Конспект занятия по теме: «Жизненные формы лишайников. Составление коллекции лишайников»
план-конспект занятия
Знакомство с жизненными формами лишайников и изготовление коллекции лишайников для музея "Морфологии растений".
Обучение пользоваться определителями и интернет источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_formy_lishaynikov._sostavlenie_kollektsii_lishaynikov.docx | 159.99 КБ |
zhiznennye_formy_lishaynikov.pdf | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Жизненные формы лишайников. Составление коллекции лишайников»
Цель: изучение жизненных форм лишайников используя различные формы обучения (самостоятельная работа, проблемный вопрос, практическая деятельность) и систематизирование знаний о многообразии живых организмов.
Задачи:
- познакомить учащихся с многообразием лишайников;
- развивать умения анализировать материал, обобщать и делать выводы; находить главное в тексте;
- способствовать приобретению опыта освоения научной картины мира, ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Оборудование: афиша, рабочий лист, коллекция лишайников, таблички с видами лишайников, справочники определители лишайников (электронные и книжные).
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация коллекции лишайников, словесный (беседа и рассказ о жизненных формах лишайников), практическая работа (изготовление коллекции лишайников)
Формы: Фронтальная, групповая
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение ключевых понятий: жизненные формы (накипные, листоватые и кустистые), выдвижение предложений на поставленную проблему;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе;
Регулятивные УУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, умение преобразовать информацию из одного вида в другой.
Планируемые результаты:
Предметные: - называют и различают жизненные формы лишайников, применяют знания в практической работе, соблюдают правила поведения при работе к режущими предметами и клеевым пистолетом;
Метапредметные: - учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять полученные результаты исследований в виде коллекции;
Личностные: - учащиеся должны знать основные термины и понятия биологии и экологии, учащиеся должны иметь практические навыки по проведению исследований, уметь аргументировано высказывать свое мнение.
Ход занятия:
1 этап:
Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам расскажу об интересном случае, который случился в Москве в 1885 году.
2 этап:
На улицах города появилась необычная афиша.
Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Собралось на эту лекцию большое количество слушателей!
В наше время так называют что-то загадочное. Например, загадочный человек. Давайте с вами подумаем, а о каком организме рассказывал Тимирязев? А чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю разгадать кроссворд. У каждого на столе лежит рабочий лист. Прочитайте первое задание и выполните его.
1.Голосеменное растение, символ Нового года.
2.Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.
3. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
4. Подземная часть гриба, состоит из системы ветвящихся гиф.
5. Как называется тело низших растений.
6. Низшие растения, живущие в основном в воде.
Теперь вы знаете, о чем рассказывал на своей лекции известный ученый Тимирязев – о лишайниках!
3 этап:
Лишайники – первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.
Лишайники имеют разнообразную окраску за счет вырабатывания различных лишайниковых кислот. Эти соединения откладываются на поверхности грибных нитей, изменяя горную породу, способствуя прикреплению слоевища.
Лишайники способны поглощать водяные пары, главным образом влагу дождей, росы и туманов, всей поверхностью слоевища. И это их главное преимущество перед растениями.
Лишайники – медленно растущие организмы, т.к. фотосинтез у них очень незначительный. Но у различных видов лишайников годовой прирост неодинаков и зависит от географических условий.
Обращаемся к рабочему листу и выполняем задание 2.
Прочитайте краткую справку о лишайниках.
Выделите карандашом в тексте самое важное и интересное. Лишайники насчитывают больше 26 000 видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут расти на деревьях, камнях, почве, коже, стеклах, деревянных постройках, их находили даже на панцирях гигантских черепах. Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8 метров. Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Выделяют в огромном разнообразии лишайников 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену.
Рассмотрите коллекцию “Лишайников”. Чем они отличаются друг от друга?
Жизненные формы лишайников (состоят из 3 типов талломов)
Название типа таллома лишайника | Форма | Морфология | Место обитания |
Накипные (корковые) (около 80% всех лишайников) | Таллом представляет собой корочку, тонкую плёнку, разных цветов, тесно сросшихся с субстратом | В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, медленно растущие, их прирост составляет 1 мм в год, в условиях высокогорья 0,5 мм. Медленный рост лишайников обуславливает большую продолжительность жизни. Талломы некоторых накипных лишайников могут жить до 4 000 лет | на поверхности горных пород; |
Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники) | |||
Листоватые | Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок. | Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф, растут быстрее чем накипные. Продолжительность жизни в среднем, 50-100 лет. | На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой. Встречаются неприкреплённые, кочующие формы |
Характерной особенностью листоватых лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней | |||
Кустистые. | Таллом состоит из ветвей или более толстых, часто ветвящихся стволиках. Вид кустика, прямостоячего или висячего, сильно разветвлённого или неразветвлённого. «Бородатые» лишайники | Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями, растут чуть быстрее накипных и прирост за год составляет до 9 см. Продолжительность жизни в среднем, 50-100 лет. | Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища. Напочвенные — нитевидными ризоидами Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах |
Это высший этап развития слоевища | |||
Физкультминутка:
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
А теперь мы ловим мяч,
Отвечаем на решения задач.
«Да» или «Нет»
1. Лишайники – это организмы симбионты.
2. Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем, или талломом.
3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.
5. Лишайники растут медленно.
6. Автотрофный компонент лишайников – гриб.
7. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
8. Лишайники размножаются только половым путем.
9. Накипные лишайники имеют вид корочки, тонкой пленочки.
10. Гетеротрофный компонент лишайника – водоросли.
11. Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева).
4 этап:
Молодцы ребята! А сейчас мы с вами приступаем к практической работе. Сегодня мы с вами будет изготавливать коллекцию лишайников и определять к какому виду подходят новые образцы лишайников, т.е. будем с вами исследователями.
У нас в кабинете идет оформление музея «Морфологии растений».
Музей официально зарегистрирован.
Помним, как мы пользуемся режущими и колющими предметами, клеевым пистолетом. У вас на столах есть дополнительный материал, который поможет вам определить к какому виду относится лишайник.
Итак, приступаем к работе.
Перед вами находятся разные виды лишайников, оборудование которым вы сегодня будите работать.
5 этап:- Подведение итогов
Предлагаю оценить свою работу на занятии.
6 этап: Рефлексия:
Давайте обменяемся впечатлениями о нашем занятии:
- Что вам понравилось?
- Что осталось непонятным?
- Как вы думаете, зачем нам знания о жизненных формах лишайников?
Ребята, какое настроение вы испытываете сейчас?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ К ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА» ТЕМА: «ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»
«ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА»...
План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля
Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоени...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»Цели: «Учить составлять описательный рассказ»Задачи:Образовател...
План- конспект занятия по дисциплине "Техническая механика (Детали машин) по теме "Влияние числа зубьев на форму и прочность зуба"
План- конспект занятия может быть использован в качестве примера для составления планов-конспектов по методике Шадрикова по иным общепрофессиональным дисциплинам...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
задачи занятия развитие звуковой культуры речи, продолжать учить детей составлять рассказы по картине, самостоятельно задавать друг другу вопросыРазвивать фонематический слух, находить в тексте ...
конспект занятия составление рассказа по картинкам "Человек"
данный материал предназначен для работы со со старшими дошкольниками по лексической теме "Человек и его тело"...