внеурочной деятельности, уроков производственного обучения, учебной и производственной практики.

   Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы.

   Стабильная, широко применяемая форма организации межпредметных связей – это урок с межпредметными связями.

   Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Тот факт, что материал урока может быть построен на основе знания биологических особенностей сельскохозяйственных культур, выращиваемых на полях родного края, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует формированию ответственного отношения будущих механизаторов к их трудовой деятельности. Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса может оказаться  настолько тесно связанным с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока. Такой урок называют бинарным.

   Межпредметные уроки могут быть обобщающими, вводными или проводиться в процессе изучения учебной темы. Использование связей между предметами в их различных видах показывает, как можно гибко варьировать содержание и методы предметного обучения, сохраняя при этом специфику отдельных учебных дисциплин. Межпредметные связи помогают выделить общие идейные основы науки в целом и обосновать возможность практического применения теоретических понятий и законов. В то же время, бинарные уроки помогают подвести достаточную теоретическую базу под изучаемые явления и процессы, способствуют обоснованию практических умений и навыков.

   Межпредметный комплексный семинар – одна из продуктивных форм организации обучения, которая позволяет обобщать знания обучающихся из разных, в том числе и профессиональных дисциплин,  с позиций мировоззренческих идей и успешно решать в единстве задачи образования, развития и воспитания, а также формирование профессиональных компетенций. Это достигается путем взаимодействия преподавателей разных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Такие семинары являются действенным средством реализации комплексного подхода к обучению.

   Конференция, как и семинар, обобщает знания студентов из разных предметов вокруг определенных проблем, идей, учебных тем. Она может быть проведена на обобщающем уроке или в форме внеклассного мероприятия. Межпредметная конференция может быть подготовлена и проведена одним преподавателем или группой преподавателей.

   Межпредметные факультативы – нацелены на развитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов студентов. Целесообразно использование индивидуальных заданий с привлечением знаний из других предметов, с учетом интересов обучающихся. Факультативные занятия по сравнению с обязательными курсами имеют более широкие возможности в использовании многосторонних межпредметных связей в целях формирования целостной научной картины мира. При этом обязательным условием успеха являются прочные систематизированные знания студентов по отдельным учебным предметам. В процессе факультативных занятий необходима специальная организация активной познавательной деятельности студентов по применению и обобщению знаний из разных учебных дисциплин. Этому способствует тематическое планирование, включающее разработку вопросов и заданий межпредметного характера. В процессе факультативных занятий по разным курсам особенно важно раскрытие мировоззренческих связей «природа – общество – человек – профессиональная деятельность» на основе широкого использования межпредметных связей. Межпредметные связи значительно повышают эффективность обучения и воспитания студентов, когда они включаются не только в различные формы учебной работы, но и в содержание внеклассной, воспитательной работы.

   Таким образом,  общеобразовательные предметы, в частности биология, могут и должны служить не только базой для изучения специальных дисциплин, но и способствовать повышению профессиональной подготовки обучающихся. В свою очередь, специальные дисциплины должны способствовать закреплению общенаучных знаний и осознанию их практической значимости, ведь овладение профессией и основами наук представляет собой единый учебно-воспитательный процесс.  

Библиографический список

Блинова Т. Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т. Л. Блинова, А. С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.

Васильева Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии. Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 72-75.

Елагина В.С. Межпредметные связи в обучении основам естественных наук. Сборник научных статей; 2007. – С. 34-36.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....

Привлечение и закрепление молодых учителей в школе как приоритетное направление кадровой политики в образовании

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на ...

Статья: "Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования"

В настоящее время система образования функционирует в условиях  перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбо...

Кластерный подход в интеграции науки, образования и производства.

Современное общество, наука и производство предъявляют к выпускникам профессиональных учебных заведений ряд требования, связанных с формированием профессиональных и социальных компетенций. В связи с э...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Использование 100% макулатуры для производства картона для плоских слоёв гофрокартона (лайнера) - приоритетное направление в изготовлении упаковочной тары"

•Цель исследовательской работы:•      Корректировка технологического режима производства картона для плоских слоёв гофрокартона (лайнера) при переработке макулатуры, на• АО «К...

Методические указания к выполнению расчетно-графических работ по машинам перерабатывающих производств для бакалавров направления 110800 "Агроинженерия" профиль "Машины и оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции" часть II

Методические указания содержат расчётно-графические работы, которые выполняются студентами агроинженерных специальностей, а также приложения с необходимыми справочными материалами. Тематика работ соот...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Значимость специальности «Мехатроника»

В 70-х годах прошлого столетия бурно развивающаяся промышленность Японии потребовала изменений в традиционнойсистеме подготовки инженерно-технических кадров. Причинойэтого стало требование рынка по со...