Программа спец курса "География Иркутской области"
рабочая программа

Шагвалеева Ольга Николаевна

 Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Данная рабочая программа формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своей местности, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geogafiya_irkutskoy_oblasti_-_kopiya.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «География Иркутской области»

(направление духовно-нравственное)

уровень образования: основное общее 8 класс

 Срок реализации: 1 год

              Составил:

                                            учитель химии и географии

Шагвалеева Ольга Николаевна

.

с. Худоеланское, 2024г.

Аннотация к рабочей программе  «География Иркутской области»

 Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Данная рабочая программа формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о своей местности, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цель

"География Иркутской области" - дать представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи

- дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2014 г.)

В основу данной программы положено духовно-нравственное развитие учащихся 8 класса.

Организационно-педагогические основы обучения

В кружок принимаются обучающиеся 14-15 лет, которые желают заниматься

исследовательской и проектной деятельностью.

Годовая нагрузка: групповые занятия - 34 часа, один раз в неделю по 1 часу. Количество часов - 34.

Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана по географии Иркутской области для 8 класса. Данный курс является блоком изучения географии России к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Худоеланская СОШ» от 31.08.2023 г. Приказ № 41  Программа Федерального агентства по образованию Главного управления образования Иркутской области реализуется в учебниках «География Иркутской области» и учебно методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.Д.Савченко, А.С.Леонтьева, В.М. Бояркин.

     Данный курс обеспечен учебным пособием (Бояркин В.М.), атласом "Иркутск и Иркутская область" (2018 г.) и "Рабочей тетрадью" (2018 г.). Настоящая программа по курсу "География Иркутской области" составлена с учетом усиления стандарта школьного географического образования (программа "География своего региона), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. В ней отражены актуальные тенденции современной профильно-ориентированной школы. Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии. В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий. В программе даны авторские практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.

I. Результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные результаты

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами обучения географии в основной школе являются:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Регулятивные:

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность;
  • определять её цели и задачи;
  • выбирать средства и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-давать определение понятиям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-организовывать исследование с целью проверки гипотез.

Коммуникативные:

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

     Цель обучения и воспитания в школе: Воспитание миролюбивой толерантной личности, способной выстраивать диалог с другими, обладающей эстетическим сознанием, экологической культурой, проявляющей способность к миротворчеству, к созидательной деятельности «здесь и сейчас».

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел, тема

Содержание

Формы организации и виды

деятельности

Введение

Что изучает физическая география Иркутской области. Источники географических знаний - учебное пособие, атлас, рабочая тетрадь, краеведческая литература, материалы средств массовой информации. Положение своего населенного пункта на карте области.

Лекция, практикумы

1. Территория, границы,

географическое

положение

Иркутская область на картах мира Евразии, России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные и административные границы. Величина территории.

Практическая работа

2. История исследования территории области

XVIIb. - век землепроходцев и основание острогов П. Пянда, В.Бугор, К. Иванов, Я. Похабов, Е.Хабаров идр. XVIIIb.- начало научных исследований территории области. Х1Хв,- учреждение РГО и СО РГОв Иркутске. ХХв,- Строительство Траннсибирской железной дороги..

Лекция

3. Геологическое строение и полезные ископаемые

Основные структуры земной коры- платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы.

Беседа, экскурсии.

4. Рельеф

Основные формы рельефа. Связь рельефа с тектоническим строением и геологией. Особенности рельефа своей местности.

Беседа, экскурсии.

5. Климат

Климатообразующие факторы. Типы климата области, его особенности. Сезоны года. Погода и климат своей местности. Климат и здоровье человека.

Практическая работа

6. Внутренние воды

Разнообразие и богатство вод области. Реки. Озера и водохранилища. Байкал. Подземные воды, их виды и использование.

Круглый стол

7. Почвы

Почвы, их образование, значение в природе и жизни человека. Почвы своей местности их охрана.

Экскурсия

8. Растительность

Вертикальная поясность.

Растительные ресурсы области их

Охрана.

Дискуссия

9. Животный мир

Разнообразие животного мира

области. Видовой состав.

Проблема охраны животных.

Рассказы,

выставка

10. Природно-

территориальные

комплексы и охрана

природы.

Природно-территориальные

комплексы и охрана природы.

Охраняемые территории-

заповедники, национальные парки,

заказники.

Викторина

11. Природа «малой

родины»

Название административного

района, центра, своего

населенного пункта.

Топонимическое значение

названий.

Анкетир ование

12. История освоения

территории области

Исторические периоды освоения

территории:

I - до начала XVII в. - кочевание

местных племен бурят, эвенков

(тунгусов), тофов (карагасов);

II - XVII-середина XVIII вв. -

хозяйственное освоение русскими

территории Прибайкалья;

Ш- середина XVIII-начало XIX

вв. - развитие хозяйства под

воздействием Сибирского

(Московского) тракта;

IV- 1840-1900 гг. - отмена

крепостного права, золотодобыча

и ее воздействие на экономику

Иркутской губернии;

Социокультурный

практикум

                          III. Календарный учебный график.

№ занятия

Тема занятия

часов

Дата

Введение

Что изучает физическая география Иркутской области

1

I.

Территория, границы, географическое положение

1

II.

История исследования территории области

2

III.

Рельеф

1

IV.

Климат

2

V.

Воды и водные ресурсы

2

VI.

Почвы

1

VII.

Растительность

1

VIII.

Животный мир

1

IX.

ПТК и охрана природы

1

X.

Природа «малой родины»

1

XI.

Территория освоения области

2

XII.

Население Иркутской области

4

XIII.

Природно-ресурсный потенциал

2

XIV.

Народное хозяйство

5

XV.

Внешние экономические связи Иркутской области.

1

XVI.

Обобщающий урок. Интерактивная игра

«Путешествие по Сибири»

1

Практическая работа

3

Проект

2

     Всего часов  34

IV. Список литературы:

Основная

  1. Бояркин В. М. География Иркутской области / В. М. Бояркин – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 2000.
  2. Винокуров А. М. Экономика Иркутской области : в 4 т. / А. М. Винокуров, А. П. Суходолов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1998, 1999, 2002, 2005.
  3. Иркутск и Иркутская область. Атлас. – М. : Федеральная служба Г и К России, 1997.
  4. Схема развития и размещения производственных сил Иркутской области до 2005 г. – Иркутск: ИГ СО РАН, 2003.
  5. Тараканов М. А. Промышленность Иркутской области / М. А. Тараканов. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2001.

Дополнительная

  1. Административно-территориальное деление и численность населения Иркутской области по полу и возрасту на 1 января 2004 г. // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
  2. Административно-территориальное деление и численность населения Иркутской области по полу и возрасту // Стат.сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
  3. Безруков Л. А. Внешнеторговые связи в экономике Иркутской области /Л. А. Безруков // Регион: Экономика и социология. – 2001. – № 4.
  4. Брянский В. П. Желанный, яростный, прекрасный. Туристский путеводитель / В. П. Брянский. – Иркутск : изд-во «Облмашинформ», 2001.
  5. Воробьев Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях / Н. В. Воробьёв. – Новосибирск : Наука, 2001.
  6. Восточно-Сибирская железная дорога. – Иркутск : Изд-во «Свят», 1998.
  7. Восточно-Сибирская железная магистраль. Путь в 100 лет (1898–1998). – Иркутск : Изд-во Иркутск. ун-та, 1998.
  8. Валуев Н. След в небо. История Иркутского авиационного завода от Антонова до Яковлева / Н. Валуев. – М. : Изд. Дом «Интервестник», 2004.
  9. Григорьева А. А. Экономическая география Иркутской области /А. А. Григорьева. – Иркутск : ИГУ, 1983.
  10. Григорьева А. А. Народное хозяйство Иркутской области / А. А. Григорьева. – Иркутск : Вост- Сиб. кн. изд-во, 1973.
  11. Григорьева А. А., Шоцкий В. П., Воробьев В. В. Иркутская область /А. А.Григорьева, В. П. Шоцкий, В. В. Воробьёв. – Иркутск : Иркутск. кн. изд-во, 1962.
  12. Дни и ночи «Саянскхимпрома» / сост. Ст. Гольдфарб. – Иркутск : Агентство «КП-Байкал», 2001.
  13. Думова И. И. Оценка эффективности функционирования хозяйства Иркутской области / И. И. Думова // Иркутская губерния. – 2002. – № 2, № 3.
  14. Естественное движение населения Иркутской области. 2004 // Стат. сб. – Иркутск : Иркутск- стат, 2005.
  15. Иванов В. Н. Минерально-сырьевая база Иркутской области: проблемы освоения и развития / В. Н. Иванов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2002. – № 4.
  16. Итоги социально-экономического развития Иркутской области в 2003 г. – Иркутск : 2004.
  17. Иркутская область в цифрах // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
  18. Иркутская область: Россия и страны мира. 2004 // Эконом.-стат.сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
  19. Корытный Л. М., Безруков Л. А Водные ресурсы Ангаро-Енисейского региона / Л. М. Корыт- ный, Л. А. Безруков. – Новосибирск : Наука, 1990.
  20. Кротов В. А. Иркутская область / В. А. Кротов. – Иркутск : Иркутск. кн. изд-во, 1960.
  21. Крюкова В. Н. и др. Угли Иркутского бассейна: состав и свойства / В. Н. Крюкова. – Иркутск: ИГУ, 1988.
  22. Национальный состав населения по Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2004.
  23. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области. – Иркутск : Изд-во СО РАН, 1998.
  24. Природно-ресурсный потенциал Азиатской России и сопредельных стран: геоэкономическое, геоэкологическое и геополитическое районирование // Третий Байкальский форум : Европа–Россия– АТР: интеграция и сотрудничество. – Иркутск : Изд-во ИГ СО РАН, 2004.
  25. Промышленность Иркутской области // Стат. сб. 2004. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
  26. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ // Стат. сб. 2004. – М. : ФСГС, 2004.
  27. Социально-экономическое положение городов и районов Иркутской области. 2004 // Эконом.- стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
  28. У железных гор. Коршуновский горно-обогатительный комбинат. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.
  29. Уровень жизни населения Иркутской области. 2004 // Стат. сб. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.
  30. Харитонов А. Усть-Илимск. Город на рубеже веков / А. Харитонов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. 9
  31. Численность населения по городам и районам на 1 января 2005 года // Стат. бюллетень. – Иркутск : Иркутскстат, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация с регионального совещания- семинара руководителей учреждений ДОД Иркутской области

Региональное совещание-  семинар руководителей учреждений дополнительного образования Иркутской области...

Проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области

Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в туристическом кластере Иркутской области...

История Иркутской области

История Иркутской области...

Оценка знаний и умений учебной дисциплины "История Иркутской области"

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные программой по дисциплине История Иркутской области, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций....

Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»

Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...

Реализация Межрегионального образовательного интернет – проекта «Мост дружбы» (Иркутская область – республика Тыва)" в МОУ ИРМО "Оёкская СОШ"

Интернет – проект «Мост дружбы  позволяет эффективно взаимодействовать педагогам, обучающимся и их родителям МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» с педагогами, обучающимися и их родител...

ПРОГРАММА воспитательной работы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Тайшетский промышленно- технологический техникум на 2022 – 2023 годы

Необходимость создания программы воспитательной работы техникума вызвана конкретными потребностями стратегического развития  образовательного учреждения в рамках воспитания личности, способной вы...