Рабочая программа по дисциплине Основы геодезии
рабочая программа на тему

Программа по дисциплине «Основы геодезии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для подготовки специалистов среднего звена. Дисциплина «Основы геодезии» в структуре основной профессиональной образовательной программы предназначена для формирования умений и знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.04_osnovy_geodezii_2017.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Краснодарского края

«Гулькевичский строительный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии

 по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Гулькевичи

2017

 Рассмотрено

учебно- методическим объединением

протокол №___ от «__»_____2017

Председатель

___________Т.И.Михайличенко

Рассмотрено на заседании

педагогического совета  

протокол № ___ от _________ 2017 г.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, укрупнённая группа - 08.00.00 Техника и технологии строительства (приказ  Минобрнауки РФ от 11 августа 2014г. № 965З, зарегистрирован  в Минюсте России 25 августа 2014г. № 33818).

Организация разработчик: Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Гулькевичский строительный техникум».

Автор:        Рыбина Е.Г.,

        преподаватель

        ГБПОУ КК ГСТ

        __________________________________

Рецензенты:        __________________________________

        __________________________________

        Квалификация по диплому:

__________________________________

__________________________________

__________________________________

        __________________________________

        __________________________________        

        Квалификация по диплому:

        __________________________________

        __________________________________

                                                         __________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Основы геодезии входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-читать ситуации на планах и картах;

-определять положение линий на местности;

-решать задачи на масштабы;

-решать прямую и обратную геодезическую задачу;

-выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

-пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и определении превышений;

-проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;

знать:

-основные понятие и термины, используемые в геодезии;

-назначение опорных геодезических сетей;

-масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

-систему плоских прямоугольных координат;

-приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

    -виды геодезических измерений.

В процессе изучения дисциплины обучающийся осваивает профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные работы и работы по реконструкции строительных объектов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, ремонтных и работ по реконструкции строительных объектов.

ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документацией.

В процессе изучения дисциплины обучающийся  осваивает общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 60 часов, в том числе:

-обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 40 часов;

-самостоятельная работа обучающегося 20  часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия

14

лабораторные  работы

0

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе: расчетные работы, индивидуальные проектные задания, презентация, устные сообщения

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Топографические планы, карты и чертежи

Тема 1.1. Общие сведения

Содержание учебного материала

4

1-2

1

Геодезия по роду задач и способам их решения. Физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры.

1

2

Определение положение точек земной поверхности, системы географических и прямоугольных координат.

1

3

 Высота точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости, метод проекции в геодезии

1

4

Основные термины и понятия: горизонтальное положение, угол наклона, горизонтальный угол, карта, план. Генеральный план объекта..

1

Тема 1.2. Ориентирование направлений

Содержание учебного материала

4

1-2

1

Понятие об ориентировании направлений.

1

2

 Истинные и магнитные азимуты, склонение магнитной стрелки.

1

3

Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между румбами и азимутами.

1

4

Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы передачи дирекционного угла.

1

Практические занятия

1

2

1.

Определение положения линий на местности.

1

Самостоятельная работа. выполнение домашних заданий по разделу № 1. Решение задач. Построение координатной сетки, нанесение точек по координатам.

2

2

Тема 1.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах

Содержание учебного материала

2

1

Основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение

1

2

Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля.

1

Практическое занятие

1

2

1

Чтение рельефа по плану (карте). Решение задач определения уклона линии

1

Самостоятельная работа.

Рельеф и его изображение на т.к. и планах: формы рельефа, горизонтали и изогипсы, их сходство и различие, построение графиков заложений для углов наклона и уклонов.

2

3

Тема 1.4. Масштабы топографических планов, карт. Картографические условные знаки

Содержание учебного материала

2

1

1

Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба.

1

2

 Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков. Методика чтения топографических (карт) планов (описание ситуации по заданному маршруту).

1

Практическое занятие.

1

2

1

Решение задач на масштабы.

1

Самостоятельная аудиторная работа.

Ориентирование на местности.

2

2

Тема 1.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте. Прямая и обратная геодезическая задачи

Содержание учебного материала

3

1

1

Сущность прямой и обратной геодезических задач.

1

2

Алгоритм решения прямой и обратной геодезических задач.  

1

3

Схема определения прямоугольных координат заданной точки.

1

Практические занятия

1

2

1.

Решение прямой и  обратной геодезической задачи

1

Самостоятельная работа: Выполнение домашних заданий. Решение задач с применением масштабов. Топографическая съемка, как комбинация горизонтальной и вертикальной съемок. Виды топографических съемок, их преимущество, недостатки и применение при поиске и разведке МПИ.
Создание топографических планов масштаба 1:5000.

Составления топографических карт.
Космическая фотосъёмка. Геодезия как наука.

2

2

Раздел 2. Геодезические измерения

Тема 2.1. Сущность измерений. Классификация и виды геодезических измерений

Содержание учебного материала

1

1

1

Виды измерений. Погрешность результатов измерений. Понятие о государственной системе стандартизации и метрологии измерительной техники. Факторы и условия измерений

1

Тема 2.2. Линейные измерения

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные методы линейных измерений. ГОСТ на мерные ленты и рулетки. Мерныйкомплект. Методика измерения линий лентой

1

2

Компарирование. Учет поправок за компарирование, температуру, наклон линии. Контроль линейных измерений

1

Практическое занятие

1

2

1.

Измерение линий  рулеткой, стальной мерной лентой.

1

Самостоятельная работа.  Решение задач по теме «Контроль линейных измерений». Способы измерения длины линии на местности.

Государственная геодезическая сеть, сеть сгущения и способы их создания.

Измерение длины с помощью оптических приборов.

2

2

Тема 2.3. Угловые измерения

Содержание учебного материала

2

1

1.

Схема измерения горизонтального угла. Зрительная труба. Уровни и их устройства. Теодолиты. Правила обращения с теодолитом. Поверки и юстировки теодолита.

1

2

 Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов.

1

Практическое занятие

2

3

1.

Схема устройства теодолита

1

2.

Измерение горизонтальных углов и  вертикальных углов, расстояний

1

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Виды теодолитов». Изучить правила обращения с теодолитом. Теодолитная съемка.
Глазомерная съемка и барометрическое нивелирование, их использование при поисках и разведке МПИ.

4

3

Тема 2.4. Геометрическое нивелирование

Содержание учебного материала

2

1

1.

Классификация нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования . Принципиальная схема устройства нивелира с уровнем (основное

геометрическое условие).Устройство нивелира. Поверки нивелиров

1

2

Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции.

1

Практическое занятие

2

3

1

Работа с нивелиром, взятие отсчетов по рейке для расчета отметок точек.

1

2

Обработка результатов нивелирования

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу № 2.

Изучение темы «Физическое нивелирование (барометрическое, гидростатическое, радиолокационное)». Устройство нивелиров при зрительной трубе (Н-3) и прямого изображения (Н-10КЛ). Их поверки
Аэрофотосъёмка и ее применения
Геодезические приборы.

2

2

Раздел 3. Понятие о геодезических съемках.

Тема 3.1. Назначение, виды теодолитных ходов. Состав полевых и камеральных работ при проложение теодолитных  ходов.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Назначение и виды геодезических съемок. Общие сведения о плановых и высотных государственных геодезические сети. Закрепление точек геодезических сетей на местности. Сети сгущения.

1

2

Теодолитный ход как простейший метод построения плановой сети для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы привязки к пунктам геодезической сети. Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах.

1

Практическое занятие

2

2

1.

Проведение камеральных работ по окончании теодолитной съемки (Вычислительная обработка теодолитного хода

1

2.

Проведение камеральных работ по окончании геометрического нивелирования. Нанесение точек теодолитного хода на план

1

Самостоятельная работа: выполнение индивидуального задания по теме «Нанесение точек теодолитного хода на план.Построение координатной сетки, ее оцифровка, нанесение точек хода по координатам на план».

2

3

Раздел 4. Геодезические работы в строительстве.

Тема 4.1. Геодезические разбивочные работы, способы разбивочных работ

Содержание учебного материала

2

1.

Назначение и организация разбивочных работ.

Способы разбивочных работ: способы прямой и обратной угловых засечек; способ линейной засечки; способ полярных координат.

1

2.

Способы разбивочных работ: способы створной и створно-линейной засечек; способ прямоугольных координат; способ бокового нивелирования.

1

Практическое занятие

2

1.

Вынесение на строительную площадку элементов стройгенплана. Выполнение расчетов.

1

2.

Вынесение на строительную площадку элементов стройгенплана. Оформление практической работы.

1

Самостоятельная работа:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); оформление практических работ, подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Геодезические работы в строительстве»; поиск информации по теме «Способы ведения разбивочных работ».

2

    Дифференцированный урок

1

Для характеристики уровня освоения  учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации общепрофессиональной дисциплины необходимо наличие учебного

кабинета «Основы геодезии» и геодезического полигона.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основы геодезии»:

- ученические столы;

- ученические стулья (посадочные места по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя;

-теодолиты;

-нивелиры;

-нивелирные рейки;

-треноги;

-рулетки;

-лазерный дальномер;

-комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины (КУМОД) «Основы

геодезии»

Технические средства обучения:

- ноутбук,

- проектор;

- экран,

- электронная библиотека.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Киселев М.И., Михелев Д.Ш. Геодезия: учебник – М.: Академия, 2014. - 384 с.

2. Инженерная геодезия. Клюшин Е.Б., Михелев Д.Ш., Киселев М.И. и др.: учебник – М.:Академия, 2008. - 480 с.

Дополнительные источники:

1. Хаметов Т.И. Геодезическое обеспечение проектирования, строительства и эксплуатациизданий, сооружений: учебное пособие. – М.: Издательство АСВ, 2005. – 200 с.

2. Норкин С.П. Инженерная геодезия: учебное пособие. – Ориенбург: ГОУ ОГУ, 2007. – 111с.

3. Лукьянов В.Ф. Лабораторный практикум по инженерной геодезии: учебное пособие. –М.: Недра, 2005. – 334 с.

4. Колмогоров В.Г. Основы геодезии и топографии: учебное пособие. – Новосибирск: НГУ,7. Геодезия: учебное пособие для техникумов. – М.: Картгеоцентр – Геодезиздат, 2003. –483с.

5. Инженерная геодезия в строительном производстве: учебное пособие/И.П. Итулов,

Воронеж, 2004. – 329 с.

Интернет-ресурсы

http://dic.academic.ru (Словари и энциклопедии);
http://elibrary.ru (Научная электронная библиотека);
http://www.roscadastre.ru (Сайт некоммерческого партнерства «Кадастровые инженеры»);
http://www.gisa.ru (Геоинформационный портал);
http://geodesist.ru (Сайт геодезист.ру)
http://www.sojuz-geodez.ru (Союз геодезистов)
http://www.geotop.ru (Отраслевой каталог «GeoTop» геодезия, картография ГИС)
http://geostart.ru (форум геодезистов)
http://geodetics.ru/

http://geodesiya.ru/

http://www.geodesylib.ru/

http://geo-book.ru/

http://www.geodezist.info/

http://www.remstroyinfo.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценкарезультатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

- читать ситуации на планах и картах;

Выполнение практических работ по темам «Чтение топографического плана. Изучения фрагмента листа учебной карты, определив                      направления движения  в соответствии с заданием»;«Нанесениеситуации согласно абрисам», текущий контроль в форме

- определять положение линии на местности;

Выполнение внеаудиторной

самостоятельной работы  по теме «Топографические карты, планы и чертежи», выполнение практической работы по теме «Определение обратных углов»

- решать задачи на масштабы;

Выполнение внеаудиторной

самостоятельной работы  по теме «Топографические карты, планы и чертежи», выполнение практических работ по темам «Решение задач на масштабы. Определение действительного расстояния отрезка, изображенного  на фрагменте карты (масштаб и отрезок указаны на карте) и определение точности масштаба», «Построение профиля поверхности участка земли»

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

Выполнение практических работ по темам «Определение обратных углов», «Определение координаты точки методом плоских координат», «Определение дирекционного угла, румба», текущий контроль.

- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

выполнение практической работы по теме «Элементыинженерно-геодезических

разбивочныхработ»

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении отрезков, углов и отметок точек;

Выполнение лабораторных  работ по темам «Изучение Теодолита»,«Измерение горизонтального угла», «Измерение вертикального угла», «Изучение нивелира», «Измерение превышений», выполнение практической работы по теме «Обработка линейных измерений».

- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и  геометрического нивелирования

Выполнение практических работ по теме «Понятие огеодезическихсъемках», текущий контроль.

должен знать:

- основные понятия и термины, используемые в геодезии;

домашние работы по теме «Топографические карты, планы и чертежи»

рефераты по теме «Топографические карты, планы и чертежи»

- назначение опорных геодезических сетей;

индивидуальные задания по теме «Назначение и виды геодезических съемок. Основные сведения о государственных

плановых и высотных геодезических сетях.Закрепление точек геодезических сетей наместности»

домашние работы по теме «Понятие о

геодезическихсъемках»

- масштабы, топографические знаки, точность масштаба;

тестирование по теме «Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд»

- систему плоских прямоугольных координат;

рефераты по теме «Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схема определения  прямоугольных координат заданной точки. Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач»

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения               превышений;

домашние работы по теме «Топографические карты, планы и чертежи»

индивидуальные задания по теме «Уклон линии. Понятия профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной  на топографической карте»

-виды геодезических измерений.

домашние работы по теме «Геодезические измерения»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы геодезии" для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы геодезии» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль...

Рабочая программа ОП.07 Основы геодезии по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП.07 Основы геодезии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности СПО 08.02.08 (приказ...

Рабочая программа по дисциплине Инженерная геодезия

Рабочая программа по дисциплине Инженерная геодезия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

Рабочая программа учебной дисциплины: Основы геодезии

Рабочая программа учебной дисциплины Основы геодезии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшаф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы геодезии

Основы геодезии, для специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...