Рабочая программа учебной дисциплины: Основы геодезии
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geodeziya_tehnik.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы геодезии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих ОКПР: 17531 Рабочий зеленого хозяйства.

Для освоения программы учебной дисциплины необходимо среднее общее образование без предъявления требований к опыту работы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-читать ситуации на планах и картах;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок, точек;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат;

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся  к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство и овладению профессиональными компетенциями ПК:

ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.

ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

В процессе освоения программы учебной дисциплины у обучающихся формируются общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 47 часов;

- внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 23 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

47

В том числе

практические занятия:

  1. Определение ориентирных углов направлений по карте.
  2. Решение прямой и обратной геодезических задач.
  3. Выполнение и обработка линейных измерений
  4. Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита
  5. Измерение углов теодолитом.
  6. Работа с теодолитом. Вычислительная обработка теодолитного хода.
  7. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования
  8. Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Координатные измерения

8

внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося:

  • Подготовка сообщений и презентаций.
  • Решение задач на масштабы, по карте (плану) с горизонталями дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений.
  • Определение координат точек по карте.
  • Работа с геодезическими приборами.
  • Отображение схемы теодолитного хода на плане.
  • Построение топографического плана по результатам нивелирования поверхности.
  • Содержание и технология переноса проектных элементов в натуру.

23

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии»

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Топографические

карты, планы и

чертежи

16

1

Тема 1.1 Задачи

геодезии.

Масштабы

Содержание учебного материала

4

Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости, метод ортогонального проектирования. Основные термины и понятия: карта, план, профиль. Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков.

2

Самостоятельная работа № 1

2

Решение задач на масштабы.

Тема1.2 Рельеф местности

Содержание учебного материала

2

 Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте.

2

Тема 1.3

Ориентирование

направлений

Содержание учебного материала

5

Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений.

2

Практическое занятие №1

1

Определение ориентирных углов направлений по карте.

Самостоятельная работа № 2

2

Решение задач по карте (плану) с горизонталями дирекционных углов и географических азимутов задзаданных направлений.

Тема 1.4

Прямая и

обратная

геодезические

задачи

Содержание учебного материала

5

 Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сетки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач.

3

Практическое занятие №2

1

Решение прямой и обратной геодезических задач.

Самостоятельная работа № 3

2

Определение координат точек по карте.

Раздел 2. Геодезические

измерения

20

2

Тема 2.1

Сущность

измерений.

Линейные

измерения

Содержание учебного материала

10

Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода, принятой  за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений: непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой. Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений.

8

Практическое занятие №3

1

Выполнение и обработка линейных измерений

Самостоятельная работа № 4

2

Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей, функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного дальномера.

Тема 2.2 Угловые измерения.

Содержание учебного материала

10

Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня. Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика отчетного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита. Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой журнал, полевой контроль измерений. Технология измерения вертикальных углов; контроль измерений и вычислений. Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом

8

Практическое занятие №4

1

Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита

Практическое занятие №5

1

Измерение углов теодолитом.

Самостоятельная работа № 5

2

Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш.

Раздел 3. Геодезические съемки.

33

3

Тема 3.1. Назначение и виды геодезических съемок.

Содержание учебного материала

6

Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения строительных работ. Задачи по определению планового и высотного положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек геодезических сетей на местности.

5

Самостоятельная работа №6

1

Презентация на тему: «Виды геодезических съемок»

Тема 3.2. Теодолитная съемка

Содержание учебного материала

9

Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений. Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах, уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодолитного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план. Вычисление площади участка. Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения данных, необходимых для выноса в натуру.

5

Практическое занятие №6

1

Работа с теодолитом. Вычислительная обработка теодолитного хода.

Самостоятельная работа №7

4

Отображение схемы теодолитного хода на плане

Тема 3.3.

Геометрическое нивелирование

Содержание учебного материала

9

Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устройства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором. Поверки нивелиров. Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования.

5

Практическое занятие №7

1

Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования

Самостоятельная работа №8

4

Построение топографического плана по результатам нивелирования поверхности.

Тема 3.4 Тахеометрическая съемка.

Содержание учебного материала

9

Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного тахеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при создании съемочного обоснования.

5

Практическое занятие №8

1

Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Координатные измерения

Самостоятельная работа №9

4

Содержание и технология переноса проектных элементов в натуру.

Дифференцированный зачет

1

Итого:

70

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному  материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

- мультимедийная установка

Дидактические материалы:

- комплект учебно-наглядных пособий

3.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

       1.   Кузнецов О.Ф. Основы геодезии и топография местности. Москва: Инфра-Инженерия, 2018. ЭБС «Айбукс»

       2.   Геодезия в строительстве. Подшивалов В. П. [и др.]. Минск: РИПО, 2015. ЭБС «Айбукс»

   3.  Геодезия в лесном хозяйстве. Нестерёнок В. Ф., Нестерёнок М. С., Кухарчик В. А. Минск: РИПО, 2015. ЭБС «Айбукс»    

  Дополнительные источники:

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, самостоятельной работы обучающихся.

Результаты обучения

( освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

-читать ситуации на планах и картах;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу

Практическая занятие:№1,№2

Самостоятельная работа :№1,№2,№3

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок, точек;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат;

Практическое занятие: №3,№4,№5

Самостоятельная работа:№4,№5

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования

Практическое занятие: №6,№7,№8

Самостоятельная работа : №6№7,№8,№9

ДЗ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

Уметь

-читать ситуации на планах и картах;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу

Знать

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

- систему плоских прямоугольных координат;

ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию

Уметь

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок, точек;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат;

Знать

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;

ПК 3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

Уметь

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования

Знать

- виды геодезических измерений.

6.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе обучения;

- участие в профориентационной работе;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, выставках, семинарах, конференциях

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.

Анализ материалов приемной комиссии, портфолио обучающегося

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- организация собственной деятельности в процессе обучения и во время производственного обучения и практики;

- рациональная организация рабочего места во время теоретического обучения, и практики;

- своевременная сдача работ;

- соблюдение правил внутреннего распорядка учебного заведения;

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.

Экспертная оценка результатов выполнения заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- осуществление анализа ситуаций, возникающих в процессе учебной и производственной деятельности;

- осуществление самоанализа и самооценки собственной деятельности в процессе учебной деятельности и производственной практики;

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- обоснованность выбора источников информации;

- использование информации из  различных источников для выполнения профессиональных задач в ходе обучения и практики

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.

Экспертная оценка результатов выполнения заданий.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

-применение оргтехники и компьютерных технологий при подготовке учебных и производственных заданий и их оформлении

Экспертная оценка результатов выполнения заданий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями, мастерами в процессе6 обучения, с коллегами и руководством при прохождении практики;

- быстрота адаптации в новом коллективе;

- участие в планировании совместной деятельности коллектива

- соблюдение этических норм в процессе общения;

- использование методов и приемов бесконфликтного общения и саморегуляции

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения и при прохождении производственной практики

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

- умение ставить и формулировать цели и задачи при выполнении конкретных заданий;

- способность объективно анализировать достигнутые результаты;

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения, практики

Экспертная оценка результатов выполнения заданий.

ОК 8.. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- наличие индивидуального плана развития деловой карьеры;

- умение осознавать и формулировать индивидуальные карьерные цели;

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к технологическим достижениям в профессиональной сфере

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе обучения, практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа по дисциплине "Основы геодезии" для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы геодезии» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль...

Рабочая программа по дисциплине Основы геодезии

Программа по дисциплине «Основы геодезии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для подгото...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы геодезии

Основы геодезии, для специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...