Программа спец курса "География Иркутской области"
рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная рабочая программа формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своей местности, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«География Иркутской области»
(направление духовно-нравственное)
уровень образования: основное общее 8 класс
Срок реализации: 1 год
Составил:
учитель химии и географии
Шагвалеева Ольга Николаевна
.
с. Худоеланское, 2024г.
Аннотация к рабочей программе «География Иркутской области»
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная рабочая программа формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своей местности, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цель
"География Иркутской области" - дать представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи
- дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2014 г.)
В основу данной программы положено духовно-нравственное развитие учащихся 8 класса.
Организационно-педагогические основы обучения
В кружок принимаются обучающиеся 14-15 лет, которые желают заниматься
исследовательской и проектной деятельностью.
Годовая нагрузка: групповые занятия - 34 часа, один раз в неделю по 1 часу. Количество часов - 34.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по географии Иркутской области для 8 класса. Данный курс является блоком изучения географии России к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Худоеланская СОШ» от 31.08.2023 г. Приказ № 41 Программа Федерального агентства по образованию Главного управления образования Иркутской области реализуется в учебниках «География Иркутской области» и учебно методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.Д.Савченко, А.С.Леонтьева, В.М. Бояркин.
Данный курс обеспечен учебным пособием (Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2018 г.) и "Рабочей тетрадью" (2018 г.). Настоящая программа по курсу "География Иркутской области" составлена с учетом усиления стандарта школьного географического образования (программа "География своего региона), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. В ней отражены актуальные тенденции современной профильно-ориентированной школы. Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии. В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий. В программе даны авторские практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.
I. Результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные результаты
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами обучения географии в основной школе являются:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Регулятивные:
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Коммуникативные:
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Цель обучения и воспитания в школе: Воспитание миролюбивой толерантной личности, способной выстраивать диалог с другими, обладающей эстетическим сознанием, экологической культурой, проявляющей способность к миротворчеству, к созидательной деятельности «здесь и сейчас».
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел, тема | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
Введение | Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населенного пункта на карте области. | Лекция, практикумы |
1. Территория, границы, географическое положение | Иркутская область на картах мира Евразии, России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные и административные границы. Величина территории. | Практическая работа |
2. История исследования территории области | XVIIb. - век землепроходцев и основание острогов П. Пянда, В.Бугор, К. Иванов, Я. Похабов, Е.Хабаров идр. XVIIIb.- начало научных исследований территории области. Х1Хв,- учреждение РГО и СО РГОв Иркутске. ХХв,- Строительство Траннсибирской железной дороги.. | Лекция |
3. Геологическое строение и полезные ископаемые | Основные структуры земной коры- платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы. | Беседа, экскурсии. |
4. Рельеф | Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности. | Беседа, экскурсии. |
5. Климат | Климатообразующие факторы. Типы климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Климат и здоровье человека. | Практическая работа |
6. Внутренние воды | Разнообразие и богатство вод области. Реки. Озера и водохранилища. Байкал. Подземные воды, их виды и использование. | Круглый стол |
7. Почвы | Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы своей местности их охрана. | Экскурсия |
8. Растительность | Вертикальная поясность. Растительные ресурсы области их Охрана. | Дискуссия |
9. Животный мир | Разнообразие животного мира области. Видовой состав. Проблема охраны животных. | Рассказы, выставка |
10. Природно- территориальные комплексы и охрана природы. | Природно-территориальные комплексы и охрана природы. Охраняемые территории- заповедники, национальные парки, заказники. | Викторина |
11. Природа «малой родины» | Название административного района, центра, своего населенного пункта. Топонимическое значение названий. | Анкетир ование |
12. История освоения территории области | Исторические периоды освоения территории: I - до начала XVII в. - кочевание местных племен бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов); II - XVII-середина XVIII вв. - хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья; Ш- середина XVIII-начало XIX вв. - развитие хозяйства под воздействием Сибирского (Московского) тракта; IV- 1840-1900 гг. - отмена крепостного права, золотодобыча и ее воздействие на экономику Иркутской губернии; | Социокультурный практикум |
III. Календарный учебный график.
№ занятия | Тема занятия | часов | Дата |
Введение | Что изучает физическая география Иркутской области | 1 | |
I. | Территория, границы, географическое положение | 1 | |
II. | История исследования территории области | 2 | |
III. | Рельеф | 1 | |
IV. | Климат | 2 | |
V. | Воды и водные ресурсы | 2 | |
VI. | Почвы | 1 | |
VII. | Растительность | 1 | |
VIII. | Животный мир | 1 | |
IX. | ПТК и охрана природы | 1 | |
X. | Природа «малой родины» | 1 | |
XI. | Территория освоения области | 2 | |
XII. | Население Иркутской области | 4 | |
XIII. | Природно-ресурсный потенциал | 2 | |
XIV. | Народное хозяйство | 5 | |
XV. | Внешние экономические связи Иркутской области. | 1 | |
XVI. | Обобщающий урок. Интерактивная игра «Путешествие по Сибири» | 1 | |
Практическая работа | 3 | ||
Проект | 2 | ||
Всего часов 34 |
IV. Список литературы:
Основная
- Бояркин В. М. География Иркутской области / В. М. Бояркин – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 2000.
- Винокуров А. М. Экономика Иркутской области : в 4 т. / А. М. Винокуров, А. П. Суходолов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1998, 1999, 2002, 2005.
- Иркутск и Иркутская область. Атлас. – М. : Федеральная служба Г и К России, 1997.
- Схема развития и размещения производственных сил Иркутской области до 2005 г. – Иркутск: ИГ СО РАН, 2003.
- Тараканов М. А. Промышленность Иркутской области / М. А. Тараканов. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2001.
Дополнительная
- Административно-территориальное деление и численность населения Иркутской области по полу и возрасту на 1 января 2004 г. // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
- Административно-территориальное деление и численность населения Иркутской области по полу и возрасту // Стат.сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
- Безруков Л. А. Внешнеторговые связи в экономике Иркутской области /Л. А. Безруков // Регион: Экономика и социология. – 2001. – № 4.
- Брянский В. П. Желанный, яростный, прекрасный. Туристский путеводитель / В. П. Брянский. – Иркутск : изд-во «Облмашинформ», 2001.
- Воробьев Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях / Н. В. Воробьёв. – Новосибирск : Наука, 2001.
- Восточно-Сибирская железная дорога. – Иркутск : Изд-во «Свят», 1998.
- Восточно-Сибирская железная магистраль. Путь в 100 лет (1898–1998). – Иркутск : Изд-во Иркутск. ун-та, 1998.
- Валуев Н. След в небо. История Иркутского авиационного завода от Антонова до Яковлева / Н. Валуев. – М. : Изд. Дом «Интервестник», 2004.
- Григорьева А. А. Экономическая география Иркутской области /А. А. Григорьева. – Иркутск : ИГУ, 1983.
- Григорьева А. А. Народное хозяйство Иркутской области / А. А. Григорьева. – Иркутск : Вост- Сиб. кн. изд-во, 1973.
- Григорьева А. А., Шоцкий В. П., Воробьев В. В. Иркутская область /А. А.Григорьева, В. П. Шоцкий, В. В. Воробьёв. – Иркутск : Иркутск. кн. изд-во, 1962.
- Дни и ночи «Саянскхимпрома» / сост. Ст. Гольдфарб. – Иркутск : Агентство «КП-Байкал», 2001.
- Думова И. И. Оценка эффективности функционирования хозяйства Иркутской области / И. И. Думова // Иркутская губерния. – 2002. – № 2, № 3.
- Естественное движение населения Иркутской области. 2004 // Стат. сб. – Иркутск : Иркутск- стат, 2005.
- Иванов В. Н. Минерально-сырьевая база Иркутской области: проблемы освоения и развития / В. Н. Иванов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2002. – № 4.
- Итоги социально-экономического развития Иркутской области в 2003 г. – Иркутск : 2004.
- Иркутская область в цифрах // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
- Иркутская область: Россия и страны мира. 2004 // Эконом.-стат.сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
- Корытный Л. М., Безруков Л. А Водные ресурсы Ангаро-Енисейского региона / Л. М. Корыт- ный, Л. А. Безруков. – Новосибирск : Наука, 1990.
- Кротов В. А. Иркутская область / В. А. Кротов. – Иркутск : Иркутск. кн. изд-во, 1960.
- Крюкова В. Н. и др. Угли Иркутского бассейна: состав и свойства / В. Н. Крюкова. – Иркутск: ИГУ, 1988.
- Национальный состав населения по Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
- Природно-ресурсный потенциал Иркутской области. – Иркутск : Изд-во СО РАН, 1998.
- Природно-ресурсный потенциал Азиатской России и сопредельных стран: геоэкономическое, геоэкологическое и геополитическое районирование // Третий Байкальский форум : Европа–Россия– АТР: интеграция и сотрудничество. – Иркутск : Изд-во ИГ СО РАН, 2004.
- Промышленность Иркутской области // Стат. сб. 2004. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ // Стат. сб. 2004. – М. : ФСГС, 2004.
- Социально-экономическое положение городов и районов Иркутской области. 2004 // Эконом.- стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
- У железных гор. Коршуновский горно-обогатительный комбинат. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.
- Уровень жизни населения Иркутской области. 2004 // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
- Харитонов А. Усть-Илимск. Город на рубеже веков / А. Харитонов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. 9
- Численность населения по городам и районам на 1 января 2005 года // Стат. бюллетень. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация с регионального совещания- семинара руководителей учреждений ДОД Иркутской области
Региональное совещание- семинар руководителей учреждений дополнительного образования Иркутской области...

Проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области
Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области...

Оценка знаний и умений учебной дисциплины "История Иркутской области"
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные программой по дисциплине История Иркутской области, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций....

Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»
Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...
Реализация Межрегионального образовательного интернет – проекта «Мост дружбы» (Иркутская область – республика Тыва)" в МОУ ИРМО "Оёкская СОШ"
Интернет – проект «Мост дружбы позволяет эффективно взаимодействовать педагогам, обучающимся и их родителям МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» с педагогами, обучающимися и их родител...

ПРОГРАММА воспитательной работы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Тайшетский промышленно- технологический техникум на 2022 – 2023 годы
Необходимость создания программы воспитательной работы техникума вызвана конкретными потребностями стратегического развития образовательного учреждения в рамках воспитания личности, способной вы...