Методические указания по выполнению и оформлению домашней контрольной работе по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография специальности 21.02.08 Прикладная геодезия
методическая разработка на тему

Владимирова Елена Васильевна
Методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам-заочникам специальности «Прикладная геодезия» в организации их самостоятельной работы над изучением дисциплины «Общая картография».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_dkr_pg.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

Краснодарский архитектурно-строительный техникум

Методические указания

по  выполнению и оформлению домашней контрольной работе

             по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография

специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Краснодар, 2016

Рассмотрено на заседании

учебно-методическим объединением

преподавателей геодезических дисциплин

Протокол №          от  «         »                  20      г.

Председатель                              О.И.Курочкина 

Составитель:                                         Е.В.Владимирова,    преподаватель

                                (подпись)                 ГБПОУ КК КАСТ,

                                                                квалификация по диплому

                                                                инженер-землеустроитель  

Рецензенты:                                                                               

                                     (подпись) 

 

           

                                                                                                         

                                       (подпись)           

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………......................................3

2. Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины …..............................................................................................................................6

 3. Тематический план и вопросы для самоконтроля по дисциплине …..........6

4. Задания  и методические рекомендации  для домашней контрольной работы …............................................................................................................... 10

  1. Методические рекомендации по выполнении  домашней контрольной работы…...........................................................................................................10
  2. Теоретические вопросы ….............................................................................10
  3.  Задания для домашней контрольной работы …..........................................12
  4.   Примеры решения и оформления заданий………………………..........................................................................14

5.        Рекомендуемая литература    ………………………….............................14

  1. Пояснительная записка.

        Дисциплина ОП.02 “Общая картография” относится к циклу  общепрофессиональных дисциплин. Она  имеет практическую направленность и базируется на цикле общеобразовательных.

Методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам-заочникам специальности «Прикладная геодезия»  в организации их самостоятельной работы над изучением дисциплины «Общая картография».

        На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и дают разъяснения по выполнению домашней контрольной работы. Варианты домашней контрольной работы составлены и применены к действующей рабочей программе по предмету.

        Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного предмета и умение применить полученные знания при решении практических заданий.

        Учебный материал рекомендуется изучить в той последовательности, которая дана в методических указаниях:

- ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;

- изучение программного материала по рекомендуемой литературе;

- ответы на вопросы самоконтроля,  приведенных после каждой темы;

- выполнение домашней контрольной работы;

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять картометрические определения на картах;

- определять элементы математической основы топографических планов и карт;

- выполнять картосоставительские работы;

- выполнять генерализацию при составлении топографических планов и карт.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные   этапы   создания   карт,   используя     классические   и современные технологии;

- математическую основу топографических планов и карт;

- правила проектирования условных обозначений на  тематических картах и условных знаков на топографических планах и картах;

- основы проектирования, создания и обновления топографических планов и карт.

Профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.6. Выполнять первичную математическую обработку результатов полевых геодезических измерений с использованием современных компьютерных программ, анализировать и устранять причины брака и грубых ошибок измерений.

ПК 2.1. Использовать современные технологии получения полевых топографо-геодезической информации для картографирования территории страны и обновления существующего картографического фонда, включая геоинформационные и аэрокосмические технологии.

ПК 2.3. Использовать компьютерные и спутниковые технологии для автоматизации полевых измерений и создания оригиналов топографических планов, осваивать инновационные методы топографических работ.

ПК 2.4.  Собирать, систематизировать и анализировать топографо-геодезическую информацию для разработки проектов съемочных работ.

ПК 2.5. Соблюдать требования технических регламентов и инструкций по выполнению топографических съемок и камеральному оформлению оригиналов топографических планов.

 Общие компетенции ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального  и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 Количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающего - 88 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 14 часов, самостоятельной работы обучающегося - 74 часов.

  1. Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины.

        Изучить вопросы тематического плана. Ответить на вопросы самоконтроля. Приступить к ответу на теоретические вопросы домашней контрольной работы (ДКР), согласно требований   предъявляемых к ДКР.  После этого приступить к выполнению заданий и  оформить  согласно предъявляемых требований.

        Если возникают вопросы при изучении материала или решении задач необходимо обратиться к преподавателю.

  1. Тематический план и вопросы для самоконтроля по дисциплине.

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Картография, её задачи. Структура картографии.

Картография, её задачи. Структура картографии. История развития картографии в России. История развития этапов картографического производства.

Вопросы для самоконтроля:

- Дать определения: картографии как науки, задачи картографии, структура картографии, значение картографии в народном хозяйстве.

- Исторические истоки развития картографии в России, эпоха развития картографии при правлении Петра I, этапы развития картографического производства.

 

Раздел 2. Общие сведения о карте.

Тема 2.1. Карта, определение, её свойства. Классификация карт.

Карта, определение, её свойства. Классификация карт. Свойства карты. Элементы карты. Язык карты. Способы отображения объектов местности на карте. Условные знаки. Схема элементов тематической карты.

Тема 2.2 . Математическая основа карт.

Проекция Гаусса-Крюгера для топографических карт. Классификация картографических проекций. Географическая широта, географическая долгота. Земной эллипсоид. Виды искажений на карте.

Вопросы для самоконтроля:

- Перечислить: элементы карты, свойства карты, способы отображения объектов местности на карте, основные группы условных обозначений на карте, виды искажений на карте.

- Дать классификацию карт по: масштабу, содержанию, пространственному охвату.

- Дать определение: картографической проекции, земному эллипсоиду, географической широте, географической долготе, масштабу карты, картографической сетки, карте, элементов карты, язык карты, условных знаков.

- Дать  классификацию картографических проекций по: характеру искажений,  способу построения.

Раздел 3. Понятие о картографической генерализации.

Тема 3.1. Сущность генерализации. Факторы генерализации.

Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации. Сущность генерализации.

Вопросы для самоконтроля:

- Дать понятие: ценз отбора, норма отбора, утрирование объектов, обобщение качественных и количественных характеристик,  картографическая генерализация, геометрическая точность карты, содержательное подобие.

- Перечислить: факторы генерализации, виды генерализации.

Раздел 4. Растровые и векторные карты. Векторизация фрагмента листа  топографической карты масштаба 1:10 000.

Тема 4.1. Понятие растровых и векторных  карт.

Понятие растра. Цифровые и электронные карты. Правила и последовательность составления (векторизации) топографической карты. Написание программы тематической карты масштаба 1:10 000. Привязка растровой топографической основы.

Тема 4.2. Правила и последовательность векторизации гидрографической сети, растительности.

Правила и последовательность векторизации гидрографической сети, растительности, грунтов и рельефа. Размещение надписей. Правила и последовательность векторизации населённых пунктов и дорожной сети. Размещение надписей.

Вопросы для самоконтроля:

- Дать понятие: растр, растровые карты, цифровые карты, электронные карты, слои, дискретные (точечные), линейные, площадные объекты.

- Перечислить правила и последовательность: привязки растровой топографической основы, векторизации гидрографии, рельефа, дорожной сети, населенных пунктов, растительности и грунтов, размещение надписей.

Раздел 5. Основные этапы создания карт.

Тема 5.1. Редакционная подготовка при создании топографических карт.

Этапы создания топографической карты. Редакционные указания. Составление карты. Подготовка карт к изданию. Издание карт.

Вопросы для самоконтроля:

- Охарактеризовать этапы создания топографической карты: редакционно-подготовительные работы, составление, подготовка карт к изданию, издание карт.

Раздел 6. Основные виды топографических произведений.

Тема 6.1. Назначение и содержание основных картографических произведений (в т.ч. атласов).

Понятие карты, плана, атласа, глобуса, схемы. Назначение, содержание основных картографических произведений.

Вопросы для самоконтроля:

- Дать определение: карта, план, атлас, глобус, схема.

- Назвать: назначение, содержание основных картографических произведений.

Раздел 7. Использование топографических карт.

Тема 7.1. Ориентирование по карте и определение характеристик объектов местности.

Ориентирование на местности без карты. Ориентирование на местности по карте. Определение характеристик объектов местности.

Вопросы для самоконтроля:

- Охарактеризовать понятие ориентирование на местности: по карте, без карты по природным ориентирам.

- Перечислить виды природных ориентиров.

- Дать понятие определение характеристик объектов местности.

Раздел 8. Основные направления использования ГИС.

Тема 8.1. Основные направления использования ГИС.

Использование ГИС-технологий в картографическом производстве. Назначение профессиональных программ.

Вопросы для самоконтроля:

- Дать понятие ГИС-технологий в картографическом производстве.

- Назвать профессиональные программы, используемые в картографическом производстве.

  1. Задания  и методические рекомендации  для домашней контрольной работы
  1. Методические рекомендации по выполнении  домашней контрольной работы

  1. Работа выполняется от руки в тетради. Писать через клеточку, разборчиво. Задание выполнять цветными карандашами или ручками строго соблюдая размеры в соответствии с условными знаками. Отвечать на каждый вопрос с начала страницы и написать  названия вопроса. В конце выписать литературные источники.
  2. Задание выбрать по номеру варианта.
  3. Оформление задания: выписать название условного знака, ниже его обозначение (применить Сборник условных знаков масштаба 1:10 000).

  1. Теоретические вопросы

1.  Определение картографии как науки.

2.  Задачи картографии, структура картографии.

3.  Значение картографии в народном хозяйстве.

4. Эпоха развития картографии при правлении Петра I. Первые картографические произведения на Руси.

5. Элементы карты, свойства карты.

6. Способы отображения объектов местности на карте.

7. Основные  группы условных обозначений на карте.

8. Виды искажений на карте.

9. Классификация карт по масштабу.

10. Классификация карт по  содержанию.

11. Классификация карт по пространственному охвату.

12. Язык карты, условные знаки, классификация условных знаков.

13. Географическая широта, географическая долгота.

14. Карта, масштаб карты, элементы карты.

15.  Классификация картографических проекций по характеру искажений.

16.  Дать определение  картографической проекции, земному эллипсоиду.

17. Классификация  картографических проекций по способу построения.

18.  Понятие  геометрическая точность карты, содержательное подобие.

19. Понятие ценза отбора, нормы отбора.

20. Понятие утрирование объектов, обобщение качественных и количественных характеристик.

21. Виды генерализации.

22. Понятие и сущности картографической генерализации.

23. Растр, растровые карты.

24. Факторы генерализации.

25. Правила и последовательность: привязки растровой топографической основы,  размещение надписей.

26. Понятие цифровых и электронных карт. Применение в картографии. Слои. Дискретные (точечные), линейные, площадные объекты.

27. Правила и последовательность векторизации гидрографии, рельефа, дорожной сети, населенных пунктов, растительности и грунтов.

28. Этапы создания топографической карты подготовка карт к изданию, издание карт.

29. Этапы создания топографической карты: редакционно-подготовительные работы, составление.

30. Определение глобусу, атласу.

31. Понятие карте, плану.

32. Содержание основных картографических произведений.

33. Назначение основных картографических произведений.

34. Понятие ориентирование на местности без карты по природным ориентирам.

35. Виды природных ориентиров.

36. Понятие определение характеристик объектов местности.

37.  Понятие ориентирование на местности по карте.

38. Характеристика видов масштабов.

39.  Понятие ГИС-технологий в картографическом производстве.

40. Профессиональные программы, используемые в картографическом производстве.

  1. Задания для домашней контрольной работы

Отобразить условные знаки масштаба 1:10 000:

1. а) дорога грунтовая проселочная; б) торфоразработки.

2. а) пункты государственной геодезической сети; б) двухпутная железная дорога.

3. а) подпись поселка городского типа Снов с населением менее 2000 жителей; б)  радиомачты и телевизионные мачты.

4. а) полевые и лесные дороги; б) пасека.

5. а) линии электропередач на деревянных опорах; б) хвойные леса с характеристиками пород.

6. а) смешанные леса с характеристиками пород; б) овраги и промоины менее 3 метров.

7. а) лиственные леса с характеристиками пород; б) яма естественного происхождения.

8. а) заводы и фабрики с трубами; б) узкая полоса леса древесных насаждений (2 - средняя высота деревьев).

9. а) фруктовые сады; б) отметка командной высоты 212.8.

10. а) сооружение башенного типа; б) узкоколейные железные дороги.

11. а)  мост через реку деревянный с характеристиками; б) отметка уреза воды 108,1.

12. а) озеро соленое, отметка уреза воды 208.1; б) улучшенная грунтовая дорога с шириной проезжей части 6 метров.

13. а) склады горючего; б) выдающиеся огнестойкие жилые и нежилые здания;

14. а) строения жилые и нежилые огнестойкие; б) водяные мельницы.

15. а) линии связи (телефонные, телеграфные, радиотрансляции); б) пересыхающие реки.

16. а) горизонталь основная, подпись горизонтали в метрах, указатели направления скатов (бергштрихи); б) отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров хвойные.

17. а) молодые посадки леса ( 2 — средняя высота деревьев в метрах); б) болота проходимые.

18. а) ограды железобетонные; б) пески ровные.

19. а) огород; б) болота непроходимые.

20. а) луговая травянистая растительность; б) обрывы (3 -глубина в метрах).

21. а) камышовые и тростниковые заросли; б) зимние дороги.

22. а) сплошные заросли кустарников; б) шоссе с характеристиками.

23. а) редкие леса (редколесье); б) насыпь (3 — высота в метрах).

24. а) отдельные кусты и группы кустов; б) выемка (2 — глубина в метрах).

25. а) буреломы; б) заводы и фабрики без труб.

26. а) отдельные рощи лиственные; б) подпись города Снов с числом жителей 10 000 жителей.

Таблица №1 – Определение номера вопроса по номеру студента в журнале

№ по журналу

Номер вопроса

№ по журналу

Номер вопроса

1

1, 6, 19, 40

14

1, 7, 21, 37

2

2, 7, 20, 39

15

2, 8, 22, 36

3

3, 8, 21, 38

16

3, 9, 14, 35

4

4, 9, 22, 37

17

4, 10, 23, 34

5

5, 10, 14, 36

18

5, 15, 24, 33

6

6, 15, 23, 35

19

6, 16, 25, 32

7

7, 16, 24, 34

20

7, 17, 26, 31

8

8, 17, 25, 33

21

8, 18, 27, 30

9

9, 18, 26, 32

22

9, 19, 28, 39

10

10, 19, 27, 31

23

10, 20, 26, 40

11

11, 20, 28, 30

24

11, 21, 29, 39

12

12, 21, 26, 39

25

12, 22, 28, 38

13

13, 22, 29, 40

26

13, 20, 27, 37

  1.  Примеры решения и оформления задания

Отобразить условные знаки масштаба 1:10 000:

1. а) дорога грунтовая проселочная -

б) торфоразработки -

  1. Рекомендуемая литература

1. Берлянт А.М. Картоведение.– М.:Аспект Пресс, 2013 г.

2. Берлянт А.М. Картографический словарь, М. Научный мир, 2013 г.

3. Чурилова Е.А. Картография с основами топографии.- М. Дрофа, 2014 г.

4. Чурилова Е.А. Картография с основами топографии (практикум).- М. Дрофа, 2014 г.

5. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности (термины и словосочетания). Г. Л. Хинкис, В. Л. Зайченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012 г.

Дополнительные источники:

1. ГОСТ 28441-99. Картография цифровая. Термины и определения, 2012 г.

2. ГОСТ Р 51353-99 Геоинформационное картографирование. Метаданные электронных карт. Состав и содержание, 2013 г.

3. ГОСТ Р 50828-95 Геоинформационное картографирование. Простран-ственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования,  2012 г.

4. Руководство по созданию топографических карт масштаба 1 : 25 000, 1 : 50 000 и 1 : 100 000.– М.: Недра, 2011 г.

5. Условные знаки топографических карт масштаба 1 : 25 000, 1 : 50 000 и 1 : 100 000.– М.: Недра, 2011 г.

6. Руководство по созданию топографических карт масштаба 1 : 10 000.– М.: Недра, 2012 г.

7. Условные знаки топографических карт масштаба 1 : 10 000.– М.: Недра, 2011 г.

8. Таблицы координат Гаусса-Крюгера. Эллипсоид Красовского.– М.: Геодезиздат, 1942 г.

Интернет-источники:

  1. http://mognovse.ru/bpp-programma-disciplini-obshaya-kartografiya.htm.l
  2. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3967422.
  3. http://kpfu.ru/pdf/portal/oop/4581.pdf.
  4. http://mgugik.net/archives/465.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Картография.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие и задания для домашней контрольной работы по учебной дисциплине "Математика" для студентов заочного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт».

Данное методическое пособие содержит примерный тематический план учебной дисциплины, общие рекомендации по выполнению контрольной работы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения кон...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография для студентов II курса специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Методические указания по выполнению практических работ направлены на получение навыков умений: выполнять картометрические определения на картах, определять элементы математической основы топографическ...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности» для специальности  43.02.11 Го...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография по специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Самостоятельная работа по дисциплине ОП.02 Общая картография выполняется в форме аудиторной самостоятельной работы за счет времени, отведенного на освоение данной дисциплины.Цель самостоятельной работ...